Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Внедрение фольклора в современный воспитательно - образовательный процесс»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Гамзина Ирина Григорьевна

Формирование представлений детей о русских народных традициях, обычаях. Продолжать знакомить с русским народным фольклором, сказками. Расширять знания детей о народных традициях с целью приобщения к духовным  и нравственно - патриотическим ценностям общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_folkloru.docx34.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе по теме:

«Внедрение фольклора в современный воспитательно - образовательный процесс»

Провела воспитатель 1кк

Гамзина И.Г.

2018г.

Тема: «Сундучок со сказками».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Цель: формирование представлений детей о русских народных традициях, обычаях. Продолжать знакомить с русским народным фольклором, сказками.

Образовательные задачи: расширять знания детей о народных традициях в целях приобщения  к духовным и нравственно - патриотическим ценностям общества; закрепить знания о русском фольклоре на примере сказок, дополняя знания детей о жанрах народного фольклора (загадки, заклички, песенки, поговорки, присказки); закрепить умение использовать в подходящих ситуациях малые фольклорные формы.

Развивающие задачи: развивать интеллектуальные способности при отгадывании загадок по содержанию знакомых сказок; развивать зрительное восприятие, слуховое внимание и чувство юмора,  развивать логическое мышление при использовании пословиц и поговорок, совершенствовать интонационную выразительность речи.

Воспитательные задачи: воспитывать уважение и интерес к русским народным традициям, народному творчеству; воспитывать интерес к русскому языку и русскому народному фольклору; формировать эмоциональную выразительность при использовании русского фольклора;  воспитывать дружелюбие, умение взаимодействовать со сверстниками; формировать положительные черты личности в условиях общественной жизни на примерах русских народных традиций.

Активизация словаря: традиции, забавы, касатушки, с великой милостью; обогащение словаря новыми словами и выражениями.

Материалы и оборудование: большой камень с надписью; замок; каравай для гостей, соль в солонке, рушник, ключик в футляре из – под киндер – сюрприза»; конверт с письмом от Бабы – Яги;  мешочек с камушками; сумочка – кошелек на каждого ребенка для камушков; кувшин с водой; лукошко с нотами и клубочком, подбор книг русских народных сказок и книг с пословицами, загадками; сундучок с новой книгой сказок; перфокарты; атрибуты к игре «Что за сказка?»: ведерко с щукой, лук со стрелой, игрушка баба-яга, игрушка дед мороз, лисий хвост, фасоль и горох, лапоть, игрушка репа, игрушка дракон, кувшин и тарелка, игрушки коза и козленок, мука с лопаткой.

Предварительная работа: просмотр мультфильмов по теме «Русские народные сказки; игра дидактическая «Исправь ошибку»; игры – драматизации по мотивам русских народных сказок; оформление тематической выставки книг; разгадывание сказочных загадок; разучивание пальчиковой гимнастики «Замок»; инсценировки по сказкам "Лисичка-сестричка и серый волк", "Волк и 7 козлят", «Лиса и Журавель», "Лисичка со скалочкой", "Кот и лиса"; разучивание стихотворения «Хлеб – соль», считалок; разучивание хоровода «Солнышко – вёдрышко, раскрашивание раскрасок «Любимые сказки»; чтение русских народных сказок; рассматривание иллюстраций к сказкам; совместные и самостоятельные игры с настольными и кукольными театрами; чтение пословиц, поговорок, других малых фольклорных форм; чтение и рассматривание книги Л. С. Хренова «Народные приметы и календарь», чтение и слушание в аудиозаписи русских народных сказок с беседами по содержанию; чтение рассказ Л. Н. Толстого «Умная галка».

1слайд

Воспитатель встречает детей в русском народном костюме с сундучком в руках, ставит на стол.

  - Здравствуйте, дети! Наша беседа совсем не случайно начинается с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, то есть здравия, желаем добра, благополучия. А ещё вот так можно поздороваться:

День добрый, детушки – касатушки!

Проходите, не стесняйтесь. Всем ли места хватило?

Много у меня ребят и для каждого ласковое слово найдётся!

Наши деточки в дому,

Что оладушки в меду,

Что малиночки в саду,

Сладки яблочки в меду.

-Ребята, а как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

2слайд  Много народов в нашей стране. Сколько народов, столько языков. У каждого народа свои песни, сказки, танцы, традиции. Вы знаете, что такое «традиция»?

- Правильно, традиция – это правила, обычаи, порядок, которому следует  народ.

- Посмотрите у нас сегодня гости.

Приветствуем Вас люди добрые! Доброго здоровья Вам, гости дорогие!

3слайд (Мальчик и девочка приветствуют гостей караваем.)

Мне начинать досталась роль,

Не путайте с нагрузками,

Мы принесли вам хлеб и соль

На посиделки русские.

Жива традиция – жива!

От поколенья старшего,

Важны обряды и слова

Из прошлого, из нашего.

Если мы хотим кого-то

Встретить с честью и почетом,

Встретить щедро от души,

С уважением большим,

То таких гостей встречаем

Круглым, пышным караваем.

4слайд  А как мы знакомимся с традициями разных народов?

(Из книг, энциклопедий, по телевизору, И-нету)

- Но в старину всего этого не было. Как же люди обучали детей порядку, обычаям, традициям? (Через пословицы, сказки, потешки, загадки)

- Верно, в старину старики передавали знания традиций от одного к другому через сказания, легенды, былины, через песенки, потешки, сказки.

- А вы гостинцы да подарочки любите?

- Я вам подарок приготовила. Здесь в сундуке… Ой! А кто это замок на него повесил! А ключ где? А что это за кувшин? Конверт чей? Почерк неразборчивый, будто куриной лапой кто – то писал. Ах,  да это письмо для нас! (читает адрес получателя и отправителя: «Сказочный лес, район Дремучая чаща, поляна Нечисти, дом Б-Я»)

- Кто это такой Б-Я? (Баба Яга). Воспитатель читает письмо от Бабы – Яги:

- Все забыли про меня. Проучу я вас! АГА!

Ключ найдёте вы в посуде, трогать вам его покуда

Запрещаю я. Б-Яга. Так это же Баба-Яга!

5слайд PS: Кто коснётся той посуды -

Превращу тот час в верблюда.

Кто коснётся той посудки –

Тот проспит здесь целые сутки.

Кто воды коснётся в ней -

Будет злой, как тот Кощей.

6слайд - Дети, осторожно! Точно там ключ от сундука? Плавает маленькая коробочка. Как же нам её достать, ведь касаться опасно! … Кувшин, вода… Что же делать? Как быть?  (дети высказывают свои предположения)

(нужно найти камешки и опустить в кувшин, вода будет подниматься и коробочка всплывёт).

- Посмотрите-ка сюда, камень какой-то! Но он в кувшин не поместится и на нём что – то написано:

-В страну Мудрости пойдёте,

Много камушков найдёте –

За ответ правильный –

Получите камушек маленький.

Надо загадки решить, игру заводить и сказки отгадать.

Смотрите, а вот и мешок с камушками, сумочки, в которые будем складывать камешки. Теперь и в путь – дорогу можно отправляться.

7слайд «Картинка солнышко». Дети, неспроста дорога привела нас к солнышку, ведь на улице сейчас какое время года? (весна).

 Люди всегда ждут солнышка с нетерпением после долгой зимы. В далеком прошлом русские люди сравнивали солнце с молодой девушкой. Я вам сейчас загадаю загадки, а вы их отгадайте:

8слайд1.Катится по голубому блюдечку золотое яблочко.

9слайд 2.Красная девушка по небу ходит.

10слайд 3.Без него плачемся, а как появится - от него прячемся.

11слайд 4.Встану я рано, бело да румяно,

Да как распущу золотые волосы,

Да выйду на гору, и человек и зверь возрадуется.

12слайд А я знаю интересную игру-хоровод «Солнышко – вёдрышко» давайте поиграем.

- Ну – ка, в круг вставай,

Хоровод начинай!

Дети становятся в хоровод. Считалкой выбирается водящий.  Игра сопровождается народной мелодией.

Уж как зоренька-заря

Русы косыньки плела.

 Кто те косы расплетет,

Первый кон водить идет!

(Водящий становится в круг. Дети идут по кругу, поют)

Гори, солнце ярче – Лето будет жарче.

(Поворачиваются друг другу и делают поклоны)

А зима теплее, А весна милее.

(Протягивают ладони, водящий должен дотронуться)

«Солнце» говорит: Горячо! Горячо!

(До чьих ладоней «солнце» дотронулось, тот выбывает из игры)

- Солнышко дарит всем тепло и свет. И от этого нам с вами становится радостно, весело.

13слайд В старину люди весну зазывали закличками. Кто из вас знает весеннюю закличку?

Весна, весна, весна-красна!

Тепло солнышко! Приди скорей! Согрей детей!

Приди к нам с радостью, с великой милостью!

С льном высоким, с хлебом богатым.

Весна, весна-красна

Ты с чем пришла?

С сохой, с бороной, с лошадкой вороной,

С рожью зернистой, с пшеницей золотистой,

С травой шелковой, с водой ключевой,

С калиной – малиной, с красной рябиной.

Ребята, смотрите лукошко какое-то! А в нем что – то лежит…ноты, клубочек

14слайд  Неспроста здесь это лукошко появилось, что же нам делать с нотками? На них что-то написано…нужно угадать, из какой сказки песенка?

15слайд  Звучат отрывки из песен.

1. Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел. («Колобок»)

2. Козлятушки. Ребятушки,

Отопритеся, отворитеся.

Ваша мама пришла,

Молока принесла. («Волк и семеро козлят»)

3.Из мультфильма «Теремок».

А что же нам делать с клубочком?

Ребята, мы все любим русские народные сказки и во многих из них клубочек помогал героям найти то, что они искали. Может быть, клубочек и нам поможет? Давайте пойдем за ним и посмотрим, куда он нас приведет.

16слайд    Игра «Что за сказка?»

17слайд  Всё вверх дном, не понятно: сказки о ком?  Игра «Вопрос-ответ»

18-33слайд 1. Брат Аленушки, превратившийся в козленочка. (Иванушка.)

2. В сказках ее часто называют Патрикеевной. (Лиса.)

3. Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Метла и ступа)

4. Родственница Деда Мороза. (Снегурочка.)

5. Русская народная сказка, в которой один маленький домик приютил много зверюшек. («Теремок»)

6.Кого поймал в проруби Емеля? (Щуку)

7.Кем была в русской народной сказке заколдованная лягушка? (Царевна)

8.Назовите сказку, герой которой «по сусекам скребен». («Колобок»)

9.Кому говорила девочка Маша: «Не садись на пенек, не ешь пирожок!»? (Медведь)

10.В этой сказке птицы налетели, подхватили мальчика и унесли на крыльях. («Гуси-лебеди»)

11. Из какой сказки эти слова: «Тепло ли тебе, девица?» («Морозко»)

12. В русских сказках ее называют и Премудрой и Прекрасной. (Василиса)

15.Назовите одну особенность известной сказочной избушки? (Курьи ножки)

17. Какой сказочный герой придумал хранить смерть на конце иголки, а иголку в яйце и т. д.? (Кощей Бессмертный)

18.В какой сказке всего по 3 штуки? (3 медведя)

Игра «Исправь ошибки» (с перфокартами)

1.«Волк и семеро тигрят», «Волк и семеро ягнят» - «Волк и семеро козлят».

2.«Гуси-вороны», «Гуси-утки» – «Гуси-лебеди».

3.«Иван-царевич и зеленый волк» , «Иван – царевич и синий волк» - «Иван-царевич и серый волк»

5.«Лисичка с кастрюлькой», «Лисичка с ложкой» – «Лисичка со скалочкой».

6.«Лисичка-сестричка и серая мышь», «Лисичка-сестричка и серый зайка»  - «Лисичка-сестричка и серый волк».

7.«По карасеву хотенью», «По акульему желанью»  – «По щучьему велению».

8. «Петушок и медведь», «Петушок и заяц» - «Петух и лиса».

9. «Лиса и ворона» - «Лиса и журавль», «Лиса и тетерев».

10. «Журавль и синица», «Журавль и сорока» - «Журавль и цапля».

Дети, посмотрите, как много камушков мы с вами набрали, я думаю, этого достаточно для того, чтобы достать ключик из кувшина.

(Дети возвращаются к столу с сундуком и кувшином. Поочерёдно помещают камешки.

В кувшине поднимается уровень воды и пластиковая ёмкость с ключиком от сундука).

- Надо на всякий случай сказать волшебные слова. (волшебное заклинание)

34слайд  Пальчиковая игра «Замок»

(Дети выполняют движения под стихи):

За морями, (движения пловца)

За горами, (руки вверх)

За железными столбами (кулак на кулак)

На пригорке - теремок (руками над головой сложить «крышу»)

На двери висит замок (сцепить руки в «замок»)

Ты за ключиком иди (ходьба)

И замочек отопри (руки соединить в замок и рассоединить).

(Достают ключ. Открывают сундук и достают новую книгу сказок).

Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам!

- Желаю вам: «Жить-поживать, зла не встречать, здоровыми быть и сказки любить!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарный план воспитательно - образовательной деятельности в старшей группе по теме "Зимушка хрустальная"

Календарный план образовательной деятельности  в старшей группе по теме "Зимушка хрустальная" . В плане указана непосредственно образовательная деятельность, дидактические,подвижные, сюжетно-роле...

Планирование воспитательно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: "ПДД"

Предлагаю планирование воспитательно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: "ПДД" на несколько дней в мае месяце....

Модель воспитательно - образовательной деятельности в старшей группе по теме "Одежда, головные уборы, обувь"

Разработана модель воспитательно - образовательной деятельности в старшей группе по теме "Одежда, головные уборы, обувь"...

Календарный план воспитательно-образовательной деятельности в старшей группе по теме "Весенняя страда"

Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе; расширять представления об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период; воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся с...

Календарный план воспитательно-образовательной деятельности в старшей группе по теме "Растения леса, травы"

Расширить представления детей о разнообразии растительного мира. Дать знания о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и жив...