Использование универсального конструктора Г.В. Урадовских как средства развития устной речи детей младшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая группа) на тему

Дюргус Елена Сергеевна

Описание опыта работы по внедрению в образовательный процесс универсального (лоскутного) конструктора, разработанного Г.В. Урадовских

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Е.С. Дюргус,

Воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 62»

(г. Бийск)

Использование универсального конструктора Г.В. Урадовских, как средства развития устной речи детей младшего дошкольного возраста

На современном этапе развития нашего общества, к сожалению, наметилась тенденция в сторону увеличения числа детей с проблемами речи. В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) говорится, что «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте» [1]. Исходя из этого и должен строиться процесс обучения и воспитания детей в дошкольных учреждениях, ведь речь является одним из важнейших средств развития личности ребенка в целом.

В детском саду, дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью.

Устная речь - это любая звучащая речь. Исторически устная форма речи первична, она возникла гораздо раньше письма [2].

Развитие устной речи осуществляется во всех видах деятельности. Продуктивная деятельность не является исключением.

Одним из современных исследователей влияния продуктивной деятельности на всестороннее развитие детей дошкольного возраста является Галина Васильевна Урадовских, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории игры и развивающей предметной среды НИИ дошкольного образования им. А.В. Запорожца. Основанием, предложенной ей системы занятий является представление о взаимосвязи продуктивной деятельности ребенка и его речи. Не для кого ни секрет, что детская продуктивная деятельность всегда насыщена эмоциями. Эмоциональные переживания детей, как в процессе работы, так и в процессе обсуждения ее результатов, побуждает детей говорить. А участие ребенка в создании коллективного «шедевра» порождает ситуации речевого диалога. Следовательно, любая продуктивная деятельность может быть эффективным средством развития устной речи детей дошкольного возраста [3]. Не является исключением и конструирование, в том числе и конструирование из деталей универсального конструктора, созданного Г.В. Урадовских, в процессе работы с которым, возможно решить различные образовательные задачи: это и развитие речи, воображения, мелкой моторики, и формирование представлений о цвете, форме, размере, и мн.др.

Для того, чтобы изготовить такой универсальный конструктор, нужно приобрести обычные тканевые салфетки, которые имеют ворсистую поверхность и продаются в любом хозяйственном магазине. Так же необходимы фланелеграфы, на которых и создается конструируемый объект. Удобно иметь фланелеграфы нескольких размеров: один большой (100/50 см.) для создания коллективной работы, три средних (45/28 см.) для работы в подгруппах из 3-4-х человек и маленькие (30/21 см) для индивидуальной работы каждого ребенка. Из салфеток разного цвета вырезаются геометрические фигуры для младшего дошкольного возраста это круг, квадрат, прямоугольник и треугольник. Нужно сказать, что каждая фигура вырезается в нескольких размерах (2/2; 4/4; 6/6; 8/8; 10/10), каждого размера по 20-30 штук. Данные фигуры без особого труда прикладываются на фланелеграф и друг на друга, они нормально держатся и легко снимаются, в общем, очень удобны в обращении. Для младшего дошкольного возраста такой конструктор был изготовлен в 5-ти основных цветах: красный, синий, зеленый, желтый, черный и 3-х дополнительных: оранжевый, розовый, сиреневый.

Нельзя не отметить, что изготовление универсального конструктора (и фланелиграфов) является достаточно долгой и кропотливой процедурой (салфетки нужных цветов трудно найти, поэтому приходилось покупать краску для ткани и выкрашивать их), да и сам он (конструктор) является громоздким, так как все фигуры должны быть разложены по форме, цвету и размеру. Но все эти трудности быстро сглаживаются, когда дети с восторгом начинают творить. Сначала неиссякаемый шквал вопросов: «а что это?», «а как?», «а можно я так..?», «а я не знаю что делать?» и т.п. Я только начала внедрять в образовательный процесс работу с универсальным конструктором Г.В. Урадовских, поэтому можно сказать, что учусь вместе с детьми.

Мы начали с простейших образов: «яблоко», «снеговик», «домик», «кораблик», делали по образцу, обговаривали каждый шаг, дети отвечали на вопросы: «из чего состоит тот или иной предмет», «какие детали конструктора лучше использовать», «какой цвет выбрать, почему?» и т.п.

Сейчас мы уже пробуем создавать образы по описанию,  например я говорю: «Сделаем мишку, у него есть голова, ушки, глазки..». Получается по – разному, кто-то делает из кругов, кто-то пользуется треугольниками и квадратами.

Или, например, после чтения сказки «Заюшкина избушка», предлагаю детям сделать избушку для лисы, ведь у нее по-прежнему нет домика. У кого-то получается, у кого-то пока нет, кто-то смотрит на соседа и делает как он, но начало положено, детям нравиться и они запоминают и проговаривают цвета, форму, размер (большой, маленький, средний). Некоторые дети играют в этот конструктор и во время свободной деятельности.

Нельзя забывать также о том, что универсальный конструктор Г.В. Урадовских развивает так же и мелкую моторику, а, как известно, уровень речевого развития находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Доказано, что мелкая моторика является важным показателем физического и нервно-психического развития дошкольника [4]. При выполнении различных действий с деталями универсального конструктора Г.В. Урадовских решается большая часть мыслительных задач – рука действует, а мозг фиксирует ощущения, соединяя их со зрительными и слуховыми ощущениями в сложные, интегрированные образы и представления, выражающимися в речи.

Так как развитие устной речи дошкольников происходит во всех видах деятельности, то и использовать универсальный конструктор так же предполагается, как можно чаще. Это будет непосредственно образовательная деятельность по ФЭМП, развитию речи, окружающему миру, чтению художественной литературы, индивидуальная работа, свободная и опытническая деятельность, дидактическая игра, игры-инсценировки, конструирование, отгадывание загадок (конструировать простейшие отгадки), рассказ по картине.

Конечно, чтобы добиться заметных результатов, необходимо систематизировать деятельность с универсальным конструктором Г. Урадовских и разработать календарное планирование – и это следующий этап моей работы по развитию устной речи детей младшего дошкольного возраста, первый этап – знакомство с универсальным конструктором Г. Урадовских мы с детьми благополучно прошли.

Литература

  1. Приказ от 17 октября 2013 г. №1155 об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
  2. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателей детского сада [Текст] / В.И. Логинова, А.И. Максаков и др.; под ред. Ф.А. Сохина.- М.: Просвещение, 1999.- 223  с.
  3. Урадовских, Г.В. Художественное конструирование как развивающий вид образовательной деятельности дошкольника [Текст] / Г.В. Урадовских.- М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2011
  4. Цвынтарный, В.В. Играем пальчиками и развиваем речь [Текст] / В.В. Цвынтарный.- М.: Мозаика-Синтез, 2003.- 64 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование нетрадиционных приемов в изобразительной деятельности как средство развития художественных способностей детей младшего дошкольного возраста.

Использование нетрадиционных приемов в изобразительной деятельности как средстворазвития художественных способностей детей младшего дошкольного возраста....

"Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста", 2018/2019 г.

Ниже представлена работа по самообразованию за период 2018-2019 г. Возможно, будет полезна коллегам или родителям воспитанников....

Опыт работы «Мнемотаблицы - как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это п...

Народное творчество, как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста

В современном, динамично развивающемся мире, наполненном гаджетами, обилием шумов различного характера, мы, взрослые, педагоги, должны уделять пристальное внимание речевому развитию подрастающего поко...

Консультация для педагогов «Сказка как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Сказки есть в каждом доме. В дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов, и дети их очень любят. Из сказок они черпают множество познаний: первое представление о времени и пространстве, о свя...

Статья "Сказка как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста"

В настоящее время мы переходим к новой системе дошкольногообразования, в основу которой положен федеральный закон «Об образовании вРоссийской Федерации» и Федеральный государственный образ...

Использование театрализованных игр как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста

Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприя...