Сообщение из опыта работы ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА Г. УРАДОВСКИХ
методическая разработка (младшая группа) на тему

 

Опираясь на опыт Г. Урадовских, разработали рекомендации по применению универсального конструктора в образовательной области: познавательное развитие. Поставили перед собой следующие задачи.

- формировать представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе и части, пространстве;

- развивать умения устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями;

-  формировать первичные представления о природном многообразии планеты Земля:

-  расширить кругозор детей;

-  воспитывать любовь природе, желание беречь ее.

Изучив материалы по данной теме, мы запланировали  работу по двум направлениям: работа с воспитанниками и взаимодействие с родителями.

 

Работу с воспитанниками мы разделили на по 3 этапа:

1. Формирование элементарных математических представлений,

2.Ознакомление с миром природы и с социальным миром.

3. НРК

1.Элементарные математические представления. Работа с универсальным конструктором Г.В. Урадовских способствует развитию элементарных математических представлений, так как ребенок наглядно легко и просто при помощи конструктора может научиться различать геометрические формы, цвет, ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине, размеру, форме и т.п.

Детям очень нравятся так называемые «геометрические сказки». Например, при знакомстве с геометрической фигурой «квадрат» (выставляю на стенде фигуры круг и треугольник и рассказываю сказку: «Жили были (дети называют выставленные фигуры), и был у них вот такой домик (треугольник, внутри круг), как- то раз гуляли они и увидели (выставляю фигуру квадрата), испугались Круг и Треугольник, спрятались за куст (все проговариваемые действия производятся при помощи конструктора) «Кто же это?» На круг похож? (дети отвечают «нет»), почему? (ответы) На треугольник похож? Почему? Круг сказал «Пойдем, спросим как его зовут». Вот они и познакомились:

-«Я круг. У меня нет углов. Я как…(ответы детей), я могу катиться.

- «Я треугольник. У меня..(ответы детей), я похож на…(ответы детей)

- «А меня зовут квадрат. На что я похож? (ответы детей). Давайте жить вместе. И дом у нас будет вот такой!» (добавляю к треугольнику и кругу квадрат и получается полноценный домик) .

Мышление. При создании любых композиций из данного конструктора у детей  формируются обобщенные представления  о предметах, которые  их  окружают. Они учатся обобщать  группы  однородных  предметов  по  их  признакам  и  в  то  же  время находить различия  в  них  в зависимости  от практического  использования. У каждого  дома,  например,  есть  стены,  окна,  двери,  но  дома  различаются  по своему  назначению,  а  в  связи  с  этим  и  по  архитектурному  оформлению.

Таким образом, наряду с общими признаками дети видят и различия в них, т. е. они усваивают знания, отражающие существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями, так же развивается  умение  тесно  связывать  приобретенные знания  с  их  использованием,  понимание  того,  что  и  для  успеха  в деятельности  знания  просто  необходимы. Дети  убеждаются,  что  отсутствие необходимых знаний о предмете является причиной  неудач  в  создании  конструкции,  плохого качества результата работы.

Воображение. Работа с универсальным конструктором Г.В. Урадовских способствует развитию воображения, так как при создании композиции по замыслу необходимо сначала вообразить ее, придумать, вспомнить, только потом сделать. Или при создании композиции по описанию, так же необходимо сначала представить предмет, вспомнить как он выглядит.

2.Ознакомление с миром природы и с социальным миром.  У воспитанников формируется первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, начальной экологической компетенции, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Используя данный конструктор дети учатся изображать животный, растительный мир, закрепляя при этом части целого (изображая медведя: вспоминаем, что у него есть голова, туловище, лапы и т..)                     

3.Региональный компонент: воспитанники знакомятся с природой Крайнего Севера, с народом саами, с бытом и  культурой.  Познакомив детей с Народами Севера, мы создали картину  нашей природы и поселений народов саами. Изучая культуру Севера, мы обращаемся к различным орнаментам.                          

Работа воспитателя  в процессе конструирования включает несколько этапов и предполагает определенную последовательность:

 Мы начали с простейших образов: «яблоко», «снеговик», «домик», «кораблик», делали по образцу, обговаривали каждый шаг, дети отвечали на вопросы: «из чего состоит тот или иной предмет», «какие детали конструктора лучше использовать», «какой цвет выбрать, почему?» и т.п.

Сейчас мы уже пробуем создавать образы по описанию,  например мы говорим: «Сделаем мишку, у него есть голова, ушки, глазки..». Получается по – разному, кто-то делает из кругов, кто-то пользуется треугольниками и квадратами. Или, например, после чтения сказки «Заюшкина избушка», предлагаем детям сделать избушку для лисы, ведь у нее по-прежнему нет домика. У кого-то получается, у кого-то пока нет, кто-то смотрит на соседа и делает как он, но начало положено, детям нравиться и они запоминают и проговаривают цвета, форму, размер (большой, маленький, средний). Некоторые дети играют в этот конструктор и во время свободной деятельности.

            На протяжении всего дошкольного детства родители являются не только нашими друзьями, но и добрыми помощниками. Используя различные формы работы мы вовлекаем их в  проведение совместных мероприятий. Мастер-класс с использованием конструктора Урадовских помог нашим родителям понять, как можно играя развивать детей

 Методика работы с универсальным конструктором Г. Урадовских показала эффективность, практическую значимость, дающую в работе с детьми высокий положительный результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ  ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА Г. УРАДОВСКИХ

Горлевская Елена Леонидовна, заместитель заведующего,

 Шудрова Лидия Апполоновна, воспитатель,

Петрова Любовь Анатольевна воспитатель.

МБДОУ № 61 г. Апатиты

            Маленький ребенок по сути своей - неутомимый исследователь. Он все хочет знать, ему все интересно и обязательно необходимо везде сунуть свой нос. А от того, сколько разного и интересного малыш увидел, зависит то, какими знаниями он будет обладать. Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности. 

Имя кандидата педагогических наук Галины Урадовских хорошо известно многим педагогам. Она — автор «лоскутного» конструктора, или лоскутной мозаики, как иногда называют педагоги это пособие. Ею предложена система занятий по конструированию. Мы расширили область применения «лоскутного» конструктора и успешно используем его в образовательной деятельности ,самостоятельной деятельности, а также в совместной деятельности педагога с детьми при реализации образовательной области: познавательное развитие.

 Немножко о самом конструкторе: состоит из разных по форме, цвету и величине геометрических фигур, вырезанных из ткани, и «рабочих полей» — стендов, обтянутых светлоокрашенной тканью. Для того, чтобы изготовить такой универсальный конструктор, нужно приобрести обычные тканевые салфетки, которые имеют ворсистую поверхность и продаются в любом хозяйственном магазине. Так же необходимы фланелеграфы, на которых и создается конструируемый объект. Удобно иметь фланелеграфы нескольких размеров: один большой (100/50 см.) для создания коллективной работы, три средних (45/28 см.) для работы в подгруппах из 3-4-х человек и маленькие (30/21 см) для индивидуальной работы каждого ребенка. Из салфеток разного цвета вырезаются геометрические фигуры для младшего дошкольного возраста это круг, квадрат, прямоугольник и треугольник. Нужно сказать, что каждая фигура вырезается в нескольких размерах (2/2; 4/4; 6/6; 8/8; 10/10), каждого размера по 20-30 штук. Данные фигуры без особого труда прикладываются на фланелеграф и друг на друга, они нормально держатся и легко снимаются, в общем, очень удобны в обращении. Для младшего дошкольного возраста такой конструктор был изготовлен в 5-ти основных цветах: красный, синий, зеленый, желтый, черный и 3-х дополнительных: оранжевый, розовый, сиреневый.

Работа с конструктором предполагает выкладывание фигурок на фон в соответствии с замыслом маленького художника. Малыш, таким образом, с успехом осваивает основы композиции, обучается различать и называть геометрические фигуры, их цвета. Но в отличие от  аппликации, конструктор позволяет ребенку легко исправить допущенные ошибки, заменить одну деталь на другую, дополнить созданную «картину» или наоборот — убрать какие-то элементы. При этом работа доставляет ему еще и приятные тактильные ощущения: детали вырезаны из мягких, ласкающих ладонь тканевых кусочков, легко подчиняющихся прикосновениям.

 Так как для работы с конструктором не требуется особых технических умений, он может быть использован в работе с детьми разных возрастов. То есть конструктор представляет собой «потенциальное поле успешности» для самых разных детей. Подобное конструирование – это синтетическая деятельность, в ходе которой могут одновременно решаться образовательные задачи различных областей, предоставляя детям дополнительные возможности для развития сенсорных, познавательных, речемыслительных и творческих способностей.

         

Опираясь на опыт Г. Урадовских, разработали рекомендации по применению универсального конструктора в образовательной области: познавательное развитие. Поставили перед собой следующие задачи.

- формировать представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе и части, пространстве;

- развивать умения устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями;

-  формировать первичные представления о природном многообразии планеты Земля:

-  расширить кругозор детей;

-  воспитывать любовь природе, желание беречь ее.

Изучив материалы по данной теме, мы запланировали  работу по двум направлениям: работа с воспитанниками и взаимодействие с родителями.

Работу с воспитанниками мы разделили на по 3 этапа:

1. Формирование элементарных математических представлений,

2.Ознакомление с миром природы и с социальным миром.

3. НРК 4 слайд

1.Элементарные математические представления. Работа с универсальным конструктором Г.В. Урадовских способствует развитию элементарных математических представлений, так как ребенок наглядно легко и просто при помощи конструктора может научиться различать геометрические формы, цвет, ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине, размеру, форме и т.п. 

Детям очень нравятся так называемые «геометрические сказки». Например, при знакомстве с геометрической фигурой «квадрат» (выставляю на стенде фигуры круг и треугольник и рассказываю сказку: «Жили были (дети называют выставленные фигуры), и был у них вот такой домик (треугольник, внутри круг), как- то раз гуляли они и увидели (выставляю фигуру квадрата), испугались Круг и Треугольник, спрятались за куст (все проговариваемые действия производятся при помощи конструктора) «Кто же это?» На круг похож? (дети отвечают «нет»), почему? (ответы) На треугольник похож? Почему? Круг сказал «Пойдем, спросим как его зовут». Вот они и познакомились:

-«Я круг. У меня нет углов. Я как…(ответы детей), я могу катиться.

- «Я треугольник. У меня..(ответы детей), я похож на…(ответы детей)

- «А меня зовут квадрат. На что я похож? (ответы детей). Давайте жить вместе. И дом у нас будет вот такой!» (добавляю к треугольнику и кругу квадрат и получается полноценный домик) . 

Мышление. При создании любых композиций из данного конструктора у детей  формируются обобщенные представления  о предметах, которые  их  окружают. Они учатся обобщать  группы  однородных  предметов  по  их  признакам  и  в  то  же  время находить различия  в  них  в зависимости  от практического  использования. У каждого  дома,  например,  есть  стены,  окна,  двери,  но  дома  различаются  по своему  назначению,  а  в  связи  с  этим  и  по  архитектурному  оформлению.

Таким образом, наряду с общими признаками дети видят и различия в них, т. е. они усваивают знания, отражающие существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями, так же развивается  умение  тесно  связывать  приобретенные знания  с  их  использованием,  понимание  того,  что  и  для  успеха  в деятельности  знания  просто  необходимы. Дети  убеждаются,  что  отсутствие необходимых знаний о предмете является причиной  неудач  в  создании  конструкции,  плохого качества результата работы.

Воображение. Работа с универсальным конструктором Г.В. Урадовских способствует развитию воображения, так как при создании композиции по замыслу необходимо сначала вообразить ее, придумать, вспомнить, только потом сделать. Или при создании композиции по описанию, так же необходимо сначала представить предмет, вспомнить как он выглядит.

2.Ознакомление с миром природы и с социальным миром.  У воспитанников формируется первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, начальной экологической компетенции, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира. Используя данный конструктор дети учатся изображать животный, растительный мир, закрепляя при этом части целого (изображая медведя: вспоминаем, что у него есть голова, туловище, лапы и т..)                    

3.Региональный компонент: воспитанники знакомятся с природой Крайнего Севера, с народом саами, с бытом и  культурой.  Познакомив детей с Народами Севера, мы создали картину  нашей природы и поселений народов саами. Изучая культуру Севера, мы обращаемся к различным орнаментам.                          

Работа воспитателя  в процессе конструирования включает несколько этапов и предполагает определенную последовательность:

 Мы начали с простейших образов: «яблоко», «снеговик», «домик», «кораблик», делали по образцу, обговаривали каждый шаг, дети отвечали на вопросы: «из чего состоит тот или иной предмет», «какие детали конструктора лучше использовать», «какой цвет выбрать, почему?» и т.п.

Сейчас мы уже пробуем создавать образы по описанию,  например мы говорим: «Сделаем мишку, у него есть голова, ушки, глазки..». Получается по – разному, кто-то делает из кругов, кто-то пользуется треугольниками и квадратами. Или, например, после чтения сказки «Заюшкина избушка», предлагаем детям сделать избушку для лисы, ведь у нее по-прежнему нет домика. У кого-то получается, у кого-то пока нет, кто-то смотрит на соседа и делает как он, но начало положено, детям нравиться и они запоминают и проговаривают цвета, форму, размер (большой, маленький, средний). Некоторые дети играют в этот конструктор и во время свободной деятельности.

        На протяжении всего дошкольного детства родители являются не только нашими друзьями, но и добрыми помощниками. Используя различные формы работы мы вовлекаем их в  проведение совместных мероприятий. Мастер-класс с использованием конструктора Урадовских помог нашим родителям понять, как можно играя развивать детей

 Методика работы с универсальным конструктором Г. Урадовских показала эффективность, практическую значимость, дающую в работе с детьми высокий положительный результат.

 Литература

1.Программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева, Мозаика-Синтез, 2014

2.Учебно – методическое пособие «Художественное конструирование как развивающий вид образовательной деятельности дошкольника» Г.В.Урадовских, Москва, 2011

3. «Роль конструктивных задач в формировании умственной активности детей» журнал «Дошкольное воспитание», 1985, №9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему: «Детское экспериментирование. Простейшие опыты, стимулирующие творчество детей».

Дети дошкольного возраста по своей природе – пытливые исследователи окружающего мира. В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментально игровая деятельность является тем методом обуче...

Использование универсального конструктора Г.В. Урадовских как средства развития устной речи детей младшего дошкольного возраста

Описание опыта работы по внедрению в образовательный процесс универсального (лоскутного) конструктора, разработанного Г.В. Урадовских...

Сообщение из опыта работы на родительском собрании. Тема сообщения: «Знакомство с образовательной программой «Миры детства: конструирование возможностей». Образовательный процесс: типы работ в продуктивной деятельности (2-я мл. группа)».

Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности, опирающиеся на программу "Миры детства: конструирование возможностей"....

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАГНИТНОГО КОНСТРУКТОРА «ПОЛИДРОН» В КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ»

Федеральный государственный образовательный стандарт одним из основных принципов дошкольного образования называет формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных ви...

Сообщение из опыта работы «Развитие речи через использование универсального конструктора Г. Урадовских».

…Чтобы научиться говорить, надо говорить. .Р. Львов         Наше время, к сожалению, обходится безжалостно с богатством языка: безграмотные выра...

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

Картотека дидактических игр с универсальным конструктором Г.В. Урадовских, направленных на формирование элементарных математических представлений младших дошкольников

Представлена разработка дидактических игр с универсальным конструктором Г.В. Урадовских, направленных на формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшей и средней группы....