СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование у дошкольников интереса и потребности в чтении произведений поэтов и писателей России».
статья по художественной литературе (старшая группа)

В данном материале представлена одна из главнейших проблем человечества в образовании. Раскрыта актуальность проблемы и задачи по ее устранению, на примере детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ:

«Формирование у дошкольников интереса и потребности в чтении произведений поэтов и писателей России».

Выполнила:

воспитатель старшей группы

 Дрябжинская Ирина Сергеевна.

         

ОРЕЛ 2020

Введение.

Дошкольное детство – определяющий этап в развитии личности, ибо до 6 лет ребенок с интересом познает окружающий мир, напитывается, как губка, разными впечатлениями, усваивает нормы поведения окружающих, подражает героям книг. Книга нужна дошкольнику, чтобы увидеть весь многоликий мир, удивиться этому миру и понять его.

 «Книга, возможно, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, созданных человечеством на пути его к счастью и могуществу будущего». 

М.Горький.

Результаты исследований за последние десятилетия, из материалов книги Дунаевой. Н. «О значении художественной литературы в формировании личности ребенка», в ряде стран показали,  что: 

-читающие люди способны проблемно мыслить; 

-имеют больший объем памяти и активное творческое воображение; 

-лучше владеют речью (она выразительнее, строже и богаче по запасу слов); 

-точнее формулируют мысли и свободнее пишут;  

-легче вступают в контакты и приятны в общении; 

-более критичны, самостоятельны в суждениях и поведении;

-чтение формирует качества наиболее развитого и социально ценного человека.

 Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из нас.

 «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу кто ты».

Актуальность выбранной темы.

Актуальность темы «Формирование у дошкольников интереса и потребности в чтении русской художественной литературы» определяется тем, что дети перестали читать, а значит, страдает и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности ребенка. Детское чтение нуждается в поддержке. По этому принципу 2015 год был провозглашен Годом Литературы в России, с целью привлечения внимания общества к литературе и чтению (Указ Президента  РФ №426 от12.06.2014 г.).

Цель  работы в ДОУ.

Цель моей работы в ДОУ по этой проблеме состоит  в том, чтобы сформировать у дошкольников интерес и потребность в чтении книг (литературных произведений)  через решение следующих задач:

-формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

-развитие литературной речи;

-приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса;

-использование различных форм работы с детьми, для развития интереса к чтению художественной литературы.

Опыт работы с детьми в детском саду предлагает использовать в работе по формированию интереса к книге следующие формы работы:

- простое чтение воспитателя в кругу детей;

- недели русских народных сказок, сказок отдельных авторов;

- вечера чтения;

- выставки книг или организацию книжного уголка;

- организацию викторин: «Какие я знаю сказки? », «Каких детских писателей (сказочников) я знаю? »;

- конкурсы чтецов, рассказчиков;

- конкурсы: «Книга своими руками», «Книжки-малышки», «Юный книгоиздатель»;

- выставки: «От гусиного пера до современной авторучки», «Художники-оформители детской книги»;

- родительские собрания: «Чтение в жизни ребенка», «Как приучить ребенка читать самостоятельно», «Как привить интерес к книге»;

- праздники: «Праздник любимой книги», «День рождения… » (любимого героя книги);

- тематические акции: «Помоги книге» (реставрация книг, «Возьму книгу домой»;

- воспитание толерантности через чтение сказок и рассказов народов мира;

- знакомство с книгами, ориентированными на гендерные различия (различия читательских предпочтений мальчиков и девочек, которые раскрывают те или иные особенности читательской аудитории в зависимости от пола и возраста;

- организация проектной деятельности по различным темам из сказок;

- оформление информационных стендов: ""Круг чтения Вашего ребенка", "Читаем дома", "Книга на выходные"; «Советуем прочитать»;

- организация библиотеки в детском саду;

- сотрудничество с детской библиотекой.

Круг чтения  ребенка.

Исходя из материалов программы  Н. Е. Вераксы «От рождения до школы» по ФГОС ДО  «Круг чтения российских дошкольников» подготовлен лучшими специалистами по детскому чтению России в помощь педагогов ДОУ и  родителям, стремящимся, чтобы их дети с малых лет знали русскую культуру, русскую классическую литературу.

 Классическая  русская литература — ядро Русского мира. Она закладывает основы главных ценностей: сострадания, добра, справедливости. На протяжении веков на русских сказках, литературных произведениях лучших писателей росли новые и новые читательские поколения россиян. И наши  дети обязательно должны пройти эту школу чтения.

Как и в каком возрасте нужно приобщать ребенка к чтению литературных произведений:

По материалам методического пособия « Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет.» Гербовой  В.В следует, что:

В младшем возрасте детей  можно начинать учить правильно воспринимать и понимать художественное слово. Чтобы вызвать интерес к книгам, с помощью игрушек разыгрывать сценки из художественных произведений, организовывать  диалогические игры-инсценировки, проводить дидактические игры: «Из какой это книжки?», «Кто это сказал?» и т.д.. Загадывать  загадки, заучивать  стихи, малые фольклорные формы. Показывать  театры: магнитные, настольные, пальчиковые. Продолжать обучать правилам пользования книгой: книги можно брать только чистыми руками, смотреть их всегда за столом, страницы перелистывать аккуратно, по одной, не торопясь.

В средней группе дошкольники проявляют  интерес к книгам. Они  могут подолгу рассматривать  иллюстрации, обмениваться мнениями о содержании сказки, рассказа. В книжном уголке можно разместить  знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. Предложить  для рассматривания, например, одну и ту же сказку «Репка», но иллюстрированную разными художниками (Ю. Васнецовым и В. Дехтяревым). Это побуждает  детей высказать впечатление о книге, о том, как изображены герои, какие иллюстрации больше понравились. Также можно использовать литературные викторины, где по небольшим фрагментам или по иллюстрации к детской книге  можно определить  произведение и затем в рисунке передавать свои ощущения.  

В старших  группах детей  необходимо учить понимать мотивы поступков героев литературных произведений, формировать  осознанное отношение к ним, обращать  внимание на язык сказки, рассказа, на авторские приемы и обороты, закреплять навыки аккуратного пользования книгой.

Можно также с детьми  проводить беседы с использованием электронных пособий на темы: «Что мы знаем о книге», «Книга – лучший друг», «История возникновения книги», «Кто создаёт книгу», «Путешествие в прошлое книги», «Профессия- библиотекарь» и другие. Периодически оформлять тематические выставки, посвященные творчеству писателя: «Лучший сказочник», «Веселые книжки», «Книги о нашей стране» и т.д. В их организации  могут принимать  участие и сами  дошкольники. Из лучших детских работ  можно составить  альбомы, готовить  выставки поделок, макеты, сделанные по мотивам прочитанных произведений. Организовывать  и мастерские по ремонту книг. Дети  могут сами подбирать необходимые материалы – бумагу по цвету и толщине, клей и т. д.

Тип правильной читательской деятельности.

Пока ребенок не приучен думать над книгой, пока он не знает и не догадывается, когда и почему ему надо смотреть, выбирая и читая книгу, что видеть, о чем думать, он, даже владея техникой чтения, настоящим читателем не станет. Так как он без целенаправленного обучения не способен к самостоятельному различению книг по содержанию,  к осознанию разумного порядка в мире книг и в самой книге.

Рисунки (иллюстрации) на обложке и в тексте дают возможность «узнать», выделить нужную книгу из числа всех других книг даже ребенку, который еще не умеет читать, но при условии, что содержание нужной книги он, безусловно, и детально освоил. Тогда он может, перебирая книги, вглядываться в иллюстрации, выделать на них детали, прямо и непосредственно ассоциирующиеся с известным содержанием и определять содержание. При этом он осваивает основу типа правильной читательской деятельности - учится думать над книгой. Только тогда, когда педагог прочитал произведение вслух, проверил и убедился, что содержание прочитанного все дети освоили (не просто поняли, а представили, мысленно увидели в деталях), он показывает им книгу, где, вглядываясь в иллюстрации, по деталям же дети увидят то, о чем только что слушали, и узнают прослушанное произведение. А дома, по желанию пересматривая свои книги, воссоздавая содержание прослушанного произведения по памяти и действуя так, как на занятии, они смогут найти либо книгу такую же, о том же (о чем слушали), либо совсем другую книгу, но хорошо знакомого и любимого содержания.

 Педагог ДОУ должен создать  специально организованную  среду,  где можно разместить справочно-энциклопедическую литературу, детскую художественную литературу, пазлы по сказкам, аудио и видеозаписи и т.д..  В книжном уголке помещаются предметные и сюжетные картинки, наклеенные на твердую основу (картон). Можно изготовить маленькие «книжечки» , и дети с удовольствием их будут  рассматривать, отмечая уже знакомые предметы. Когда они научатся  пользоваться этими «книжками», можно внести  в уголок первые настоящие книги,  которые ярко, красочно оформлены, и это привлекало внимание малышей. Необходимо знакомить  детей с каждой книгой, показывать  иллюстрации, обучать  правилам пользования книгой (не мять листы;  посмотрев, поставить на место). 

Главная задача педагога не только воспитывать самих детей, но ещё и убеждать, просвещать и настраивать родителей на реализацию идей, заложенных в программе, на изменение или корректировку своих представлений о детской литературе и детском чтении, путях и способах приобщения ребенка к книге, установления эмоционального контакта с детьми посредством чтения.

Для лучшего восприятия произведений детьми, я предлагаю следующие игры и упражнения:

Дидактическое упражнение «Волшебные слова»

Вспомните, кто говорил такие волшебные слова и в какой сказке:

• По щучьему веленью, по моему хотенью… (Емеля из сказки «По щучьему велению»).

• Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь. (Василиса Премудрая, из сказки «Царевна – лягушка»).

• Избушка, избушка стань по-старому, как мать поставила, к лесу задом ко мне передом (Иван – царевич из сказки «Царевна – лягушка») .

Дидактическая игра «Дополни имя»

Воспитатель. У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Я проговариваю первую часть имени или названия, а вы – вторую.

• Кощей – (бессмертный)

• Василиса – (Прекрасная)

• Иван – (царевич)

• Змей – (Горыныч)

• Крошечка – (Хаврошечка)

• Сестрица – (Аленушка)

• Скатерть – (самобранка)

• Гуси – (лебеди)

Сказочные загадки

• У Аленушки – сестрицы

Унесли братишку птицы.

Высоко они летят,

Далеко они глядят. (Гуси-лебеди)

• Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

• Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем,

И светло в ночи, как днем. (Жар-птица)

• Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит всех до сыта,

Что сама собой она

Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка)

• Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети? (Семеро козлят)

• Он сумел поймать волчишку,

Он поймал лису и мишку.

Он поймал их не сачком,

А поймал он их бочком. (Бычок смоляной бочок)

Дидактическая игра «Сказки о животных»

Выкладываются  картинки животных: лиса, волк, заяц, медведь, петух, кот. Дети подбирают каждому герою фрагмент сказок, в которых встречаются эти герои. (Медведь - «Варежка», «Теремок» и др.).

Назовите сказки, в которых есть баба Яга?

Дети. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Царевна лягушка» и др.

   «Исправь ошибку».

«Красная Бейсболочка» («Красная Шапочка»),

«Кот в шлепанцах» («Кот в сапогах»),

«Сестрица Алинушка и братец Иванушка» («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»),

«Трое косолапых» («Три медведя»),

«Снежиночка» («Снегурочка»),

«Иван-королевич и Серый волк» («Иван-царевич и Серый волк»).

Проверим, хорошо ли вы знаете сказки. Из какой сказки эти слова?

• «Ловись, рыбка, и мала, и велика, ловись, рыбка, и мала, и велика». (Русская народная сказка «Лиса и волк»),

• «Я от бабушки ушел, я от дедушки ушел». (Русская народная сказка колобок»),

• «Вот что, сынки, возьмите по стреле, выходите в чистое поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша».(Русская народная сказка «Царевна-лягушка»),

• «Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы».(Русская народная сказка «Петушок – золотой гребешок»),

• «Идут ведра по деревне, народ дивится, а Емеля идет сзади, посмеивается».(Русская народная сказка «По щучьему веленью»),

• «Залилась Аленушка слезами, села под стожок – плачет, а козленочек возле нее скачет».(Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»),

• «Принесла бабка в решете снега. Толкли они снег и вытолкали девушку. (Русская народная сказка «Снегурочка»),

• «-Кто, кто в теремочке живет?

-Я, муха-горюха. А ты кто?

- А я блоха-попрыгуха. Пусти меня к себе жить». (Русская народная сказка «Теремок») .

Игра  «Назови сказочного героя с необычным внешним обликом»

Педагог предлагает словосочетания необычных частей тела, а дети  должны назвать персонаж  

- Огнедышащая голова – Змей Горыныч;

- большие расплющенные уши – Чебурашка;

 -костяная нога – Баба Яга;

 -вместо ног хвост – Русалочка;

 -длинный острый нос – Буратино;

 -она маленького роста – Дюймовочка;

 -голова в форме луковки – Чипполино;

- борода с волшебными волосками – Старик – Хоттабыч;

 -у нее голубые волосы – Мальвина.

Перспектива опыта работы в ДОУ.

В перспективе моей работы по ознакомлению детей с художественными произведениями поэтов и писателей России я планирую организацию долгосрочного проекта «Сказки России», в который войдет:

-анкетирование родителей на тему «Сказки в жизни вашего ребенка»;

-иллюстрирование сказок;

-чтение сказок, просмотр мультфильмов по сказкам;

-изготовление костюмов, масок для мини-спектаклей;

-Игра-викторина «В мире русских сказок»;

-инсценировка сказки и т. д.

Литература.

  1. Куликовская Н. Увлечь книгой // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – С. 33-41. 
  2. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации для детей 2-7 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
  3. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. – М.: Линка-Пресс, 2003.
  4. Гербова В.В. Учусь говорить. Методические рекомендации для детей 3-6 лет. Изд-во Мозаика-Синтез, Москва 2006.
  5. Дунаева Н.О значении художественной литературы в формировании личности ребенка // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 6. – С. 35-40.
  6. Международный образовательный портал Маам.
  7. О. С. Ушакова. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия. Игры. Методические рекомендации. Мониторинг. Изд-во ТЦ Сфера, Москва 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы по теме «Формирование социально-значимых качеств личности у старших дошкольников на примере персонажей литературных произведений

цель - формировать социально-значимые качеств личности у старших дошкольников на примере персонажей литературных произведений....

Презентация к сообщению из опыта работы по теме:«Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».

Тема: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»....

Сообщение из опыта работы по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе».

Сообщение из опыта работы по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»....

Презентация к сообщению из опыта работы по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательной деятельности как предпосылка успешного обучения в школе»

Презентация к сообщению из опыта работы на методическом объединении воспитателей младших и средних групп по теме: «Воспитание у дошкольников младшего и среднего возраста интереса к познавательно...

Статья: "Дети и библиотека: формирование у дошкольников интереса и потребности в чтении"

Михайличенко Н.А.Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Сахалинская область, город Долинск...

Статья «Дидактическое пособие «Чемоданчик со сказкой » как современное средство формирования у дошкольников интереса и потребности в чтении художественной литературы»

Знакомство дошкольников с художественной литературой имеет огромное значение, ведь именно в этом возрасте воспитываются будущие читатели.  Художественная литература, является действенным сре...