Главные вкладки

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Внедрение фольклора в современный воспитательно - образовательный процесс»
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Гамзина Ирина Григорьевна

    Формирование представлений детей о русских народных традициях, обычаях. Продолжать знакомить с русским народным фольклором, сказками. Расширять знания детей о народных традициях с целью приобщения к духовным  и нравственно - патриотическим ценностям общества.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod_po_folkloru.docx34.37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по теме:

    «Внедрение фольклора в современный воспитательно - образовательный процесс»

    Провела воспитатель 1кк

    Гамзина И.Г.

    2018г.

    Тема: «Сундучок со сказками».

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

    Цель: формирование представлений детей о русских народных традициях, обычаях. Продолжать знакомить с русским народным фольклором, сказками.

    Образовательные задачи: расширять знания детей о народных традициях в целях приобщения  к духовным и нравственно - патриотическим ценностям общества; закрепить знания о русском фольклоре на примере сказок, дополняя знания детей о жанрах народного фольклора (загадки, заклички, песенки, поговорки, присказки); закрепить умение использовать в подходящих ситуациях малые фольклорные формы.

    Развивающие задачи: развивать интеллектуальные способности при отгадывании загадок по содержанию знакомых сказок; развивать зрительное восприятие, слуховое внимание и чувство юмора,  развивать логическое мышление при использовании пословиц и поговорок, совершенствовать интонационную выразительность речи.

    Воспитательные задачи: воспитывать уважение и интерес к русским народным традициям, народному творчеству; воспитывать интерес к русскому языку и русскому народному фольклору; формировать эмоциональную выразительность при использовании русского фольклора;  воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками; формировать положительные черты личности в условиях общественной жизни на примерах русских народных традиций.

    Активизация словаря: традиции, забавы, касатушки, с великой милостью; обогащение словаря новыми словами и выражениями.

    Материалы и оборудование: большой камень с надписью; замок; каравай для гостей, соль в солонке, рушник, ключик в футляре из – под киндер – сюрприза»; конверт с письмом от Бабы – Яги;  мешочек с камушками; сумочка – кошелек на каждого ребенка для камушков; кувшин с водой; лукошко с нотами и клубочком, подбор книг русских народных сказок и книг с пословицами, загадками; сундучок с новой книгой сказок; перфокарты; атрибуты к игре «Что за сказка?»: ведерко с щукой, лук со стрелой, игрушка баба-яга, игрушка дед мороз, лисий хвост, фасоль и горох, лапоть, игрушка репа, игрушка дракон, кувшин и тарелка, игрушки коза и козленок, мука с лопаткой.

    Предварительная работа: просмотр мультфильмов по теме «Русские народные сказки; игра дидактическая «Исправь ошибку»; игры – драматизации по мотивам русских народных сказок; оформление тематической выставки книг; разгадывание сказочных загадок; разучивание пальчиковой гимнастики «Замок»; инсценировки по сказкам "Лисичка-сестричка и серый волк", "Волк и 7 козлят", «Лиса и Журавель», "Лисичка со скалочкой", "Кот и лиса"; разучивание стихотворения «Хлеб – соль», считалок; разучивание хоровода «Солнышко – вёдрышко, раскрашивание раскрасок «Любимые сказки»; чтение русских народных сказок; рассматривание иллюстраций к сказкам; совместные и самостоятельные игры с настольными и кукольными театрами; чтение пословиц, поговорок, других малых фольклорных форм; чтение и рассматривание книги Л. С. Хренова «Народные приметы и календарь», чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию; чтение рассказ Л. Н. Толстого «Умная галка».

    1слайд

    Воспитатель встречает детей в русском народном костюме с сундучком в руках, ставит на стол.

      - Здравствуйте, дети! Наша беседа совсем не случайно начинается с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, то есть здравия, желаем добра, благополучия. А ещё вот так можно поздороваться:

    День добрый, детушки – касатушки!

    Проходите, не стесняйтесь. Всем ли места хватило?

    Много у меня ребят и для каждого ласковое слово найдётся!

    Наши деточки в дому,

    Что оладушки в меду,

    Что малиночки в саду,

    Сладки яблочки в меду.

    -Ребята, а как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

    2слайд  Много народов в нашей стране. Сколько народов, столько языков. У каждого народа свои песни, сказки, танцы, традиции. Вы знаете, что такое «традиция»?

    - Правильно, традиция – это правила, обычаи, порядок, которому следует  народ.

    - Посмотрите у нас сегодня гости.

    Приветствуем Вас люди добрые! Доброго здоровья Вам, гости дорогие!

    3слайд (Мальчик и девочка приветствуют гостей караваем.)

    Мне начинать досталась роль,

    Не путайте с нагрузками,

    Мы принесли вам хлеб и соль

    На посиделки русские.

    Жива традиция – жива!

    От поколенья старшего,

    Важны обряды и слова

    Из прошлого, из нашего.

    Если мы хотим кого-то

    Встретить с честью и почетом,

    Встретить щедро от души,

    С уважением большим,

    То таких гостей встречаем

    Круглым, пышным караваем.

    4слайд  А как мы знакомимся с традициями разных народов?

    (Из книг, энциклопедий, по телевизору, И-нету)

    - Но в старину всего этого не было. Как же люди обучали детей порядку, обычаям, традициям? (Через пословицы, сказки, потешки, загадки)

    - Верно, в старину старики передавали знания традиций от одного к другому через сказания, легенды, былины, через песенки, потешки, сказки.

    - А вы гостинцы да подарочки любите?

    - Я вам подарок приготовила. Здесь в сундуке… Ой! А кто это замок на него повесил! А ключ где? А что это за кувшин? Конверт чей? Почерк неразборчивый, будто куриной лапой кто – то писал. Ах,  да это письмо для нас! (читает адрес получателя и отправителя: «Сказочный лес, район Дремучая чаща, поляна Нечисти, дом Б-Я»)

    - Кто это такой Б-Я? (Баба Яга). Воспитатель читает письмо от Бабы – Яги:

    - Все забыли про меня. Проучу я вас! АГА!

    Ключ найдёте вы в посуде, трогать вам его покуда

    Запрещаю я. Б-Яга. Так это же Баба-Яга!

    5слайд PS: Кто коснётся той посуды -

    Превращу тот час в верблюда.

    Кто коснётся той посудки –

    Тот проспит здесь целые сутки.

    Кто воды коснётся в ней -

    Будет злой, как тот Кощей.

    6слайд - Дети, осторожно! Точно там ключ от сундука? Плавает маленькая коробочка. Как же нам её достать, ведь касаться опасно! … Кувшин, вода… Что же делать? Как быть?  (дети высказывают свои предположения)

    (нужно найти камешки и опустить в кувшин, вода будет подниматься и коробочка всплывёт).

    - Посмотрите-ка сюда, камень какой-то! Но он в кувшин не поместится и на нём что – то написано:

    -В страну Мудрости пойдёте,

    Много камушков найдёте –

    За ответ правильный –

    Получите камушек маленький.

    Надо загадки решить, игру заводить и сказки отгадать.

    Смотрите, а вот и мешок с камушками, сумочки, в которые будем складывать камешки. Теперь и в путь – дорогу можно отправляться.

    7слайд «Картинка солнышко». Дети, неспроста дорога привела нас к солнышку, ведь на улице сейчас какое время года? (весна).

     Люди всегда ждут солнышка с нетерпением после долгой зимы. В далеком прошлом русские люди сравнивали солнце с молодой девушкой. Я вам сейчас загадаю загадки, а вы их отгадайте:

    8слайд1.Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.

    9слайд 2.Красная девушка по небу ходит.

    10слайд 3.Без него плачемся, а как появится - от него прячемся.

    11слайд 4.Встану я рано, бело да румяно,

    Да как распущу золотые волосы,

    Да выйду на гору, и человек и зверь возрадуется.

    12слайд А я знаю интересную игру-хоровод «Солнышко – вёдрышко» давайте поиграем.

    - Ну – ка, в круг вставай,

    Хоровод начинай!

    Дети становятся в хоровод. Считалкой выбирается водящий.  Игра сопровождается народной мелодией.

    Уж как зоренька-заря

    Русы косыньки плела.

     Кто те косы расплетет,

    Первый кон водить идет!

    (Водящий становится в круг. Дети идут по кругу, поют)

    Гори, солнце ярче – Лето будет жарче.

    (Поворачиваются друг другу и делают поклоны)

    А зима теплее, А весна милее.

    (Протягивают ладони, водящий должен дотронуться)

    «Солнце» говорит: Горячо! Горячо!

    (До чьих ладоней «солнце» дотронулось, тот выбывает из игры)

    - Солнышко дарит всем тепло и свет. И от этого нам с вами становится радостно, весело.

    13слайд В старину люди весну зазывали закличками. Кто из вас знает весеннюю закличку?

    Весна, весна, весна-красна!

    Тепло солнышко! Приди скорей! Согрей детей!

    Приди к нам с радостью, с великой милостью!

    С льном высоким, с хлебом богатым.

    Весна, весна-красна

    Ты с чем пришла?

    С сохой, с бороной, с лошадкой вороной,

    С рожью зернистой, с пшеницей золотистой,

    С травой шелковой, с водой ключевой,

    С калиной – малиной, с красной рябиной.

    Ребята, смотрите лукошко какое-то! А в нем что – то лежит…ноты, клубочек

    14слайд  Неспроста здесь это лукошко появилось, что же нам делать с нотками? На них что-то написано…нужно угадать, из какой сказки песенка?

    15слайд  Звучат отрывки из песен.

    1. Я от бабушки ушел,

    Я от дедушки ушел. («Колобок»)

    2. Козлятушки. Ребятушки,

    Отопритеся, отворитеся.

    Ваша мама пришла,

    Молока принесла. («Волк и семеро козлят»)

    3.Из мультфильма «Теремок».

    А что же нам делать с клубочком?

    Ребята, мы все любим русские народные сказки и во многих из них клубочек помогал героям найти то, что они искали. Может быть, клубочек и нам поможет? Давайте пойдем за ним и посмотрим, куда он нас приведет.

    16слайд    Игра «Что за сказка?»

    17слайд  Всё вверх дном, не понятно: сказки о ком?  Игра «Вопрос-ответ»

    18-33слайд 1. Брат Аленушки, превратившийся в козленочка. (Иванушка.)

    2. В сказках ее часто называют Патрикеевной. (Лиса.)

    3. Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)

    4. Родственница Деда Мороза. (Снегурочка.)

    5. Русская народная сказка, в которой один маленький домик приютил много зверюшек. («Теремок»)

    6.Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

    7.Кем была в русской народной сказке заколдованная лягушка? (Царевна)

    8.Назовите сказку, герой которой «по сусекам скребен». («Колобок»)

    9.Кому говорила девочка Маша: «Не садись на пенек, не ешь пирожок!»? (Медведь)

    10.В этой сказке птицы налетели, подхватили мальчика и унесли на крыльях. («Гуси-лебеди»)

    11. Из какой сказки эти слова: «Тепло ли тебе, девица?» («Морозко»)

    12. В русских сказках ее называют и Премудрой и Прекрасной. (Василиса)

    15.Назовите одну особенность известной сказочной избушки? (Курьи ножки)

    17. Какой сказочный герой придумал хранить смерть на конце иголки, а иголку в яйце и т. д.? (Кощей Бессмертный)

    18.В какой сказке всего по 3 штуки? (3 медведя)

    Игра «Исправь ошибки» (с перфокартами)

    1.«Волк и семеро тигрят», «Волк и семеро ягнят» - «Волк и семеро козлят».

    2.«Гуси-вороны», «Гуси-утки» – «Гуси-лебеди».

    3.«Иван-царевич и зеленый волк» , «Иван – царевич и синий волк» - «Иван-царевич и серый волк»

    5.«Лисичка с кастрюлькой», «Лисичка с ложкой» – «Лисичка со скалочкой».

    6.«Лисичка-сестричка и серая мышь», «Лисичка-сестричка и серый зайка»  - «Лисичка-сестричка и серый волк».

    7.«По карасеву хотенью», «По акульему желанью»  – «По щучьему велению».

    8. «Петушок и медведь», «Петушок и заяц» - «Петух и лиса».

    9. «Лиса и ворона» - «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев».

    10. «Журавль и синица», «Журавль и сорока» - «Журавль и цапля».

    Дети, посмотрите, как много камушков мы с вами набрали, я думаю, этого достаточно для того, чтобы достать ключик из кувшина.

    (Дети возвращаются к столу с сундуком и кувшином. Поочерёдно помещают камешки.

    В кувшине поднимается уровень воды и пластиковая ёмкость с ключиком от сундука).

    - Надо на всякий случай сказать волшебные слова. (волшебное заклинание)

    34слайд  Пальчиковая игра «Замок»

    (Дети выполняют движения под стихи):

    За морями, (движения пловца)

    За горами, (руки вверх)

    За железными столбами (кулак на кулак)

    На пригорке - теремок (руками над головой сложить «крышу»)

    На двери висит замок (сцепить руки в «замок»)

    Ты за ключиком иди (ходьба)

    И замочек отопри (руки соединить в замок и рассоединить).

    (Достают ключ. Открывают сундук и достают новую книгу сказок).

    Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам!

    - Желаю вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Календарный план воспитательно - образовательной деятельности в старшей группе по теме "Зимушка хрустальная"

    Календарный план образовательной деятельности  в старшей группе по теме "Зимушка хрустальная" . В плане указана непосредственно образовательная деятельность, дидактические,подвижные, сюжетно-роле...

    Непосредственно образовательная деятельность в старшей группе. Коммуникация. Тема: « Заклички как жанр детского фольклора »

    Познакомить детей с новым фольклорным жанром, расширить их представления о  народной жизни.  Научить использовать заклички.     ...

    Планирование воспитательно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: "ПДД"

    Предлагаю планирование воспитательно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: "ПДД" на несколько дней в мае месяце....

    Конспект образовательной деятельности в старшей группе по теме «Раскрась планету» нетрадиционные техники рисования Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

    Представляю подробный конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в старшей группе на тему "Раскрась планету". Дети окунуться в увлекательное незабываемое к...