Главные вкладки

    Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»
    консультация

    Саюшева Ирина

    Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл soobshchenie_na_ns.docx23.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Сообщение из опыта работы

    «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»    

    Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что развитие ребенка и наличие знаний, само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее, с самого раннего возраста учить детей самостоятельно добывать знания, а затем применять их на практике.

    Поэтому актуальной становится проблема поиска новых технологий обучения. Одной из таковых является системно - деятельный подход, реализуемый в свете федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. 

    Системно - деятельный подход дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация, а включаться в самостоятельный поиск новой информации, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений.

    Если рассмотреть требования к результатам освоения дошкольной программы, то многие целевые ориентиры ФГОС напрямую связаны с задачами музыкальной деятельности: развитие воображения, фантазии, умения контролировать свои движения, выражать эмоции и желания, творческие способности.

    Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека. Так как музыкальное искусство – искусство универсальное, проникающее во многие области человеческого бытия, то через занятия музыкальной деятельностью можно влиять  на решение многих проблем в развитии речи, формировании внимания, развития памяти, воображения, фантазии. 

    И здесь хочется отметить, что реализация системно-деятельного подхода к воспитательно - образовательному процессу не может быть реализовано каждым участником образовательных отношений в отдельности, а возможна только в тесном взаимодействии педагогов, в данном случае музыкального руководителя и воспитателя. Поэтому очень важно найти наиболее комфортные и успешные способы взаимодействия музыкального руководителя и воспитателя. Активное, педагогически правильное сотрудничество музыкального руководителя и воспитателей позволит эффективно проектировать образовательный процесс в соответствии  с требованиями ФГОС ДО. И если все участники образовательно-воспитательного процесса будут работать с доверием и уважением друг к другу, стараясь использовать каждую минуту для развития ребёнка, то этот уникальный период  — дошкольное детство – станет крепкой базой и основой дальнейшей успешности не только отдельно взятого ребенка, но и общества в целом.

    Педагогу-воспитателю необходимо:

    1.  Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.  

    2.Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

    3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

    4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

    5. Разучивать движения с отстающими детьми.

    6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

    7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

    8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).

    9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

    10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

    11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

    12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

    13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

    14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

    15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

    16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

    17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

    18. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.

    19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

    20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.  

    В вопросе о роли воспитателя в музыкальной деятельности детей сомнений нет. Он наряду с музыкальным руководителем имеет огромное значение в вопросах музыкального и эстетического воспитания. Что касается обязанностей – не нужно проводить чёткой грани – это должен делать воспитатель, а это – обязанность музыкального руководителя. Только совместная деятельность, совместный творческий подход к данному вопросу сможет принести свои плоды.

     Профессионально – педагогические задачи воспитателя и музыкального руководителя ДОУ

    Задачи музыкального руководителя ДОУ

    Задачи воспитателя  ДОУ

    Организация и проведение занятий в каждой возрастной группе.

    Помощь в процессе проведения музыкальных занятий: петь и двигаться вместе с детьми, помогать разучивать новые песни, танцевальные движения, следить за выполнением заданий.

    Организация и проведение праздников, программ развлечений в детском саду.

    Организация педагогических условий, содействующих развитию самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников

    Руководство работой воспитателя в области музыкального развития детей посредством консультаций и групповых занятий.

    . Отбор музыкально-дидактического материала для решения разнообразных задач воспитания и развития детей.

    Организация педагогических совещаний

    Организация самостоятельной музыкально-творческой деятельности детей

    Общие профессионально-педагогические задачи как основа сотрудничества  музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в контексте ФГОС

    Диагностические задачи

    Задачи музыкального руководителя ДОУ

    Задачи воспитателя  ДОУ

    Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка, в том числе связанных с музыкальностью дошкольника.

    Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности.

    Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ.

    Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ.

    Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса  детского сада, характер его продвижения в развитии, в том числе музыкальном.

    Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии.

    Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на разностороннее развитие дошкольника

    Определение эффективности влияния реализуемых в детском саду педагогических условий на музыкальное воспитание и развитие дошкольника

    Задачи педагогического проектирования образовательного процесса

    Задачи музыкального руководителя ДОУ

    Задачи воспитателя  ДОУ

    Ознакомление с музыкальным репертуаром для слушания и исполнения детьми в целях содействия в работе музыкального педагога.

    Ознакомление с педагогическими задачами общего развития дошкольников данного возраста 

    Знание задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения с точки зрения базовой компетентности музыкального руководителя.

    Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателя детского сада, знание его музыкальных потребностей и интересов.

    Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка, в числе которых и задачи музыкального воспитания и развития.

    Оказание профессиональной помощи и поддержки друг друга, совместное решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности.

    Создание единого культурно-образовательного пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждения 

    Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в педагогическом коллективе образовательного учреждения, в детском саду и семье воспитанника, в детском саду и учреждениях культуры, содружество с музыкальными учреждениями города, района ДОУ

    Задачи проектирования и организации развивающей образовательной среды ДОУ

    Задачи музыкального руководителя ДОУ

    Задачи воспитателя  ДОУ

    Создание развивающей музыкально-образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного музыкального (художественного) развития и воспитания ребенка

    Создание развивающей образовательной среды в детском саду как одного из эффективнейших условий, инициирующих процессы целостного развития и воспитания ребенка

    Задачи развития субъектной позиции воспитателя, обогащения профессиональной компетентности

    Задачи музыкального руководителя ДОУ

    Задачи воспитателя  ДОУ

    Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование:

    - увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей

    Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование:

    - увеличение профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей

    Инновационные формы сотрудничества  музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в контексте ФГОС

    Задачи

    Формы сотрудничества

     Изучение индивидуальных особенностей и возможностей ребенка в контексте музыкальности

    Разработка единых диагностических карт музыкальности ребенка; совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности

     Учет их в целостном образовательном процессе ДОУ

     Совместное проектирование планов работы, их оперативная корректировка по мере решения общих задач; создание взаимодополняющих педагогических условий в ДОУ, содействующих музыкальному воспитанию и развитию детей

     Отслеживание характера изменений, происходящих с ребенком в ходе образовательного процесса детского сада, его продвижения в музыкальном развитии

     Создание промежуточных диагностик, диагностических методов, позволяющих оценить характер продвижения ребенка в музыкальном развитии; совместное обсуждение особенностей продвижения ребенка в музыкальном развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх; совместное обсуждение влияния процесса музыкального развития на общее развитие ребенка

    Определение эффективности влияния реализуемых педагогических условий в детском саду на музыкальное воспитание и развитие дошкольника

     Совместное обсуждение эффективности влияния педагогических условий на характер продвижения ребенка в музыкальном развитии, общем развитии на тематических семинарах, педагогических консилиумах, деловых играх, заседаниях службы сопровождения

    Проектирование и организация целостного образовательного процесса, содействующего целостному музыкальному развитию здорового ребенка-дошкольника в детском саду

    Взаимные консультации, создание профессиональных «шпаргалок» (подсказок) по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития

    Изучение особенностей общекультурной компетентности воспитателей детского сада, знание их музыкальных потребностей и интересов

    Организация музыкальным руководителем диагностики педагогов дошкольного образования и самодиагностики по изучению музыкальной культуры, эрудиции.

    Знание воспитателем задач музыкального воспитания и развития дошкольников, анализ их решения музыкальным руководителем с точки зрения базовой компетентности

    Посещение занятий, других форм профессионального взаимодействия с ребенком на музыкальном содержании с последующим анализом и совместным обсуждением эффективности решения задач воспитания и развития ребенка

     Оказание профессиональной помощи друг другу, совместное  решение задач воспитания и развития ребенка посредством музыки и музыкальной деятельности

     Музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ ; совместная организация праздников педагогическим коллективом ДОУ; совместная подготовка тематических семинаров и практикумов по проблеме целостного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки, использования новых педагогических средств и приемов в музыкальном воспитании и развитии детей

     Личностно-профессиональное саморазвитие, самообразование, наращивание профессиональной компетентности через обогащение общекультурной, базовой, специальной компетентностей

    Профессиональные рекомендации и советы друг другу в форме дневников, консультаций, оснащенных методических портфелей, приглашений на концерты и спектакли; обоюдные рекомендации по музыкальному репертуару и его использованию в образовательном процессе ДОУ; составление музыкально-профессиональной фонотеки, банка педагогических техник и технологий использования музыки в решении разнообразных задач воспитания и развития дошкольников.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Взаимодействие музыкального руководителя с родителями дошкольников»

    Детский сад должен признать родителей полноценными участниками образовательных отношений, и, таким образом, сможет оказывать любой семье квалифицированную педагогическую помощь, заинтересовать, сможет...

    Выступление на педагогическом совете ДОУ «Взаимодействие музыкальных руководителей и воспитателей при организации музыкальной образовательной деятельности в условиях реализации ФГОС ДО»

    Доклад  на педсовете ДОУ о взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя в процессе музыкального образования дошкольников....

    Сообщение из опыта работы «Взаимодействие с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»

    Здесь представлен опыт работы с родителями по вопросвм музыкального воспитания дошкольников....

    Взаимодействие музыкального руководителя со специалистами ДОУ В условиях ФГОС

         Проблема педагогического взаимодействия специалистов  и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального р...

    Взаимодействие музыкального руководителя со специалистами ДОУ в условиях ФГОС.

    Статья на тему взаимодействие музыкального руководителя со специалистами ДОУ в условиях ФГОС....

    Взаимодействие музыкального руководителя со специалистами ДОУ В условиях ФГОС

    Проблема педагогического взаимодействия специалистов  и музыкального руководителя в ДОУ – одна из важных: от ее решения зависит успешность процесса музыкального развития дошкольников. Тольк...