Эксперимент "Интеллектуальное развитие дошкольника посредством использования ИКТ"
методическая разработка по информатике (подготовительная группа) по теме

Решение задачи повышения эффективности дошкольного образования состоит в том, чтобы за счет преемственности программ дошкольного и начального образования в содержании и формах, присущих каждой из этих возрастных групп, максимальнотполного охвата детей различными формами дошкольного образования, оптимизировать интеллектуальную нагрузку на детей старшего и младшего школьного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperiment.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

Эксперимент

"Интеллектуальное развитие дошкольника посредством

     " Познание - увлекательная вещь,  

   независимо от того, что об этом

 думают взрослые,

а все маленькие дети знают это".

                                     Г. Доман

   В концепции непрерывного образования отмечается, что "система дошкольного образования представляет глубокую, функциональную сеть ДОУ, которые предоставляют широкий спектр образовательных услуг с учетом воз-растных и индивидуальных особенностей ребенка, потребностей семьи и общества в целом".

  В настоящее время можно говорить о наличии инновационных процессов на разных уровнях начальной и дошкольной образовательной систем, уже способ-ных избирательно удовлетворять образовательные потребности разных слоев населения, реагировать на запросы родителей и государства.

  Разный уровень подготовленности детей к обучению в школе существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям, осложняет адаптацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы "натаскивания" ребенка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей (тревога, низкий или завышенный уровень самооценки, слабый познавательный интерес, нежелание учиться в школе).

  Решение задачи повышения эффективности дошкольного образования состоит в том, чтобы за счет преемственности программ дошкольного и начального образования в содержании и формах, присущих каждой из этих возрастных групп, максимально полного охвата детей различными формами дошкольного образования, оптимизировать интеллектуальную нагрузку на детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

  За последние 10 лет произошли инновационные изменения на разных уровнях дошкольной образовательной системы:

  1. социальный уровень - дошкольное воспитание превратилось в открытую систему, которая оперативно реагирует на запросы родителей и общеобразовательной школы;
  2. финансово - экономический - появление многоканального финансирования, увеличение платных образовательных услуг;
  3. организационный - попытки обеспечить преемственность дошкольного и общего среднего образования за счет создания учебно-воспитательных комплексов "Школа - детский сад", "Центров развития", открытие дошкольных групп на базе школ и др.
  4. программно-методический - замена типовой программы вариативными, широкое использование инновационных вариантов программного, организационного и научно-методического обеспечения деятельности ДОУ, включение в учебный план новых предметов, разработка интегрированных программ и "здоровьесберегающих" образовательных технологий.

   Можно привести две причины, которые говорят о необходимости проведения нашего эксперимента:

 1) В игровой ситуации ребенок должен иметь возможность принятия на себя роли действующего в игровой ситуации персонажа, то есть у ребенка появляется возможность  осознания собственных самостоятельных действий, внешняя символическая деятельность должна превратиться в "индивидуальный" способ поведения.

 2) Формирование деятельностных компонентов, подготавливающих ребенка к успешной учебной деятельности в школе, невозможно без формирования осознаваемой ребенком учебно-познавательной мотивации.

  Обеспечение экспериментальной деятельности:

  1. Методическое:
  1. Марьясова И.П. Компьютер в детском саду. ПРИПИТ, Пермь, 1997 г.
  2. Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников. М., «БАЛАСС», 2005 г.
  3. Горячев А.В., Ключ Н.В. Все по полочкам. Пособие для дошкольников 5-6 лет. М., «БАЛАСС», 2004 г.
  4. Информатика и образование № 6, 1997 г., «Азбука информатики», стр.98.
  5. Бачурина В. Развивающие игры для дошкольников. М., ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006 г.
  6. Учимся логически мыслить. Серия «Школа для дошколят». РОСМЭН, 2006
  7. Геометрическое лото. Серия «Школа для дошколят». РОСМЭН, 2005 г.
  8. Рисуем по клеточкам. Мир животных. М., Стрекоза – Пресс, 2006 г.
  9. Знакомьтесь, компьютер. ОАО «Радуга», 2002 г.
  10. Залогова Л.А. Практикум по компьютерной графике. М., ЛБЗ, 2003 г.
  11. Машталь О. Программа развития способностей ребенка. 200 заданий, упражнений и игр. СПб.: Наука и Техника, 2007
  12. Об информатизации дошкольного образования в России (Информационное письмо Минобразования РФ от 25.05.2001 г. № 753/23-16)
  13. CD «Детская информатика»
  14. CD «Программа развития способностей ребенка»

15)     CD «Компьютер для дошкольников»

16)     CD «Гав! Два! Три!»

17)     CD «География для малышей»

18)     CD «Мир информатики» для детей 6-9 лет

19)     CD «Звездочет с планеты детства»

2.Материально – техническое оборудование:

Мультимедийный кабинет

Предполагаемый результат:

- повышение уровня мотивации к занятиям,

- сформированные коммуникативные навыки общения, эмоционально – волевая сфера,

 Предмет экспериментального исследования:

Педагогические условия, необходимые для эффективного использования ИКТ в работе над интеллектуальным развитием дошкольников старшего возраста.

Гипотеза эксперимента:

Если реализовать многогранные возможности ИКТ, то возможна более качественная подготовка детей к обучению в школе начальной ступени.

Методы эксперимента:

Познавательные игровые занятия, обучающие проективные игры, наблюдение, совместные игры.

Стратегия осуществления экспериментальной деятельности:

Данный эксперимент осуществляется в рамках педагогической системы МДОУ «Детский сад № 88» «Радуга», с детьми – в специально организованной деятельности, совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы детей), самостоятельной детской деятельности.

Информационная карта эксперимента

Полное

название

эксперимента

"Интеллектуальное развитие дошкольника посредством использования ИКТ"

Задачи   эксперимента

Общеучебные: развитие навыков организации своей деятельности, восприятия нового, преодоление психологического барьера "человек - компьютер", подготовка к дальнейшему обучению информатики в начальной школе

Познавательные: знакомство с основными компонентами компьютера и их функциями, освоение новых понятий и действий с использованием их в дальнейшей деятельности, знакомство с основными компонентами компьютера и их функциями

Развивающие: развитие интеллекта, памяти, внимания, логического мышления, расширение кругозора детей в процессе работы с развива-ющими, игровыми и другими программами.

Воспитательные: выработка навыков безопасного и здоровьесберегающего поведения на занятиях; выработка коллективистских навыков путем работы в группе; развитие навыков самостоятельной работы.

Срок реализации

эксперимента

Октябрь 2008 – июль 2008

Кадровое

обеспечение

эксперимента

Дадакина Т.Ю., педагог I квалификационной категории, стаж учителя информатики и физики – 19 лет, общий стаж 25 лет

Медицинский работник

Инженер по обслуживанию к/кабинета

Основные этапы

реализации эксперимента

I концептуальный (сентябрь – ноябрь 2008 г.)

Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формирование задач и целей эксперимента. Подготовка материально-технической базы кабинета.

II исходно – диагностический (ноябрь – декабрь 2008 года)

Разработка диагностического инструментария (критериев, показателей, дидактического материала). Организация и проведение диагностического исследования (констатирующий этап)

III технологический (январь – май 2009 г.)

Деятельность в соответствии с тематическим планированием в старших и подготовительных группах. Промежуточная диагностика (март 2009 г.)

IY катамнестический

Сбор данных по результатам эксперимента (июнь – июль 2009 г.). Обобщение опыта.

    Для решения  познавательных задач  в ходе эксперимента необходимо:

 1) провести рациональный отбор и структурирование содержания обучения, исходя из потребности каждого ребенка в самореализации, в развитии интеллектуальной, мотивационной сфере;

 2) определить применяемые методы обучения.

 Также необходимо соблюдать оптимальный объем умственной и физической нагрузки, продолжительность занятий в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями, предупреждать психоэмоциональное напряжение, переутомление детей, психологический дискомфорт, связанный с авторитарным стилем воспитания, отсутствием обращенности взрослого к ребенку, включением детей в неинтересную для них деятельность. Поддерживать положительные эмоции в разных видах детской деятельности, как основу сохранения и укрепления здоровья детей, поддерживать и поощрять настойчивость в достижении поставленных целей, эмоционально поддерживать ребенка в его стремлении овладеть новым материалом, даже, если ему не удается  достичь хорошего результата.  Таким образом, эксперимент нацеливает педагогов и родителей на полноценное общее развитие детей, их позитивную социализацию, на достижение необходимого уровня подготовки к обучению в школе. Эксперимент должен создать условия для самостоятельной познавательной активности, позволяющие детям: расширять кругозор; уточнять, конкретизировать поступающие и имеющиеся знания; проявлять собственные познавательные интересы, развивать свои интеллектуальные возможности.  Мы хотим, чтобы дети с малых лет учились принимать самостоятельные решения, а не зазубривали готовые схемы.  Мы хотим, чтобы дети получали знания, не подозревая, что они это делают.  Мы хотим подружить малышей с компьютерами и, чтобы эта дружба породила новых ученых, художников, музыкантов, поэтов. Мы хотим, чтобы дети что-то вытворяли и, пусть наши игры будут для них первой попыткой серьезного творчества.  В процессе эксперимента необходимо обеспечить тесное сотрудничество преподавателя информатики с воспитателями в группах и с родителями обучающихся детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое и нравственное развитие дошкольников посредством использования народных танцев.

Танцевальное искусство - это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резер...

Сообщение из опыта работы ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА Г. УРАДОВСКИХ

Опираясь на опыт Г. Урадовских, разработали рекомендации по применению универсального конструктора в образовательной области: познавательное развитие. Поставили перед собой следующие задачи.- фо...

Презентация "Сенсомоторное развитие дошкольников посредством использования современных развивающих игр серии «Дусима» в подготовительной группе"

Способствовать развитию стереогностического чувства, которое является синтезом тактильных ощущений и зрения, и отвечать за восприятие объемных тел в пространстве.Способствовать развитию осязания, памя...

Интеллектуальное развитие дошкольников посредством использования технологии "Ментальная карта"

Применение различных образовательных технологий и методик способствует приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно любознательности, активности. Технология "Ментальная кар...