Сообщение из опыта работы "Развитие музыкально-ритмических движений у дошкольников"
консультация (подготовительная группа)

Шайхеева Татьяна Викторовна

Методические рекомендации по развитию музыкально-ритмических движений можно использовать воспитателям, музыкальным руводителям ДОУ.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

"Развитие музыкально-ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста"

Материал, посредством которого осуществляется музыкально- ритмическое воспитание, должен отвечать интересам и возможностям ребенка, быть высокохудожественным. Инструментальная музыка и хороводы должны быть яркими, с приятной мелодией, простой гармонией и выразительными динамическими оттенками. Исполнение музыкальных произведений должно быть точным и художественным. Необходимо, чтобы музыкальные произведения были доступны при воспроизведении и передаче в танце. Это дает возможность детям в простейших движениях передать характер музыки, помогает глубже воспринять и закрепить содержание произведения.

В содержание данного раздела входит обучение детей умению двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности, а также умение выполнять несложные элементы плясок, перестроения, упражнения, инсценировки, водить хороводы, играть в музыкальные игры как в сюжетные, так и в несюжетные на занятиях и в самостоятельной деятельности вне занятий.

Задачи по этому разделу состоят в следующем:

— научить детей согласовывать движения с характером музыки,  с наиболее яркими средствами музыкальной выразительности: ритмично и выразительно двигаться, играть в музыкальные игры, водить хороводы, исполнять пляски;

— развивать у детей чувство ритма, выражающееся в том,  что дети чувствуют в музыке ритмическую выразительность,  откликаются на нее и передают ее в движении;

— развивать художественно-творческие способности, которые у детей старшего дошкольного возраста проявляются в своеобразном индивидуальном выражении игрового образа, придумывании, комбинировании танцевальных движений, построении хороводов, использовании этих знаний в самостоятельной деятельности.

Дети старшего дошкольного возраста уже произвольно владеют навыками выразительного и ритмичного движения. Развивается слуховое внимание, более ярко проявляются индивидуальные способности детей. Они могут передать движениями разнообразный характер музыки, динамику, темп, несложный ритмический рисунок, изменять движения в связи со вступлением, со сменой частей музыкального произведения. Детям доступно овладение разнообразными движениями (от ритмичного бега с высоким подъемом ноги и подскоков с ноги на ногу до шага польки, полуприседа и т.д.). В старшей группе педагог добивается эмоционально-выразительного исполнения образов детьми. В подготовительной группе дети должны осознанно относиться к своей роли и более качественно выполнять движения.

В старшем дошкольном возрасте усложнение требований музыкально-ритмического репертуара направлено на развитие у детей способности чувствовать, переживать, различать музыкальные образы и использовать средства их выражения в движении. Умение воспринимать и передавать образ, выразительно двигаться в соответствии с музыкой формируется в процессе разучивания игр, хороводов, плясок, упражнений. Всему этому способствуют выразительное исполнение, образный и точный показ движений, игр, хороводов, инсценировок, которые дают детям возможность действовать творчески.

Творческая активность детей постепенно развивается путем целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения и мышления.

Так в условиях интересной, увлекательной деятельности — музыкально-ритмической — происходит музыкально-эстетическое развитие ребенка.

Рассмотрим конкретно методику проведения игр, хороводов, плясок, упражнений для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста и приемы обучения.

Методические приемы при разучивании ритмических движений

Успешное решение поставленных задач на занятиях ритмики с дошкольниками возможно только при использовании определенных педагогических методов обучения.
          В своей работе я использую:

- Метод показа.   Прежде чем начать разучивание нового движения, позы педагог показывает его. В исполнении педагога, движение должно предстать перед детьми в законченном варианте, дети в этом показе должны видеть художественное воплощение образа.

- Словесный метод. Это беседа о характере музыки, объяснение методики исполнения движений. Словесные объяснения должны быть краткими, точными, образными и конкретными. В словесном методе очень важна и интонация, и то, с какой силой сказано слово.

- Музыкальное сопровождение. К подбору музыки    для занятий я отношусь очень серьезно, использую музыку, которая доступна для восприятия и понимания ребенка: это детские песни, чаще песни    из    мультфильмов, эстрадные    и       классические произведения. Музыкальные произведения, используемые для сопровождения занятия должны быть разнообразными: по жанру, стилю, форме, размеру, темпу и т.д.

- Импровизационный метод. Педагог зачастую сталкивается с зажатостью детей, стеснительностью. И только путем различных упражнений, этюдов, игр он может помочь детям раскрепоститься, обрести внутреннюю и внешнюю свободу, уверенность. При использовании этого метода не нужно никакого предварительного прослушивания музыки. Дети должны попытаться сами найти нужные движения. При этом надо внимательно наблюдать за тем, чтобы дети не придумывали движения, которые не соответствуют музыке.

- Метод иллюстративной наглядности. Полноценная деятельность не может проходить без рассказа о танцах, их истории и многообразии, без знакомства с книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами.

- Игровой метод. Занятия по ритмике, сами по себе, не являются ни ведущей, ни основной деятельностью для детей 5-7 лет. Поэтому, чтобы учебный процесс был эффективным, я максимально использую в нем игру. Насыщение занятия игровыми упражнениями, имитационными движениями (например, «хитрая лиса», «усталая старушка», «бравый солдат»). Украшают танец и оказывают большое влияние на его исполнение -  игрушки (атрибуты). Игры-превращения помогут научить детей выразительному выполнению движений, развивают их фантазию и воображение.

- Концентрический метод. Этот метод заключается в усложнении пройденного и усвоенного материала.

Мышцы детей развиты слабо, они быстро устают от физических нагрузок. Ребенок не может долго удерживать корпус в подтянутом состоянии из-за слабости мышц спины. Поэтому я учитываю особенности развития ребенка и увеличиваю физическую нагрузку очень осторожно. Также, укреплять и развивать мышцы, формировать устойчивые навыки правильной осанки и совершенствовать танцевальные движения постепенно: не следует долго отрабатывать одно и то же движение; повторяя его из урока в урок, ребенок постепенно научится выполнять это движение правильно и красиво. Т.е основными педагогическими принципами являются систематичность, постепенность и последовательность.

Музыкальный руководитель: Шайхеева Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы на тему «Развитие речи дошкольников посредством использования устного народного творчества».

Речь в жизни человека - это наиважнейшая функция, необходимая каждому. Без речи, без звучащего слова, жизнь была бы скучна и не интересна. Благодаря речи мы общаемся, передаем опыт, регулируем деятель...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ "Музыкально-оздоровительная работа с дошкольниками"

Музыкально-оздоровительная работа с дошкольниками- это организованный педагогический процесс, который позволяет приобретать, сохранять и укреплять психофизическое здоровье ребенка....

Презентация к сообщению из опыта работы по теме:«Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».

Тема: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»....

Сообщение из опыта работы по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».

Сообщение из опыта работы по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»....

Презентация к сообщению из опыта работы по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»

Презентация к сообщению из опыта работы на методическом объединении воспитателей младших и средних групп по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательно...

Мастер-класс "Современные педагогические технологии в помощь музыкальному руководителю в формировании музыкально-ритмических навыков у старших дошкольников"

Данный мастер-класс разработан для педагогов художественно-эстетического развития и музыкальных руководителей, с применением элементов Орф-педагогики...

Сообщение из опыта работы МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

В последние годы заметно возросла потребность в эффективных методиках воспитания детей раннего возраста. Явление это не случайное и связано не только с увеличением групп раннего возраста в ДОУ, но и с...