Формирование нравственных качеств дошкольников средствами музыки
учебно-методический материал по теме

Бурдина Анастасия Викторовна

Данные материал позволяет определить значение и роль музыки в жизни, воспитании, созданиии ценностных категорий дошкольников, позволяет определить взаимосвязь воспитания моральных качест  в становлении  и развитии полноценной личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo.docx34.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема: Формирование нравственных качеств дошкольников средствами музыки

         Для мыслящих людей разных эпох  было очевидным, что качество жизни народа зависит от его нравственности. Поэтому проблема нравственного воспитания в детском саду на современном этапе жизни общества приобретает особую актуальность.

       Когда мы говорим о нравственном воспитании дошкольников, мы исходим, прежде всего, из потребности сформировать у ребёнка ценностные ориентиры его жизнедеятельности.

      Нравственное воспитание- это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Оно основано на принципах равноценности личностей педагога и ребёнка, гуманизме, содержании и средств воспитания, доверии и уважении в процессе воспитания, создании позитивной эмоциональной атмосферы, творческого взаимодействия педагога и ребёнка.

      Нравственное воспитание включает в себя следующие задачи: воспитание гуманных чувств и отношений; формирование начал патриотизма; представлений , нравственных чувств, привычек и норм поведения. 

      Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств. И чем прочнее сформированы эти качества, чем меньше отклонений от принятых в обществе моральных устоев наблюдается у дошкольника, тем выше оценка его нравственности со стороны окружающих.

      Дошкольный возраст является периодом открытости к различным социально-нравственным, духовным и педагогическим воздействиям и готовности их принятию, именно на данном этапе наиболее ярко и интенсивно развиваются нравственные качества ребенка.

      Музыка является одним из богатейших и действенных средств нравственного воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека. 

         Музыка как часть культуры является способом самовыражения, способ познания и понимания окружающего мира, универсальным способом жизнедеятельности. Любое значимое событие в жизни человека не проходит без сопровождения музыки .Музыка является тем фоном , который сопровождает развитие  и становление личности человека, что позволяет использовать её в социальном и коммуникативном развитии детей.

       Взаимодействие ребёнка с музыкой  происходит  в особом виде деятельности – музыкально-художественной, где ребёнок может слушать музыку, исполнять её доступными ему средствами, осуществлять первые попытки музыкальных импровизаций.

         Музыкальные образы пробуждают чувства ребёнка, способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, которое отражено в песнях.    Танец через его ритмичные движения позволяет передавать то или иное чувство переживания.

    Разнообразные виды музыкальной деятельности оказывают неоценимое воздействие на поведенческие реакции ребенка.

    Правильный подбор музыкального и песенного материала способствует воспитанию у детей чувств патриотизма, интернационализма, расширяет их кругозор.

     Исполнительство и детское музыкальное творчество , помогают детям понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуя, таким образом, формированию их мировоззрения, оказывает на детей организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы.

      Наиболее действенным способом    формирования ценностных ориентиров,   развития творческого потенциала ребёнка ,  его познавательной активности  становится  интеграция таких областей как  « Музыка», « Социализация», « Коммуникация    « Социализация» - процесс  и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта в общении и деятельности, основными задачами которого являются развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений между сверстниками и взрослыми; формирование первичных представлений об окружающем мире.

    Любая информация ,полученная ребёнком в ходе музыкальной деятельности (прослушивания музыки,  сюжетно-ролевых , музыкальных игр)  формирует некоторые представления  у ребёнка о том или ином предмете и об отношении к нему, развивает и обогащает представления об эмоциональном состоянии, чувствах и способах их выражения.

     Говоря об интеграции ОО «Социализация» и ОО «Музыка»  мы подразумеваем процесс понимания  эмоций и чувств для полноценного восприятия музыки .

      Это развитие и обогащение представлений о средствах музыкальной выразительности, развитие понимания музыки и элементарного анализа в процессе слушания музыкальных произведений, бесед элементарного музыковедческого содержания, продуктивной деятельности

    Такой процесс формирует музыкальный вкус, умение понимать музыку, соучаствовать и сопереживать, обогащает музыкальный опыт ребёнка, способствует развитию и пониманию эмоций и чувств  для полноценного восприятия музыки.

     Известно, что восприятие музыки развивается в процессе слушания музыки, которое развивает эмоциональную отзывчивость, адекватный отклик на радость и печаль, формирует представления о нравственных чувствах и нравственных действиях, развивает и побуждает к взаимодействию в других видах деятельности.

     Надо отметить , что выделение ОО «Социализации» в отдельную образовательную область достаточно условно так как всё содержание программы пронизано разнообразными социализирующими аспектами. Большое значение здесь занимают сюжетно-ролевые , театрализованные игры, как средство развития личностных качеств, творческих способностей детей, как способ освоения ребёнком социальных ролей.

     «Коммуникация» - это общение с целью передачи определённой информации: передачу социально- исторического опыта, способов познавательной деятельности, обогащение формами взаимодействия, обмен мыслями, переживаниями, побуждение собеседника к действиям для достижения определённого результата.

     Коммуникация –это не только речевое общение, но и конструктивные способы взаимодействия.

     Интеграция ОО « Коммуникация» и « Музыка»- это развитие общения по поводу прослушанной музыки, обсуждение особенностей выразительного исполнения песен и танцев, развитие обогащение умения использовать музыку для передачи собственного настроения, организации самостоятельного исполнения , общение в процессе распределения ролей в музыкальных играх.

 В связи с этим занятия могут носить коммуникативную направленность.

Основными формами взаимодействия  с целью развития коммуникативных умений становятся образовательные ситуации и ситуации общения. Ситуации общения – это беседы, обсуждения.

Образовательные ситуации направлены на организацию знакомства с новыми явлениями, с новыми словами, активизация уже освоенных речевых форм в процессе общения. Образовательные ситуации могут практическими ( рассматривание картины, прослушивание произведения) и игровыми ( потанцуем с куклой, покачаем мишку), т.е. слушание музыкального произведения сопровождается присутствием игрового персонажа или сопровождается выполнением игровых действий.

     Этому способствует использование различные формы игр (театрализованных , сюжетно-ролевых игр, игр–драматизаций) т.к. коммуникативная деятельность  это именно взаимодействие: оно осуществляется между участниками, при этом каждый является носителем активности  и предполагает её в своих партнёрах.

    Здесь надо отметить как тесно переплетаются педагогические задачи образовательных областей : создаётся ситуация, стимулирующая эмоциональный отклик на проживаемое детьми событие ( С) и формирование умений взаимодействовать в этой ситуации ( К );  развитие качеств ребёнка, составляющий его социальный портрет ( М).

       Для становления творчески и нравственно развитой личности  необходимо создавать условия музыкально-образовательной среды, как социокультурного пространства, направленные на развитие и воспитание детей, нравственного становления личности.

      Для этого ,используя метод интеграции видов музыкально-художественной , продуктивной, коммуникативной деятельности, разработаны интегрированные, тематические занятия содержание, которых наполнено нравственными категориями и ценностями.

     Занятия представлены следующими темами: “В гостях у Феи Красоты”, “Поделись улыбкой своей”, “День победы”, “Путешествие в страну добрых дел”,  “Самая хорошая мамочка моя” , “Там, где дружат – живут, не тужат”,  “На заставе богатырской”, “Край рябиновый” и др.

     Каждая тема предполагает обращение к литературному и зрительному ряду, играм, а также многократные упражнения в положительных поступках.

       Тематика интегрированных занятий выстроена с учетом развития нравственных ценностей и формируемых нравственные качества  дошкольника

       В интегрированные занятия  включаются музыкальные произведения  русского фольклора,( близкого и доступного детскому пониманию, через детскую классику в музыкальной литературе,)  инструментального и симфонического творчества  русских композиторов; народные и авторские сказки, малые жанры фольклора, познавательные рассказы из круга детского чтения; различные виды художественной деятельности: рисования, аппликации, лепки .

Тематические музыкальные занятия позволяют на содержательном музыкальном материале дать детям представления о нормах и правилах поведения, сформировать эмоционально-мотивационные ценности и культуру чувств  дошкольников..

Здесь активную роль играют музыкальные игры с элементами театрализации.

      Музыкально-театральные игры формируют у детей механизмы управления своим поведением, способствуют развитию эмоционального мира личности ребенка. В ней реализуется потребность, фантазировать, воображать себя в мнимой ситуации, создавать, некую новую реальность, преображавшую ту с которой ребенок сталкивается каждодневно.      

    Личной заинтересованности способствует игровая позиция, присущая детям: помочь сказочному персонажу , иногда просто разрешить его затруднения, а иногда — проявить заботу, нежность. В данных моментах успешно используются игрушки кукольного театра.

     Дети ( на примере игрушки) разрешать проблемную ситуацию, учатся оценивать добро и зло, делать первые шаги в сторону ценностного освоения мира.

    Музыкальным материалом для такой работы мы используем детские пьесы композиторов классиков (“Детский альбом” П. Чайковского, “Детская музыка” С. Прокофьева, “Детский уголок” К. Дебюсси, пьесы для детей  Д. Кабалевского).

      Наиболее распространённые в работе стали игры- инсценировки, игры- образы, игры- настроения, где традиционно предложенный программный репертуар заменяется идентичным по эмоциональному восприятию (  « Смелый наездник» Шумана – «Токката» Кабалевского, «Шествие гномов» Грига –« Норвежский танец»).

      Такие игры ,включающие музыкально-игровые образы, выделяют доминантную эмоцию в прослушанном произведение и позволяют ребёнку развивать способность к самовыражению через выбранный им вид  интерпретации музыкального образа : эмоционально- двигательный , танцевальный , театрально-игровой.

        Немалое значение имеет фоновая музыка, которая по нашему мнению вызывает способность испытывать эмоции и чувства, возникающие в процессе ее восприятия, оказывает влияние на совершенствование эмоциональной отзывчивости детей в реальной жизни. Для этого используются  хорошо известные  и популярные произведения классической музыки ( «Времена года» Чайковского, « Лунная соната» Бетховена, вальсы Штрауса и проч.)

        Основная цель данной работы в организации доброжелательного климата взаимоотношений детей в поле их жизнедеятельности

    * Разнообразные виды праздников и развлечений, в том числе и с участием родителей и педагогов, обладают нравственной направленностью ( «День рожденья леса», « Букет для мамы», « Осенний калейдоскоп»  и т.д.)

     Тематика многих  праздников  и развлечений имеет фольклорную направленность, что само по себе способствует развитию ценностных ориентаций, таких как любовь и уважение к ближнему, любовь к Родине и т.д. –это « Улица широкая», «Осенняя ярмарка», «Рождественские сказки», « Праздник русского платка и валенка»,« Крещенские гаданья», « Свет очей моих, Ладушка», « Жаворонки», « В гости к берёзкам».

     Во время праздников и развлечений стараемся создавать у ребенка радостное настроение, эмоциональный подъем и формировать праздничную культуру (знание традиций праздника, особенностей организации праздничного действа, правил приглашения гостей и гостевого этикета).

     Подготовка к празднику и развлечению всегда вызывает у детей интерес, на основе которого формируется единение детей и взрослых, способствует удовлетворению их желания участвовать в играх, танцах, инсценировках, в оформлении зала, группы и других помещений детского сада.

    *  Праздники и развлечения развивают у детей способность чувствовать эмоциональное состояние окружающих, быть благодарными, заботливыми, внимательными к родителям, близким людям, взрослым и сверстникам. 

   *   В результате ,  в интересной для ребенка игровой форме – без назидания и морализирования дети учатся делать добро, любить своих товарищей, совместно с ними преодолевать трудности, быть самостоятельным, активным, проявляющим инициативу в музыкальной деятельности; эмоционально отзывчивым на состояние других детей, красоту окружающего мира .

        Результатами работы явились позитивные сдвиги в поведении детей, в том числе осознании своих поступков, развитии самооценки. В ходе обучения дети приобретают устойчивые представления о морально-этических нормах поведения, учатся относить свои поступки к хорошим или плохим, усваивать оценки поступков, которые дают взрослые или другие дети, и сами начинают правильно оценивать их и правильно поступать, развивают стремление быть лучше.

      ** Необходимо отметить что, для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им.

      У ребёнка должны появляться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно ,чтобы возникли мотивы для приобретения нравственного качества, затем получают развитие чувства и отношения, вырабатываются привычки и навыки, которые формируют модель поведения.

Таким образом, вырисовывается механизм нравственного воспитания:

знания и представления + мотивы +чувства и отношения + навыки и привычки +

поступки и поведение  = нравственное качество

     Понятно, что опираться на понимание, осознание важности формирования того или другого качества личности у ребенка  дошкольного возраста нельзя. Надо изменить последовательность и начинать не с сообщения знаний, а с формирования эмоциональной базы, практики поведения. Это послужит благоприятной основой для последующего усвоения знаний.

     Рассматривая механизм нравственного воспитания нужно отметить что чувства и отношения – это как раз развивает музыка, поэтому в работе с дошкольниками в данном направлении необходимо рассматривать музыкальное воспитание в полном,  широком смысле

. В таком понимании это воспитание Человека. И с утверждением цитируем В.А. Сухомлинского, “Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего человека”.

  Итак : Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. И надо отметить, что музыка должна становится одной из составляющих  в фундаменте формирования механизма нравственного воспитания.

И в завершении хочется процитировать  Ш.А. Амонашвили « В душу и сердце должны быть поселены светлые образцы, мысли и мечтания – чувство прекрасного, стремление к самопознанию и саморазвитию; ответственность з свои мысли; устремления к благу; мужество и бесстрашие, чувство заботы и сострадания ,радости и восхищения, сознание жизни, смерти и бессмертия»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность, как средство формирования нравственных качеств дошкольников

какие сказки используют при театрализации, для формирования нравственных качест дошкольника....

Выступление на педагогическом совете: Опыт работы по творческой теме «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»

Опыт работы по творческой теме: «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»...

Педагогический проект на тему «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»

Педагогический проект на тему: «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»...

Методическое пособие: «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»

Методическое пособие: «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»...

Мастер - класс на тему "Развитие духовно - нравственных качеств дошкольника средствами фольклора"

Русский народный фольклор отличается уникальной самобытностью и многообразием. В простых и мудрых выражениях народного творчества собраны мысли о справедливости, отношениях к работе и людям, о героизм...

Формирование социально - нравственных качеств дошкольников средствами сюжетно-ролевой игры

        Нравственное воспитание дошкольников – одна из основных задач дошкольного образования. Именно в дошкольном возрасте ребёнок наиболее полно, всей душой восприни...