Сообщение из опыта работы по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».
методическая разработка по окружающему миру (младшая, средняя группа) по теме

Багимова Надежда Геннадьевна

Сообщение из опыта работы по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon soobshchenie_k_otkr.z.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 2083 Дошкольное отделение «Росинка»

Сообщение из опыта работы

Тема: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».

на методическом объединении

воспитателей младших и средних групп

дошкольных отделений ГБОУ Школа № 2083

Составили:

воспитатели ДО «Росинка»

ГБОУ Школа № 2083:  

Багимова Надежда Геннадьевна,

Мухамидова Людмила Петровна,

Буксирова Ольга Геннадьевна,

Макаренко Любовь Владимировна

ноябрь 2015 г.

г. Москва

Всеми возможными способами

нужно воспитывать в детях горячее

стремление к знанию и к учению.

Я.А. Коменский

СЛАЙД «ТЕМА»

 В своем сообщении  постараемся раскрыть опыт формирования у детей  3-5 лет интереса к познавательной деятельности, который и является предпосылкой  успешного обучения в школе. Ведь именно познавательное развитие  формирует любознательность, познавательную мотивацию. А без этого в школе не обойтись. Специфика работы с нашими детьми,  согласно ФГОС, не позволяет требовать от них достижения конкретных образова-тельных результатов. Но мы можем определить эти результаты в виде целевых ориентиров, а значит, и воспитательную деятельность взрослых (педагогов и родителей).

Опыт пока не большой. Ведь только начало года. Работа ведется согласно Программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой базирующейся на ФГОС ДО.

Остановимся на разделах «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» и «Ознакомление с предметным миром».

В самом начале работы мы изучили и целевые ориентиры, и задачи каждого направления, каждой области, каждого раздела.

СЛАЙДЫ  «ЗАДАЧИ»

Как известно, маленькие дети по своей природе исследователи. Им хочется испытывать все самим, удивляться неизведанному. У них формируется любознательность - желание познать закономерности окружающего мира. Именно поэтому очень важно интерес ребенка, его любознательность сделать управляемым процессом, а главное, полезным с точки зрения познавательного, нравственного, эстетического развития.

Познавательный интерес ребенка должен рождать в нем добрые чувства, быть направленным в полезное русло. Этой задаче и посвящена вся наша педагогическая деятельность.

 В первую очередь нам в начале года надо было оценить возможности и знания детей.

Мы выяснили для себя, что в соответствии с  ФГОС ДО целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке в виде педагогической диагностики. Освоение Программы не сопровождается  проведением промежуточных и итоговых аттестаций воспитанников. Но реализация поставленных программой задач предполагает оценку индивидуального развития наших воспитанников, поскольку мы обязаны оценить эффективность наших педагогических действий.

Поэтому диагностика проводится нами в ходе наблюдений детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Это позволяет нам делать выводы на анализе реального прямого  наблюдения.    

СЛАЙДЫ  (игры, режимные моменты)

Результаты мы получаем в естественной среде (игровые ситуации, занятия,  режимные моменты) При чем большую роль играет взаимная информативная деятельность педагогов и родителей. Аутентичная оценка детей очень понятна  родителям и они становятся нашими партнерами при поиске ответа на любой вопрос.

 Например, в младшую группу большинство детей поступило из дома. И только от родителей мы могли  узнать все о ребенке: его привычки, инте- ресы, характер. Ведь планируя работу, мы учитываем не только программные требования, не только рекомендации методических пособий, но и индиви-дуальные, личностные особенности каждого ребенка.

Из опыта мы знаем, что основа познавательно-исследовательской деятельности малышей – ощущение и восприятие. Начиная работу по вышеуказанным разделам, мы в первую очередь постарались создать предметную среду, обеспечивающую поддержку возникающего познавательного интереса у ребенка.

Так, готовясь к занятию по знакомству с бумагой, мы искали возможность вызвать такой интерес, создать мотивацию.

СЛАЙД «ФЕЯ БУМАГИ»

 Для этого и приготовили, как сюрпризный момент, куклу Фею Бумаги. Яркая интересная игрушка сделана из различных видов бумаги. Каждый вид легко определить, потрогав, погладив. Дети с большим интересом обследо-вали наряд куклы, находили на своих тарелочках бумагу с  идентичным свойством.  И это очень важно. Ведь, по мнению С.Л.Рубинштейна,  «…удовлетворение интереса ребенка–это стимул его дальнейшего совершен-ствования и углубления».

Большое внимание в младшей группе уделяется обогащению чувственного опыта детей, его фиксированию в речи. Поэтому мы стремимся создавать условия для ознакомления детей с цветом, формой, осязаемыми свойствами предметов (твердый, мягкий, пушистый и т.д. ). Используем традиционный «Чудесный мешочек». А в средней группе  с этой целью приобрели «ящик ощущений» (вы его сегодня видели), в котором, как и в «чудесном мешочке», можно найти предмет, пощупав, погладив, смяв его.

СЛАЙД ТЕМАТИЧЕСКИЕ ИГРЫ-ВКЛАДЫШИ, РАЗРЕЗНЫЕ КАРТИНКИ

Много в группах  и дидактических игр: пирамидки, вкладыши, матрешки кубики разного цвета и размера. С их помощью дети подбирают предметы по цвету, форме, размеру. Разрезные картинки помогают научить детей составлять предмет из частей, понимать, что отсутствие какой-то части нарушает предмет, возможность его исследования.  Кроме того, в таких играх дети договариваются, помогают друг другу.

Очень любят дети специальные тематические игры-вкладыши  на группировку и классификацию хорошо знакомых предметов. Это и «Транспорт», «Одежда», «Животные» и др.

Настольные игры по типу лото помогают объяснить детям наглядно, наряду с наблюдениями, что одни предметы сделаны руками человека, другие созданы природой. Мы тщательно подбирали в игровые уголки материал для практическо-познавательных действий экспериментального характера, в процессе которого выделяли ранее скрытые свойства объекта.

СЛАЙД «МАШИНА, СЧИТАЛКИН, СОРОКОНОЖКА».

Когда внесли эту машину в группу на вопрос воспитателя «Как вы думаете, эта машина сделана из твердого или мягкого материала?» все ответили – из твердого. Но, потрогав, погладив, удивились – машина сделана из мягкого материала. Значит, иногда просто посмотреть мало. Надо еще и потрогать, обследовать, чтобы убедиться. То же самое произошло и с  игрушками Считалкин, Сороконожка.

Эту поделку придумали наши специалисты для занятий по ФЭМП  (закрепление разных видов счета, цвета, формы), но она пригодилась нам и для познавательно-исследовательской деятельности. Ведь твердые на вид шарики, из которых сделан Считалкин,  очень мягкие, проминаются при касании.

На математике дети определяли вес предмета. Когда педагог показала большой и маленький камни и предложила определить, какой из них тяжелее, дети убежденно указали на большой «камень». Но, обследовав их тактильно, поняли, что все наоборот. Тяжелым был настоящий маленький камень. А предмет похожий на большой камень вовсе и не камень, просто пластмассовая модель, пустотелая внутри.

Таким образом, дети самостоятельно осуществляют поиск,  открытия. У них появляется интерес, потребность в исследовании. Решение этой задачи вы увидели и сегодня на занятии с шариками-ежиками.

Как на занятиях, так и в других видах образовательной деятельности мы всегда используем сюрпризные моменты: приход каких-нибудь героев, показ элементов театра.  Сами игры-занятия стараемся закончить так, чтобы они постепенно перешли в свободные игры.

 О каждом интересном занятии, об успехах детей мы всегда информируем родителей, а они рассказывают о том, как дети дома делятся впечатлениями, что их особенно волнует, интересует. Это очень помогает -  мы знаем, какая игрушкой у ребенка любимая, каким видом деятельности можно увлечь, если он пришел не в настроении и не хочет расставаться с мамой.

 Все программные задачи отличаются гибкостью и последовательностью перехода из одной возрастной группы в другую, а также взаимосвязаны по разделам.

В средней группе мы продолжаем знакомство с обобщенными способами исследования, помогаем и далее осваивать перцептивные действия. В этой группе дети уже более инициативны, самостоятельны, у них больше словарный запас. Но согласно возрастным особенностям могут быстро терять интерес. Надо быть очень чутким к их желаниям, интересам, прислушиваться и быть  всегда «не рядом, а вместе».

Дети еще летом участвовали в исследовательской деятельности: определяли свойства песка, камней, воды. Для этого у нас есть все условия.

Уже осенью в начале  прогулки, Федор подошел к своему любимому месту для игр и позвал нас: посмотрите, посмотрите!!! Мальчик заметил на ровной поверхности песочной горки крошечные птичьи следы. Мы могли бы их и не заметить. Но благодаря Феде открылась целая дискуссия: «Что за птица гуляла в песочнице?». Вова авторитетно заметил: «Это ворона приходила». Федя и Маша не согласились: «Ворона большая, а  следы -  маленькие. Это был воробей».  

СЛАЙД «МИНИ-ЛАБОРАТОРИЯ».

Мы стараемся доступно, грамотно устраивать предметную среду. В средней  группе у нас уже есть минилаборатория. Появление возможности проводить опыты с увеличительным стеклом, пинцетом, калейдоскопом в лаборатории очень обрадовало детей. Они подолгу играют с ее материалами.

СЛАЙД «УЛИТКА»

Конечно, очень важно интегрировать разные виды деятельности, иметь тесную связь со специалистами.  Наши дети в кружке Татьяны Владимировны рисовали улитку. И это занятие оказалось не просто рисованием, а в ходе его произошло чудо: нарисовав улитку цветными мелками, дети закрасили рисунок акварельной краской, и улитка не исчезла. Рисунок восковыми мелками проявился, стал еще ярче. Это был пример поисковой экспериментальной деятельности на занятии по изодеятельности.

СЛАЙД «КАРТЫ-ШИФРЫ»

 А на занятиях по ФЭМП дети  вместе с педагогом  выполняют ряд последовательных действий согласно заданному алгоритму, вспоминая при этом качественные признаки объекта, его свойства, определяют его происхождение, назначение и только в конце приходят к выводу, ответу.

Подобную модель сегодня использовал воспитатель на занятии в средней группе. Дети, действуя согласно заданному алгоритму, расшифровывали названия различных инструментов, определяя их назначение. На другом  занятии по ФЭМП педагог предложила малышам построить дом. Дала выбор: есть красивые шарики и есть кубики. Из чего лучше построить дом? Слава взял яркие шары. А Маша – устойчивые кубики. Как известно, «опыт – сын ошибок трудных». Теперь Слава строит дом из кубиков. Почему не из шариков? Ответ готов: они непослушные, катятся, а кубики стоят прочно.

Помогает в освоении детьми программных задач  и  чтение художественной литературы.  На сегодняшнем занятии гостем детей был любимый герой Незнайка. Он и его друзья способствовали повышению познавательно-игровой мотивации, стимулировали интерес к занятию. Всем хотелось помочь Незнайке и его друзьям.

Подобные интегрированные занятия помогают успешному решению познавательно-исследовательских задач, расширяют представления детей о предметах, необходимых в разных видах деятельности. Такие занятия предлагает нам О. В. Дыбина в пособии «Ознакомление с предметным  и социальным окружением». Мы пользуемся им, но адаптируем к предметной среде, опыту и знаниям наших детей. Так в ноябре она предлагает занятие «Петрушка идет рисовать». В нем дети учатся группировать предметы, классифицируя их по видам рисования:

1.Инструменты для рисования красками

2.Инструменты для рисования карандашами

3.Инструменты для рисования мелками.

Нам показалась непонятной сама постановка 2 и 3 задания:

Инструменты для рисования красками – это кисти, тычки, комочек мягкой бумаги и т.д.

А вот инструмент для рисования карандашом?  Сам карандаш? Рука?

Поэтому мы сохранили идею но, как вы видели, группировали дети инструменты по другим более конкретным и понятным  принципам.

Из материалов первым взяли знакомство с металлом: дети уже имеют опыт обследования  бумаги, дерева, ткани. Металл легче найти среди них. Из металла делают много инструментов, игрушек, посуды.  Да и у Винтика  со Шпунтиком много таких инструментов.  Значит, есть  у детей некоторый опыт. Этим мы и воспользовались, предложив подбирать  металлические инструменты для наших героев-механиков.

 СЛАЙДЫ «ПИЛЮЛЬКИН и ТЮБИК»

Дети любят играть в Коротышек, превращаясь то в доктора Пилюлькина, то в Знайку, то в художника Тюбика. Планируя это занятие, мы надеялись на плавный переход от занятия к играм. Получилось или нет судить вам.

Надо заметить, что задачи по разделам «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» и «Ознакомление с предметным окружением очень тесно переплетаются и порой дублируют друг друга. Это говорит о том, что знакомство с миром предметов идет всегда через познавательно-исследовтельскую деятельность.  Решение таких задач, стимулирование интереса к данным видам деятельности  и создает предпосылки будущего успешного обучения в школе.

Дети учатся понимать целесообразность применения того или иного материала, предмета, формы.

СЛАЙД «На диване»

Это происходит и в играх: постель для куклы должна быть мягкой, удобной. Ее шьют из ткани. А вот мебель должна быть прочной, деревянной. Мебель для отдыха тоже может быть мягкой, удобной.

Выбирая игрушки-заменители дети для мебели используют кубы, ящички. А для подушки сложенный кусок ткани. Вот Федя соорудил стол из кубиков для чаепития.

СЛАЙД «Игрушки-заменители»

.

Работа наша только начата. И малышей и детей средней группы ждет очень много открытий, поисков, знакомство с различными материалами.

Мы уже изучаем задачи старшей группы, что ориентироваться на долгосрочную перспективу.

Есть определенные трудности. У некоторых детей проблемы с речью. Так у Артема нет проблем с интеллектом, но очень маленький словарный запас. Он затрудняется выразить свои выводы, объяснить действия. Постоянно планируем разнообразную индивидуальную работу. Артем любит слушать сказки, стихи.

Это может помочь: ведь рассказывание сказок, заучивание стихов помогает активизировать и пополнить словарный запас. Об этом мы уже побеседовали с мамой  Артема.

Таких примеров можно привести много. Каждый ребенок особенный, наделенный какими-то способностями, а в чем-то не успевает. Наша задача  сделать все, чтобы помочь ему, заинтересовать, повысить самооценку. Над этим работаем сейчас  и будем работать с детьми до самой школы.

Пожелайте нам успехов.

СЛАЙД «НАШИ ДЕТИ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы по теме "Воспитание ценностного отношения к здоровью у детей"

В статье опубликован опыт по воспитанию у детей ценностного отношения к своему здоровью...

Презентация к соообщению "Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательно-исследовательской деятельности и предметному миру"

Презентации часть1 и часть 2 служат иллюстрацией к теме "Воспитание у дошкольников интереса к посзнавательно-исследовательской деятельности и предметному миру"...

Презентация к сообщению из опыта работы по теме:«Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».

Тема: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»....

Сообщение из опыта работы Тема: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».

Сообщение из опыта работы  Тема: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»....

Презентация к сообщению из опыта работы по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»

Презентация к сообщению из опыта работы на методическом объединении воспитателей младших и средних групп по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательно...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование у дошкольников интереса и потребности в чтении произведений поэтов и писателей России».

В данном материале представлена одна из главнейших проблем человечества в образовании. Раскрыта актуальность проблемы и задачи по ее устранению, на примере детей старшего дошкольного возраста....

Сообщение из опыта работы на тему "Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через игру"

Обобщение опыта работы педагога на тему "Развитие речи детей младшего  дошкольного возраста через игру"...