Мастер-класс "Сюжетосложение - как способ развития социально-коммуникативных навыков дошкольников
методическая разработка (младшая группа)

Тараненко Оксана Евгеньевна

Цель нашего мастер-класса:

Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической технологии «Сюжетосложения»

Задачи:

-Расширить знания участников мастер- класса по вопросу

«Сюжетосложение – как способ развития социально- коммуникативных навыков дошкольников»;

-Сформировать мотивацию у педагогов к использованию данного материала в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_2025.docx25.18 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Сюжетосложение – как способ развития социально- коммуникативных навыков дошкольников»

Здравствуйте, уважаемые участники мастер-класса!

(на первую букву имени назвать прилагательное)

Улыбнитесь друг другу! Улыбнитесь соседу справа, улыбнитесь соседу слева. И пусть ваши улыбки подарят всем хорошее настроение. А когда настроение хорошее все складывается и получается. И я, надеюсь, что наша сегодняшняя встреча окажется успешной.

Цель нашего мастер-класса:

Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической технологии «Сюжетосложения»

Задачи:

-Расширить знания участников мастер- класса по вопросу

«Сюжетосложение – как способ развития социально- коммуникативных навыков дошкольников»;

-Сформировать мотивацию у педагогов к использованию данного материала в своей работе.

Актуальность

Современное общество нуждается в активной, адаптивной, творческой личности, способной устанавливать бесконфликтное общение. Решая проблему коррекции эмоциональной сферы детей, возникла необходимость эффективного формирования социально- коммуникативных навыков у детей.

Дети не умеют организовывать общение, включающее: умение слушать собеседника; умение эмоционально сопереживать; умение планировать содержание акта общения; умение подбирать вербальные (речевые) и невербальные (жесты, мимику, пантомимику) средства общения, адекватные ситуации; умение решать конфликтные ситуации.

ФГОС дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально- коммуникативному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей. Цель и задачи были озвучены С.В. и так же представлены на слайде.

Цель - социализация детей дошкольного возраста, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства

Задачи:

• формировать представление о нормах и ценностях, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности;

•научить ребёнка общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;

• развивать социальный и эмоциональный интеллект, эмоциональную отзывчивость, сопереживание,

• формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками,

• формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству;

• формировать основы безопасности в быту, социуме, природе;

• формировать социально-коммуникативные речевые умения (развивать способность вступать в общение и поддерживать его).

Социально — коммуникативное развитие — это процесс, позволяющий ребенку занять свое место в обществе в качестве полноценного члена этого общества, формируются бытовые и гигиенические умения, элементы материальной и духовной культуры, стиль и содержание общения, приобщение ребенка к разным видам и типам отношений в основных сферах жизнедеятельности – общении, игре, познании, и других видах деятельности.

Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. В игре проявляются первые ростки дружбы, начинаются общие переживания, открываются большие возможности воспитания таких качеств как доброжелательность, вежливость, заботливость, любовь к ближнему. Поэтому, такой способ, как игра-сложение или сюжетосложение позволяет развивать у детей все эти навыки.

Сюжетосложение – это каждый новый способ построения игры.

Знаменитый голландский историк и, автор игровой концепсии культуры Йохан Хейзинги писал:

«Детские игры, окупаются золотом самой высокой пробы, ибо воспитывают, развивают в ребенке целостно милосердие и память, честность и внимание, трудолюбие и воображение, интеллект и фантазию, справедливость и наблюдательность, язык и реактивность - словом, все, что составляет богатство человеческой личности».

Автор выделяет несколько методов организации сюжетосложения, данные методы представлены на слайде:

  1. «Путешествие в сказку». Нужно придумать продолжение сказки, в которой главный герой, встречаясь со сказочными персонажами из разных сказок, испытывал разное эмоциональное состояние.
  2. «Знакомые герои в новых обстоятельствах». Метод развивает фантазию, создаёт условия, при которых главные герои остаются, но попадают в другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть фантастическими, невероятными.
  3. «Салат из сказок». В одной новой сказке встречаются старые знакомые герои из разных сказок. Нужно выбрать из них героев, события, волшебство и т. д.
  4. «Событийная цепочка». Нужно заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом.
  5. «Сказка наоборот». Берётся любая знакомая сказка и её героям приписываются прямо противоположные свойства, или знакомая сказка рассказывается с конца.

Сюжетосложение или Игра-придумывание первоначально нуждается в смысловых опорах, направляющих воображение участников в общее русло. Такими опорами могут быть известные детям сюжеты: сказок, рассказов, игр. Наиболее удобными для такого рассматривания являются сюжеты волшебных сказок.

Работа с детьми (папка)

С родителями

Практическая часть

Для работы нам необходимо разделиться на подгруппы, каждой подгруппе будет предложен метод, вам необходимо, подобрать сказку, и изменить по запросу метод, на подготовку дается минут 5

Ну, что все подгруппы готовы, желательно не просто предложить варианты, а по возможности проиграть персонажей в данной ситуации.

Метод – «Путешествие в сказку»

«Жили-были Старик со Старухой. Решили они испечь Колобка. Получился колобок красивый, румяный, но не умел он ни радоваться, ни печалиться. Решили Старик со Старухой отправить его в соседний лес к лесным жителям, чтобы те научили его проявлять свои добрые чувства и отзывчивость….»

Наметить проблему: придумать продолжение сказки, в которой главный герой, встречаясь со сказочными персонажами, из разных сказок испытывал разное эмоциональное состояние. Уважаемые коллеги, напоминаю вам, что тема нашего сегодняшнего мастер-класса- это развитие социально-коммуникативных навыков, договоритесь, пожалуйста, между собой.

Обсуждение данного упражнения: Вот и научился колобок ….

Работа по группам (каждой группе предлагаем сказку, необходимо самостоятельно изменить условие или обстоятельства сказки и озвучить)

С помощью сочинения таких сказок - путешествий у детей развиваются социально-коммуникативные навыки, диалогическая и связная речь, а также творческое воображение, умение понимать эмоциональные состояния сверстника, взрослого (веселый, грустный, рассерженный, упрямый и т. д.), получать необходимую информацию в общении; выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам; вести простой диалог со взрослыми и сверстниками; отстаивать свое мнение; Не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Метод «Знакомые герои в новых обстоятельствах».

Данный метод развивает фантазию, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными.

Например: лиса и заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек обитают на летающих тарелках, а могут быть лиса, заяц, петух с помощью волшебной палочки оказались в одной клетке зоопарка, а возможно они застряли в лифте.

Метод «Салат из сказок».

Это встреча в одной новой сказке наших старых знакомых героев из разных сказок. Дробим сказки и выбираем из них героев, события, волшебство и т. д.

Например : «Жил – был папа Карло, он был очень одинок, так как у него не было детей. Но, проснувшись однажды, он обнаружил в опавшем листочке розы маленькую девочку, в кроватке – Снегурочку, в кресле – Мальвину и т. д.». Дальше предлагается детям события развернуть так, как подсказывает их фантазия.

Метод «Событийная цепочка».

Предлагается заглянуть в прошлое или будущее сказочных героев: что было раньше с тем или иным героем, что может произойти потом.

Каждая команда делает выводы, какие социально- коммуникативные навыки были развиты в сюжетосложении.

Придумайте свою сказку, используя данный метод и сделайте вывод какие социально-коммуникативные навыки развиваются в процессе данной работы.

Метод «Сказка наоборот»

Берётся любая знакомая сказка и её героям приписываются прямо противоположные свойства, или знакомая сказка рассказывается с конца.

В результате этих методов:

- дети учатся выстраивать новые последовательности событий;

-дети становятся более активными, наблюдательными, самостоятельными, инициативными, учатся прислушиваться и договариваться со сверстниками;

-дети раскрепощены, творчески активны.

Хотелось бы вам рассказать притчу.

Притча «Четыре свечи»

В комнате горело четыре свечи. Первая сказала: «Я — СПОКОЙСТВИЕ. К сожалению, люди не умеют меня хранить, оберегать, быть вежливыми, договариваться в той или иной ситуации. Думаю, не остается ничего другого, как погаснуть!». И огонек свечи погас.

Вторая сказала: «Я — ВЕРА. К сожалению, я никому не нужна. Люди не могут выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам, не хотят ничего слушать обо мне, поэтому нет смысла гореть дальше». Едва произнеся это, подул легкий ветерок и загасил свечу.

Очень опечалившись, третья свеча произнесла: «Я — ЛЮБОВЬ. У меня нет сил гореть дальше. Люди не ценят и не понимают. Они не умеют принимать и оказывать помощь, быть заботливыми,ненавидят тех, которые любят их больше всего — своих близких. И через мгновение, эта свеча угасла.

Вдруг… В комнату зашел ребенок. И увидел три потухшие свечки. Испугавшись, он закричал: «Что вы делаете? Вы должны гореть! Я боюсь темноты!» Произнеся это, он заплакал.

Взволнованная четвертая свеча произнесла: «Не бойся и не плачь! Пока я горю, можно зажечь и другие свечи. Я — НАДЕЖДА!»

Уважаемые педагоги! Пусть НАДЕЖДА всегда будет с вами и не даст погаснуть ЛЮБВИ, ВЕРЕ и СПОКОЙСТВИЮ, которые очень нужны в нашей творческой и очень интересной работе с детьми.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социально-коммуникативной компетенции у дошкольников через социоигровые технологии в контексте ФГОС ДОО

Статья об использовании социоигровых технологий в развитии коммуникативных умений детей дошкольного воэраста....

Проектная деятельность в развитии социально -коммуникативных умений у дошкольников.

В современном ДОУ проектная деятельность – это новый виток развития коммуникативных умений детей. В условиях более высоких технологий, так как участникам проектной...

Сборник дидактических игр и упражнений на развитие социально-коммуникативных способностей у дошкольников (3-7 лет)

В методическом пособии предоставлен сборник дидактических игр и упражнений, сценарий семинара практикума для педагогов...

Современные подходы развития социально-коммуникативной компетентности у дошкольников

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Сегодня оно приобретает особую актуальность, поскольку в современных условиях возникли особенности социального ...

Мастер – класс «Сюжетосложение – как способ развития социально- коммуникативных навыков дошкольников»

Цель нашего мастер-класса:Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической технологии «Сюжетосложения»Задачи:-Расширить знания участнико...

МАСТЕР-КЛАСС Сюжетосложение – как способ развития социально- коммуникативных навыков дошкольников

Цель нашего мастер-класса:Повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической технологии «Сюжетосложения»Задачи:-Расширить знания участнико...