Опыт работы «Мнемотаблицы - как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»
статья по развитию речи (младшая группа)

Вьюнышева Елена Николаевна

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка в младшем возрасте является формирование диалогической и  монологической речи.

 К. Д. Ушинский писал:

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

 Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, используя опыт других педагогов, мы решили  использовать в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Что же такое мнемотехника?

 Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

На сегодняшний день использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь (как наиболее масштабную задачу).

 Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинали свою работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходилаи к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

 Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.   

  Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Использование технологии "мнемотехника " в своей работе с детьми второй младшей группы мы начали совсем недавно, с октября месяца.

 Сначала мы  использовали  готовые схемы других педагогов, адаптируя и изменяя их, и увидели  эффективность этой технологии.

 На первом этапе работы мы  включили  в совместную деятельность с детьми простейшие мнемоквадраты, благодаря им дети усвоили, что каждый предмет имеет название, научились рассматривать игрушки, предметы, называть их и сравнивать. Немного позже мы  начали использовать мнемодорожки (несколько схематичных рисунков, расположенных линейно). По мнемодорожке "Расскажи о своей семье " дети учились составлять небольшие тематические рассказы.

Помимо организованной образовательной деятельности мнемодорожки помогают нам в режимных моментах: это например, схема одевания на прогулку в приёмной, схема правильного порядка мытья рук в умывальной комнате.

Сказка – неизменный спутник детства – играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – ведущим видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказок. С помощью мнемотаблиц ребенку легче устанавливать ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными героями.

 В своей работе мы   усовершенствовали  картотеку подвижных игр: теперь помимо текста игры на другой стороне карточки дети могут увидеть небольшую мнемотаблицу (в довольно реалистичных, цветных картинках соответственно возрасту) и поиграть в выбранную игру с друзьями.    

  А также нами начато изготовление мнемотаблиц для разучивания потешек: к каждому слову или строке подобрали  небольшие картинки. В планах разработка мнемотаблиц на тексты песен, так дети быстрее запоминают слова, точнее воспроизводят текст при исполнении и успешно пользуются ими в самостоятельной деятельности, мнемотаблиц для запоминания пальчиковых игр.

 А с помощью других мнемотаблиц можно запомнить стишки, чистоговорки.       При дальнейшей работе мы  планируем использование образовательной технологии "мнемотехника" в воспитательно - образовательном процессе, в частности для развития связной речи, так как считаем  это одним из важнейших моментов в подготовке детей к школьному обучению.

 Как же работать с мнемотаблицами?

 Рассмотрим на примере сказки «Теремок»

 Занятие состоит из нескольких этапов.

 Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

 Этап 2.Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. Например (рассматриваем символы).

Этап 3.После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Например «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка - норушка, лягушка-квакушка, зайчик -побегайчик, лисичка – сестричка, волк – зубами щелк, затем пришел медведь. Он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился». При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или с помощью воспитателя (на более ранних этапах).

Примечание. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета, мышка – серого цвета, елочка – зеленая, солнышко – желтое и красное (теплое) и другие образы.

 

 Список литературы

 1. Большева, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Т. В. Большева / Спб.,2005 — 71с.

 2. Давьщова, Т. Г., Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т. Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16.

 3. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyta_raboty.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Опыта работы

«Мнемотаблицы - как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Прекрасна речь, когда она как ручеек,

Бежит среди камней, чиста, нетороплива,

И ты готов внимать ее поток, и восклицать:

«О, как же ты красива!»

 Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка в младшем возрасте является формирование диалогической и  монологической речи.

 К. Д. Ушинский писал:

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

 Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, используя опыт других педагогов, мы решили  использовать в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники.

Что же такое мнемотехника?

 Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, и, конечно, развитие речи.

На сегодняшний день использование мнемотехники для дошкольников становится всё более актуальным, так как она помогает развивать мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение и речь (как наиболее масштабную задачу).

 Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинали свою работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходилаи к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

 Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.    

  Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается рисунок, таким образом мы зарисовываем схемами весь текст. Глядя на эти схемы-рисунки ребенок легко воспроизводит текстовую информацию.

Использование технологии "мнемотехника " в своей работе с детьми второй младшей группы мы начали совсем недавно, с октября месяца.

 Сначала мы  использовали  готовые схемы других педагогов, адаптируя и изменяя их, и увидели  эффективность этой технологии.

 На первом этапе работы мы  включили  в совместную деятельность с детьми простейшие мнемоквадраты, благодаря им дети усвоили, что каждый предмет имеет название, научились рассматривать игрушки, предметы, называть их и сравнивать. Немного позже мы  начали использовать мнемодорожки (несколько схематичных рисунков, расположенных линейно). По мнемодорожке "Расскажи о своей семье " дети учились составлять небольшие тематические рассказы.

Помимо организованной образовательной деятельности мнемодорожки помогают нам в режимных моментах: это например, схема одевания на прогулку в приёмной, схема правильного порядка мытья рук в умывальной комнате.

Сказка – неизменный спутник детства – играет особую роль в жизни ребенка. Воображаемая ситуация роднит сказку с игрой – ведущим видом деятельности дошкольника. Малыш сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказок. С помощью мнемотаблиц ребенку легче устанавливать ассоциативные связи с любимыми и понятными сказочными героями.

 В своей работе мы   усовершенствовали  картотеку подвижных игр: теперь помимо текста игры на другой стороне карточки дети могут увидеть небольшую мнемотаблицу (в довольно реалистичных, цветных картинках соответственно возрасту) и поиграть в выбранную игру с друзьями.    

  А также нами начато изготовление мнемотаблиц для разучивания потешек: к каждому слову или строке подобрали  небольшие картинки. В планах разработка мнемотаблиц на тексты песен, так дети быстрее запоминают слова, точнее воспроизводят текст при исполнении и успешно пользуются ими в самостоятельной деятельности, мнемотаблиц для запоминания пальчиковых игр.

 А с помощью других мнемотаблиц можно запомнить стишки, чистоговорки.       При дальнейшей работе мы  планируем использование образовательной технологии "мнемотехника" в воспитательно - образовательном процессе, в частности для развития связной речи, так как считаем  это одним из важнейших моментов в подготовке детей к школьному обучению.

 Как же работать с мнемотаблицами?

 Рассмотрим на примере сказки «Теремок»

 Занятие состоит из нескольких этапов.

 Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

 Этап 2.Осуществляется так называемое перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов в образы. Например (рассматриваем символы).

Этап 3.После перекодирования осуществляется пересказ сказки с опорой на символы (образы), т.е. происходит отработка метода запоминания. Например «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка - норушка, лягушка-квакушка, зайчик -побегайчик, лисичка – сестричка, волк – зубами щелк, затем пришел медведь. Он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился». При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах), или с помощью воспитателя (на более ранних этапах).

Примечание. Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей быстрее в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета, мышка – серого цвета, елочка – зеленая, солнышко – желтое и красное (теплое) и другие образы.

 Список литературы

 1. Большева, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. Т. В. Большева / Спб.,2005 — 71с.

 2. Давьщова, Т. Г., Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т. Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16.

 3. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста", 2018/2019 г.

Ниже представлена работа по самообразованию за период 2018-2019 г. Возможно, будет полезна коллегам или родителям воспитанников....

Народное творчество, как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста

В современном, динамично развивающемся мире, наполненном гаджетами, обилием шумов различного характера, мы, взрослые, педагоги, должны уделять пристальное внимание речевому развитию подрастающего поко...

Консультация для педагогов «Сказка как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Сказки есть в каждом доме. В дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов, и дети их очень любят. Из сказок они черпают множество познаний: первое представление о времени и пространстве, о свя...

Статья "Сказка как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста"

В настоящее время мы переходим к новой системе дошкольногообразования, в основу которой положен федеральный закон «Об образовании вРоссийской Федерации» и Федеральный государственный образ...

Выступление на МО. Доклад на тему: "Театрализованная игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста".

В данном материале содержится информация и классификациях и формах организации театрализованных игр....

ВКР "Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста"

В экспериментальной работе рассмотрен возраст 4-5 лет, проведен эксперимент на средней группе....

Использование театрализованных игр как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста

Театрализованная игра – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприя...