Развитие социально-коммуникативной компетенции у дошкольников через социоигровые технологии в контексте ФГОС ДОО
статья

Будина Елена Николаевна

Статья об использовании социоигровых технологий в развитии коммуникативных умений детей дошкольного воэраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского поселения – г. Семилуки Воронежской области

Развитие

социально-коммуникативной компетенции

у дошкольников через социоигровые технологии в контексте ФГОС ДОО

Будина Елена Николаевна

воспитатель

2018 год

Развитие социально-коммуникативной компетенции у дошкольников через социоигровые технологии в контексте ФГОС ДОО

Дошкольное образование является первой ступенью непрерывного  образования человека. В связи с этим образование детей дошкольного возраста должно строиться в соответствии с общей идеологией модернизации общего образования России, согласно которой основным результатом деятельности образовательного учреждения становится не система знаний, умений и навыков сама по себе, а овладение ребенком набором компетентностей.

Одной из ведущих компетентностей личности, в том числе и ребёнка дошкольного возраста, является коммуникативная компетентность,
которая рассматривается, как выражение своих желаний, намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий. Показателем коммуникативной компетентности является способность ребенка строить свое языковое общение с другими людьми.

Формирование связной речи детей через развитие коммуникативных навыков, обогащение словарного запаса, улучшение разговорной речи стало основной целью моей работы.

Начиная работу с младшей группы, с целью развития навыков общения, поставила такие задачи:

1. Обогатить речевой запас через использования стихотворений с движениями;

2. Формировать монологическую речь через умение составлять творческие рассказы по описанию игрушек, предметных и сюжетных картинок;

3. Вызывать у детей коммуникативную потребность и стремление к общению друг с другом через хороводные игры, инсценирование сказок, выступление с проектами.

Определение социально-коммуникативной компетентности включает в себя два понятия – социальная компетентность и коммуникативная компетентность.

Социальная компетентность – означает способность соотносить свои устремления с интересами других людей, продуктивно взаимодействовать с членами группы, решающей общую задачу, и позволяет
использовать ресурсы других людей для решения задач.

Коммуникативная компетентность – означает готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей и позволяет использовать ресурс коммуникации для
решения задач.

Объединение социальной и коммуникативной компетентностей в работе с дошкольниками, на наш взгляд, оправдано,
т. к. благодаря этим компетентностям у детей налаживаются контакты с разными людьми, устанавливается взаимодействие с ними, ребёнок находит своё «я» в обществе людей и учится видеть, использовать и уважать
возможности других.

Социально-коммуникативная компетентность подразумевает развитие следующих умений:  

  • умение понимать эмоциональное состояние сверстника, взрослого (весёлый, грустный, рассерженный, упрямый) и рассказать о нём;  
  • умение получать необходимую информацию в общении;
    умение выслушать другого человека, с уважением относиться к его мнению, интересам;
    умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками;
  • умение спокойно отстаивать своё мнение;
  • умение соотносить свои желания, стремления с интересами других людей;
    умение принимать участие в коллективных делах (договориться, уступать)
  • умение уважительно относиться к окружающим людям; 
  • умение принимать и оказывать помощь;
  • умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.

Проблема социально-коммуникативного развития ребёнка, приобщения его к социальному миру остаётся
одной из ведущих в процессе формирования личности.

Данный факт находит отражение в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования, который ориентирует на адаптацию личности к жизни в обществе, ставит задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру. По словам А.В. Запорожца, обучение дошкольников должно проходить в рамках «детских видов деятельности». 

Таким видом деятельности является игра, как отражение социального способа взаимоотношения с другими людьми. Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения. Включение игры в ход занятия, режим дня, дело непростое.

Существуют противоречия между учебной и игровой деятельностью, с которыми обязательно сталкиваются педагоги при внедрении игровых методов обучения в канву занятия.

Повысить воспитательный потенциал занятия помогла социо-игровая технология. Социо-игровая технология ориентирует воспитателя на поиск способов такого общения с детьми, при котором принуждение уступает место увлеченности. Любую детскую игру следует осуществлять в
атмосфере взаимопонимания, договоренности о «праве» на ошибку и «обязанностях» слышать и видеть окружающих. Педагог должен помнить, что взрослый и ребенок имеют одинаковое право на ошибку.
Социо-игровая технология помогает развивать у детей элементарный  самоконтроль и саморегуляцию  своих действий, взаимоотношения с
окружающими, индивидуальность и сообразительность, формировать у детей навык слаженной работы.  

Современные дети стали меньше играть, а значить и общаться
Проблема заключается, прежде всего, в интеллектуальной загруженности детей.  Моя задача как педагога – помочь детям через социо-игровые технологии гармонично взаимодействовать со сверстниками и
другими людьми.

С целью безболезненной адаптации младших дошкольников к детскому саду, предупреждению проблем в группе, начиная с младшего возраста,  введены традиции.

1. Каждое утро воспитатель встречает ребёнка в приёмной группы, словами «Доброе утро», в группе спокойная детская музыка. 

2. С долго отсутствующим ребёнком в детском саду дети общаются в телефонном режиме. Ребёнка прибывшего после
болезни встречают аплодисментами, ему в этот день предоставляется особое внимание, право быть первым на зарядке и т.д.

3. «День рождения» детей. Цель: развивать способность к сопереживанию радостных событий, вызывать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе.

4. Занятия своим делом за общим столом. Цель: создание дружелюбной атмосферы в группе.

5. Обсуждение, мысленное возвращение к прошедшим за день событиям и слушание рассказа воспитателя о том, как положительно
отличился каждый из них.
Цель: отметить, как положительно отличился каждый ребенок, подчеркнуть значимость каждого ребенка.

6. Регулярные подарки мамам, изготовленные своими руками.
Цель: осознание ребенком значимости мамы для группы, семьи и лично ребёнка.

7. Уважение к личной собственности каждого ребенка. Все, что принесено из дома и не угрожает жизни и здоровью других детей, ребёнок может предложить другим детям или организовать совместную игру.
Цель: формирование образа «Я», воспитание уважения к личной собственности и собственности других людей.

8. Общее приветствие всех детей группы, участие детей в планировании собственной деятельности и жизнедеятельности
группы.
Цель: установление в группе благоприятного микроклимата, развитие функции планирования, становление позиции
субъекта деятельности.

Именно в условиях социо – игрового стиля возможно обучение детей умению слышать и слушать, договариваться, выдерживать условия договора, подчиняться правилу игры, общему решению, что и формирует у детей произвольность поведении. Все это позволяет говорить о необходимости выстраивания специально организованной работы по формированию
коммуникативных навыков и развитию социальных умений общения. Активное использование социо-игровых технологий в образовательном процессе является уникальным инструментом для поддержки позитивной социализации и индивидуализации развития детей дошкольного возраста.

При использовании социо-игровой технологии с детьми младшего дошкольного возраста, стараюсь создать условия для развития приятельских отношений между детьми, для формирования состояния ровесничества, для полноценного игрового взаимодействия детей, освоения различных социальных ролей; помочь детям научиться эффективно общаться; сделать образовательный процесс более увлекательным для детей; способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества.

При внедрении социо-игровых технологий следует придерживаться следующих правил.

  • Используется работа малыми группами или как их еще назыаают «группы ровесников». Оптимальным для продуктивного общения и развития являются объединения малыми группами в младшем возрасте в пары и тройки, в старшем по 4-5 детей. Деятельность дошкольников в малых группах – самый естественный путь к возникновению у
    них сотрудничества, коммуникативности, взаимопонимания.
  • Смена лидерства. Работа в малых группах предполагает коллективную деятельность, а мнение всей группы выражает один человек, лидер. Причем лидера дети выбирают сами и он должен постоянно меняться.
    Обучение сочетается с двигательной активностью и сменой мизансцен, что способствует снятию эмоционального напряжения.
  • Смена темпа и ритма. Менять темп и ритм помогает ограничение по времени. У детей возникает понимание, что каждое задание имеет свое начало и конец и требует определенной сосредоточенности.
  • Социо-игровая методика предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Обучение происходит в игровой форме. Для этого можно использовать различные игры, развивающие внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом.

Ребенку вместе со своими ровесниками добывать знания более интересно, он более мотивирован. В итоге все дети открывают для себя новые знания, только кто-то больше, а кто-то меньше.

На занятиях по рисованию, аппликации, конструированию дети с интересом работают в парах, группах. Легче доверяют собственным силам, более уверены, легко принимают решения, самостоятельно могут
легко организовывать хороводные игры, проявляют интерес к театральной деятельности.
Развитие коммуникативной компетенции у дошкольников через социо
– игровые подходы связано с умением оптимально обеспечить переход
с одного вида деятельности детей на другой, изменить предмет, мотив,
средства, способы, но при этом сохранить цель общения.

В организации образовательного процесса не навязываю детям свои представления на занятиях, а стремлюсь создать
условия для высказывания детьми своих представлений. Учу удивляться, озадачивать своих воспитанников. Сменила свою позицию всезнающего, всеведущего судьи, а чаще играю в «Незнайку». Даю возможность задуматься, поспорить, доказать. Малейший успех в работе всегда обсуждается, дети любят аплодировать сверстникам.

Таким образом, активное использование социо-игровых технологий позволило эффективно решать задачи социально-коммуникативного развития детей: выявить приёмы для развития коммуникативных навыков у
дошкольников способствовало накоплению опыта группового общения, взаимодействия, сотрудничества, развитию познавательной и эмоционально-личностной активности детей. Дети стали активны, проявляют интерес к окружающему. Полученные результаты позволяют говорить о необходимости использования социо-игровых технологий в практике работы педагогов ДОО.

Методическая литература

  1. Шулешко Е. Е. Понимание грамотности. Книга 1, Книга 2 / Под редакцией А. С. Русакова; СПб: Образовательные проекты, Образовательный центр «Участие», Агентство образовательного сотрудничества, 2011.
  2. Букатов В.М. Шишел – мышел, взял да вышел. Настольная книга воспитателя по социо-игровым технологиям в
    старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями, неожиданными подсказками и
    невыдуманными историями. – СПб.: Образовательные проекты, М.: НИИ школьных технологий, 2008.
  3. Арушанова А. Г. Развитие диалогического общения: Речь и речевое общение детей: Методическое пособие для
    воспитателей. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
    6. Е. Е. Шулешко, А. П. Ершова, В.М. Букатов. Социо – игровые подходы к педагогике (Красноярский краевой институт
    усовершенствования учителей.) – Красноярск, 1990.
  4. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений / Л. В. Чернецкая. — Ростов н/Д.: Феникс, 2005. — 256 с.: ил. — (Школа развития).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Актуальные вопросы связанные с нарушениями связной речи у дошкольников со стертой дизартрией в контексте ФГОС

\Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения детьми связной речью. Адекватное восприя­тие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы н...

Мастер-класс для педагогов «Укрепление партнерства ДОУ и семьи через социоигровые технологии»

Цель: демонстрация системы педагогической деятельности по взаимодействию с родителями дошкольников, повышение профессионального мастерства участников мастер – класса. Задачи: 1.Познакомить участнико...

МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «УКРЕПЛЕНИЕ ПАРТНЕРСТВА ДОУ И СЕМЬИ ЧЕРЕЗ СОЦИОИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов в процессе ознакомления с опытом работы по применению социоигровой технологии во взаимодействии с родителями дошкольников.Задачи:1.Познакомить уч...

Методическое объединения для педагогов ДОО "Современные образовательные технологии в контексте ФГОС дошкольного образования"

В январе 2020 года  было проведено методическое объединение в форме презентации для педагогов МБДОУ детский сад №7 "Ягодка"на тему "Современные образовательные технологии в ко...

«Путешествие по сказочным лабиринтам игры. Новые образовательные технологии в контексте ФГОС»

В связи с тем, что в настоящее время интенсивно развиваются образовательные технологии и появилось много направлений в выборе способов решения задач, обозначенных в федеральном государственном образов...