Мастер-класс для педагогов «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников средствами ИКТ-технологий"
статья по информатике на тему

Гальцова Александра Ивановна

При формировании социально-коммуникативной компетентности дошкольников педагог ДОУ может использовать в своей практике различные педагогические технологии – игровую, обучение в сотрудничестве, технологию развивающего обучения, метод проектов, и конечно, информационно-коммуникативную.

В представленном мастер-кулассе рассмотриваются возможности использования  ИКТ-технологий при формировании всех компонентов, составляющих социально-коммуникативную компетентность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-коммуникативная компетентность дошкольника - это приобретаемые им различные компетенции, необходимые для вхождения в общество, а именно познавательные, коммуникативные, общекультурные, физические, ценностно-смысловые, личностные (раздаю цветочки).

При формировании социально-коммуникативной компетентности дошкольников педагог ДОУ может использовать в своей практике различные педагогические технологии – игровую, обучение в сотрудничестве, технологию развивающего обучения, метод проектов, и конечно, информационно-коммуникативную.

Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации. Использование компьютерной техники с ее мультимедийными возможностями  при условии соблюдения санитарных норм, помогает педагогу развивать данную компетентность более эффективно и результативно.

Рассмотрим возможности использования  ИКТ-технологий при формировании всех компонентов, составляющих социально-коммуникативную компетентность.

И так, познавательная компетенция (компонент). В это компонент входят сформировавшееся у детей:

  • познавательное отношение к окружающему миру (оптимальный уровень развития наблюдательности, любознательности, познавательного интереса);
  • владение эталонами и средствами познавательной деятельности;
  • оптимальный уровень развития мыслительных операций (анализ, синтез), познавательных процессов (ощущений, восприятий, памяти, воображения, мышления) и умственных способностей;
  • оптимальный уровень развития речи.

Познавательная компетентность слагается из любознательности, познавательной активности,  познавательной мотивации, самостоятельности  и креативности. Ребенок знакомится со свойствами предметов и явлений, получает знания о профессиях, об орудиях труда, приобретает навыки работы с ними и познает культурный мир, мир социальных отношений между людьми.

Помощь в формировании познавательного отношения к окружающему социальному миру могут оказать такие формы ИКТ как различные презентации, фото-экскурсии. Не покидая здания детского сада мы с воспитанниками побывали в музее снежинок, музее карет, музее самоваров.

Данные формы работы дают возможность более наглядно и эмоционально знакомить детей с культурными центрами,  традициями, облегчают понимание, восприятие, развивают у детей устойчивый познавательный интерес к процессу обучения, создают положительную эмоциональную обстановку, стимулируют познавательную активность детей и желание участвовать в освоении новых знаний.

Важной составляющей познавательной компетенции является владение эталонами и средствами познавательной деятельности, оптимальный уровень развития мыслительных операций. В контексте реализации задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на помощь приходят развивающие компьютерные игры, созданные в программе Power Point. Например – «Современные профессии».

Предлагаю поиграть и прошу выйти к доске обладателя оранжевого цветка.

1) Правила игры заключаются в том, что нужно рассмотреть внимательно картинки на слайдах, выбрать инструменты, необходимые для представленных профессий и нажать на них. У детей это вызывает большой интерес. Если инструмент выбран правильно – он перемещается в овальное поле, если нет, изображение качается, давая тем самым понять, что допущена ошибка. (играет 2 раза - спасибо). В игре также представлены профессии – журналист, стюардесса, ветеринар и фермер.

2) Следующая игра  «Что сегодня я куплю». У кого синий цветок – выходите, пожалуйста. Перед детьми ставится задача – выбрать то, что можно купить в магазине. Игра создана по такому же принципу: необходимо выбрать изображение, нажать на него, если верно, то картинка перемещается к кошельку, если нет, то качается. Целью игры является - закрепить понимание того, что является товаром, а что не продаётся и не покупается. Спасибо. Ещё хотелось бы представить вариант этой же игры, но с использованием интерактивной доски – ребёнку необходимо соединить линиями  нужный предмет с кошельком.

И ещё одна игра. У кого желтый цветок – прошу к доске. Не менее интересным примером может послужить Игра «Семейный бюджет». Ребёнку дается задание: «Ты сегодня будешь исполнять роль папы. У тебя день зарплаты. Надо пойти в магазин и купить то, что нужно твоей семье». Ребёнок выбирает картинку, нажимает на него и объясняет свой выбор. Таким образом дошкольник упражняется в планировании расходов семейного бюджета, уточняют представление о границах экономических возможностей семьи, её достатке и примерном уровне потребностей соответственно семейному бюджету.

        Далее рассмотрим коммуникативную компетенцию дошкольников. Этот компонент  включает в себя знание способов взаимодействия с окружающими, владение различными социальными ролями в коллективе, соблюдение правил поведения и этикетного общения.

Формировать знания способов взаимодействия с окружающими позволяют опять же развивающие компьютерные игры.

Например такая игра как «Правила дружбы». (1 зел, 2 красн). Ребёнку предлагается выбрать звёздочку, рассмотреть появившеюся картинку, порассуждать и отгадать, какое правила дружбы в ней зашифровано (не ссориться, не жадничать и т.д.).  

Учить соблюдать правила поведения и этикетного общения помогает использование такой формы ИКТ как презентации.

Например презентация «Правила этикета для детей». Презентация оказывает помощь педагогу в организации бесед с детьми на тему правила поведения за столом, речевой этикет, правила поведения в гостях и правила этикета в общественных местах.

А такая презентация как «Этикет в стихах» дает возможность заучить с детьми правила поведения в стихотворной форме, рассмотреть картинки, проанализировать, возможно обыграть или составить небольшие рассказы по картинкам.

Следующей компонент входящий в социально-коммуникативную компетентность – это общекультурная компетенция, которая направленна на освоение способов саморазвития, знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры, овладение духовно-нравственными основами жизни.

Знакомя детей с праздниками и традициями нашего общества, правилами поведения в общественных местах можно использовать  такие формы ИКТ как видеоролики, слайд-шоу, презентации.  В представленной презентации дети знакомятся с Международным женским днем – который отмечается 8 марта, с историей праздника, с тем что можно подарить женщинам в этот день, с тем что принято дарить в разных странах. 

Способствовать развитию общекультурной компетенции дошкольником может такая форма икт как просмотр мультипликационных фильмов. Как вы знаете, у дошкольников это вызывает огромный восторг. Я демонстрирую своим воспитанникам такие серии мультфильма «Лунтик», как «Невоспитанные рыбы», «Хорошие манеры», «Смешарики»: «Быть здоровым здорова», «Личная гигиена» и с удовольствием дети смотрят отечественные мультфильмы «Приключения Кота Леопольда», «Осторожно Обезьянки».

Правильная подборка мультфильмов способствует формированию как познавательных, так и общекультурных, ценностно-смысловых и личностных компонентов.

Физическая компетенция дошкольников - включает в себя умение ребёнка владеть своим телом, различными видами движений на уровне, соответствующем его возрасту, и умение адекватно реагировать на изменения окружающей обстановки, так же сюда входит и развитие кгн.

В ходе реализации образовательной деятельности, я использую такую форму икт как мультимедийные загадки. При формировании этого компонента действенным средством являются мультимедийные загадки, которые помогают познакомить с предметами личной гигиены, их назначением и правилами пользования. И говоря о физической компетенции дошкольников, нельзя не упоминуть о физминутках, которые я использую как и в ходе организованной образовательной деятельности, так и в режимных моментах при смене видов деятельности. Показать физмин?

И наконец ценностно-смысловые и личностные компетенции. Мы объединили их в один слайд, т.к. они достаточно тесно перекликаются между собой. Ценностно-смысловые компетенции подразумевают способность ребёнка видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Личностная компетенция – включает в себя представление о себе, своём предназначении и так же ценностные ориентиры и нравственные установки.

Интересной, увлекательной, необычной формой развития этого компонента являются анимированные пазлы.

Сначала воспитаннику предлагается выбрать картинку. Далее ребёнок нажимает на пазл, деталь прилипает и таким образом её можно перетащить в любое место.

Помимо того, что с помощью этой игры закрепляется умение ребёнка составлять целое из частей, ребёнку предлагается проанализировать собранную картинку. Какой поступок изображён на картинке? Хороший или плохой это поступок? Почему нельзя жадничать? Зачем нужно уступать старшим место и т.д.

Ну и конечно развивающие игры, каждая из которых имеет определённую цель. Предлагаю поиграть, у кого серый цветок – прошу к доске.

Например игра «Определи настроение». Ребёнку предлагается рассмотреть картинку и подобрать к ней соответствующую пиктограмму. (выполняет). Если ошибки не допущено, происходит переход на следующий слайд со звуковым сопровождением и надписью правильно. Если ребёнок допустил ошибку (допускает), изображение пиктограммы качается, давая тем самым понять, что ответ не верный. После правильного выполнения задания ребёнку предлагается рассмотреть картинку, проанализировать её и сделать определённые выводы. Какие вопросы можно задать ребёнку анализируя это изображение?

Что изображено на этой картинке?

Какой это поступок?

Почему папа улыбается, девочка плачет?

Как ты встречаешь своих родителей? Или Как ты проводишь время со своими друзьями?

Игра «Хорошо-плохо». У кого зелёный цветок?

Здесь так же дети рассматривают картинку и отвечают на вопросы: хороший или плохой поступок изображен на ней, почему, как нужно вести себя в той или иной ситуации.  Используя интерактивную доску игру можно продолжить, предложив ребёнку соотнести картинки с вышестоящими человечкам проведя карандашом линии. (Выполняет). Целью игры является содействовать нравственному развитию детей; формировать представления о правилах поведения, о взаимоотношениях с другими людьми; стимулировать подражание социально одобряемым поступкам.

Помимо представленных форм ИКТ мне хотелось бы поделиться с вами идеей создания в уголке книги интерактивной видео-энциклопедии. Она представляет собой коробку с карточками. Так как мы работаем с дошкольниками, то весь материал в энциклопедии представлен в виде картинок, систематизирован в соответствии с лексическими темами и образовательными областями.

По своему желанию ребенок может узнать много нового и интересного о каком-либо предмете, явлении или событие, имеющемся в энциклопедии. На каждую карточку заранее подготовлена флеш-карта в виде презентации созданной в программе Power Point. Ребёнок выбирает карточку, подходит к воспитателю, а он в свою очередь включает флеш-карту закреплённую за картинкой на мультимедиа оборудовании: экран, телевизор, доска или, если это один ребёнок, можно использовать фото рамку.

Например, сейчас в энциклопедии детям предлагаются такие темы как:

- русские праздники;

- праздники народов севера;

- праздники народов мира.

Выбрав карточку с русским-народным праздником «Масленица», ребёнок узнает откуда возник праздник, узнает, что Масленица празднуется неделю и у каждого дня есть своё имя и свои обычаи, почему в Масленицу принято есть блины и т.д.

С целью формирования регионального компонента дошкольников, ребятам предлагаются карточки с праздниками народов севера. Один из которых «День первой рыбы» - древний обрядовый праздник коренных жителей Камчатки, который празднуется в первое воскресенье июня. Праздник посвящён появлению первой рыбы в реке.

И как оказалось, большой интерес у дошкольников вызывают необычные и, абсолютно неизвестные воспитанникам, праздники народов мира. Например такой праздник как Холи - индийский народный праздник, праздник весны. В этот День жители индии поливают друг друга цветными красками.  

А если ребят заинтересует карточка с изображением Парада цветов в Голландии, то им показывается флеш-карта, просмотрев которую, воспитанники узнают, что каждый год в сентября по главной улице голландского городка проходит торжественное шествие платформ с цветами в форме животных и героев народных сказок, которое протягивается на два с половиной километра. Это одно из самых известных и незабываемо красивых цветочных шоу в мире.

Если у ребёнка появляется желание узнать о чем-либо, чего нет в энциклопедии, то воспитанник зарисовывает данный предмет и оставляет его Знайке. Со временем в энциклопедии появляется данная карточка с закреплённой за ней флеш-картой. 

Создание интерактивной видео-энциклопедии «Хочу всё знать», позволяет развивать все компоненты социально-коммуникативной компетентности и стимулировать познавательную активность дошкольников. Картинки меняются в соответствии с лексическими темами, в с проводимыми проектами, с пожеланиями детей или родителей.

Таким образом, подведя итог, можно сделать вывод, что использование компьютерной техники с её мультимедийными возможностями, при условии соблюдения санитарных норм – что очень важно, помогает педагогу развивать социально-коммуникативную компетентность более эффективно и результативно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование начальных ключевых компетентностей дошкольников средствами духовно - нравственного воспитания»

Перед нами педагогами стоит важная задача воспитать в маленьком человеке ценности, которые помогут ему в будущем построить гуманные и грамотные взаимоотношения с окружающим его миром. Отношения, основ...

мастер класс на тему "Игры, стимулирующие социально - коммуникативное развитие"

мастер класс на тему "Игры, стимулирующие социально - коммуникативное развитие"...

Социально-коммуникативное развитие старших дошкольников с использованием технологии проблемных ситуаций

Социально-коммуникативное  развитие личности является одной из актуальных задач современности. В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155  «Об...

МАСТЕР – КЛАСС Непосредственной Образовательной Деятельности по социально-коммуникативному развитию в подготовительной группе на тему: «В стране Доброты»

Программное содержание:Социально-коммуникативное развитие: Вовлечь детей в игры с использованием словесной передачи воображаемых игровых событий, места действия («Страна Доброты»). Обратить внимание д...

Консультация для педагогов ДОУ "Формирование социально-коммуникативных умений у дошкольников посредством игры"

В последнее время педагоги и родители все чаще с тревогой отмечают, что многие дошкольники испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Поэтому перед воспитателем стоит зада...

Педагогический совет "Формирование социально-коммуникативных компетенций у дошкольников при взаимодействии со сверстниками и взрослыми через использование образовательных технологий в условиях реализации ФГОС ДО"

Развитие коммуникативной компетенции детей дошкольного возраста неразрывно связано с современными тенденциями обновления образования и требованиями ФГОС ДО. Современные дети, да и их родители всё...