СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ «Взаимодействие музыкального руководителя с родителями дошкольников»
материал по теме

Саюшева Ирина

Детский сад должен признать родителей полноценными участниками образовательных отношений, и, таким образом, сможет оказывать любой семье квалифицированную педагогическую помощь, заинтересовать, сможет привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка, раскрытии его возможностей и способностей;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_vzaimodeystvie_roditeley.docx22.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы: «Взаимодействие музыкального руководителя с родителями дошкольников»

Цели:

- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

-обеспечить психолого-педагогической поддержке семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Задачи:

- обеспечение педагогической поддержки семьи и компетентности родителей в вопросах музыкального развития ребенка, обеспечение культурного роста;

-формирование музыкальной культуры личности ребенка посредством взаимодействия их с родителями;

-создание благоприятных условий для развития способности и творческого потенциала каждого ребенка;

-включение родителей воспитанников в целостный образовательный процесс на основе социокультурных ценностей в соответствии с планом праздников и развлечений.

Детский сад должен признать родителей полноценными участниками образовательных отношений, и, таким образом, сможет оказывать любой семье квалифицированную педагогическую помощь, заинтересовать, сможет привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребенка, раскрытии его возможностей и способностей;

-Привлечение родителей к участию в воспитательном процессе в дошкольном учреждении способствует созданию благоприятного климата в семье, психологического и эмоционального комфорта ребенка в детском саду и за его пределами.

Моя главная цель – рассказать о привлечении родителей к подготовке и активному участию в праздниках и развлечениях.

Главным условием взаимодействия музыкального руководителя и родителей является доброе и внимательное отношение музыкального руководителя к детям. Для этого нужно помнить, что нам эти дети чужие, а для родителей их ребенок единственный и неповторимый. Смотрите на детей глазами их родителей. Для этого надо подружиться с детьми. Именно подружиться, чтобы они любили просто поговорить с вами вне занятий, обсудить их дела, игрушки), их маленькие тайны. Если родители видят это отношение они намного охотнее идут на контакт и сами проявляют большую заинтересованность в сотрудничестве.

Педагоги детского сада должны работать в тесном единстве с семьей. Только в том случае, если родите­ли станут помощниками, союзниками детского сада в их очень непростой работе, осознав ее важность, возможен хороший ре­зультат. Участие родителей в жизни детей не только дома, но и в детском саду, обеспечит целостность педагогического процесса, поможет детям лучше усваивать музыкальный материал, а взрос­лым поможет осознать важность всей этой работы.

Участие пап и мам в праздниках, развлечениях, в музы­кальных занятиях поможет снизить нагрузку на детей и поз­волит повысить качество музыкального развития детей. Наблюдения показали, что благодаря взаимодействию музыкального руководителя с семьей, личному участию родителей в педагогическом процессе, использованию некоторых семейных материалов (аудио-, видео-, грамзаписей, книг, журналов, фотографий и др.) работа по музыкальному воспитанию детей стала интереснее, активнее. Были «разрушены» недоверие и непонимание между родителями и педагогами детского сада. Участие родителей в праздниках не только в качестве зрителей, но и в роли исполнителей, организаторов очень сблизило детей, родителей и педагогов. Совместные действия вселяли уверенность родителей и детей в свои силы, способствовали совместному сопереживанию событий, предшествующих празднику, и самого праздника.

Формы работы с родителями могут быть самыми разнообразными.

Одной из таких форм являются открытые музыкальные занятия, на которых могут присутствовать родители. В зависимости от их количества можно предложить им не просто присутствовать на занятии, но и принимать в нем активное участие, например, стать участниками оркестра музыкальных инструментов, детских игр, инсценировок, танцев, исполнить вместе с детьми знакомую песню или спеть самостоятельно свою любимую песню и т.д.

Консультации. Эта форма не новая, но она может быть достаточно эффективной. Консультации по вопросам музыкального воспитания детей могут проводиться как индивидуально, когда есть необходимость в общении с отдельной семьей, например, многие родители испытывают затруднение в том, как организовать музыкальное воспитание ребенка дома, на что оно должно быть направлено, какие методы и приемы в этом случае можно использовать, так и коллективно. В этом случае важно найти интересную форму общения. Это может быть, например, «Заседание родительского клуба», где обсуждаются с родителями разные проблемы воспитания. В любом случае это общение должно быть очень доверительным. В ходе его родители должны почувствовать желание педагогов помочь им в воспитании ребенка и приобрести нужные знания о том, как в семье создавать необходимые условия для музыкального развития.

Родительские собрания. Это тоже достаточно традиционная форма работы. Она, конечно, необходима, но, как и консультации, организация родительских собраний требует продуманности и тщательной подготовки. Собрания могут быть посвящены тем темам, которые наиболее актуальны в данный момент для учебно-воспитательного процесса. На них могут обсуждаться вопросы, связанные, например, с подготовкой к совместному с детьми празднику, организацией совместного посещения музыкального спектакля, кукольного театра, циркового представления и т.д.

Возможна и такая форма работы, как семинар-практикум для родителей. Он может быть посвящен разным темам, например, «Домашний оркестр музыкальных инструментов» или «Кукольный театр в семье» и др. Такие семинары можно организовать для родителей, которых интересуют данные темы.

Совместные праздники и развлечения также являются очень эффективной формой работы с родителями. Конечно, не всех родителей можно привлечь к активному участию в их подготовке и проведении, но это и не обязательно. Всегда найдутся среди родителей несколько энтузиастов, которые с удовольствием от­кликнутся на предложение поучаствовать в детском празднике. Музыкальный руководитель может обсудить с ними план прове­дения праздника или развлечения, пригласить их на репетиции, поручить исполнять определенные роли или подготовить для детей несложный кукольный спектакль.

Родителям, которые стесняются выступать на публике, но тоже хотят принять посильное участие в мероприятиях, можно предложить выполнять задания другого плана, например, сшить костюмы, сделать декорации к кукольному спектаклю или сказке, сделать для детского оркестра несложные музыкальные инструменты, подготовить необходимое оборудование на участке детского сада для проведения спортивного праздника и т.д.

Важной формой взаимодействия являются домашние задания. На каждом музыкальном занятии дети получают посильное для них задание, к выполнению которого обязательно должны подключаться родители. Выполняя его, дети закрепляют определенные навыки, полученные на занятиях, и в то же время взаимодействуют с родителями, что улучшает климат семьи, вызывает у родителей естественный интерес к жизни ребенка в детском саду.

Немаловажно и то, что присутствие родителей на всех мероприятиях, связанных с музыкально-эстетическим воспитанием детей, является для них своеобразной школой, где они учатся общаться с детьми, играя. Многое из того, что родители увидят во время открытых музыкальных занятий, проведения совмест­ных с детьми праздников и развлечений, они перенесут в свой семейный досуг.

Задача родителей - содействовать музыкально-творческому развитию ребенка, поддерживая стремление к пению, движени­ям под музыку, игре на музыкальных инструментах, стимулируя попытки детей к самостоятельным действиям. А задача педагогов детского сада состоит в том, чтобы научить родителей правильно и интересно организовывать в семье жизнь ребенка, создавая необходимую музыкальную среду, организуя семейный досуг.

Одним из способов организации в семье музыкальной среды и привлечения внимания ребенка к музыкальному искусству может быть создание «домашнего музея». 

Посещение музея - интересное событие для ребенка, особенно если в этом музее собрана коллекция старинных музыкальных инструментов, как, например, в Государственном центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки. Здесь дети и взрослые могут не только увидеть музыкальные инструменты, но и услышать их звучание. Однако своеобразный домашний музей можно организовать и в семье, стараясь увлечь ребенка интересным и полезным делом. Тут все зависит от творчества и увлеченности самих родителей, а главное, от их желания помочь своим детям развить их способности, расширить кругозор, сделать их жизнь интересной.

В этом случае сами родители, используя соответствующую литературу, фоно записи, могут на время стать для своих детей экскурсоводами и рассказать им о разнообразных музыкальных инструментах, показывая их изображение на картинках или, что еще лучше, использовать магнитофонные записи звучания этих инструментов.

Родители сами могут познакомить ребенка с творчеством разных композиторов, собрав предварительно информацию с доступными для ребенка сведениями из истории их жизни, а также предложив послушать отдельные музыкальные произведения этих композиторов или фрагменты из них.

Можно дома создать музей любимого композитора, постепенно собирая книги о композиторе, интересную информацию, портреты, фотографии, аудиозаписи с его музыкой. Если это современный композитор, то, например, видеозаписи с его выступлениями на концертах, записи мультфильмов с его музыкой, концертные программки и т.д.

Домашний музей может быть создан и на основе коллекции детских музыкальных игрушек и музыкальных инструментов промышленного изготовления. Но это не так просто и не каж­дая семья может осуществить эту идею. Поэтому можно начать с музея самодельных музыкальных инструментов, постепенно расширяя его экспозицию и привлекая ребенка к посильным действиям по созданию «музыкальных инструментов» из самых разнообразных подсобных материалов - деревянных брусочков, пуговиц и ореховых скорлупок, прикрепленных на ниточки; пластиковых контейнеров из-под чипсов, киндер-сюрпризов, же­стяных баночек, коробочек из-под конфет и печенья и др. Все эти емкости можно наполнить крупой, мелкими камешками, песком, и тогда они по-разному будут звучать.

Жестяные коробочки разного размера можно превратить в барабанчики. Стеклянные баночки, стаканчики тоже легко пре­вратить в музыкальный инструмент, наполнив их водой до разного уровня, чтобы они по-разному звучали при ударе палочкой. Домашний музей можно пополнить детскими погремушками, которые удалось сохранить и которые тоже могут передавать разное звучание.

Подобные инструменты можно использовать, например, сопровождая их звучанием рассказ, сказку. Подражая родителям, дети сами смогут делать то же самое и даже сочинять свои маленькие сказки, изображая с помощью инструментов сказочных персонажей.

В процессе пополнения домашнего «музея» новыми «экспонатами» ребенок все больше вовлекается в интересную для него деятельность и, когда в дом приходят гости, становится «экскурсоводом», демонстрируя то, что находится в экспозиции музея, и увлеченно рассказывая о том, какие инструменты из чего и как сделаны, и демонстрируя их звуковые возможности.

Домашний театр  

Проявляя заботу о музыкально-эстетическом развитии ребен­ка, родители могут продумать возможность посещения театров (драматического, музыкального, кукольного), концертных залов, цирковых представлений и т.д. Старших дошкольников следует приобщать к восприятию музыкально-сценических произведений - оперы, балета, мюзикла, в основе которых сюжеты до­ступных детям этого возраста художественных произведений.

Посещение театра дает ребенку огромный запас ярких, незабываемых впечатлений. Опираясь на них, ребенок передает свое собственное отношение к окружающему в самостоятельной музыкально-театрализованной деятельности, В этой связи очень важным моментом является создание домашнего «театра»  кукольного, драматического, в котором актерами могут быть и взрослые члены семьи, и дети.

Родители могут организовать кукольный театр, используя для этой цели, имеющиеся в доме игрушки или изготовив кукол своими руками из разных материалов, например, из папье-маше, дерева, картона, ткани, ниток, соломы, старых носков, перчаток и др. К работе по изготовлению кукол, костюмов для домашних спек­таклей хорошо привлекать детей. Сделанные собственными руками куклы, декорации, костюмы доставят ребенку много радости, удовлетворения от этой интересной творческой деятельности. В дальнейшем он будет с удовольствием использовать их, разыгрывая сюжеты знакомых сказок или сочиняя свои собственные.

В домашних спектаклях может использоваться музыка - магнитофонные записи, музыкальное сопровождение с помощью детских музыкальных инструментов или инструментов-самоделок, имитирующих разные шумовые эффекты. Дети очень любят сами перевоплощаться в любимых героев и действовать от их имени в соответствии с сюжетами сказок, мультфильмов, детских спектак­лей и т.д. И в этом родители могут помочь им, поддерживая их инициативу, изготавливая импровизированные костюмы, участвуя в этих мини-спектаклях в качестве рассказчика или в качестве одного или даже нескольких персонажей. Вместе с родителями дети могут заранее подготовить такие маленькие представления, а затем показать своим гостям во время семейных праздников.

Развлечения с использованием музыки  

Родители могут стать инициаторами в организации в домашней обстановке разнообразной музыкальной деятельности детей. Это может быть совместное пение или пение взрослыми доступных песен для ребенка, игры-забавы, музыкальные конкурсы, подвижные игры-драматизации под пение типа «У медведя во бору», «Каравай», «Репка», слушание музыкальных композиций, сказок, записанных на аудиокассетах, слушание детских радио- и телепередач и др.

Такие совместные развлечения могут сыграть большую роль в создании особой, дружеской, доверительной, творческой атмо­сферы в семье, что важно для укрепления семейных отношений.

Для осуществления всей этой интересной работы в семье должна быть создана соответствующая музыкальная среда, которая предполагает: наличие музыкальной фонотеки, детских музыкальных инструментов, инструментов-самоделок, дидак­тических игр. Но самое главное - это организация взрослыми разнообразной, совместной с ребенком музыкально-творческой деятельности в различных формах (музицирование с помощью элементарных музыкальных инструментов, пение, игры, танцы, хороводы, драматизации и др.).

В каждой семье желательно иметь хотя бы скромную фонотеку, состоящую из подборки грампластинок, аудио- и видеокассет, с записью музыки для детей. Само собой разумеется, что это должна быть музыка, ценная в художественном отношении, воспитывающая у детей нравственно-эстетические чувства, способствующая первоначальному формированию основ музыкального вкуса и доступная для восприятия ребенка. Сейчас в продаже имеются аудиокассеты с классической, народной и современной музыкой для детей.

Основной совет, который можно дать родителям, побольше слушать с детьми хорошую музыку, сделав это занятие семейной традицией. Если родители сами любят и часто слушают музыку, то и для их ребенка постепенно слушание музыки станет по­требностью.

Создание домашнего оркестра является частью музыкальной среды. Хорошо, если кто-то в семье владеет каким-либо му­зыкальным инструментом. Свои умения надо как можно чаще демонстрировать детям, играя на баяне, аккордеоне, гитаре, скрипке и любом другом инструменте.

Если же в доме нет настоящих музыкальных инструментов и взрослые не владеют игрой на них, они могут приобщать своих детей к игре на простейших музыкальных инструментах, представляющих ударную группу, - барабанчиках, бубнах, ко­локольчиках, треугольнике, металлофоне, ксилофоне, губной гармонике и др. или на инструментах-самоделках, используя для этой цели некоторые предметы домашнего обихода, например, деревянные или металлические ложки, коробочки, детские по­гремушки, пластиковые бутылки, футляры от киндер-сюрпризов и др. Необходимо больше предоставлять возможности самому ребенку экспериментировать с разными предметами, изучая возможности их звучания.

Используя эти простейшие инструменты или самоделки, взрослые могут организовать своеобразный домашний «оркестр», привлекая детей к музицированию и сопровождая звучанием инструментов исполнение знакомых песен или музыкальных произведений в записи на пластинке или аудиокассете.

Одним из компонентов музыкальной среды в доме и одновременно еще одной формой музыкального воспитания в семье являются слушание и просмотр детских радио- и телепередач. Эта форма сегодня доступна практически каждой семье, однако здесь важно соблюдать умеренность, помня о том, чтобы не навредить здоровью ребенка. Кроме того, очень важно чтобы такие передачи ребенок слушал и смотрел не в одиночестве, а с кем-либо из родителей, чтобы они могли при необходимости объяснить что-то ребенку, привлечь его внимание к тем или иным важным моментам, используя их как средство воспитания ребенка, расширения его познавательной сферы, накопления разнообразных впечатлений.

Радио- и телепередачи являются источником новой информации, разнообразных впечатлений, которые дети отражают в своих играх, Б музыкальной деятельности. Они предлагают ребенку различные модели поведения, что важно для социализации детей, для развития их взаимоотношений с окружающими. Эти впечатления являются мощным стимулом и для творческих проявлений ребенка.

Таким образом, успешность музыкально-эстетического вос­питания старших дошкольников в огромной степени зависит от тесного взаимодействия семьи и детского сада. С одной стороны, знание педагогами ДОУ особенностей и традиций семьи, стилей общения позволяет им дифференцированно подходить к воспитанию ребенка в детском саду, с другой – родители имеют возможность наблюдать в условиях дошкольного учреждения, как ведет себя их ребенок, чем он занимается, как общается со сверстниками, как осуществляется его музыкально-эстетическое развитие.

Работа детского сада и семьи должна строиться на принципах взаимодействия, взаимосотрудничества. Благодаря этому родители обогащают свои собственные знания и представления о том, как возможно осуществлять музыкально-эстетическое развитие ребенка в домашних условиях. В этой связи следует отметить, что детский сад должен быть открытой системой – родители должны иметь возможность прийти в детский сад, чтобы понаблюдать за своим ребенком, а педагоги дошкольного учреждения должны быть готовы к позитивному взаимодействию с родителями, оказывая им необ­ходимую консультативную и другую помощь. Важно, чтобы ни родители, ни педагоги не испытывали дефицита информации о ребенке, об особенностях его развития и поведения, учитывая, что только при условии такого взаимодействия возможен успех в осуществлении задач музыкального развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы « Взаимодействие с родителями в социально-коммуникативном развитии дошкольников»

Сообщение из опыта работы « Взаимодействие с родителями в социально-коммуникативном развитии дошкольников»...

Сообщение из опыта работы «Взаимодействие с родителями по музыкальному воспитанию дошкольников в условиях реализации ФГОС в ДОУ»

Здесь представлен опыт работы с родителями по вопросвм музыкального воспитания дошкольников....

Сообщение из опыта работы: Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя ДОУ в условиях ФГОС»

Музыка и различные виды музыкальной деятельности обладают специфическими возможностями воздействия на формирование личности человека...

«Взаимодействие музыкального руководителя с родителями дошкольников»

laquo;Взаимодействие музыкального руководителя с родителями дошкольников»...

Сообщение из опыта работы "Развитие музыкально-ритмических движений у дошкольников"

Методические рекомендации по развитию музыкально-ритмических движений можно использовать воспитателям, музыкальным руводителям ДОУ....

Сообщение «Взаимодействие музыкального руководителя с родителями в условиях внедрения ФГОС ДО дошкольного образования»

Сообщение«Взаимодействие музыкального руководителя с родителями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования»Составила: музыкальный руководительвысшей категории Храмцова В.А.Взаимодей...

Сообщение из опыта работы «Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в ДОУ: роль воспитателя в музыкальном развитии дошкольников»

(совместное выступление-дискуссия воспитателя с музыкальным руководителем для педагогов) Цель: создание условий для успешного музыкального развития воспитанников ДОУ. Задачи: - повысить професси...