Педагогический проект "Удивительный мир В. Бианки"
проект по художественной литературе (старшая группа)
Цель: познакомить детей с жизнью и творчеством писателя В. Бианки, поддерживать интерес к художественной литературе, продолжать работу по экологическому воспитанию дошкольников.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 831.32 КБ |
Предварительный просмотр:
«МДОУ «Детский сад №112»
Проект для дошкольников 4-5 лет
«Удивительный мир Виталия Бианки»
Разработала воспитатель:
Параунина Н.О.
Г. Ярославль. 2024 год
Проект
«Удивительный мир В. Бианки»
Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого? Широко раскрытые на мир глаза. Непосредственность. Горячую на все отзывчивость. Чистоту помыслов. Мечту. Доверчивость.
В. Бианки
Актуальность проекта:
Экологическое воспитание-это одно из направлений дошкольной педагогики. Процесс взаимодействия ребенка с растительным и животным миром противоречив. Эволюционное отношение проявится как в нравственном, так и в безнравственном поступке. Общение с природой - не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому. Для педагога общение детей с природой - это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными.
Главная задача экологического воспитания – научить детей любить и беречь природу, воспитывать защитников природы. К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. И здесь нам на помощь придет художественная литература.
Литература предоставляет богатый материал, на основе которого и воспитывается подрастающее поколение. Одним из писателей, который помогает детям познать огромный мир природы, является писатель В. Бианки. Произведения Виталия Бианки отличаются яркой экологической направленностью. На основе его сказок и рассказов можно воспитать любовь и уважение к природе, учить понимать природу и ее особенности. На основе его произведений, можно не только воспитывать моральные, этические и нравственные качества, но и давать знания о строении, повадках, среде обитания животных и птиц. У педагогов главная цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек - таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.
Цель проекта:
Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя В. Бианки, поддерживать интерес к художественной литературе, продолжать работу по экологическому воспитанию дошкольников.
Задачи проекта:
1. Расширять представления детей о литературе, о творчестве русских писателей, о книгах.
2. Расширять представления детей о животном мире. Воспитывать добрые чувства к животным, умение замечать красоту природы родного края.
3. Способствовать развитию памяти, мышления, наблюдательности.
4. Учить воспринимать художественное слово и понимать образный язык сказок, рассказов В. Бианки; к месту употреблять в речи загадки, звукоподражания и т.п.
5. Прививать любовь и интерес к чтению книг, побудить интерес к семейному чтению. Активизировать знания родителей о детской литературе, об экологическом воспитании детей.
Участники проекта.
Дети старшего дошкольного возраста, их родители, педагоги дошкольного учреждения.
Материал и оборудование.
Книги В. Бианки. Картины, фотографии и иллюстрации о природе. Наборы игрушек, настольно-печатные и дидактические игры по теме. Видео- и аудиозаписи по теме. Фотоаппарат, магнитофон. Материалы для театрализованной, изобразительной и конструктивной деятельности.
Этапы проекта:
1 этап. Подготовительный
- Изучение биографии писателя.
- Подбор детской художественной литературы.
- Анкетирование родителей. (Выявить, что читают родители детям дома).
- «Подари книгу о природе детскому саду». Пополнение библиотеки группы книгами о природе.
- Оформление информационного уголка для родителей: размещение консультаций и рекомендаций по теме.
- Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий, набор игрушек.
2 этап. Выполнение проекта
Проведение занятий, бесед, чтение книг, просмотр мультфильмов, рисование, проведение викторин, отгадывание загадок. Занятия по художественному творчеству по произведениям В. Бианки. Игры - драматизации. Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.
3 этап. Заключительный
- Обработка и оформление материалов по теме.
- Проведение выставок.
- Создание папки «Мы – художники иллюстраторы».
- Обработка, оформление материалов по теме.
- Оценка результатов работы всех участников проекта (итоги анкетирования, наблюдения, беседы).
- Представление проекта.
Работа по проекту:
Рассматривание книг, иллюстраций по произведениям В. Бианки. Беседа по вопросам. Активизировать словарный запас по теме «Птицы», «Животные», «Насекомые».
Чтение произведений писателя:
«Мышонок Пик», «Хвосты», «Заяц, косач, медведь и весна», «Сова», «Кто как зимует», «Глаза и уши», «Как муравьишка домой спешил», «Волшебная берёза», «Теремок».
Беседы:
«Птицы нашего города»
«Любишь ли ты книги?»
«Чем мы можем помочь птицам?»
Угадай загадки – «Кто это?».
Просмотр мультфильмов (в домашних условиях) по произведениям В. Бианки:
«Путешествие красногрудого воробья»,
«Оранжевое горлышко»,
«Синичкин календарь».
Дидактические игры:
«Каких птиц много на дереве?»,
«Чей корм?»
«Кто где живет?»
Игры-занятия
«О тех, кто летает»,
«Назови ласково»,
«Где мы были – мы не скажем, а что видели, покажем?
Подвижные игры:
«Воробышки и автомобили»,
«Перелёт птиц»,
«Летает – не летает».
Викторина по произведениям В. Бианки.
Игра – драматизация по сказке «Лис и мышонок», «Теремок».
Коллективное творчество: по сказке «Мышонок Пик» (лепка)
Лепка : «Кораблик мышонка Пика», «Животные из сказок В.Бианки
Рисование по произведениям В. Бианки.
Аппликация по сказке «Лис и мышонок»
Выставка рисунков по произведениям В. Бианки.
Создание папки «Мы – художники-иллюстраторы» (иллюстрации детей совместно с родителями к художественным произведениям).
Работа с родителями:
Акция – «Подари книгу о природе, животных в книжный уголок».
Оформление странички в родительском уголке по теме (просветительская работа).
Консультация для родителей «Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности и духовного обогащения семьи».
В экологическом уголке помещаются советы для родителей: как привлечь внимание детей, используя материал по темам «Помогите птицам», «Птицы в нашем городе», «Зимующие птицы».
В помощь родителям оформляется «Экологическая страничка» где помещаются статьи, стихи, загадки по теме, приметы, словесные игры для разучивания и занятий с детьми дома.
Проведение цикла наблюдений за птицами на прогулке.
Итог проекта:
Викторина по произведениям В.Бианки
Выставка творческих работ.
Посещение библиотеки.
Участие в конкурсе книжек-малышек «Читаем произведения русского писателя В.В.Бианки»
Ожидаемые результаты:
Дети найдут ответы на интересующие их вопросы о животных и птицах в произведениях В. Бианки, расширят свои знания и представления о природе и животном мире, о птицах и насекомых.
Пополнят словарный запас; научатся составлять рассказы о своих любимцах, в играх – драматизациях дети научатся передавать характерные особенности персонажей произведений.
Научатся проявлять заботу о братьях наших меньших; у них возникнет стремление беречь и любить природу.
У детей будет развито чувство ответственности за природу и окружающий их мир.
Выводы:
Природу нужно беречь.
Проявляй заботу и участие к братьям нашим меньшим, к птицам и животным.
Не обижай животных, не разоряй гнезд.
«Викторина по произведениям В.В.Бианки»
Цель:
- Уточнить, углубить и систематизировать знание о природе, полученные детьми при знакомстве с писателем В.В.Бианки и его творчеством.
- Пробуждать любознательность, активный интерес к жизни природы, а также интерес к художественной литературе познавательного направления.
- Развивать и совершенствовать диалогическую речь детей, прививать навыки культурного общения: учить внимательно и доброжелательно слушать обращенную к ним речь воспитателя и товарищей, не перебивать собеседника.
Предшествующая работа:
- Рассказ воспитателя о В.В.Бианки, учёном-биологе, писателе, путешественнике. Показ фотоматериалов и книг писателя.
- Чтение произведений В.В.Бианки детям: «Приключения муравьишки», «Чьи это ноги?» и другие.
- Устройство выставки книг в группе.
- Изготовление книжки-загадки по «Лесной газете» В. Бианки.
- Беседа с детьми по серии «Картины из жизни диких животных» и пособия Веретенниковой «Птицы».
- Использование грамзаписи «Вести из леса» (по временам года) и «Фонохрестоматии» (рассказы В. Бианки).
- Дидактические игры: «Птички на кормушке», «Угадай правило», «Человек и природа», «Зоологическое лото», «Какое время года?», домино «Ягодка».
- Заучивание с детьми стихотворений из подборки «Добрые стихи».
- Рисование с детьми на тему «Лесные домишки» по сказке В. Бианки.
- Игра-драматизация по сказке «Лис и мышонок».
Ход:
- Ребята, чей это портрет? (Писателя В.В.Бианки.)
- Что вы знаете о писателе В.В.Бианки?
В.В.Бианки был писателем и учёным, изучал родную природу, много путешествовал, наблюдал за жизнью птиц, насекомых, животных, рыб. А потом все свои наблюдения он описывал в рассказах и сказках. В. Бианки очень любил детей, любил рассказывать им о тайнах природы. Вел для ребят передачи по радио о природе. Эти передачи назывались «Лесные газеты», «Вести из леса».
На нашей выставке представлено много книг писателя. Чему же научили вас книги В. Бианки?
Быть любознательными и наблюдательными, жить в дружбе с животными и растениями, оберегать и охранять их. «Кто природу губит, тот свой край не любит».
Вывод: Из книг В. Бианки мы узнали много нового, полезного и интересного из жизни природы.
Сегодня мы поведём разговор о двух сказках под одним названием «Теремок». Одну из них, русскую народную сказку «Теремок» мы знали давно, а с другой сказкой, автор которой В. Бианки мы познакомились недавно.
- Перечислите всех обитателей теремка в русской народной сказке.
- Кто поселился в теремке в сказке писателя?
- Чем похожи эти сказки? Названием, спрашивают одинаково: «Терем, теремок, кто в тереме живёт?», много жильцов в теремке, звери говорят, заканчивается одинаково – теремок разваливает медведь.
- Чем они отличаются? В одной сказке живут дружно, а в другой жить вместе не могут, сильный прогоняет слабого.
- Почему звери в сказке В. Бианки не дружат? В природе они враги, они могут друг друга съесть.
- Какая из сказок правдивее: народная или авторская?
Загадки:
Рыжая с пушистым хвостом,
Живёт в лесу под кустом?
(Лиса.)
Серенькая с длинным хвостом,
Делает норки под землёй?
(Мышь.)
Посмотрите сказку и вспомните, как эта сказка называется? (Дети инсценируют сказку «Лис и мышонок».)
В. Бианки очень любил весну. Вспомните, как он описывает это время года в лесу, в городе? Какие происшествия случаются в лесу?
В. Бианки как учёный занимался наблюдениями за птицами. У Виталия Валентиновича много книг, где он рассказывает о птицах. Вспомните, каким птицам мы помогли зимой выжить?
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Как весной заботятся о пернатых друзьях?
Давайте все вместе под песенку построим домик для птиц. (Упражнение под музыку песни «Птичий дом»).
Новый дом
На большой высоте,
Выше крыши, на шесте,
Я поставил новый дом
С круглой дверцей и крыльцом.
Домик мой, хоть и мал,
Но недолго пустовал:
Поселились в нём жильцы –
Голосистые скворцы.
Дидактическая игра «Что я знаю, чего не знаю?»
- По этой картине, где изображены три клюва, вы должны узнать, чем питается птица? (Насекомыми, ягодами и зёрнами или зверьками и птицами.)
- Почему чайки белые? Из какого рассказа вы узнали?
- Отчего у сороки такой хвост? Из какого рассказа вы узнали?
- Чей это домишко? Назовите это произведение (показ иллюстрации).
- Кто поёт? (Запись голоса соловья.)
«Посмотришь на эту небольшую, размером с воробья птичку и подумаешь: ну что в ней особенного? Невзрачная, серенькая, только хвостик рыжеват…
А вечером или ночью приди сюда – и остановишься как вкопанный, услышав её песню. Разливается она на всевозможные лады».
Сегодня вы показали, как хорошо знаете рассказы и сказки В. Бианки. Мы с вами только начали знакомство с произведениями В. В. Бианки, в школе вы продолжите знакомство с произведениями В. Бианки.
В. Бианки был большим другом зверей и птиц. Я верю, что и вы будете их друзьями.
Давайте будем
К тому стремиться
Чтоб нас любили
И зверь, и птица
И доверяли повсюду нам
Как самым верным
Своим друзьям!
И. Мазнин
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект в старшей группе: "Знакомим детей с произведениями В.В. Бианки"
Педагогический проект в старшей группе: "Знакомим детей с произведениями В.В. Бианки"...

Педагогический проект в старшей группе: "Знакомим детей с произведениями В.В. Бианки"
Педагогогический проект в старшей группе: "Знакоми детей с произведениями В.В. Бианки"...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА ТЕМУ: «Знакомимся с творчеством Виталия Бианки»
Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский. Вид проекта: групповой. По продолжительности: краткосрочный.Полный план работы над проектом и итоговое мероприятие....

Педагогический проект по теме «Удивительный мир природы в произведениях В.В.Бианки» (старший дошкольный возраст)
Педагогический проект по теме «Удивительный мир природы в произведениях В.В.Бианки» (старший дошкольный возраст)...

Педагогический проект по экологии «Экологическое путешествие по произведениям В.В.Бианки»
Произведения В.Бианки отличаются яркой экологической направленностью.На основе его произведенй можно воспитать у дошкольников любовь к природе ,научить понимать природу и ее особенности .Поэтому нами ...

Паспорт педагогического проекта В. Бианки
Паспорт педагогического проектаПодготовительный этап: чтение художественной литературы В. Бианки, беседа «Какие сказки я знаю»; опрос детей «По страницам сказок»; анкетирование...

Педагогический проект "Знакомим детей с произведением В.В. Бианки"
Педагогический проект "Знакомим детей с произведением В.В. Бианки". С целью познакомить детей с творчеством русского писателя В.В. Бианки....



