Внедрение универсального конструктора Г.В. Урадовских в воспитательно-образовательный процесс ДОУ
статья (средняя группа)

Дюргус Елена Сергеевна

В статье рассказывается о том, как изготовить универсальный конструктор, какое развивающее значение он имеет для ребенка и то, как его применять в таких образовательных направлениях, как развитие речи, формирование элементарных математических представлений, конструирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dyurgus_e.s.docx977.73 КБ

Предварительный просмотр:

«Внедрение универсального конструктора Г.В. Урадовских в образовательное пространство ДОУ»

В настоящее время разрабатывается достаточно большое количество инновационных средств для всестороннего развития дошкольников. Но, для их эффективного воздействия необходимо четко выстраивать  работу с ними и органично внедрять их в воспитательно-образовательный процесс.

Как-то на одном из городских методических объединений я познакомилась с конструктором Г.В. Урадовских, меня привлекла яркость деталей, необычность использования ткани и огромный потенциал применения такого конструктора в работе с дошкольниками. Я начала изготавливать такой конструктор и применять его в работе с детьми своей группы. Разработала несколько направлений:

- развитие речи посредством универсального конструктора Г.В. Урадовских;

- развитие математических представлений посредством универсального конструктора Г.В. Урадовских;

- развитие творческих способностей посредством универсального конструктора Г.В. Урадовских.

Для начала расскажу о том, что же это за конструктор, как  его изготовить и каким образом он влияет на развитие детей.

Для того, чтобы изготовить такой универсальный конструктор, нужно приобрести обычные тканевые салфетки, которые имеют ворсистую поверхность и продаются в любом хозяйственном магазине. Так же необходимы фланелеграфы, на которых и создается конструируемый объект. Удобно иметь фланелеграфы нескольких размеров: один большой (100/50 см.) для создания коллективной работы, три средних (45/28 см.) для работы в подгруппах из 3-4-х человек и маленькие (30/21 см) для индивидуальной работы каждого ребенка. Из салфеток разного цвета вырезаются геометрические фигуры для младшего дошкольного возраста это круг, квадрат, прямоугольник и треугольник. Нужно сказать, что каждая фигура вырезается в нескольких размерах (2/2; 4/4; 6/6; 8/8; 10/10), каждого размера по 20-30 штук. Данные фигуры без особого труда прикладываются на фланелеграф и друг на друга, они хорошо держатся и легко снимаются, в общем, очень удобны в обращении. Для младшего дошкольного возраста такой конструктор был изготовлен в 5-ти основных цветах: красный, синий, зеленый, желтый, черный и 3-х дополнительных: оранжевый, розовый, сиреневый.

Совместно с родителями мы изготовили индивидуальные фланелеграфы для каждого ребенка, чтобы удобно было раздавть на занятия. Для этого пригодились пластиковые панели, которые разрезали размером чуть больше листа А4 и при помощи строительного степлера обернули их фетром  - получились своеобразные планшеты. Для занятий набираю в индивидуальные подложки для каждого ребенка необходимые детали нужного цвета и размера, добавляю немного лишних, чтобы дети сами смогли выбирать нужное.

Нельзя не отметить, что изготовление универсального конструктора (и фланелиграфов) является достаточно долгой и кропотливой процедурой (найти салфетки или ткан подходящих цветов), да и сам он (конструктор) является громоздким, так как все фигуры должны быть разложены по форме, цвету и размеру. Но все эти трудности быстро сглаживаются, когда дети с восторгом начинают творить. Сначала неиссякаемый шквал вопросов: «а что это?», «а как?», «а можно я так..?», «а я не знаю что делать?» и т.п. И позже, поняв, что из этого конструктора можно составлять целые картины – дети уже не спрашивают, а рассказывают, что и как они сделают – так, в процессе художественного конструирования и развивается связная речь.

К тому же, универсальный конструктор Г.В. Урадовских развивает и мелкую моторику, а, как известно, уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Доказано, что мелкая моторика является важным показателем физического и нервно-психического развития дошкольника. При выполнении различных действий с деталями универсального конструктора Г.В. Урадовских решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными и слуховыми ощущениями в сложные, интегрированные образы и представления, выражающимися в речи.

Универсальный конструктор можно использовать в любой деятельности. Это и  непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП, развитию речи, окружающему миру, чтению художественной литературы, индивидуальная работа, свободная и опытническая деятельность, дидактическая игра, игры-инсценировки, конструирование, отгадывание загадок (конструировать простейшие отгадки), рассказ по картине.

Так, например, при изучении геометрических фигур во второй младшей группе я использую «геометрические сказки», показывают на фланелеграфе и рассказываю:

 «Знакомство с квадратом» (как круг повстречал квадрат)

Однажды наш старый знакомый круг пошел гулять (выкладываю на фланелеграфе круг) дети повторяют у себя на индивидуальных.

-Выберите нужную у себя и выложите на фланелеграфе. И повстречал странную фигуру, не похожую на себя (добавляю квадрат).

-Здравствуй, меня зовут меня зовут…(отвечают дети: круг), у меня нет…(углов) и я круглый как…(солнышко). А ты кто?

- Здравствуй, сказала фигура. Меня зовут квадрат. У меня есть …(углы) и я похож на (окошко, книгу, телевизор).  Давай дружить.

Давай». Таким образом, дети видят и слышат, что я делаю, соотносят, выполняют такие же действия у себя и участвуют в диалоге, применяя ранее приобретенные знания.

Так же детям очень нравиться игра «Поезд». Это когда по указаниям воспитателя дети выкладывают у себя фигурки и потом смотрят, что у кого и как получилось

Наши фигурки хотят путешествовать, как вы думаете, на чем им можно уехать в далекие страны? Дети предполагают. Воспитатель читает загадку…

(поезд. Аналогично делаем с автомобилем, грузовой машиной, самолетом, кораблем)

Для того чтобы сделать поезд возьмите большой квадрат, поставьте на квадрат треугольник, рядом с большим квадратом поставьте квадраты поменьше друг за другом. Под квадратами положите круги. Что у нас получилось? (поезд). Данная игра развивает слуховое восприятие, внимание, умение ориентироваться на плоскости.

Я составила 30 подобных игр, они поделены по возрастам: вторая младшая группа, средняя, старшая. В подготовительной группе даем волю творчеству. Дети по замыслу составляют индивидуальные и коллективные картины, добавляя все новые и новые детали. Чаще всего делаем сказки «Колобок», «Теремок», где в ходе рассказывания сказки выкладываются ее герои.

Таким образом, универсальный конструктор Г.В. Урадовских органично вписывается в образовательный процесс ДОУ и является средством разностороннего развития детей дошкольного возраста.

Список литературы

1. Петерсон, Л.Г. Игралочка. Математика для детей 4-5 лет [Текст] / Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова.- М.: Ювента, 2010.

2. Развивающие игры в ДОУ: учебно-методическое пособие / сост.С.В. Дунаевская.- Смоленск: СОИУУ, 2012.-34 с.

3. Урадовских Г.В. Художественное конструирование как развивающий вид  образовательной  деятельности  дошкольника.-  М.:  Педагогический университет «Первое сентября», 2011.- 113 с.

4. Урадовских Г.В Художественное конструирование из деталей универсального конструктора // Воспитание и обучение, 2013.- № 12, С. 12- 23

Приложение

     

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

циклограмма воспитательно - образовательного образовательного процесса в средней группе

Циклограмма календарного планирования, содержащая различные  формы работы с детьми на целый день, в течение недели...

Использование универсального конструктора Г.В. Урадовских как средства развития устной речи детей младшего дошкольного возраста

Описание опыта работы по внедрению в образовательный процесс универсального (лоскутного) конструктора, разработанного Г.В. Урадовских...

Сообщение из опыта работы ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНОГО КОНСТРУКТОРА Г. УРАДОВСКИХ

Опираясь на опыт Г. Урадовских, разработали рекомендации по применению универсального конструктора в образовательной области: познавательное развитие. Поставили перед собой следующие задачи.- фо...

Сообщение из опыта работы «Развитие речи через использование универсального конструктора Г. Урадовских».

…Чтобы научиться говорить, надо говорить. .Р. Львов         Наше время, к сожалению, обходится безжалостно с богатством языка: безграмотные выра...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Внедрение фольклора в современный воспитательно - образовательный процесс»

Формирование представлений детей о русских народных традициях, обычаях. Продолжать знакомить с русским народным фольклором, сказками. Расширять знания детей о народных традициях с целью прио...

Картотека дидактических игр с универсальным конструктором Г.В. Урадовских, направленных на формирование элементарных математических представлений младших дошкольников

Представлена разработка дидактических игр с универсальным конструктором Г.В. Урадовских, направленных на формирование элементарных математических представлений у дошкольников младшей и средней группы....

презентация Формирование финансовой культуры детей дошкольного возраста посредством внедрения дополнительной образовательной программы «Маленькие финансисты» в воспитательно-образовательный процесс дошкольных групп

laquo;…Мы сегодня присутствуем на важном событии. Мы перешли на следующий наш этап развития отношений с Центральным банком, а именно: мы подписали соглашение, направленное на повышение финансо...