Выступление на МО. Доклад на тему: "Театрализованная игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста".
презентация к уроку по развитию речи (младшая группа)

Пашко Оксана Викторовна

В данном материале содержится информация и классификациях и формах организации театрализованных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teatralizovannaya_igra_1.pptx1.84 МБ
Файл pashko_doklad.docx19.25 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБОУ « Излучинская ОНШ» «Театрализованная игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста» Подготовила: Пашко О.В. Излучинск , 2021

Слайд 2

Классификация Л.С. Фурминой

Слайд 3

Классификация театрализованных игр в зависимости от художественного оформления ( Н.А.Реуцкая )

Слайд 4

Формы организации театрализованных игр

Слайд 5

Театрализованную игру исследователь Л.В . Артемова делит на две группы : - Игры- драматизации; Режиссерские Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: - настольный; -плоскостной и объемный; -кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Слайд 6

«Центр игровой деятельности»

Слайд 7

«Центр театрализованной деятельности»

Слайд 8

«Центр речевой активности»

Слайд 9

Задачи: —формировать умение детей излагать свои мысли связно, последовательно; — формировать грамматический, лексический строй речи; — развивать навыки активной, разговорной, образной речи; — продолжать развивать диалогическую, монологическую речь; — продолжать совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки детей в разных видах театрализованной деятельности; — продолжать развивать выразительную, интонационную стороны речи

Слайд 10

Маленькие артисты

Слайд 11

Пальчиковый театр «Колобок»

Слайд 12

«Три медведя» «Рукавичка»

Слайд 13

«Колобок»

Слайд 14

Игра- имитация «Петушок»

Слайд 15

Наши маленькие актеры!

Слайд 17

Игра «Эмоции героев»

Слайд 18

Упражнение на развитие внимания «Нагрузи машину»

Слайд 19

Работа с родителями — Оформление наглядно-информационных материалов для родителей (папки — передвижки: « Играем в театр дома », «Как правильно выбрать игрушку для ребенка: 8 простых правил» — «Трудовой десант» (помощь родителей в выборе необходимых костюмов для театральной игры и атрибутов к ним, изготовление перчаточного театра «Теремок » из фетра) — Консультации: « Развитие связной речи детей в театрализованной деятельности » — Разработки памяток: «Домашний театр», «Развиваем речь детей через театрализованные игры»

Слайд 20

Творчество родителей



Предварительный просмотр:

Доклад на тему: «Театрализованная игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Слайд 1. 

Одним из эффективных средств развития связной речи детей дошкольного возраста является театрализованная игра.

Существует двусторонняя связь между речью и игрой: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, и, с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи. Игра способствует развитию связной речи самым естественным образом, в игре дети последовательно и связно излагают свои мысли.

Слайд 2. Эффективность театрализованной игры заключается в осмыслении дошкольником нравственного подтекста литературного произведения, участвуя в игре, создающей благоприятные условия для развития чувств партнерства, освоения способов позитивного взаимодействия. В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребенка.

Слайд 3.

В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности-воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.

Слайд 4. В современной литературе отсутствует обобщенное определение театрализованной игры. Одни авторы рассматривают детское театральное творчество как драматизацию, другие применяют синонимы к данному понятию: «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация». Но большинство исследователей приходят к выводу о том, что театрализованные игры наиболее близки к искусству и часто называют их «творческими».

Слайд 5. В играх-драматизациях ребёнок самостоятельно создаёт образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли, исполняет какой-либо сюжет с заранее существующим сценарием, не являющимся жёстким каноном, а служащим канвой, в пределах которой развивается импровизация (разыгрывание сюжета без предварительной подготовки).

А в Режиссерских играх -"артистами" являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как "сценарист и режиссер" управляет "артистами". "Озвучивая" героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности. 

Режиссёрские игры могут быть групповыми: каждый ведёт игрушки в общем сюжете или выступает как режиссёр импровизированного концерта, спектакля. При этом накапливается опыт общения, согласования замыслов и сюжетных действий.

В младшей группе прообразом театрализованных игр являются игры с ролью. Дети младшей группы с удовольствием перевоплощаются в собак, кошек и других знакомых животных, однако развить и обыграть сюжет пока не могут. В средней группе можно уже учить детей сочетать в роли движение и слово, использовать пантомиму двух-четырех действующих лиц. С группой наиболее активных детей целесообразно драматизировать простейшие сказки. В старшей группе дети продолжают совершенствовать свои исполнительские умения. У дошкольников 6-7 лет игра драматизация часто становится спектаклем, в котором они играют для зрителей, а не для себя, как в обычной игре. В этом же возрасте становятся доступными режиссерские игры, где персонажи — куклы и другие игрушки, а ребенок заставляет их действовать и говорить.

Слайд 6. 

Одним из необходимых условий развития связной речи является создание соответствующей предметно-развивающей среды, включающая в себя Центры активности: центр игровой активности, театрализованной деятельности и речевой активности, которые способствуют самореализации и самовыражению ребенка.

В центре «Игровой активности» находятся: сюжетные игрушки; игрушки транспорт разного вида; игрушки, изображающие предметы труда и быта; ролевые атрибуты к играм-имитациям и сюжетно-ролевым, отражающим простые жизненные ситуации и действия («Кукольный уголок», «Кухня», «Парикмахерская», «Магазин», Больница», «Мастерская», «Гараж»); игрушки-животные; куклы; наборы разных видов посуды; разграниченные зоны (кукольный уголок, салон красоты, магазин, больница, почта и т.д.).

Слайд 7. «Центр театрализованной деятельности»

В центре театрализованной игры представлены разные виды театра: настольный, би-ба-бо, плоскостной, пальчиковый) и атрибуты для игр: маски, шапочки, парики, элементы костюмов, бутафория (носы, очки, усы и т.д.); магнитная доска, ширма; атрибуты для ярмарки (платки, ленты, шапки, венки и др.); картинки и иллюстрации к сказкам; наглядно-дидактические игры и пособия («Герои сказок», «Какая это сказка?»  и т.д.).

Слайд 8. «Центр речевой активности»

В данном центре размещены: наглядный, дидактический материал по лексическим темам (наборы предметных, сюжетных картинок, наборы карточек); речевые карты, схемы рассказывания; картотека игр и игровых упражнений на развитие связной речи детей (монологической/диалогической); наличие произведений содержащих разнообразие лексических тем; наборы иллюстраций, картин для развития связной речи детей; художественная, познавательная литература, энциклопедии; фольклор, стихи, загадки; игры на развитие словаря; настольно-печатные, дидактические игры на развитие связной речи: «Рассказы по картинкам», «Что было сначала, а что потом», «Добавь словечко», «Последовательности», «Расскажи почему?».

Слайд 9. 

В настоящее время работаю над темой: «Развитие монологической речи дошкольников посредством театрализованной игры». Для решения представленных задач использую следующие формы работы:


-просмотр кукольных спектаклей по сказкам и беседы по их содержанию;

Слайд 10

-игры-драматизации, инсценировки знакомых сказок («Три медведя», «Рукавичка», «Колобок»);

Слайд 11

-речевые игры и упражнения (на развитие монологической и диалогической речи) («Почта», «Гуси-гуси», «Веселые ребята»);

Слайд 12

-упражнение «Интервью» (развитие умения отвечать на вопросы);

-составление рассказов по сюжетным картинкам и иллюстрациям к сказкам);

Слайд 13

-задания для развития речевой интонационной выразительности;

Слайд 14

-игры-превращения, образные упражнения Игры- имитации «Петушок», «Озорные котята»); Ритмопластические упражнения способствуют выразительности телодвижений, раскрепощению ребенка. Игра «Мокрые котята», «Мороженое».

Слайд 15-упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы; Игры- пантонимы «Нос, умойся!», «У зеркала»)

-знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации- жестом, мимикой, движением, костюмом, декорациями, мизансценой и т.д.;

Слайд 16 (Игры на развитие эмоций и мимики «Передача чувств», «Эмоции героев», «Чувства и эмоции», «Интонация»;

Слайд 17 Упражнения на развития воображения «Предположим, что…», «Ковер- самолет», «Прогулка в лес» стр 60, Сорокина

-показ театрализованных представлений, спектаклей («Теремок»). Артикуляционные упражнения, которые активизируют работу артикуляционного аппарата, дают ощущение «губы, зубы, язык, челюсти». Игра «Рожицы»: поднять одну бровь, две, раздуть ноздри, надуть щеки, надеть маску «льва», «грустной мартышки»…;

- Дыхательные упражнения, которые способствуют развитию регулируемого дыхания, развитию речи. Игра «Комарик». Выполняется стоя, руки в стороны: на выдохе «З-з-з» на одном дыхании, руки сводить, в конце «комарик» прихлопывается;

 

 Пальчиковые упражнения направлены на владение телом, скоординированность  речи и движения, развитие координации («Снежок»);

 

 

 Слайд 18 Упражнения на развитие внимания «Давайте потанцуем», «Нагрузи машину».

 Упражнения на развитие памяти «Проверь себя», «Фотография», «Кто пришел?»

Слайд 19. Особое место в развитии монологической речи дошкольников отводится тесному взаимодействию с семьями воспитанников.

Родители являются главными нашими помощниками: приобрели для детей костюмы, маски-шапочки для сюжетных игр, изготовили перчаточный театр, ширму для кукольного театра, подставку для пальчикового театра.

 Слайд 20 регулярно обновляют книжный уголок.

Слайд 21А сейчас вашему внимаю предлагаю просмотреть театрализацию русской народной сказки «Теремок» в исполнении воспитанников группы №12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Влияние фольклора и художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Доклад «Влияние фольклора и художественной литературы на развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста» (из опыта работы)...

Театрализованная игра как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах ли- тературных произведений. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, измененные д...

"Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста", 2018/2019 г.

Ниже представлена работа по самообразованию за период 2018-2019 г. Возможно, будет полезна коллегам или родителям воспитанников....

Опыт работы «Мнемотаблицы - как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это п...

Народное творчество, как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста

В современном, динамично развивающемся мире, наполненном гаджетами, обилием шумов различного характера, мы, взрослые, педагоги, должны уделять пристальное внимание речевому развитию подрастающего поко...

ВКР "Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста"

В экспериментальной работе рассмотрен возраст 4-5 лет, проведен эксперимент на средней группе....

Работа по самообразованию «Дидактическая игра как средство развития связной речи детей младшего дошкольного возраста»

В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «Я сам». Ребенок хочет стать как взрослый, но быть им не может. Именно поэтому характерной чертой кризиса 3-х лет является ...