Мастер-класс "Сюжетосложение - как способ развития социально-коммуникативных навыков дошкольников
методическая разработка (младшая группа)
Цель нашего мастер-класса:
Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической технологии «Сюжетосложения»
Задачи:
-Расширить знания участников мастер- класса по вопросу
«Сюжетосложение – как способ развития социально- коммуникативных навыков дошкольников»;
-Сформировать мотивацию у педагогов к использованию данного материала в своей работе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер – класс «Сюжетосложение – как способ развития социально- коммуникативных навыков дошкольников»
Здравствуйте, уважаемые участники мастер-класса!
(на первую букву имени назвать прилагательное)
Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение хорошее все складывается и получается. И я, надеюсь, что наша сегодняшняя встреча окажется успешной.
Цель нашего мастер-класса:
Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической технологии «Сюжетосложения»
Задачи:
-Расширить знания участников мастер- класса по вопросу
«Сюжетосложение – как способ развития социально- коммуникативных навыков дошкольников»;
-Сформировать мотивацию у педагогов к использованию данного материала в своей работе.
Актуальность
Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Решая проблему коррекции эмоциональной сферы детей, возникла необходимость эффективного формирования социально- коммуникативных навыков у детей.
Дети не умеют организовывать общение, включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение планировать содержание акта общения; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации; умение решать конфликтные ситуации.
ФГОС дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально- коммуникативному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Цель и задачи были озвучены С.В. и так же представлены на слайде.
Цель - социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства
Задачи:
• формировать представление о нормах и ценностях, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;
•научить ребёнка общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
• развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание,
• формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками,
• формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству;
• формировать основы безопасности в быту, социуме, природе;
• формировать социально-коммуникативные речевые умения (развивать способность вступать в общение и поддерживать его).
Социально — коммуникативное развитие — это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, формируются бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании, и других видах деятельности.
Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему. Поэтому, такой способ, как игра-сложение или сюжетосложение позволяет развивать у детей все эти навыки.
Сюжетосложение – это каждый новый способ построения игры.
Знаменитый голландский историк и, автор игровой концепсии культуры Йохан Хейзинги писал:
«Детские игры, окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность - словом, все, что составляет богатство человеческой личности».
Автор выделяет несколько методов организации сюжетосложения, данные методы представлены на слайде:
- «Путешествие в сказку». Нужно придумать продолжение сказки, в которой главный герой, встречаясь со сказочными персонажами из разных сказок, испытывал разное эмоциональное состояние.
- «Знакомые герои в новых обстоятельствах». Метод развивает фантазию, создаёт условия, при которых главные герои остаются, но попадают в другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть фантастическими, невероятными.
- «Салат из сказок». В одной новой сказке встречаются старые знакомые герои из разных сказок. Нужно выбрать из них героев, события, волшебство и т. д.
- «Событийная цепочка». Нужно заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом.
- «Сказка наоборот». Берётся любая знакомая сказка и её героям приписываются прямо противоположные свойства, или знакомая сказка рассказывается с конца.
Сюжетосложение или Игра-придумывание первоначально нуждается в смысловых опорах, направляющих воображение участников в общее русло. Такими опорами могут быть известные детям сюжеты: сказок, рассказов, игр. Наиболее удобными для такого рассматривания являются сюжеты волшебных сказок.
Работа с детьми (папка)
С родителями
Практическая часть
Для работы нам необходимо разделиться на подгруппы, каждой подгруппе будет предложен метод, вам необходимо, подобрать сказку, и изменить по запросу метод, на подготовку дается минут 5
Ну, что все подгруппы готовы, желательно не просто предложить варианты, а по возможности проиграть персонажей в данной ситуации.
Метод – «Путешествие в сказку»
«Жили-были Старик со Старухой. Решили они испечь Колобка. Получился колобок красивый, румяный, но не умел он ни радоваться, ни печалиться. Решили Старик со Старухой отправить его в соседний лес к лесным жителям, чтобы те научили его проявлять свои добрые чувства и отзывчивость….»
Наметить проблему: придумать продолжение сказки, в которой главный герой, встречаясь со сказочными персонажами, из разных сказок испытывал разное эмоциональное состояние. Уважаемые коллеги, напоминаю вам, что тема нашего сегодняшнего мастер-класса- это развитие социально-коммуникативных навыков, договоритесь, пожалуйста, между собой.
Обсуждение данного упражнения: Вот и научился колобок ….
Работа по группам (каждой группе предлагаем сказку, необходимо самостоятельно изменить условие или обстоятельства сказки и озвучить)
С помощью сочинения таких сказок - путешествий у детей развиваются социально-коммуникативные навыки, диалогическая и связная речь, а также творческое воображение, умение понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.), получать необходимую информацию в общении; выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; отстаивать свое мнение; Не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
Метод «Знакомые герои в новых обстоятельствах».
Данный метод развивает фантазию, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными.
Например: лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках, а могут быть лиса, заяц, петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке зоопарка, а возможно они застряли в лифте.
Метод «Салат из сказок».
Это встреча в одной новой сказке наших старых знакомых героев из разных сказок. Дробим сказки и выбираем из них героев, события, волшебство и т. д.
Например : «Жил – был папа Карло, он был очень одинок, так как у него не было детей. Но, проснувшись однажды, он обнаружил в опавшем листочке розы маленькую девочку, в кроватке – Снегурочку, в кресле – Мальвину и т. д.». Дальше предлагается детям события развернуть так, как подсказывает их фантазия.
Метод «Событийная цепочка».
Предлагается заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом.
Каждая команда делает выводы, какие социально- коммуникативные навыки были развиты в сюжетосложении.
Придумайте свою сказку, используя данный метод и сделайте вывод какие социально-коммуникативные навыки развиваются в процессе данной работы.
Метод «Сказка наоборот»
Берётся любая знакомая сказка и её героям приписываются прямо противоположные свойства, или знакомая сказка рассказывается с конца.
В результате этих методов:
- дети учатся выстраивать новые последовательности событий;
-дети становятся более активными, наблюдательными, самостоятельными, инициативными, учатся прислушиваться и договариваться со сверстниками;
-дети раскрепощены, творчески активны.
Хотелось бы вам рассказать притчу.
Притча «Четыре свечи»
В комнате горело четыре свечи. Первая сказала: «Я — СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению, люди не умеют меня хранить, оберегать, быть вежливыми, договариваться в той или иной ситуации. Думаю, не остается ничего другого, как погаснуть!». И огонек свечи погас.
Вторая сказала: «Я — ВЕРА. К сожалению, я никому не нужна. Люди не могут выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла гореть дальше». Едва произнеся это, подул легкий ветерок и загасил свечу.
Очень опечалившись, третья свеча произнесла: «Я — ЛЮБОВЬ. У меня нет сил гореть дальше. Люди не ценят и не понимают. Они не умеют принимать и оказывать помощь, быть заботливыми,ненавидят тех, которые любят их больше всего — своих близких. И через мгновение, эта свеча угасла.
Вдруг… В комнату зашел ребенок. И увидел три потухшие свечки. Испугавшись, он закричал: «Что вы делаете? Вы должны гореть! Я боюсь темноты!» Произнеся это, он заплакал.
Взволнованная четвертая свеча произнесла: «Не бойся и не плачь! Пока я горю, можно зажечь и другие свечи. Я — НАДЕЖДА!»
Уважаемые педагоги! Пусть НАДЕЖДА всегда будет с вами и не даст погаснуть ЛЮБВИ, ВЕРЕ и СПОКОЙСТВИЮ, которые очень нужны в нашей творческой и очень интересной работе с детьми.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры как способ развития социально -коммуникативных навыков у детей докольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО
quot;Игра-школа морали в действии"- А.Н. Леонтьев. Почему?Зачем?Как играть?...

Развитие социально-коммуникативной компетенции у дошкольников через социоигровые технологии в контексте ФГОС ДОО
Статья об использовании социоигровых технологий в развитии коммуникативных умений детей дошкольного воэраста....

Проектная деятельность в развитии социально -коммуникативных умений у дошкольников.
В современном ДОУ проектная деятельность – это новый виток развития коммуникативных умений детей. В условиях более высоких технологий, так как участникам проектной...
Сборник дидактических игр и упражнений на развитие социально-коммуникативных способностей у дошкольников (3-7 лет)
В методическом пособии предоставлен сборник дидактических игр и упражнений, сценарий семинара практикума для педагогов...

Современные подходы развития социально-коммуникативной компетентности у дошкольников
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Сегодня оно приобретает особую актуальность, поскольку в современных условиях возникли особенности социального ...

Мастер – класс «Сюжетосложение – как способ развития социально- коммуникативных навыков дошкольников»
Цель нашего мастер-класса:Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической технологии «Сюжетосложения»Задачи:-Расширить знания участнико...

МАСТЕР-КЛАСС Сюжетосложение – как способ развития социально- коммуникативных навыков дошкольников
Цель нашего мастер-класса:Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической технологии «Сюжетосложения»Задачи:-Расширить знания участнико...
