ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА ТЕМУ: «Знакомимся с творчеством Виталия Бианки»
проект (старшая группа) на тему

Бабичева Татьяна Викторовна

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

 

Вид проекта: групповой.

 

По продолжительности: краткосрочный.

Полный план работы над проектом и итоговое мероприятие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_tvorchestvo_v.v.bianki.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №134»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

В ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ НА ТЕМУ:

 «Знакомимся с творчеством Виталия Бианки»

Автор проекта: Воспитатель МБДОУ №134 г.Курска

Бабичева Татьяна Викторовна

Курск, 2014-2015 учебный год

«Что надо сохранить от ребенка в душе взрослого?

Широко открытые на мир глаза, непосредственность.

Горячую отзывчивость на все.

Мечту. И доверчивость».

                                                     Виталий Бианки.

Содержание проекта

Актуальность проекта:

Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает  ему познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятия художественного слова. Художественная литература предоставляет богатый материал, на основе которого и воспитывается подрастающее поколение.

Слушая рассказы детей о тех впечатлениях, наблюдениях, которые они получают, отдыхая вместе   с родителями на природе, я заметила, что дети чаще рассказывают о птицах, насекомых, животных. Рассказывают о домашних животных, которые живут у них дома. Задают вопросы о жизни животных, птиц, насекомых. Ответы я стала искать в книгах писателей – натуралистов  Е.Чарушина, М.Пришвина, В.Бианки. Особенно заинтересовали произведения Виталия Бианки, которые  отличаются яркой экологической направленностью. На основе его сказок и рассказов можно воспитать любовь и уважение к природе, учить понимать природу и ее особенности, воспитывать не только моральные, этические и нравственные качества, но и давать знания о строении, повадках, среде обитания животных и птиц, а также привить любовь к художественной литературе.

Цель проекта: Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя В.Бианки.

Задачи проекта: 

  • Познакомить детей с жизнью и творчеством В.В. Бианки.
  • Повысить экологическую культуру детей путем углубления знаний о животном мире через произведения В.В. Бианки.
  • Формировать у детей эмоционально образное восприятие произведений, пополнить литературный творческий багаж.
  • Посредством произведений В.В. Бианки способствовать воспитанию у детей добрых чувств, интереса и любви к животным, бережному отношению к окружающему миру.
  • Учить детей договариваться, делиться помогать, оказывать поддержку в работе, проявлять интерес к выполненному заданию.
  • Расширять представления родителей о детской литературе.
  • Приобщить родителей к семейному чтению литературных произведений.

Тип проекта: творческий, информационно-исследовательский.

Вид проекта: групповой.

По продолжительности: краткосрочный.

Участники проекта:

Воспитатель Бабичева Т.В., дети старшего дошкольного возраста, их  родители.

Сроки проведения: апрель-май 2015 года.

Режим работы: во время и вне занятий.

При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты.

  • Создание в группе необходимых условий по ознакомлению детей с творчеством В.В. Бианки:
  • Создание библиотеки произведений В.В. Бианки;
  • Подбор фонотеки («Голоса птиц», «Звуки природы»)
  • Создание уголка развивающих игр;
  • Оформление альбома рисунков по произведениям В.В. Бианки;
  • Создание условий для наблюдений;
  • Подбор мультипликационных фильмов и сказок.
  • Отношение  детей к книге не только как к развлечению, а как к источнику познавательных интересов.
  • Активное участие большинства родителей в реализации проекта.
  • Более бережное отношение  детей к живому миру природы.
  • Способность  детей договариваться, оказывать друг другу поддержку.

ПЛАН РАБОТЫ

ЭТАПЫ

МЕРОПРИЯТИЯ

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

УЧАСТНИКИ МЕРОПРИЯТИЯ

Подготови-

тельный

этап

1.Познакомить детей и родителей с темой проекта, обозначить значимость выбранной темы.

2.Подборка и выставка книг с произведениями В.Бианки.

3.Наблюдения на прогулке за насекомыми и птицами.

4. Подбор фонотеки с голосами птиц, животных, звуками природы.

09.04.15 – 13.04.15

Воспитатель

Воспитатель

Воспитатель,

дети

Воспитатель

Основной

этап

1.Беседа «Знакомство с творчеством В.В.Бианки и его произведениями».

2. Чтение сказок:

-«Хвосты»;

-«Чей нос лучше?»;

 -«Как муравьишка домой спешил»;

-«Кто чем поёт?»;

-«Лесные домишки»;

-«Хитрый лис и умная уточка»;

-«Лесной колобок – колючий бок»  

3.Чтение рассказов:

- «Мышонок Пик»;

-«Музыкант»

4. Придумывание различных вариантов продолжения сказок и рассказов.

5.Подвижные игры «Перелет птиц», «Воробьи и вороны».

6.М.П.И. «Летает - не летает?»

7. Акция «Подари книгу детскому саду».

8. Дидактические игры:

-«Чей нос лучше?»;

-«Собери картинку»;

-«Ползает или летает».

9. Выставка  рисунков по произведениям В.В. Бианки.

10.Просмотр мультфильма «Как муравьишка домой спешил».

11. Консультация для родителей «Как привить любовь к чтению?».

13.04.15 – 11.05.15

Воспитатель,

дети

Воспитатель,

дети

Воспитатель,

дети

Воспитатель,

дети

Воспитатель,

дети

Воспитатель,

дети

Родители, дети

Воспитатель,

Дети

Воспитатель,

дети

Воспитатель,

дети

Воспитатель

Заключи-

тельный

этап

1.Творческая работа:

Создание альбома «Мы -художники иллюстраторы.»(Совместные рисунки детей и родителей по произведениям В. Бианки.)

2. Презентация результатов проекта в форме литературно-экологической викторины «Творчество В.В.Бианки».

12.05.15 – 14.05.15

Воспитатель,

дети

Воспитатель,

дети

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №134»

Конспект

литературно-экологической викторины

на тему:

«Творчество В.В.Бианки»

(для детей старшего возраста)

Подготовила: Воспитатель МБДОУ №134 г.Курска

Бабичева Татьяна Викторовна

Курск, 2014-2015 учебный год

ЦЕЛЬ: закрепить и обобщить знания по творчеству В.В. Бианки.

Задачи:

- в игровой форме обобщить знания, полученные при знакомстве с творчеством В.В. Бианки;

- способствовать формированию первых понятий о единстве человека и природы;

- создать условия для воспитания интереса к творчеству писателя и миру природы,

- учить детей действовать в команде, помогать друг другу, проявлять интерес к выполнению задания;

- учить понимать природу,  ее  законы и особенности;

- на основе  сказок и рассказов В.Бианки воспитывать любовь и уважение к природе, к   братьям нашим меньшим, заботиться и беречь природу;

- развивать память, речь, мышление, наблюдательность, творческое воображение.

Предварительная работа:

- оформление стенда с книгами В. Бианки и других писателей о природе;

- подбор фонограмм;

- составление конспекта;  

- чтение книг;

- просмотр мультфильма по произведению Бианки.

Оформление зала: портрет Бианки, выставка книг, выставка детских рисунков по произведениям В.В.Бианки.

Оборудование: цветные конверты с вопросами, фонограмма: Музыка из игры «Что? Где? Когда?», дипломы.

Действующие лица: ведущий (воспитатель), 2 команды игроков, гости.

Ведущий с воспитанником входят в  зал, дети садятся на стульчики.

Ведущий: - Здравствуйте, дорогие друзья и уважаемые гости! Сегодня мы  собрались с вами на литературно-экологический вечер. А вот кому он посвящён, вы поймёте из стихотворения, которое прочтут вам  Ксюша, Даша и Кира.

Ребёнок:

Повсюду: в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

          Про птиц, насекомых, лягушек

          Рассказы и сказки прочтёшь

          И лучше знакомых зверушек

          Узнаешь, дружок, и поймешь.

Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.

Ведущий: - Ребята, вы правильно догадались  по стихотворению, что наша викторина будет посвящена творчеству Виталия Валентиновича Бианки.

- Викторина – это значит, игра в ответы на вопросы.

У нас с Вами две команды: «Мышата» и «Муравьишки»

Команды представляются и произносят по очереди девизы своих команд:

«Мышата»:

«Мы весёлые мышата

Необычные мышата,

Мы друзья мышонка Пика

Любим бегать и пищать,

И попробуем сегодня,

Все загадки разгадать! »

«Муравьишки»:

Муравьишки мы, трудяги,

Дружные ребята

Трудимся без устали,

Любим отдыхать,

На вопросы ваши

Будем отвечать! »

Музыка из игры «Что?Где?Когда?».

- Уважаемые игроки, обратите внимание на то, что вы сегодня будете работать в команде, а в командах главное уметь слушать друг друга, договариваться и принимать совместное решение.

- Итак, давайте начинать нашу литературную викторину.

- Прежде, всего  проведём разминку. Итак, начнём. Если команда, не может дать ответ, то отвечает другая команда.

РАЗМИНКА.

  1. О чём писал В.В.Бианки? (о природе, о лесе и его обитателях)
  2. Кто в сказках Бианки самостоятельно не мог добраться до дому? (муравьишка)
  3. Какой зверёк  спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)
  4. Как по пню срубленного дерева узнать, сколько было этому дереву лет? (возраст спиленного дерева узнают по количеству кругов его древесины).
  5. Какого зверя зовут «шатун»? (медведя, согнанного с берлоги или вовсе не спящего зимой)
  6. Кто играл на щепке из рассказа В.Бианки «Музыкант»? (медведь)
  7. Кто просил всех животных отдать ему хвост? (муха)
  8. Для чего понадобился мухе хвост? (Для красоты).

- Молодцы, ребята, хорошие знания показали в разминке. Все эти и последующие вопросы я взяла из книг В.В.Бианки. Вот каким был наблюдательным В.Бианки: многое увидел, записал и поделился с нами своими наблюдениями, приметами.

- А теперь мы переходим к основным заданиям нашей игры.

Дети по очереди выбирают конверт с вопросом. Воспитатель зачитывает вопрос. Участник игры старается на него ответить, если затрудняется, берёт помощь команды.

КОНВЕРТЫ №1.

Задание: «Назови книгу».

Я буду читать из книг В.В. Бианки небольшие отрывки, а вы должны будете узнать и назвать эту книжку.

  • А: «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли и — один воздух вышел из них. Никакого пения». Кто же это? (Лягушата)  

Книга: «Кто  чем поет?»

  • Б: «Потянул он к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» - как струна пропела. Кто играл на щепке? (Медведь)

Книга: «Музыкант»    

  • В: «Она тогда нырнула под лёд и выскочила в полынью – под другим берегом: там тоже ключ был. Так всю зиму и прожила. «Ах ты!.. – Лис думает. – Стой же, сейчас за тобой в воду кинусь…»». Кого хотел поймать Лис? (Уточку)

Книга: «Хитрый Лис и умная Уточка»   

  • Г: «Влез Муравьишка жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два жёстких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевёрнутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних». О каком жуке говорится? (О майском жуке)

Книга: «Как Муравьишка домой спешил»

КОНВЕРТЫ №2.  

Задание: «Четвёртый лишний»

Ведущий: - Ребята, сейчас я буду говорить названия произведений В.Бианки, а  вы определите есть ли среди них произведение другого писателя, а затем назовите, чьё это произведение.

«Как Муравьишка домой спешил»

«Чей нос лучше?»

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

(А.С.Пушкин)

«Кто чем поёт?»

«Теремок»

«Музыкант»

«Лесные домишки»

«Колобок»

(р.н.сказка)

 

КОНВЕРТ №3. 

Задание: «Помоги Муравьишке».

В конверте карточки, на которых изображены насекомые из сказки Виталия Бианки «Как Муравьишка домой спешил». Вам необходимо как можно быстрее расставить насекомых в том порядке, как они помогали Муравьишке добраться до дома.

ОТВЕТ: (Гусеница-землемер + паук-сенокосец + жужелица + жучок-блошачок + кузнечик + водомерка +майский жук +гусеница-листоверка).

КОНВЕРТЫ №4.

Задание: «Отгадай героя»

Я буду зачитывать телеграммы, а вы должны отгадать от кого из героев произведений В. Бианки телеграмма.

  • «Я дерево, толстое-претолстое, старое-престарое. Выдолбил дятел во мне глубокое дупло. Много жильцов в нём сменилось». (Дуб из произведения «Теремок»)
  • «Я птичка потеряла своё гнездо, и каких гнёзд я только не повидала, с какими только птицами не познакомилась, но оказалось, что моё гнездо для меня роднее и уютнее всего. В конце рассказа я нашла своё гнездо и была этому очень рада». (Береговушка из произведения «Лесные домишки»)
  • «У меня не простой нос, а замысловатый, я им круглый год семечки из шишек вылущиваю» (Клёст из произведения «Чей нос лучше)
  • «Я маленький мышонок. Посадили меня дети в кораблик и пустили по течению. Многое мне пришлось пережить, пока кораблик не прибило к берегу, да и на берегу было не легче» (Мышонок Пик из произведения «Мышонок Пик»)

КОНВЕРТЫ №5.

Задание: «Самый внимательный»

Ведущий: - Уважаемые игроки, сейчас вы должны быть очень внимательными. На картинках  изображены насекомые, птицы, животные. Вы должны исключить того, о ком никогда не упоминал В.Бианки в своих произведениях.

заяц

ёж

жираф

куропатка

медведь

верблюд

чайка

бабочка

черепаха

ласточка

лиса

ёж

сова

мышь

страус

собака

КОНВЕРТ №6.

Задание: «Собери картинку».

-Ребята, а сейчас вам нужно собрать картинку к произведению В.В.Бианки и назвать это произведение. 

КОНВЕРТЫ №7.

Задание: «Загадки»

- А сейчас загадки о природе. За каждый правильный ответ команда получает балл. Посмотрим, кто из вас больше наберёт отгадок-баллов.

«Мышата»

«Муравьишки»

1. Зелена, а не лук, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Берёза)

1. Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют. Не боится он простуды с первым снегом тут как тут. (Снегирь)

2. Днём спит, ночью летает,  прохожих пугает. (Сова)

2. В воде она живет,нет клюва, а клюет. (Рыба.)

3.

3. Прополз мохнатый червячок,
И весь в дырочках листок. (Гусеница)

4. Без рук, без топорёнка, построена избёнка. (Гнездо)

4. Не кузнец, а с клещами. (Рак)

5. Не зверь, не птица, а нос, как спица. (Комар)

5. Все время стучит, деревья долбит.

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)

 

6. Кто шляпу носит, а здороваться не умеет. (Гриб)

6. В мае к вам я прилетаю,
Как пчела, жужжа, пугаю,
Грозный,  издавая звук.
Кто я, дети?  (Майский  Жук)

7. Кто с высоких темных сосен

 В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек? (Белка)

7. В одежде богатой, да сам слеповатый, живёт без оконца, не видывал солнца. (Крот)

 

Ведущая: - Ну что ж, ребята, вот и подошла к концу наша игра. И сейчас нужно подсчитать баллы,  определить победителей и вручить им дипломы. Проигравших прошу не расстраиваться, мы благодарим вас за волю к победе, вы тоже получите дипломы  за 2 место.

В память об игре, детям вручаются дипломы за 1 и 2 места.

- Ребята, я надеюсь, что вам понравилась викторина и вы еще больше полюбили талантливого писателя В. Бианки. Читая книги Бианки и книги писателей, пишущих о природе вы больше узнаете о ней, а значит, больше полюбите природу и будете беречь ее красоту!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ В ГРУППЕ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ НА ТЕМУ: «Хлеб – всему голова»

Актуальность проекта: Хлеб-это продукт человеческого труда, это символ благополучия и достатка. Именно хлебу отведено самое главное место на столе и в будни, и в праздники. Без него не обходится ...

Семейный спортивный праздник Посвященный Дню защитника Отечества «Папа – гордость моя!» в группе общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет (в рамках долгосрочного педагогического проекта «Мы с семьей, она со мной, вместе мы с детским садом!»)

Укреплять здоровье дошкольников путем повышения роли и компетентности родителей в оздоровлении детей и приобщении их к здоровому образу жизниСпособствовать психологическому сб...

Справка по результатам проведения педагогической диагностики в группе общеразвивающей направленности для детей раннего возраста

Оценка индивидуального развития детей раннего возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий....

Справка по результатам проведения педагогической диагностики в группе общеразвивающей направленности для детей младшего возраста 3-4 года жизни «Радуга»

Оценка индивидуального развития детей раннего возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО художественному творчеству на тему: «ДЕКОРАТИВНАЯ ЛЕПКА » ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (согласно ФГОС ДО)группа общеразвивающей направленности для детей 5 -6 лет……

Конспект занятия Организационная информация1.1Доминирующаяобразовательная областьХудожественно - эстетическое1.2Виды деятельности детейПознавательно-исследовательская деятельность, коммуника...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО художественному творчеству на тему: »ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ ОКОЛДОВАН, ЛЕС СТОИТ» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (согласно ФГОС ДО)группа общеразвивающей направленности для детей 5-6 лет.

Конспект занятия Организационная информация1.1Доминирующаяобразовательная областьХудожественно - эстетическое1.2Виды деятельности детейПознавательно-исследовательская деятельность, коммуника...

Конспект беседы «Знакомство с А.С. Пушкиным и его творчеством» в группе общеразвивающей направленности для детей 4 – 5 лет

Цель: рассказать детям о великом русском поэте и писателе Александре Сергеевиче Пушкине, и познакомить с его творчеством. Задачи:Образовательные: продолжать знакомить детей с жизнью и творче...