Проект "Речевой ручеёк"
проект по информатике (средняя группа) на тему

Проект по развитию речи с детьми средней группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Речевой ручеёк"33.22 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Речевой ручеёк»

Средняя группа № 11

(ноябрь-декабрь 2016 год)

Воспитатель:

Ильченко Е.В.

Невинномысск

2016-17 уч.год

          Проект «Речевой ручеёк» для детей средней группы

Тип проекта: познавательно – речевой проект.

Участники проекта: педагоги, дети и родители средней группы  № 11.

Актуальность проекта:

Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребёнка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становиться универсальным средством общения ребёнка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предпологает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогощение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой анаплитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Овладение речью – одна из самых сложных и таинственных проблем детской психологии и педагогики. Остаётся непонятным, как маленький ребёнок, не умеющий ни на чём сосредоточиться, не владеющий интеллектуальными операциями, всего за 1-2 года практически в совершенстве овладевает столь сложной знаковой системой как язык.

К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребёнком речью является важнейшим условием ребёнка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении.

Речевое развитие – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, возможно, раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво.

Речевое развитие – это целенаправленная и последовательная педагогическая работа, предполагающая использование арсенала специальных педагогических методов и собственные речевые упражнения ребёнка.

Цель проекта: формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа, а также требований ФГОС ДО при изучении образовательной области «Речевое развитие».

Задачи проекта:

1.Осуществлять решение речевых задач в образовательном процессе посредством использования разных форм организации детей.

2.Обогатить речевую развивающую среду дидактическим и игровым материалом.

3. Сформировать активную родительскую позицию на основе тесного взаимодействия дошкольного учреждения и семьи по вопросам становления связной речи детей.

Ожидаемые результаты:

1.Использование активных форм работы по речевому развитию детей   способствовало активизации и обогащению словарного запаса, совершенствованию звуковой культуры речи. Речь детей стала более внятной и выразительной. Уровень речевого развития повысился значительно. Дети стали относится друг к другу внимательнее и доброжелательнее.

2.Участие родителей в проекте помогло им осознать свою роль в речевом  развитии ребёнка, изменить отношение к личности ребёнка, характер общения с ним, повысило их педагогические знания. Родители чаще общаются с педагогами и друг др

Содержание и этапы реализации проекта

Организационно-подготовительный этап

1. Изучение методической литературы по теме «Речевое развитие детей».

2. Разработка мероприятий по теме проекта, составление конспектов образовательной деятельности.

3. Изучение мнемотаблиц.

Основной этап

1. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды дидактическими пособиями, играми, схематичным материалом, мнемотаблицами, алгоритмами, демонстрационным материалом.

2. Проведение разнообразных форм образовательной деятельности по формированию связной речи дошкольников.

3. Подбор для библиотеки книг, сказок, стихов, загадок, привлечение детей к участию в придумывании сказок, загадок и т. п.

4. Вовлечение родителей в совместную творческо-речевую деятельность.

Реализация основного этапа

Работа с воспитанниками

Мероприятия

Цель

I  неделя

1.«Моя любимая игрушка»

Учить детей описывать игрушку пользуясь мнемотаблицей, подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания детей о способах словообразования.

2. Пересказ  сказки «Лисичка сестричка и серый волк…»

Учить пересказывать сказку, предложенную воспитателем. Давать описание внешнего вида персонажей, их действий, переживаний. Упражнять в умении регулировать силу голоса.

3.Д/и «Посуда»

Вырабатывать звуковую культуру произношения звуков «м» и «мь».

4.Лепка «Курочка Ряба»

Развивать у детей желание лепить курочку Рябу и яичко не золотое, а простое. Воспитывать интерес к русской народной сказке.

5. Пересказ русской народной сказки «Курочка ряба».

  1. Учить детей пересказывать текст. Учить детей объяснять значение слов, упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами. Обогащение словаря через подбор синонимов и антонимов.

II неделя

1. Составление рассказа В. Сутеева по серии сюжетных картинок «Три котёнка».

Закрепить умение целенаправленного восприятия наглядного содержания картин, анализа изображенной ситуации.

Продолжать обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин, последовательность которых служит планом рассказывания. Формировать навык планирования связного развернутого высказывания.

2.Занятие «Дикие животные зимой»

Учить описывать диких животных по мнемотаблице. Развивать речевую активность, усвоить название животных, познакомить со средой обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни.

3.Д/и «Овощи»

Уточнить представление об овощах, расширить и активизировать словарь по теме.

4. Рисование «Весёлая клякса»

Развивать воображение, фантазию. Учить складывать лист пополам учить дорисовывать детали объектов, полученных в ходе спонтанного изображения, для придания им законченности и сходства с реальными образами. Поощрять детское творчество, инициативу.

5. Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

Развивать речевую активность, связную речь при пересказе короткой сказки, выразительно передавать диалог персонажей.

III неделя

1. Занятие «В гости к леснику»

Учить различать на слух слова с определённым звуком. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов. Воспитывать любовь к природе.

2.Рассматривание картины

«Кошка с котятами»

Учить воспринимать содержание картины. Понимать  природы, которую изобразил худо

  1. 3. Д/и «Подбери признак»

Научить .

4.Обучение рассказыванию «Поздняя осень»

Развивать умение составлять описательные рассказы, обогащать словарь детей образными выражениями, уточнить и закрепить у детей представление об осенних изменениях в природе. Совершенствовать умение называть, отличительные черты поздней осени. Формировать умение отвечать на поставленные вопросы.

5. «Сказка по новому». 

Учить детей придумывать новую сказку с героями старых сказок, объединяя две сказки в одну с новым сюжетом. Развивать умение соединять в один сюжет не связанные на первый взгляд, между собой героев сказок; имитировать движения героев; творческое воображение.

IV неделя

1.Составление описательного расска по типу “Найдена собака”.

Продолжать учить составлять описательный рассказ по схеме или по образцу воспитателя.

2. Д/и Транспорт»

Закрепить умение детей работать по картинкам с опорой на мнемотаблицу помогающей активизировать и сделать богаче детский словарный запас.

3. Загадки к сказкам

Продолжать формировать умение определять сказку по загадкам и знакомым отрывкам из сказок.

4. Заучивание стихов к Новогоднему празднику (мнемотаблицы).

Учить детей запомнить стихотворение с помощью схем.  Развивать интерес к нетрадиционным средствам выразительности, передавая окраски осени. Воспитывать интерес к художественному произведению.

5.Развлечение «Путешествие по сказкам»

Закреплять знания русских народных сказок, развивать диалогическую речь детей, интонационную выразительность речи.

В течение всего проекта проводится следующая работа:

- дидактические игры и упражнения;  рассматривание игрушек, книг, иллюстраций;

беседы о русском народном творчестве; чтение сказок, организация театрализованных игр по мотивам русских народных сказок.

Взаимодействие с родителями

Мероприятия

Анкетирование родителей «Речь Вашего ребенка».

Час общения «Развиваем связную речь детей».

Размещение наглядной информации в родительском  уголке  по теме проекта.

Участие родителей в организации уголка  по развитию связной речи дошкольника в группе.

Выпуск стенгазеты «Наши дети рассказывают». Презентация проекта.

Заключительный этап

1.Анализ и оценка результатов проекта.

2.Презентация проекта.

4.Определение новых перспектив.

Список использованной литературы

  1. Развитие речи и творчества дошкольников: Игры, упражнения, конспекты занятий. Под ред. Ушаковой О.С.-М: ТЦ Сфера, 2005.
  2. Сидорчук, Т.А., Хоменко, Н.Н. Технологии развития связной речи дошкольников. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений, 2004.
  3. Ушакова, О.С. Теория и практика развития речи дошкольника: Развиваем речь.-М: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика – Синтез, 2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ручеёк с платочком"-танец

Схема танца для детей 6-8 лет....

Пройди через ручеёк

                      ПРОЙДИ ЧЕРЕЗ РУЧЕЁК.           Задачи. Развивать у детей чув...

Сказка "Ручеёк"

В дошкольном возрасте, как правило, происходит изучение природы по книгам, редкое общение детей, особенно горожан, с растениями и животными, неумение видеть и слушать природу, получать эмоциональное у...

Сценарий танцевального вечера "Мой кружок - РУЧЕЁК"

Праздник танца "Посвящение в кружковцы"...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ВЕЖЛИВЫЙ РУЧЕЁК»

познакомить детей с обязанностями: здороваться, общаться с помощью речи и жестов....

Проект в среденей группе "Речевой ручеёк"

Представлена презентация проекта по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста...

Интегрированное занятие в средней группе Тема: «Весенний ручеёк»

Программное содержание: Научить  воспринимать образы природы, передаваемые в поэзии, музыке, изобразительном искусстве....