Формирование социально-личностых качеств дошкольников средствами социоигровой технологии
методическая разработка на тему

Тренина Татьяна Викторовна

Матриал для проведения консультации для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_sotsiotehnologii.docx28.42 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социально-личностых качеств дошкольников средствами социоигровой технологии

Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться, а также уметь сотрудничать со сверстниками, что является необходимым условием подготовки ребенка к школьному обучению. Наблюдая за детьми, можно заметить, что им сложно найти нужное взаимодействие при решении поставленной задачи. Зачастую дети достигают цели посредством соперничества, а не сотрудничества, затрудняются планировать совместные действия, договариваться, обсуждать, дискутировать.

 Решить данную проблему  помогают современные педагогические технологии. Данные технологии позволяют построить систему воспитания таким образом, чтобы обеспечить каждому ребенку собственную траекторию познания и развития, позволяют ребёнку приобрести социально-коммуникативные навыки совместной деятельности, развить групповую сплоченность и помогают ребенку осознать себя, свое место в группе.

Для воспитания сегодня как никогда актуально «лучшее правило политики – не слишком управлять…» — т. е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Придерживаться данного утверждения  помогает современная педагогическая технология «Социоигровая педагогика».

На сегодняшний день много говориться о том, что воспитатель должен опираться на личностно-ориентированную модель общения с детьми. Решить данную задачу помогает использование социоигровой технологии. Можно провести прямую зависимость между социоигровым стилем и личностно–ориентированной моделью общения на занятиях с использованием приемов работы в малых группах: дети и слушают, и делают, и говорят. Именно эти три компонента являются главными составными собственной деятельности детей. Благодаря этому ребёнок сам формирует систему представлений об окружающем мире. Таким образом, он учится сам, а все условия для этого ему создаёт воспитатель - это и есть главная задача педагога!

Социоигровые технологии ориентируют педагогов на поиск способов такого общения с детьми, при котором утомительная принудиловка уступает место увлечённости. Социоигровые подходы основываются на формировании и использовании детьми и педагогами умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, умения следить за ходом общего разговора и дела, умения оказывать друг другу помощь и принимать её, когда это нужно; а т. к. работа идёт в малых группах, дети учатся общаться между собой.

Подобное происходит, когда на занятиях соблюдаются два условия:

--- используется работа малыми группами,

--- обучение детей сочетается с их двигательной активностью.

Соединение этих двух условий уже создаёт социоигровую атмосферу на занятии. Некоторые осторожные воспитатели предусмотрительно опасаются тех ситуаций, когда то или иное игровое задание неожиданно превращает занятие в «беззаботную развлекаловку».

Сохранять и поддерживать деловую направленность увлечённости детей помогают премудрости театральной режиссуры:

--- смена темпа и ритма,

--- смена лидерства,

--- смена мизансцен, т.е. обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках своей группы, приёмной, музыкального зала.

Изменяя мизансцены, мы неизбежно в той или иной мере меняем ситуации. Смена ролей связана с переключением внимания. Чем чаще дети во время занятия меняют мизансцены, места, позы, тем активнее и работоспособнее их нервная деятельность. В этом случае игровая атмосфера перестает мешать деловой напряженности и их гармоничное сочетание является залогом эффективного обучения. Но иногда в совместной организованной деятельности создаются очень напряженные моменты из-за нежелательного поведения некоторых детей, у которых имеются какие-то отклонения в социальном развитии, что является результатом неправильного поведения окружающих взрослых. Они просто не понимают, что их поведение создает в жизни ребенка ситуации, с которыми он не может справиться, поэтому его поведение начинает носить асоциальный характер. Чтобы исправить эту ситуацию, нужно включить ребенка в игру со сверстниками и проконтролировать соблюдение его естественных прав всеми участниками игры.

В своей работе с возникновением микрогрупп мы сталкиваемся на каждом шагу. В повседневной жизни, в играх дети естественным образом делятся на микрогруппы по 3-4 человека. Дети связаны совместными играми, знаниями, общим опытом жизни и тайнами – всё это плодотворная почва для того, чтобы передавать друг другу знания, помогать приятелю, поддерживать его.

В малых группах происходит не только личностное, но и деловое общение, которое даёт возможность детям развиваться во всех отношениях. Совместная деятельность позволяет каждому ребёнку утвердиться в своих возможностях и способностях, сравнивая себя с другими.

Видеть микрогруппы, изучать и поддерживать внутригрупповые отношения, допускать, чтобы члены микрогруппы сидели вместе, находили вместе ответы на вопросы, обсуждали решение задачи – важнейшее дело педагога.

Объединение детей в малые группы может основываться как на спонтанных объединениях детей, так и на использовании специальных приёмов. Выбор способа объединения зависит от умения детей общаться и договариваться друг с другом; от уровня сформированности произвольности поведения; содержания занятия; количества детей и малых групп.

При объединении в малые группы дети могут стоять, сидеть на стульчиках, на ковре по кругу или беспорядочно. Воспитатель может преподнести необходимый материал на подносе, в коробке, мешочке, сундучке или разложить его на столе, на полу. Объединение в малые группы может основываться как на спонтанных объединениях детей, так и на использовании специальных приёмов.

«ВАРИАНТЫ ОБЪЕДИНЕНИЯ ДЕТЕЙ В МАЛЫЕ ГРУППЫ»

• Объединение детей по их желанию, сходству, жизненным ситуациям (предложить назвать примеры)

• Объединение детей по слову, движению, действию. Опора на расчет детей по порядку (перечислить, несколько проиграть)

• Объединение детей по разрезному материалу (аналогично)

• Объединение детей по отдельным предметам, объединённым одним названием (признаком).

• Объединение детей путём образования пар, троек, четвёрок, шестёрок.

Примеры игр:

«Найди друзей». Дети получают карточки, разные по форме и содержанию. Задача – собраться в группы. После того, как дети соберутся в группы, они должны назвать признак, по которому объединились.

«Солдаты». Детям объявляется, что они солдаты. Им раздают секретные карточки. У кого-то из детей на карточках изображены слоговые схемы – они – «генералы». У остальных детей карточки с изображением предметов, названия которых подходят к схемам. Главная цель – каждому «генералу» найти своих солдат, т.е. собраться в команды.

«Научи меня» Все дети делятся на две команды (с помощью фишек). Каждая группа выстраивается в круг лицами друг к другу. Ведущий предлагает каждому по очереди в своей группе выступить в роли «учителя танцев или физкультуры». «Учитель» должен показать какое-то упражнение или движение, а затем организовать четкое, дружное выполнение упражнений по сигналу.

«Найди свое место». В начале игры детям необходимо как следует «перемешаться». Для этого все дети начинают хаотичные движения по небольшому пространству, очерченному ведущим. Затем по сигналу все останавливаются и закрывают глаза. Затем детям предлагается с закрытыми глазами найти себе пару.

- Как вы думаете, с какого возраста может начинаться работа малыми группами?

Работа малыми группами может начинаться в средней группе парами, но даже и в этой группе эпизодически нужно организовывать работу в тройках, а в старшей и подготовительной и тем более. Работу тройками организовывается чаще, чем работа в парах. В социоигровой педагогике есть правило, что эти тройки или пары не должны оставаться одними и теми же, в течение одного занятия они могут меняться.

Рассадку детей подгруппами можно и нужно сохранять на всех занятиях, требующих пребывания за столами. Иногда команды работают как единое целое, а иногда и каждый в команде – самостоятельно.

Педагогическое мастерство в социоигровой педагогике включает в себя мастерство создания игр и режиссирование игровых ситуаций.

Пример проведения занятия с использованием социоигровой технологии:

Предметное рисование или лепка с натуры на тему «Фрукты»

Запуск занятия:

-Хотите узнать, что мы будем лепить? А как хотите, чтобы я просто сказала или с сюрпризом? Для этого нужно объединиться в 4 компании…

• Проиграть вариант объединения в малые группы «Попробуй фрукт, угадай и покажи »

• Задание для малых групп «Разложить фрукты на блюде»

При выполнении игровых заданий и упражнений необходимо соблюдать главное условие: не использовать оценку «лучший», «правильный» ответ или способ действия, а выбор вариантов ответов, действий признаётся равноправным.

КАК ИНДИВИДУАЛЬНУЮ ФОРМУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЖНО ТРАНСФОРМИРОВАТЬ В УВЛЕКАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ С НАПАРНИКОМ?

• Вариант совместной творческой работы «Сюжетный рисунок вдвоём», «Собери картинку вдвоем», «Подбери пары», «Придумай сказку», «Составь узор из фигур» и т.п.

• Вариант подведения итогов «Кого хочешь - выбирай! »

Детские рисунки, поделки располагаются на ковре, дети ходят по кругу. Правило - в центр не входить. Если понравилась работа - положить рядом цветок, квадратик, звёздочку. В конце спросить детей: «Почему у Насти и Маши много звёздочек? ». А можно и не спрашивать!

Существует множество разнообразных игр, которые учат ребенка взаимодействовать между собой.

Игра «Художник»

Цель: Развитие коммуникативных способностей, наблюдательности, памяти.

Описание игры: Из группы детей выбираются два ребёнка. Остальные – зрители. Один из выбранных – «художник», другой – «заказчик» своего портрета. «Художник» внимательно смотрит на своего «заказчика» (1-2 минуты), затем отворачивается и по памяти описывает его внешность. Примечание: если «художник» медлит, то лучше задать ему наводящие вопросы. Запрещается высказывание обидных замечаний по поводу каких-либо физических недостатков детей. Педагог помогает ребёнку фиксировать внимание на внешних достоинствах детей.

Игра «Тень»

Цель: Развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей, внутренней свободы и раскованности.

Описание игры: Звучит фонограмма спокойной музыки. Дети по желанию выбирают себе пару. Один из пары – «путник», другой – «тень». Тень» старается точно скопировать движения «путника».

«Картинка»

Цель: Научить ребёнка выступать в двух ролях – приглашенного и приглашающего, учить выбору партнёра по симпатии, умению выражать в рисунке образ своего персонажа.

Описание игры: Договариваемся с детьми о том, что будем рисовать картину, например пейзаж, и каждый задумывает персонаж для картины. Выбирается ведущий, который и начинает игру: «Я – солнышко, хочу взять в картину тебя (берёт того, кто нравится). Скажи, кто ты?» Ребёнок отвечает, например: «Я облачко». Далее они берутся за руки и ребёнок – «облачко» приглашает другого в пейзаж, и так до тех пор, пока все дети не войдут в картину.

«Здравствуй друг»

Ход игры.

   Воспитатель предлагает детям найти себе пару и построить внутренний и внешний круг, каждая пара держится за руки. Со словами: «Здравствуй друг, как я рад хорошо, что ты пришел» дети стоят на месте и здороваются со своею парою. По окончанию четверостишия внутренний круг стоит на месте, а внешний по часовой стрелке делает шаг в сторону и меняет себе партнера. Так ребёнок должен поздороваться со всеми ребятами, которые стоят во внутреннем круге. 

«Глаза»

Цель: Учим контролировать движения и работать по инструкции.

В качестве образцов воспитатель использует изображения из геометрических фигур. Перед началом игры вместе с детьми анализирует эти изображения, распределяет детей на пары: у одного глаза завязаны, у другого – нет (он – «глаза» своей пары). Далее ребёнок с завязанными глазами рисует на бумаге, слушая команды «глаз»: «вправо, влево, вверх, вниз, влево…» (команды даются с опорой на образец). Затем дети меняются ролями, игра повторяется.

«Поводырь»

Цель:  Воспитываем доверие друг к другу, чувство ответственности за другого.

В группе разложены и расставлены предметы – препятствия (стулья, кубики, обручи и т.д.). Дети распределяются по парам: ведущий – ведомый. Ведомый повязывает на глаза повязку, ведущий ведёт его, рассказывая, как двигаться, например: «переступи через кубик», «здесь стул. Обойди его». Затем дети меняются ролями.

«Моё начало – твой конец»

Цель: Учим использовать такой приём активного слушания, как развитие мыслей собеседника.

Дети делятся на две команды:  одна – придумывает начало истории про игрушку (собачка, мишка) по цепочке, другая – её продолжение (также по цепочке).

«Магазин игрушек»

Цель: Учим перерабатывать информацию. Развиваем умение понимать друг друга, вникать в суть получаемой информации.

Дети делятся на две группы - «покупатели» и «игрушки». Последние загадывают, какой игрушкой каждый из них будет, и принимают позы, характерные для них. Покупатели подходят к ним и спрашивают: что это за игрушки? Каждая игрушка, услышав вопрос, начинает двигаться, совершая характерные для неё действия. Покупатель должен догадаться, какую игрушку ему показывают. Недогадавшийся уходит без покупки.

Плюсы социоигровых технологий:

  • Педагог является равноправным партнером;
  • Разрушается барьер между педагогом и ребенком;
  • Дети ориентированы на сверстников, а значит, не являются покорными исполнителями указаний педагога;
  • Дети самостоятельны и инициативны;
  • Дети сами устанавливают  правила игры;
  • Дети обсуждают проблему, находят пути ее решения;
  • Дети  договариваются, общаются (выполняют роль и говорящих и роль слушающих);
  • Общение детей происходит внутри микрогруппы и между микрогруппами;
  • Дети  помогают друг другу, а также контролируют друг друга;
  • Социоигровой стиль  учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.

Таким образом, социоигровая педагогика является важнейшей и неотъемлемой частью дошкольной педагогики и имеет большое значение в формировании социально-личностных качеств у старших дошкольников в процессе совместной организованной деятельности в дошкольных учреждениях.

1. Букатов В. М. «Шишел-мышел, взял да вышел», (НИИ Ш. Т. - 2008г.)

2. Федорова М. А. «Организация жизни, воспитания и обучения детей в малых группах».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных качеств дошкольников средствами музыки

Данные материал позволяет определить значение и роль музыки в жизни, воспитании, созданиии ценностных категорий дошкольников, позволяет определить взаимосвязь воспитания моральных качест  в стано...

Статья «Формирование личностных качеств дошкольников средствами художественной литературы»

В статье показано влияние художественной литературы на развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста....

Мастер-класс для педагогов «Формирование социально-коммуникативной компетентности дошкольников средствами ИКТ-технологий"

При формировании социально-коммуникативной компетентности дошкольников педагог ДОУ может использовать в своей практике различные педагогические технологии – игровую, обучение в сотрудничестве, техноло...

Формирование социально - нравственных качеств дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры

        Нравственное воспитание дошкольников – одна из основных задач дошкольного образования. Именно в дошкольном возрасте ребёнок наиболее полно, всей душой восприни...

Развитие социально-коммуникативной компетенции у дошкольников через социоигровые технологии в контексте ФГОС ДОО

Статья об использовании социоигровых технологий в развитии коммуникативных умений детей дошкольного воэраста....

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАНЦЫ И ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАНЦЫ И ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ...


 

Комментарии

ЕНЯКИНА МАРГАРИТА НИКОЛАЕВНА

СПАСИБО ЗА КОНСУЛЬТАЦИЮ