Статья «Дидактическое пособие «Чемоданчик со сказкой » как современное средство формирования у дошкольников интереса и потребности в чтении художественной литературы»
статья по художественной литературе

Кононова Елена Викторовна

Знакомство дошкольников с художественной литературой имеет огромное значение, ведь именно в этом возрасте воспитываются будущие читатели.  Художественная литература, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, формирует личность ребенка, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Согласно ФГОС ДО, реализация образовательной области «Речевое развитие» включает такое направление работы, как «знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни и поведении взрослых и сверстников, о животных и птицах, об их облике и повадках; о дальних странах,  и о многом, многом другом. Именно поэтому приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kononova_e.v._statya_na_sayt.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №54 «Золушка» города Лесосибирска»

Статья «Дидактическое пособие «Чемоданчик со сказкой » как современное средство формирования у дошкольников интереса и потребности в чтении художественной литературы»

Кононова Елена Викторовна,

                                 воспитатель первой квалификационной категории

                                                          2023г.

Знакомство дошкольников с художественной литературой имеет огромное значение, ведь именно в этом возрасте воспитываются будущие читатели.  Художественная литература, является действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, формирует личность ребенка, оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи. Согласно ФГОС ДО, реализация образовательной области «Речевое развитие» включает такое направление работы, как «знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Детская художественная литература — источник, из которого ребёнок черпает знания и представления о разных сферах действительности, о жизни и поведении взрослых и сверстников, о животных и птицах, об их облике и повадках; о дальних странах,  и о многом, многом другом. Именно поэтому приобщение подрастающего поколения к литературе является одним из приоритетных направлений современного образования. 

В настоящее время в эпоху компьютерных игр и обилия интерактивных пособий, когда малышей сложно увлечь чтением, педагогам приходиться прибегать к различным средствам, чтобы привлечь внимание детей их родителей к книге. Существуют различные технологии, которые способствуют развитию интереса  детей к  культуре чтения, одна из них это технология «Сторисек».  В переводе с английского языка, сторисек означает «мешок историй», внутри которого находится художественная иллюстрированная детская книга с дополнительными соответствующими материалами, играми и атрибутами стимулирующими детское чтение.

Мой «Сторисек» – это пособие, в виде чемоданчика «Чемоданчик со сказкой»  с комплектом  взаимодополняющих и взаимосвязанных материалов, направленных на привлечение детей к чтению. Используя в практике данное пособие, я создаю условия  разноуровневого и разностороннего подход к книге в рамках общеобразовательных целей и задач.

         Цель пособия является - создание условий для формирования у дошкольников интереса и потребности в чтении художественной литературы.

Работая с игровым пособием «Чемодан со сказками» я решаю следующие задачи:

  • стимулирование интереса детей к книге;
  • позитивная социализация дошкольников посредством привития интереса к совместной деятельности со сверстниками и взрослыми;
  • развитие кругозора, пополнение и расширение словарного запаса;
  • формирование навыков обсуждения художественного произведения и стимулирования интереса к книге;
  • развитие навыков осмысленного пересказа, навыков обсуждения художественного произведения;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • привлечение родителей к проблеме важности чтения с детьми художественной литературы.

«Чемоданчика со сказкой» включает в себя: книгу со сказкой, игрушечных героев, дидактические, словесные игры, театр, дополнительные реквизиты, которые помогают оживить сказку. Все атрибуты и игры связанны с героями сказки, бытовыми предметами из книги, предметами окружающей среды. 

Игры,  входящие в «Чемоданчик со сказкой» могут быть очень разнообразны, например:

- игры на развитие внимания, логического мышления, мелкой моторики   д/и «Кто, что ест», д/и «Найди заплатки»,  д/и «Волшебный мешок», д/и «Чей силуэт»;

- игры на развитие речи, обогащение словарного запаса: «Кто сначала, кто потом», «Волшебный мешок», «Опиши героя по картинки», д/и «Угадай слово»,

- игры на развитие коммуникативных навыков: с/и «Интервью», различные театры;

- игры на развитие творческих способностей: игра «Крокодил», раскраски, д/и «Дорисуй героя»

- игры на расширение кругозора: д/и «Чьи следы», д/и «Найди парочку», «Загадки с грядки».

Предлагаемые мною игры просты, но эффективны, они развивают словарный запас, помогают изучить образ главных героев сказки. Слушая сказку, ребенок «видит» ее героев, сопереживает им, радуется вместе с ними, учится у них, желает быть похожим на них или наоборот. Многократное прослушивание с детьми и проигрывание в различные игры «чемоданчика», формирует у детей навыки осмысления звучащей речи, навыки пересказа и рассказывания.

При создании «Чемоданчика со сказкой» участвуют все участники образовательной деятельности – дети, родители, педагоги. Я занимаюсь подбором книг, дидактических игр, пособий, иллюстрации. Родителям предлагается принять участие  в подготовке декоративных украшений с опорой на определенную тему, в изготовлении мягких игрушек, героев пальчикового театра и т.д. Дети - предлагают свои варианты наполняемости чемоданчика разнообразными материалами и помогают в изготовлении пособий, принимают участие в дизайн и оформлении.

Для эффективного применения дидактического пособия «Чемоданчик со сказкой» выделила несколько основных правил:

  1. Важно организовать  диалог до, во время и после прочтения книги. Мы обсуждаем с детьми: Как будем держать книгу, чтобы удобно было рассматривать иллюстрации? Кто или что вам больше всего нравится в книге? Случалось ли с вами что-нибудь, подобное тому, что произошло в книге? Расскажите. Какие слова, события повторялись в книге? И другие вопросы.
  2. Включать игру с элементами театрализации, где героями могут быть игрушки или сами дети, стимулирую детей к проигрыванию сюжетов книги.
  3. При помощи игрушек разыгрываю содержание книги (сама и совместно с детьми) во время чтения книги или после.
  4. Разговариваем  о реквизитах, кому они принадлежат, как и когда нужно их использовать.
  5. Обогащаю содержания игровой деятельности, продуктивной деятельностью (рисование, аппликация, лепка), предлагаю детям раскраски в соответствии с произведением.
  6. Просматриваем мультфильм по книге, слушаем аудиозапись.

         В заключительном этапе, использую дидактические игры с группами детей, или индивидуально. Так же дети самостоятельно могут выбрать игры и атрибуты и заняться самостоятельной деятельностью.

Совместная образовательная деятельность с «Чемоданчиком со сказкой» может продолжаться в течение всего дня. Его можно пополнять и дальше, в зависимости от поставленных целей и интересов детей. «Чемоданчик со сказкой»  можно передать в любую семью или группу ДОУ для чтения и изучения произведения.

       В завершении статьи, хочу подвести итог: дидактическое пособие «Чемоданчик со сказкой» помогает мне стимулирование интерес детей к чтению,  дети получают удовольствия от самой книги и от чтения. Знакомство с произведением стало более наглядным и интенсивным. Дети стали активно участвовать в беседе при обсуждении художественного произведения, берут друг у друга интервью. Работа по созданию «Чемоданчика со сказкой» дала мне  возможность привлечь родителей к образовательному процессу и акцентировать важность чтения с детьми художественной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование у детей 2-3 лет интереса к книге посредством чтения художественной литературы с наглядным сопровождением и театрально-игровыми действиями."

Работа представляет собой перспективное планирование по методической теме (указана в названии) на 2018-2019 учебный год. В ней перечислены задачи по пяти образовательным областям, созданная РППС, обра...

Статья для родителей Приобщение родителей к развитию у детей интереса к книгам и чтению художественной литературы

В нашем современном мире информационных технологий, которые развиваются быстрыми темпами, очень сложно найти ребенка, который променяет все блага цивилизации на бумажную книгу. Постепенно книга у...

СООБЩЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ТЕМУ: «Формирование у дошкольников интереса и потребности в чтении произведений поэтов и писателей России».

В данном материале представлена одна из главнейших проблем человечества в образовании. Раскрыта актуальность проблемы и задачи по ее устранению, на примере детей старшего дошкольного возраста....

Рекомендации родителям детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Тема: «Развитие интереса к книгам и чтению художественной литературы у старших дошкольников».

Данные рекомендации помогут родителям старших  дошкольников подобрать необходимую литературу для чтения, активизировать их на совместное чтение....

Дидактическое пособие "Чемоданчик со сказкой" по сказке В.Сутеева "Дядя Миша"

Дидактическое пособие «Чемоданчик со сказкой», по сказке В. Сутеева "Дядя Миша". Пособие преднозначено для детей 4-6 лет. Главная цель пособия - создание условий для ра...

Статья: "Дети и библиотека: формирование у дошкольников интереса и потребности в чтении"

Михайличенко Н.А.Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Сахалинская область, город Долинск...