Педагогический проект "Удивительный мир В. Бианки"
проект по художественной литературе (старшая группа)

Параунина Наталия Олеговна

Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством писателя В. Бианки, поддерживать интерес к художественной литературе, продолжать работу по экологическому воспитанию дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_udivitelnyy_mir_bianki.docx831.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                  «МДОУ «Детский сад №112»

     Проект для дошкольников 4-5 лет

 

 «Удивительный мир Виталия Бианки»

                                        Разработала воспитатель:      

                                                                         Параунина Н.О.

   

                                 Г. Ярославль. 2024 год

                                                Проект

«Удивительный мир В. Бианки»

Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза. Непосредственность.  Горячую на все отзывчивость. Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость.

                                                 В. Бианки

Актуальность проекта:

Экологическое воспитание-это одно из направлений дошкольной педагогики. Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение проявится как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому. Для педагога общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными.

Главная задача экологического воспитания – научить детей любить и беречь природу, воспитывать защитников природы. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. И здесь нам на помощь придет художественная литература.

Литература предоставляет богатый материал, на основе которого и воспитывается подрастающее поколение. Одним из писателей, который помогает детям познать огромный мир природы, является писатель В. Бианки. Произведения Виталия Бианки отличаются яркой экологической направленностью. На основе его сказок и рассказов можно воспитать любовь и уважение к природе, учить понимать природу и ее особенности. На основе его произведений, можно не только воспитывать моральные, этические и нравственные качества, но и давать знания о строении, повадках, среде обитания животных и птиц. У педагогов главная цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Цель проекта:

Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя В. Бианки, поддерживать интерес к художественной литературе, продолжать работу по экологическому воспитанию дошкольников.

Задачи проекта:

1. Расширять представления детей о литературе, о творчестве русских писателей, о книгах.

2. Расширять представления детей о животном мире. Воспитывать добрые чувства к животным, умение замечать красоту природы родного края.

3. Способствовать развитию памяти, мышления, наблюдательности.

4. Учить воспринимать художественное слово и понимать образный язык сказок, рассказов В. Бианки; к месту употреблять в речи  загадки, звукоподражания и т.п.

5. Прививать любовь и интерес к чтению книг, побудить интерес к семейному чтению. Активизировать знания родителей о детской литературе, об экологическом воспитании детей.

Участники проекта.

Дети старшего дошкольного возраста, их родители, педагоги дошкольного учреждения.

Материал и оборудование.

Книги В. Бианки. Картины, фотографии и иллюстрации о природе. Наборы игрушек, настольно-печатные и дидактические игры по теме. Видео- и аудиозаписи по теме. Фотоаппарат, магнитофон. Материалы для театрализованной, изобразительной и конструктивной деятельности.

Этапы проекта:

этап. Подготовительный

  • Изучение биографии писателя.
  • Подбор детской художественной литературы.
  • Анкетирование родителей. (Выявить, что читают родители детям дома).
  • «Подари книгу о природе детскому саду». Пополнение библиотеки группы книгами о природе.
  • Оформление информационного уголка для родителей: размещение консультаций и рекомендаций по теме.
  •  Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, набор игрушек.

2 этап. Выполнение проекта

Проведение занятий, бесед, чтение книг, просмотр мультфильмов, рисование, проведение викторин, отгадывание загадок. Занятия по художественному творчеству по произведениям В. Бианки. Игры - драматизации. Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.

3 этап. Заключительный

  • Обработка и оформление материалов по теме.
  • Проведение выставок.
  • Создание папки «Мы – художники иллюстраторы».
  • Обработка, оформление материалов по теме.
  • Оценка результатов работы всех участников проекта (итоги анкетирования, наблюдения, беседы).
  • Представление проекта.

Работа по проекту:

Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям В. Бианки. Беседа по вопросам. Активизировать словарный запас по теме «Птицы», «Животные», «Насекомые».

Чтение произведений писателя:

«Мышонок Пик», «Хвосты», «Заяц, косач, медведь и весна», «Сова», «Кто как зимует», «Глаза и уши», «Как муравьишка домой спешил», «Волшебная берёза», «Теремок».

Беседы:

«Птицы нашего города»

«Любишь ли ты книги?»

«Чем мы можем помочь птицам?»

Угадай загадки – «Кто это?».

Просмотр мультфильмов (в домашних условиях)  по произведениям В. Бианки:

 «Путешествие красногрудого воробья»,

«Оранжевое горлышко»,

«Синичкин календарь».

Дидактические игры:

«Каких птиц много на дереве?»,

«Чей корм?»

«Кто где живет?»

Игры-занятия 

«О тех, кто летает»,

«Назови ласково»,

«Где мы были – мы не скажем, а что видели, покажем?

Подвижные игры:

«Воробышки и автомобили»,

«Перелёт птиц»,

«Летает – не летает».

Викторина по произведениям В. Бианки.

Игра – драматизация по сказке «Лис и мышонок»,  «Теремок».

Коллективное творчество: по сказке «Мышонок Пик» (лепка)

Лепка : «Кораблик мышонка Пика», «Животные из сказок В.Бианки

Рисование по произведениям В. Бианки.

Аппликация по сказке «Лис и мышонок»

Выставка рисунков по произведениям В. Бианки.

Создание папки «Мы – художники-иллюстраторы» (иллюстрации детей совместно с родителями к художественным произведениям).

Работа с родителями:

Акция – «Подари книгу о природе, животных в книжный уголок».

Оформление странички в родительском уголке по теме (просветительская работа).

Консультация для родителей «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи».

В экологическом уголке помещаются советы для родителей: как привлечь внимание детей, используя материал по темам «Помогите птицам», «Птицы в нашем городе», «Зимующие птицы».

В помощь родителям оформляется «Экологическая страничка» где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.

Проведение цикла наблюдений за птицами на прогулке.

Итог проекта:

Викторина по произведениям В.Бианки

Выставка творческих работ.

Посещение библиотеки.

Участие в конкурсе книжек-малышек «Читаем произведения русского писателя В.В.Бианки»

Ожидаемые результаты:

Дети найдут ответы на интересующие их вопросы о животных и птицах в произведениях В. Бианки, расширят свои знания и представления о природе и животном мире, о птицах и насекомых.

Пополнят словарный запас; научатся составлять рассказы о своих любимцах, в играх – драматизациях дети научатся передавать характерные особенности персонажей произведений.

Научатся проявлять заботу о братьях наших меньших; у них возникнет стремление беречь и любить природу.

У детей будет развито чувство ответственности за природу и окружающий их мир.

Выводы:

Природу нужно беречь.

Проявляй заботу и участие к братьям нашим меньшим, к птицам и животным.

Не обижай животных, не разоряй гнезд.

«Викторина по произведениям В.В.Бианки»

 

Цель:

  • Уточнить, углубить и систематизировать знание о природе, полученные детьми при знакомстве с писателем В.В.Бианки и его творчеством.
  • Пробуждать любознательность, активный интерес к жизни природы, а также интерес к художественной литературе познавательного направления.
  • Развивать и совершенствовать диалогическую речь детей, прививать навыки культурного общения: учить внимательно и доброжелательно слушать обращенную к ним речь воспитателя и товарищей, не перебивать собеседника.

Предшествующая работа:

  • Рассказ воспитателя о В.В.Бианки, учёном-биологе, писателе, путешественнике. Показ фотоматериалов и книг писателя.
  • Чтение произведений В.В.Бианки детям: «Приключения муравьишки», «Чьи это ноги?» и другие.
  • Устройство выставки книг в группе.
  • Изготовление книжки-загадки по «Лесной газете» В. Бианки.
  • Беседа с детьми по серии «Картины из жизни диких животных» и пособия Веретенниковой «Птицы».
  • Использование грамзаписи «Вести из леса» (по временам года) и «Фонохрестоматии» (рассказы В. Бианки).
  • Дидактические игры: «Птички на кормушке», «Угадай правило», «Человек и природа», «Зоологическое лото», «Какое время года?», домино «Ягодка».
  • Заучивание с детьми стихотворений из подборки «Добрые стихи».
  • Рисование с детьми на тему «Лесные домишки» по сказке В. Бианки.
  • Игра-драматизация по сказке «Лис и мышонок».

 

Ход:

- Ребята, чей это портрет? (Писателя В.В.Бианки.)

- Что вы знаете о писателе В.В.Бианки?

В.В.Бианки был писателем и учёным, изучал родную природу, много путешествовал, наблюдал за жизнью птиц, насекомых, животных, рыб. А потом все свои наблюдения он описывал в рассказах и сказках. В. Бианки очень любил детей, любил рассказывать им о тайнах природы. Вел для ребят передачи по радио о природе. Эти передачи назывались «Лесные газеты», «Вести из леса».

На нашей выставке представлено много книг писателя. Чему же научили вас книги В. Бианки?

Быть любознательными и наблюдательными, жить в дружбе с животными и растениями, оберегать и охранять их. «Кто природу губит, тот свой край не любит».

Вывод: Из книг В. Бианки мы узнали много нового, полезного и интересного из жизни природы.

Сегодня мы поведём разговор о двух сказках под одним названием «Теремок». Одну из них, русскую народную сказку «Теремок» мы знали давно, а с другой сказкой, автор которой В. Бианки мы познакомились недавно.

- Перечислите всех обитателей теремка в русской народной сказке.

- Кто поселился в теремке в сказке писателя?

- Чем похожи эти сказки? Названием, спрашивают одинаково: «Терем, теремок, кто в тереме живёт?», много жильцов в теремке, звери говорят, заканчивается одинаково – теремок разваливает медведь.

- Чем они отличаются? В одной сказке живут дружно, а в другой жить вместе не могут, сильный прогоняет слабого.

- Почему звери в сказке В. Бианки не дружат? В природе они враги, они могут друг друга съесть.

- Какая из сказок правдивее: народная или авторская?

Загадки:

Рыжая с пушистым хвостом,

Живёт в лесу под кустом?

(Лиса.)

Серенькая с длинным хвостом,

Делает норки под землёй?

(Мышь.)

Посмотрите сказку и вспомните, как эта сказка называется? (Дети инсценируют сказку «Лис и мышонок».)

В. Бианки очень любил весну. Вспомните, как он описывает это время года в лесу, в городе? Какие происшествия случаются в лесу?

В. Бианки как учёный занимался наблюдениями за птицами. У Виталия Валентиновича много книг, где он рассказывает о птицах. Вспомните, каким птицам мы помогли зимой выжить?

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Как весной заботятся о пернатых друзьях?

Давайте все вместе под песенку построим домик для птиц. (Упражнение под музыку песни «Птичий дом»).

Новый дом

На большой высоте,

Выше крыши, на шесте,

Я поставил новый дом

С круглой дверцей и крыльцом.

Домик мой, хоть и мал,

Но недолго пустовал:

Поселились в нём жильцы –

Голосистые скворцы.

Дидактическая игра «Что я знаю, чего не знаю?»

  • По этой картине, где изображены три клюва, вы должны узнать, чем питается птица? (Насекомыми, ягодами и зёрнами или зверьками и птицами.)
  • Почему чайки белые? Из какого рассказа вы узнали?
  • Отчего у сороки такой хвост? Из какого рассказа вы узнали?
  • Чей это домишко? Назовите это произведение (показ иллюстрации).
  • Кто поёт? (Запись голоса соловья.)

«Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик рыжеват…

А вечером или ночью приди сюда – и остановишься как вкопанный, услышав её песню. Разливается она на всевозможные лады».

Сегодня вы показали, как хорошо знаете рассказы и сказки В. Бианки. Мы с вами только начали знакомство с произведениями В. В. Бианки, в школе вы продолжите знакомство с произведениями В. Бианки.

В. Бианки был большим другом зверей и птиц. Я верю, что и вы будете их друзьями.

Давайте будем

К тому стремиться

Чтоб нас любили

И зверь, и птица

И доверяли повсюду нам

Как самым верным

Своим друзьям!

                                  И. Мазнин

C:\Users\Татьяна\Desktop\oUFueMiAqhM.jpg

C:\Users\Татьяна\Desktop\p4A--wsj9m4.jpg

C:\Users\Татьяна\Desktop\IMG_20240213_184235.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект в старшей группе: "Знакомим детей с произведениями В.В. Бианки"

Педагогический проект в старшей группе: "Знакомим детей с произведениями В.В. Бианки"...

Педагогический проект в старшей группе: "Знакомим детей с произведениями В.В. Бианки"

Педагогогический проект в старшей группе: "Знакоми детей с произведениями В.В. Бианки"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА ТЕМУ: «Знакомимся с творчеством Виталия Бианки»

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский. Вид проекта: групповой. По продолжительности: краткосрочный.Полный план работы над проектом и итоговое мероприятие....

Педагогический проект по теме «Удивительный мир природы в произведениях В.В.Бианки» (старший дошкольный возраст)

Педагогический проект по теме «Удивительный мир природы в произведениях В.В.Бианки»  (старший дошкольный возраст)...

Педагогический проект по экологии «Экологическое путешествие по произведениям В.В.Бианки»

Произведения В.Бианки отличаются яркой экологической направленностью.На основе его произведенй можно воспитать у дошкольников любовь к природе ,научить понимать природу и ее особенности .Поэтому нами ...

Паспорт педагогического проекта В. Бианки

Паспорт педагогического проектаПодготовительный этап: чтение художественной литературы В. Бианки, беседа «Какие сказки я знаю»; опрос детей «По страницам сказок»; анкетирование...

Педагогический проект "Знакомим детей с произведением В.В. Бианки"

Педагогический проект "Знакомим детей с произведением В.В. Бианки". С целью познакомить детей с творчеством русского писателя В.В. Бианки....