Методическое пособие: «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»
методическая разработка по теме

Ксения Анатольевна Прокопцова

Методическое пособие: «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Методическое пособие:

«Коллективное изобразительное творчество,

как средство формирования нравственных качеств дошкольников»

Автор: Прокопцова Ксения Анатольевна,

воспитатель

г. Советский

Содержание

1

Введение

2

Педагогические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста

3

Содержание работы по формированию нравственных качеств дошкольников через  коллективное изобразительное творчество

4

Планирование работы по коллективной изобразительной деятельности

5

Литература

Приложения

1.

Перспективный план работы по теме: «Коллективное изобразительное творчество,  как средство формирования нравственных качеств дошкольников»

2.

Перспективный план работы с родителями по теме: «Коллективное изобразительное творчество,  как средство формирования нравственных качеств дошкольников»

3.

Педагогическая диагностика «Нравственных качеств дошкольников»    

6.

Конспекты непосредственно- образовательной деятельности.

7.

Рекомендации, консультации для родителей.

8

Фотоотчет работ по «Коллективному изобразительному творчеству»

Пояснительная записка

Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек нравственного поведения стояла перед педагогами всегда. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящен воспитанию нравственных качеств личности.

Важность этой задачи очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную педагогическую проблему. При всем многообразии программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах.

Проблема нравственного развития детей дошкольного возраста в настоящее время актуализируется, несомненно, и сложившейся ситуацией в современном обществе. Возникшее отчуждение человека от культуры как способа сохранения и передачи ценностей, ведут к трансформации понимания добра и зла у подрастающего поколения и ставят общество перед опасностью моральной деградации.

Воспитание нравственных навыков и привычек – важнейшее звено формирования нравственного поведения. Складывающиеся нравственные привычки ребенка отражаются, прежде всего, на его культуре поведения, внешнем облике, речи, на его отношении к вещам, на характере общения с окружающими людьми. Разработка методов и средств воспитания нравственных качеств личности и привычек нравственного поведения является в настоящее время одной из главных задач, которая ставится обществом и родителями перед педагогами и психологами.

Нравственное воспитание может достигаться при помощи разных средств. Одно из важных - изобразительная деятельность детей, включающая рисование, лепку, аппликацию, которая может осуществляться индивидуально, в парах, а может объединяться в общую композицию. Такие работы называются коллективными.

В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предположения, отстаивать собственное пространство, идею.

По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом. Положительные переживания объединяют детей. Значение имеет окончательный внешний вид коллективной работы - зримый образ. Коллективное изображение всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа.

Воспитательные возможности коллективной изобразительной деятельности велики, и интересовали они специалистов в области детского творчества еще на рубеже XIX-XX веков. Значительное повышение интереса к коллективной изобразительной деятельности детей, как к средству воспитания и обучения, наблюдалось в первые послереволюционные годы, и 20-е годы. Когда в число основных задач нового образования выдвинулась проблема воспитания детского коллектива и коллективизма. Н. Н. Крупская неоднократно подчеркивала, что в процессе коллективной художественной деятельности создаются условия для коллективных переживаний. А это в свою очередь формирует коллективистическое чувство и способность к сопереживанию, что особенно важно для воспитания гуманизма. Коллективная работа создает для этого прекрасные условия, кроме того, воспитывающий эффект совместной работы в данном случае усиливается воздействием содержания изображаемого. 

        Однако впоследствии, в 30-40 годы интерес к коллективной работе детей значительно снизился.

Попытка использовать коллективную деятельность на уроках изобразительного искусства была предпринята Г.В.Лабунской и Е.Е. Рожковой в конце 50-х начале 60-х годов. В  наше время вновь возрос интерес к внедрению коллективного творчества в учебно-воспитательный процесс. 

Передо мной  возникла необходимость в разработке и внедрении коллективного творчества в свою работу с дошкольниками.

Анализ изученной литературы, программно-методических материалов, наблюдения за детьми в группе по развитию социально- коммутативной компетентности позволил установить причины низкой сформированности нравственных качеств дошкольников.

  • Низкий уровень знаний  нравственных норм, правил и ценностей у дошкольников
  • Дошкольники имеют ограниченный словарь словесной вежливости.
  • Не все дошкольники  имеют привычку  нравственно поступать в соответствии с нравственными правилами, договариваться, помогать друг другу, уступать. 
  • Имеются частичные знания основных правил и норм поведения, но не всегда понимаются  и соблюдаются ими  в совместной деятельности.
  • Снижена активность детей в участии в коллективных делах.

Результаты анкетирования и опроса  родителей подтвердили потребность совместной работы в направлении по формированию нравственных качеств дошкольников.

  • Вопросами нравственного  воспитания, в должном понимании этих слов, родители практически не занимаются.  
  • Наблюдается снижение количества времени, уделяемого личностному общению родителей с ребёнком.

Появилась необходимость в совершенствовании способов обогащения нравственного опыта ребенка,  создание естественной ситуации общения и практического взаимодействия детей.

Мною была выбрана тема по самообразованию: «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»

Цель: Формирование нравственных качеств дошкольников посредством организации коллективного изобразительного творчества 

Задачи: 

  • Систематизировать знания детей в усвоение норм и ценностей, принятых в обществе
  • Формировать готовности детей к совместной деятельности
  • Развивать умения договариваться, помогать друг другу, уступать.
  • Воспитывать моральные и нравственные качеств ребенка

Ожидаемый результат

  • У детей повысится уровень знаний  нравственных норм, правил и ценностей.
  • Дети приобретут позитивные навыки общения друг с другом, смогут самостоятельно договариваются о совместной работе, ее содержании.
  • Научаться правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
  • Дошкольники расширят  словарь словесной вежливости, смогут активно употреблять его в речи.
  • Активизируется участие детей и взрослых в выставках, конкурсах, мероприятиях различного уровня.
  • В результате проведённых совместных мероприятий родители повысят свой уровень знаний по проблеме нравственного воспитания дошкольников.

Новизна: 

Разработанная система работы по коллективному изобразительному творчеству , способствует формированию нравственных качеств дошкольников.

Адресат: дошкольники в возрасте от 3- до 7лет

Вырабатываются следующие умения

в процессе коллективной изобразительной деятельности по группам:

Средняя группа: 

  • знакомятся с  правилами нравственного поведения и учатся их выполнять;
  • дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем;
  • дети начинают разговаривать друг с другом о совместной работе.

Старшая группа:

  • знают  правила нравственного поведения и их выполняют;
  • под руководством взрослого, начинают общаться друг с другом
  • самостоятельно договариваются о совместной работе, ее содержании;
  • работают вместе, уступают друг другу, помогают, подсказывают;

Подготовительная группа:

  • планируют свою работу, определяют ее последовательность, содержание , композицию, дополнения;
  • радуются успехам своим и товарищей при создании работы. 

Формы работы с детьми

  • Коллективные занятий по изобразительной  деятельности
  • Беседы, наблюдения, дидактические игры
  • Рассматривание наглядно - иллюстративного материала
  • Организация выставок, участие в конкурсах различного уровня
  • Экскурсии в музей, библиотеку, пожарную часть

Формы работы с родителями

  • Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса нравственного воспитания в семье
  • Родительские собрания, открытые занятия для родителей и с родителями
  • Наглядные виды работы: информационные стенды, выставки детских работ, педагогической и психологической литературы, дидактических игр
  • Экскурсии; совместные праздники, спортивные мероприятия, мастер-классы
  • Помощь родителей в изготовлении наглядного и дидактического материала

2.  Педагогические основы нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. К. Д. Ушинский, В. Г. Белинский, Н.А. Добролюбов и др. считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств – доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Вопросами нравственного воспитания дошкольников занимались такие ученые и педагоги, как Т.И. Пониманская, В.А. Сластенин, С.А. Козлова, В.И. Ядэшко, Л.Р. Болотина, И.А. Каирова.

Идея Р.С.Буре о нравственном воспитании как о целенаправленном систематическом воздействие на сознание, чувства и поведение людей, формирующее у них моральные качества, убежденность в значимости нравственных норм послужила концептуальной опорой проекта.

В основу моей работы с детьми по нравственному воспитанию была положена идея В.А. Сухомлинского о том, что, ввести ребенка в мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста. Детей надо приучать жить среди людей, формируя у них определенные психологические качества (внимание, волю, эмоции) и навыки общения, основанные на нравственно-этических нормах поведения.

Нравственное воспитание – не заучивание моральных норм и бездумная отработка привычек поведения. Оно – активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Оно – процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых усилий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними. Таким образом, педагогический процесс нравственного воспитания есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений. Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного поведения.

Нравственное воспитание имеет свои специфические цели. Они определяются господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания – формирование нравственно устойчивой цельной личности. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.

Специфика процесса нравственного воспитания обусловлена также и его содержанием – общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого ребенка. Сложность процесса нравственного воспитания в том, что его организация есть одновременно организация всей жизни детей, всей их деятельности и отношений, оно совершается и углубляется в процессе их нравственного осознанного осуществления.

Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний и учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности.

Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственные качества ему предстоит приобрести. В возрасте от 3 до 7 лет у ребёнка интенсивно начинают формироваться первые понятия и представления о том, «что такое хорошо» и «что такое плохо». У него возникают первые нравственные чувства – симпатия и сочувствие к окружающим людям, любовь к матери и отцу и т.д.

На протяжении дошкольного возраста в него закладываются основы самых глубоких, сложных и важных человеческих чувств: честности, правдивости, чувства долга, интернационализма, любви и уважения к труду. Первые проявления этих чувств ещё очень наивны: чувство интернационализма, например, сначала выражается в форме симпатии к людям других национальностей. Формирование нравственных чувств чаще всего начинается с привычки. Воспитание нравственных привычек можно начать очень рано, когда ребёнку ещё не исполнилось года и когда он ещё не в состоянии понять объяснения взрослых. В таком возрасте его просто приучают быть добрым.

Когда ребёнок совершает в определённой ситуации поступки, ставшие привычными, то он испытывает радостные чувства. Когда же что-либо препятствует выполнению этих поступков, ребёнок переживает беспокойство, которое в дальнейшем развивается в чувство стыда. Нравственные привычки, приобретённые ребёнком, лежат в основе нравственного поведения.

Нравственное поведение – это поведение глубоко социальное, основанное на принятых человеком моральных принципов, на его мировоззрении. Привычка нравственно поступать в соответствии с нравственными правилами вырабатывается у ребёнка только в том случае, если требования со стороны взрослых в семье, в детском саду будут предъявляться ребёнку постоянно. Таким образом, в привычных поступках, отвечающих принятым в нашем обществе моральным нормам, формируется характер будущего гражданина.

3. Содержание работы по формированию нравственных качеств дошкольников через коллективное изобразительное творчество

Как организовать коллективную деятельность детей? Чтобы взаимодействие дошкольников в процессе творческой деятельности приносило радость от совместного содействия?

Выделяю три основные формы совместной деятельности детей:

  • «совместно – индивидуальная»
  •  «совместно – последовательная»
  •  «совместно – взаимодействующая»

а) «Совместно – индивидуальная» - характеризуется тем, что участники деятельности в начале работают индивидуально, с учетом общего замысла, и лишь на завершающем этапе работа каждого становится частью общей композиции.

Задание каждому выдается сразу, вначале работы индивидуально и затем корректируется в зависимости от того, что сделано другими. Выполняя свою часть работы, ребенок знает, чем лучше он сам выполнит то, что ему поручено, тем лучше будет работа коллектива.

Это с одной стороны, создает условия для мобилизации творческих возможностей ребенка, а с другой – требует их проявления в качестве необходимого условия. К достоинствам данной формы организации деятельности относится также и то, что она позволяет вовлечь в коллективную творческую деятельность довольно большую группу детей, не имеющих опыта совместной работы.

б) «Совместно – последовательная» - предполагает работу по принципу конвейера, когда результат действий одного участника находится в тесной взаимосвязи от результатов предыдущего и последующего участников.

в) «Совместно – взаимодействующая» - работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.

На занятиях использую, все три формы совместной деятельности детей. Выбор зависит от задач, которые ставятся на занятии перед детьми.

Для проведения этих занятий требуется определенная подготовка и определенный настрой ребенка. Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству создала перспективный план, отобрала темы, материалы, продумала формы организации.

Работая на средней группе, детского сада я большое значение уделяю коллективному творчеству детей. В этом возрасте можно говорить о возникающей способности детей к совместной деятельности. В нашей группе работа по коллективной деятельности детей проводиться как в непосредственной организованной образовательной деятельности с воспитателем, так и в утренние и вечерние часы.

Я распределяю работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было интересно, чтобы ребенку было по силам, создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог проявить себя, лучшим образом используя свои возможности, и достигнуть высокого результата.

Созданную коллективную работу, мы оставляем на некоторое время в группе, это обращает ребенка к готовой работе, он может дополнить ее, побеседовать со сверстниками о содержание рисунка. И это вызывает желание создавать новые коллективные композиции.

Во время коллективного выполнения работы интересно наблюдать, как дети находят выход из сложившихся ситуаций, одни исправляют огрехи партнера (подклеивают, другие договариваются делать то,  что у них лучше получается, а у кого-то портится настроение и пропадает интерес к работе. В такие моменты я стараюсь вовремя заметить напряженность и найти правильные приемы для изменения сложившейся ситуации. Наряду с этим с ребятами стараемся поддержать друг друга. На занятиях использую разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу.

4. Планирование работы

по коллективной изобразительной деятельности у дошкольников

Для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое формирование нравственных качеств дошкольников, необходимо работу по коллективному творчеству правильно спланировать.

Планирование любой работы с дошкольниками всегда осуществляется в соответствии с возрастными особенностями. Содержание, методы, приёмы и формы организации детской деятельности отбираются в соответствии с задачами нравственного воспитания. Так же в плане нужно предусмотреть постепенное усложнение содержания и методов с учётом их достижений.

Традиционно формирование нравственных черт личности осуществляется в процессе всей воспитательно -образовательной работы с детьми: на занятии, в повседневном общении, в играх, труде и.т.д. Поэтому как самостоятельный раздел нравственное воспитание не планируется. Традиционно формирование нравственных черт личности осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми: на занятии, в повседневном общении, в играх, труде и.т.д. Поэтому как самостоятельный раздел - нравственное воспитание не планируется. Однако формирование навыков поведения (вежливого и заботливого отношения к окружающим людям) требует, чтобы дети овладели этими навыками, соответственно требует их планирования, т.к. формирование навыков – процесс очень длительный, требующий многократности и последовательности выполнения каких-либо упражнений, действий.

Для родителей организуются совместные занятия с детьми, в которых родители совместно со своими детьми создают работы. В таких занятиях ребенок чувствует родительскую поддержку и ребенок горд тем, что может чему-то научить их. Также предлагаю домашние задания, в которых родитель – ребенок изготавливают заготовки для будущей совместной работы, а на праздничном мероприятии создаем одну большую коллективную работу. И это вызывает у всех море радости и восторга.

С помощью бесед, игровых тренингов, моделирований ситуаций, чтения художественных произведений, показа мультфильмов и дидактических игр воспитывала у детей доброжелательные взаимоотношения, учила сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Для  систематического проведения занятий по коллективному творчеству мною был создан перспективный план на 3 возрастные группы: средняя группа (4 – 5 лет); старшая группа (5 – 6 лет); подготовительная к школе группа (6-7)

Данный перспективный план рассчитан на 3 года, имеет удобную структуру по блокам: занятия (коллективное творчество), предварительная работа (беседы, игры, чтение художественной литературы) Это позволяет проследить системность и последовательность целей и задач.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностика

Методика «Сюжетные картинки» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. Дерманова И.Б. (обработка результатов Р.Р. Калинина) Методика предназначена для изучения эмоционального отношения к нравственным нормам

Описание теста

Ребенку предъявляют картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников.

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, а также его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) – на безнравственный.

Инструкция к тесту

Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему.

Обработка результатов теста

Обработка предложена Р.Р. Калининой.

  • 0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке оказываются картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.
  • 1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.
  • 2 балла – правильно раскладывая картинки, ребенок обосновывает свои действия; эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.
  • 3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (возможно, называет моральную норму); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т. д

Список литературы

  1. Буре Р.С. Социально- нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.- 80с.
  2. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий». Москва Творческий центр Сфера,2004.-192с.
  3. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентности дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет.– М. : Мозаика-Синтез, 2010.- 64с.
  4. Есина Л.Д . Воспитание культуры поведения у дошкольников.-М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.-96 с
  5. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. – Москва. Педагогическое общество России, 2005.-128с.
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.– Москва: Карапуз– Дидактика”, 2009.-208с.
  7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Старшая группа.– Москва: Карапуз– Дидактика, 2010.-208с.
  8. Лыкова И.А.  Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Подготовительная к школе группа.– Москва: Карапуз– Дидактика, 2013.-208с.
  9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии.,– Москва: “Карапуз-Дидактика, 2009.-192с.
  10. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственное воспитение в детском саду. Программа и методические рекомендации.-2-изд., испр. И доп.- М.: Мозайка – синтез,2008. -80 с



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Перспективный план работы с родителями

по формированию нравственных качеств дошкольников

Автор: Прокопцова Ксения Анатольевна,

Воспитатель

г. Советский

Перспективный план работы с родителями

по формированию нравственных качеств дошкольников

средняя группа

Месяц

Форма работы

Задачи

Сентябрь

Информационная встреча на тему: «Давайте познакомимся»

Тест для родителей:  «Какой я родитель?»

Знакомить с взаимоотношениями взрослых и детей. Дать родителям возможность задуматься над проблемой воспитания детей

Октябрь

Консультация для родителей на тему: «Чувства родителей и чувства детей. Правила выражения чувств» 

Распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь родителям в воспитании детей.

Ноябрь

Изготовление дидактических игр: «Что такое хорошо, что такое плохо»,  

Знакомство родителей с особенностями общения  дошкольников со сверстниками.

Декабрь

Памятки для родителей: «Искусство наказывать и прощать», «Как правильно общаться с детьми».

Способствовать развитию навыков позитивного общения взрослых и детей, доверительного общения в совместной деятельности.

Январь

Круглый стол «Воспитываем добротой».

Родительский форум «Поговорим о нравственности».

Формирование единого подхода к правилам формирования нравственных качеств у дошкольников.

Февраль

Педагогический всеобуч: Четыре заповеди мудрого родителя!», «Способы открыть ребёнку свою любовь!»

Распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь родителям в воспитании детей.

Март

Памятка для родителей на тему: «Искусство быть родителем!», «Понимаем ли мы друг друга?»

Распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь родителям в воспитании детей.

Апрель

Родительское собрание «Игра – не забава»

Практикум на тему: «Игры на формирование нравственных качеств дошкольников»

Повышение педагогической культуры родителей в вопросах нравственного воспитания.

Определение проблем в формирование нравственных качеств у дошкольников.

Май

Анкетирование « Нравственное воспитание дошкольников в семье»

Повышение педагогической культуры родителей.

Перспективный план работы с родителями

по формированию нравственных качеств дошкольников

старшая группа

Месяц

Форма работы

Задачи

Сентябрь

Памятка для родителей: «Хорошо ли я знаю своего ребёнка? »

Анкетирование: «Знаете ли вы своего ребенка?»

Дать знания об особенностях развития данного возраста. Объяснить необходимость учитывать в воспитании характерные для этого возраста особенности.

Октябрь

Круглый стол с родителями. «Стиль воспитания ребёнка в семье».

«О наказаниях детей»

Знакомить с взаимоотношениями взрослых и детей. Дать родителям возможность задуматься над проблемой воспитания детей

Ноябрь

Тематическая выставка «Традиции семьи»

«Праздники и развлечения в детском саду»

Расширять представления родителей о семейных традициях. Поддерживать уважение к семейным традициям. Воспитывать чувство гордости за свою семью.

Декабрь

Дистанционная консультация для родителей Подборка книг: В. Осеева «Хорошее»; Е. Благинина «Посидим в тишине»; Р. Н. сказка »Гуси – лебеди»; «Два жадных медвежонка».

Побуждать родителей к семейному чтению, формировать эмоциональную отзывчивость у детей. Развивать умение проявлять заботу о пожилых людях, малышах, понимать их эмоциональное состояние по мимике, жестам, оказывать им помощь, успокаивать.

Январь

Консультация для родителей на тему: «Как воспитать отзывчивого ребёнка в этом неспокойном мире».

Раскрыть  нравственный смысл поступков, сравнить свои предпочтения и оценки с мнением окружающих, лучше понимать друг друга и самих себя. Закрепить понятие о доброте, порядочности, милосердии.

Февраль

Мастер – класс на тему: «Пусть добро навеки побеждает зло»

Познакомить с социальными нормами и правилами, приобрести навыки культурного поведения..

Март

Анкетирование «Волшебное слово «Здравствуйте»

Памятка для родителей «вежливые слова»

Обсудить с родителями важность и нужность данной темы для воспитания детей. Выявить, употребляют ли вежливые слова дома, в кругу семьи.

Апрель

Буклет для родителей «Словарь добрых слов и выражений для больших и маленьких»

Распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь родителям в воспитании детей.

Май

Консультация для родителей на тему «Воспитание культуры общения»

Повышение педагогической культуры родителей в вопросах нравственного воспитания.

Перспективный план работы с родителями

по формированию нравственных качеств дошкольников

подготовительная к школе группа

Месяц

Форма работы

Задачи

Сентябрь

Анкетирование « Нравственное воспитание дошкольников»

Родительское собрание: «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» 

Определение проблем в формирование нравственных качеств у дошкольников.

Повышение педагогической культуры родителей.

Октябрь

Памятка для родителей «Основы нравственных отношений в семье»

Изготовление дидактических игр

 « Воспитанные звери»

Распространение педагогических знаний среди родителей, практическая помощь родителям в воспитании детей.

Ноябрь

Консультация «Изобразительная деятельность ребенка в домашних условиях»

Папка «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»

Знакомство родителей с задачами программы воспитания и обучения в детском саду по теме «изобразительная деятельность ребенка в дошкольном учреждении»

Декабрь

Консультация «Умеет ли ваш ребенок дружить?»

Изготовление дидактической игры: «Что такое хорошо, что такое плохо»

Знакомство родителей с особенностями общения  дошкольников со сверстниками.

Январь

«Использование игровых ситуаций для закрепления правил культуры поведения у детей»

Дидактические игры на дом: «Веселая и грустная гусеницы»

Формирование единого подхода к правилам формирования нравственных качеств у дошкольников.

Февраль

Внеклассное мероприятие «Мастер-класс по изготовлению флажка к 9 мая»

Участие в конкурсе рисунков «Спортивная Россия»

Способствовать развитию навыков позитивного общения взрослых и детей, доверительного общения в совместной деятельности.

Март

Консультация «Как помочь ребенку стать общительным и заслужить признание друзей»

Повышение педагогической культуры родителей. 

Апрель

Консультация «Культура общения детей  с взрослыми и сверстниками – составляющая основа культуры поведения»

Роль общения  в социальном и интеллектуальном развитии ребенка.

Май

Консультация «Этапы развития коллективного взаимодействия в дошкольном детстве»

Повышение педагогической культуры родителей.



Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Перспективный план

 работы с детьми по формированию нравственных качеств

Автор: Прокопцова Ксения Анатольевна,

Воспитатель

г. Советский

Перспективный план работы с детьми

по формированию нравственных качеств

средней группы компенсирующей направленности  

для детей с ТНР № 3 «АБВГДейка»

Месяц

Тема мероприятия

Задачи

Материал, источник

Сентябрь

Анализ и наблюдения за детьми в группе

Выявление уровня форсированности  социально- коммуникативной компетентности, а именно нравственных качеств у дошкольников

Иллюстративный материал, игры настольные.

Беседа: «Давайте познакомимся»

Продолжать формирование представлений детей о необходимости приветствовать людей при встрече.

В.И. Петрова, Т.Д. Стульчик с.11

Коллективная работа на тему: «Яблонька»

Продолжать формировать умения употреблять вежливые слова в обращениях друг к другу.

Комарова Т.С, с.25

Беседа: «Зачем говорят «здравствуй»

Продолжать формировать представления детей о вежливых словах и их употреблении в речи.

В.И. Петрова, Т.Д. Стульчик с.11

Октябрь

Коллективная работа на тему: «Осенние дерево»

Продолжать формировать представления у детей о «вежливом человеке», о необходимости употребления вежливых слов.

Комарова Т.С, с.31

Беседа «Вежливые слова»

Обогащать словарь формулами словесной вежливости при создании коллективной композиции.

Есина Л.Д, с.23

Беседа: «Праздник вежливости»

Продолжать формировать умения  отображать в речи  формулы словесной вежливости.

В.И. Петрова, Т.Д. Стульчик с.12

Коллективная работа на тему: Корзина грибов»

Учить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения

Комарова Т.С, с.41

Ноябрь

Беседа: «Чего не знал воробышек»

Познакомить детей с правилами поведения во время разговора, вежливого обращения.

В.И. Петрова, Т.Д. Стульчик с.12

Коллективная работа на тему: «Бабушкин двор»

Продолжать формировать умения договариваться, помогать друг другу, использовать правила разговора.

Грибовская А.А, с.51

Беседа по картинкам «Учимся расставаться»

Воспитывать в детях добрые чувства друг к другу; способствовать формированию положительных эмоций в общении детей.

Фесюкова Л.Б, папка «Я и другие»

Коллективная работа на тему: «Дикие животные»

Продолжать формировать умение спокойно отстаивать свое мнение, размещать свою работу на коллективной композиции без споров.

Декабрь

Беседа: «Почему нужно уметь уступать»

Обобщить имеющиеся представления детей о дружбе, учить находить способы без конфликтного решения
спора.

В.И. Петрова, Т.Д. Стульчик

Коллективная работа на тему: «Как розовые яблоки,

снегири на ветках»

Продолжать формировать проявлять положительные эмоции в общении детей в коллективной деятельности.

Лыкова И.А, с.90

Беседа по картинкам «Ссориться не будем»

Продолжать формировать представление о  дружбе. Продолжать формировать у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек.

Фесюкова Л.Б, папка «Я и другие»

Коллективная работа на тему: «Дома на нашей улице»

Продолжать формировать умения договариваться, помогать друг другу, использовать правила разговора.

Лыкова И.А

Январь

Беседа по картинкам «Чужая игрушка»

Продолжать формировать у детей навыки общения.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Фесюкова Л.Б, папка «Я и другие»

Коллективная работа на тему: «Наша Ёлочка» или  «Бусы на елку»

Продолжать формировать умения договариваться о совместной деятельности

Комарова Т.С, с.49 - 50

Февраль

Беседа по картинкам «Нужно ли быть вежливым»

Продолжать формировать у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек.

Фесюкова Л.Б, папка «Я и другие»

Коллективная работа на тему: «Летящие самолеты »

Закреплять умения работать вместе, уступать друг другу

Комарова Т.С, с.60

Беседа по картинкам «Хорошо ли обижаться?»

Продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости при создании коллективной композиции.

Фесюкова Л.Б, папка «Я и другие»

Март

Коллективная работа на тему: «Красивый букет в подарок»

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Комарова Т.С, с.64

Беседа на тему: «К чему ведут ссоры»

Продолжать формировать умения договариваться, помогать друг другу.

Фесюкова Л.Б, папка «Я и другие»

Коллективная работа на тему: «Жар птица»

Продолжать формировать умения договариваться, помогать друг другу, использовать правила разговора.

Комарова Т.С, с.83

Беседа по картинкам «Хочу быть щедрым»

Продолжать формировать у детей понятие о положительных чертах характера.

Фесюкова Л.Б, папка «Я и другие»

Апрель

Коллективная работа на тему: «Весенние кораблики»

Продолжать формировать умения договариваться о совместной деятельности 

ГрибовскаяА.А, с.52

Беседа: «Правила дружной игры»

Продолжать формировать у детей навыки общения.

В.И. Петрова, Т.Д. Стульчик

Коллективная работа на тему: «Яблонька в цвету»

Закреплять умения работать вместе, уступать друг другу

Лыкова И.А

Беседа по картинкам «Хочу и нельзя»

Продолжать формировать умения договариваться, помогать друг другу, использовать правила разговора.

Фесюкова Л.Б, папка «Я и другие»

Май

Коллективная работа на тему: «Рыбки плавают в аквариуме»

Продолжать формировать умения договариваться, помогать друг другу, использовать правила разговора.

Комарова Т.С, с.43

Беседа: «Как жить дружно без ссор»

Продолжать формировать у детей навыки общения.

В.И. Петрова, Т.Д. Стульчик

Коллективная работа на тему: «Одуванчик на лугу»

Продолжать формировать умения договариваться о совместной деятельности

ГрибовскаяА.А, с.44

Беседа по картинкам «Как стать хорошей (ым)»

Продолжать формировать у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек.

Фесюкова Л.Б, папка «Я и другие»

Перспективный план работы с детьми

по формированию нравственных качеств дошкольников

старшей группы компенсирующей направленности  

для детей с ТНР № 3 «АБВГДейка»

Месяц

Тема мероприятия

Задачи

Материал, источник

Сентябрь

Анализ и наблюдения за детьми в группе

Выявление уровня форсированности  социально- коммуникативной компетентности, а именно нравственных качеств у дошкольников

Иллюстративный материал, игры настольные.

Коллективная работа  

на тему: «Веселое лето»

Продолжать формировать умения договариваться, помогать друг другу, использовать правила разговора.

Лыкова И.А, с. 20

Беседа на тему:

«Волшебные слова»

Продолжать формировать представления детей о вежливых словах и их употреблении в речи.

Минутова Н.

Коллективная работа  

на тему: «Блюдо с фруктами»

Продолжать формировать умения употреблять вежливые слова в обращениях друг к другу.

Комарова Т.С, с.38

Октябрь

Беседа на тему:

«Всегда будь вежлив»

Продолжать формировать представления у детей о «вежливом человеке», о необходимости употребления вежливых слов.

Есина Л.Д, с.12

Коллективная работа

на тему: «Дымковская слобода»

Обогащать словарь формулами словесной вежливости при создании коллективной композиции.

Комарова Т.С, с.42

Беседа по картинке на тему: «Умею ли я мириться»

Учить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения.

Фесюкова Л.Б, папка «Я и мое поведение»

Коллективная работа

на тему: «Наш город»

Продолжать формировать умения  отображать в речи  формулы словесной вежливости.

Лыкова И.А, с. 34

Ноябрь

Кто людям добра желает, тот сам его добывает

Продолжать формировать умения договариваться, помогать друг другу, использовать правила разговора.

Фесюкова Л.Б, папка «В мире мудрых пословиц»

Коллективная работа на тему: «Машины едут по улице»

Продолжать формировать у детей навыки общения.

Лыкова И.А, с.36

Комарова Т.С, с. 53

Жить поживать, да добра наживать»

Продолжать формировать умения договариваться о совместной деятельности

Фесюкова Л.Б, папка «В мире мудрых пословиц»

Коллективная работа на тему: «Шляпа фокусника»

Продолжать формировать умения договариваться, помогать друг другу, использовать правила разговора.

Лыкова И.А, с.122

Декабрь

Беседа по картинке на тему «Хорошо ли обижаться»

Обобщить имеющиеся представления детей о дружбе, учить находить способы без конфликтного решения
спора.

Фесюкова Л.Б, папка «Я и мое поведение»

Коллективная работа на тему: Зимняя сказка»

Продолжать формировать проявлять положительные эмоции в общении детей в коллективной деятельности.

Комарова Т.С, Коллективное творчество, с.106

Беседа: «Наше настроение»

Воспитывать в детях добрые чувства друг к другу; способствовать формированию положительных эмоций в общении детей.

Есина Л.Д, с. 43

Коллективная работа на тему: «Петрушка на елке»

Продолжать формировать умения договариваться, помогать друг другу, использовать правила разговора.

Комарова Т.С, с. 65

Январь

Беседа по картинке на тему: «Хорошо ли злиться?»

Продолжать формировать у детей навыки общения.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Фесюкова Л.Б, папка «Я и мое поведение»

Коллективная работа на тему: «заморский натюрморт»

Продолжать формировать умения договариваться о совместной деятельности

Лыкова И.А,

с. 188

Февраль

Беседа по картинке на тему: «Я и другие»

Продолжать формировать у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек.

Фесюкова Л.Б, папка «Я и мое поведение»

Коллективная работа на тему: «Корабли на рейде»

Закреплять умения работать вместе, уступать друг другу

Комарова Т.С, с.74

Беседа: «Вежливость в разговоре»

Продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости при создании коллективной композиции.

Есина Л.Д, с. 61

Март

Беседа по картинке на тему: «Хочу быть щедрым»

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Фесюкова Л.Б, папка «Я и мое поведение»

Коллективная работа на тему: «Весенний букет»

Продолжать формировать умения договариваться, помогать друг другу.

Лыкова И.А,

с. 146

Беседа по картинке на тему: «Жадный сам себе покоя не дает»

Продолжать формировать у детей понятие о положительных чертах характера.

Фесюкова Л.Б, папка «В мире мудрых пословиц»

Коллективная работа на тему: «Наш аквариум»

Продолжать формировать умения договариваться, помогать друг другу, использовать правила разговора.

Лыкова И.А,

с. 194

Апрель

Беседа по картинке на тему: «Как стать хорошим»

Продолжать формировать у детей навыки общения.

Фесюкова Л.Б, папка «Я и мое поведение»

Коллективная работа на тему: «Наш пруд»

Продолжать формировать умения договариваться о совместной деятельности

Лыкова И.А,

с. 34

Беседа по картинке на тему:  «Хочу и нельзя»

Продолжать формировать у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек.

Фесюкова Л.Б, папка «Я и мое поведение»

Коллективная работа на тему: «Цветы луговые»

Закреплять умения работать вместе, уступать друг другу

Лыкова И.А,

с. 198

Май

Кто людям добра желает, тот сам его добывает

Продолжать формировать умения договариваться, помогать друг другу, использовать правила разговора.

Фесюкова Л.Б, папка «В мире мудрых пословиц»

Коллективная работа на тему: «Наша клумба»

Продолжать формировать у детей навыки общения.

Лыкова И.А, с.25

Жить поживать, да добра наживать»

Продолжать формировать умения договариваться о совместной деятельности

Фесюкова Л.Б, папка «В мире мудрых пословиц»

Коллективная работа на тему: «Качели – карусели»

Продолжать формировать умения договариваться, помогать друг другу, использовать правила разговора.

Лыкова И.А, с.30

Перспективный план работы с детьми

по формированию нравственных качеств дошкольников

подготовительная к школе группа компенсирующей направленности  

для детей с ТНР № 3 «АБВГДейка»

Месяц

Тема мероприятия

Задачи

Материал, источник

Сентябрь

Анализ и наблюдения за детьми в группе

Выявление уровня форсированности  социально- коммуникативной компетентности, а именно нравственных качеств у дошкольников

Иллюстративный материал, игры настольные.

Беседа на тему:

«Все начинается со слова «здравствуй»

Продолжать формирование представлений детей о необходимости приветствовать людей при встрече.

Есина Л.Д, с.12

Чтение «Вежливые слова»

Продолжать формировать представления детей о вежливых словах и их употреблении в речи.

Минутова Н.

Коллективная работа  

на тему: «Осинка»

Продолжать формировать умения употреблять вежливые слова в обращениях друг к другу.

Комарова Т.С, с.39

Октябрь

Беседа на тему:

«Всегда будь вежлив»

Продолжать формировать представления у детей о «вежливом человеке», о необходимости употребления вежливых слов.

Есина Л.Д, с.12

Коллективная работа

на тему: «Рябина красная»

Обогащать словарь формулами словесной вежливости при создании коллективной композиции.

Комарова Т.С, с.42

Беседа по картинке на тему: «Умею ли я мириться»

Учить сдерживать негативные побуждения, избегать конфликтов, находить слова для оценки поведения.

Фесюкова Л.Б, папка «Я и мое поведение»

Коллективная работа

на тему: «Ваза с фруктами»

Продолжать формировать умения  отображать в речи  формулы словесной вежливости.

Комарова Т.С, с.43

Ноябрь

Беседа на тему:

«Наши добрые слова

Познакомить детей с правилами поведения во время разговора.

Есина Л.Д, с.23

Коллективная работа на тему: «Там – сосны высоки»

Продолжать формировать умения договариваться, помогать друг другу, использовать правила разговора.

Лыкова И.А, с.80

Беседа по картинке на тему: Пословица «Нет друга ищи, нашел – береги»

Продолжать формировать представление о  дружбе. Продолжать формировать у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек.

Фесюкова Л.Б, папка «В мире мудрых пословиц»

Коллективная работа на тему: «Новые дома на нашей улице»

Продолжать формировать умение спокойно отстаивать свое мнение, размещать свою работу на коллективной композиции без споров.

Комарова Т.С, с.87

Декабрь

Беседа по картинке на тему «Хорошо ли обижаться»

Обобщить имеющиеся представления детей о дружбе, учить находить способы без конфликтного решения
спора.

Фесюкова Л.Б, папка «Я и мое поведение»

Коллективная работа на тему: Зимняя сказка»

Продолжать формировать проявлять положительные эмоции в общении детей в коллективной деятельности.

Комарова Т.С, Коллективное творчество, с.106

Беседа: «Наше настроение»

Воспитывать в детях добрые чувства друг к другу; способствовать формированию положительных эмоций в общении детей.

Есина Л.Д, с. 43

Коллективная работа на тему: «Елочка»

Продолжать формировать умения договариваться, помогать друг другу, использовать правила разговора.

Комарова Т.С, Коллективное творчество

Январь

Беседа по картинке на тему: «Хорошо ли злиться?»

Продолжать формировать у детей навыки общения.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Фесюкова Л.Б, папка «Я и мое поведение»

Коллективная работа на тему: «С чего начинается Родина»

Продолжать формировать умения договариваться о совместной деятельности

Лыкова И.А,

с. 40

Февраль

Беседа по картинке на тему: «Я и другие»

Продолжать формировать у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек.

Фесюкова Л.Б, папка «Я и мое поведение»

Коллективная работа на тему: «Корабли на рейде»

Закреплять умения работать вместе, уступать друг другу

Комарова Т.С, с.74

Беседа: «Вежливость в разговоре»

Продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости при создании коллективной композиции.

Есина Л.Д, с. 61

Март

Беседа по картинке на тему: «Хочу быть щедрым»

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Фесюкова Л.Б, папка «Я и мое поведение»

Коллективная работа на тему: «Наши мамы»

Продолжать формировать умения договариваться, помогать друг другу.

Беседа по картинке на тему: «Жадный сам себе покоя не дает»

Продолжать формировать у детей понятие о положительных чертах характера.

Фесюкова Л.Б, папка «В мире мудрых пословиц»

Коллективная работа на тему: «Цветы в вазе»

Продолжать формировать умения договариваться, помогать друг другу, использовать правила разговора.

Комарова Т.С, с.98

Апрель

Беседа по картинке на тему: «Как стать хорошим»

Продолжать формировать у детей навыки общения.

Фесюкова Л.Б, папка «Я и мое поведение»

Коллективная работа на тему: «Полет на луну»

Продолжать формировать умения договариваться о совместной деятельности

Беседа по картинке на тему:  «Хочу и нельзя»

Продолжать формировать у детей понятие о положительных чертах характера и поступках мальчиков и девочек.

Фесюкова Л.Б, папка «Я и мое поведение»

Коллективная работа на тему: «Рыбки в аквариуме»

Закреплять умения работать вместе, уступать друг другу

Комарова Т.С, с.51

Май

Кто людям добра желает, тот сам его добывает

Продолжать формировать умения договариваться, помогать друг другу, использовать правила разговора.

Фесюкова Л.Б, папка «В мире мудрых пословиц»

Коллективная работа на тему: «Наша клумба»

Продолжать формировать у детей навыки общения.

Лыкова И.А, с.25

Жить поживать, да добра наживать»

Продолжать формировать умения договариваться о совместной деятельности

Фесюкова Л.Б, папка «В мире мудрых пословиц»

Коллективная работа на тему: «Качели – карусели»

Продолжать формировать умения договариваться, помогать друг другу, использовать правила разговора.

Лыкова И.А, с.30

Список литературы

  1. Буре Р.С. Социально- нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2012.- 80с.
  2. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. Конспекты занятий». Москва Творческий центр Сфера,2004.-192с.
  3. Дыбина О.В. Педагогическая диагностика компетентности дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет.– М. : Мозаика-Синтез, 2010.- 64с.
  4. Есина Л.Д . Воспитание культуры поведения у дошкольников.-М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.-96 с
  5. Комарова Т.С., Савенков А.И. Коллективное творчество дошкольников. – Москва. Педагогическое общество России, 2005.-128с.
  6. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа.– Москва: Карапуз– Дидактика”, 2009.-208с.
  7. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Старшая группа.– Москва: Карапуз– Дидактика, 2010.-208с.
  8. Лыкова И.А.  Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации Подготовительная к школе группа.– Москва: Карапуз– Дидактика, 2013.-208с.
  9. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии.,– Москва: “Карапуз-Дидактика, 2009.-192с.
  10. Петрова В.И., Стульчик Т.Д. Нравственное воспитение в детском саду. Программа и методические рекомендации.-2-изд., испр. И доп.- М.: Мозайка – синтез,2008. -80 с



Предварительный просмотр:

Диагностика коммуникативной сферы

Цель исследования: Выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками с помощью методики «Картинки» (авторы Е.О. Смирнова и Е.А.Калягина).

Описание методики «Картинки».

Исходная ситуация. Взрослый показывает детям картинки с изображением конфликтных ситуаций, на каждой из которых фигурирует обиженный персонаж (Приложение). Набор картинок выбирается в соответствии с полом ребенка.

Инструкция. «Как ты думаешь, что нарисовано на этой картинке»? Ответ фиксируется в протоколе.

Если ребенок понял, что на рисунке изображена конфликтная ситуация, следует вопрос: «Что бы ты сделал на месте этого обиженного мальчика (или обиженной девочки)?»

Ход исследования: В исследовании приняли участие 15 детей подготовительной к школе группы детского сада. Проведению методики предшествовала беседа об отношениях с друзьями, которая помогла диагностировать умение общаться ситуативно-личностно. Были заданы следующие вопросы: Кто из сверстников больше нравится? Почему? С кем чаще всего ссоришься? С кем хочешь дружить?

Анализ результатов: Были получены не очень хорошие результаты по коммуникативной компетентности в общении со сверстниками. Шесть лет – возраст, который характеризуется наиболее интенсивным общением: закладываются основы межличностных отношений и сотрудничества, дети приобретают основные коммуникативные способности. Именно они позволяют налаживать отношения со сверстниками и самостоятельно решать возникающие проблемы. Однако достаточно высокую социальную компетентность мы обнаружили лишь у 20 процентов обследуемых дошкольников, т. е. только эти дети могли конструктивно и самостоятельно находить решения в предложенных проблемных ситуациях. Около 80 процентов проявляли полную беспомощность. Одни ответы детей говорили о явно недостаточной социальной компетентности, другие  носили агрессивный характер.

Пути развития: Включать в работу с детьми беседы, игры и коллективную продуктивную деятельность, направленные на формирование нравственных качеств, доброго отношения к окружающим.



Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию на тему: « Рябина красная»

(подготовительная к школе компенсирующая группа для детей с ТНР)

Воспитатель МАДОУ д/с «Алёнка» г. Советский: Прокопцова К.А

Цель: формировать умения рисовать с натуры ветку рябины и умение объединять работы в общую композицию – дерево.

Задачи: учить детей передавать характерные особенности ветки рябины: форму, строение ветки и листов, ягоды, их цвет и форму; закрепить умение красиво располагать ветку на листе бумаги; развивать умение рисования с натуры; воспитывать чувство коллективизма, сотрудничества.

Методические приемы: чтение стихотворения о рябине, сравнение рябины в разное время года, рассматривания ветки рябины; частичный показ рисования.

Материал: ветка рябины (натуральная); иллюстрации дерева рябины; салфетки; бумага для рисования, гуашь, кисти и баночки под воду, простой карандаш, ватман с изображением ствола.

Предварительная работа: наблюдения за рябиной на участке, сбор опавших рябиновых листьев, беседы об осенних изменениях в природе.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята сегодня на занятие я вам принесла веточку с осеннего дерева. Послушайте стихотворение и догадайтесь ветка, с какого дерева у меня в коробочке.

Я по парку погуляла,
Где заря растёт узнала.
Поглядела вверх - она
Сразу стала мне видна!
Ярко ягодки горят, 
На меня они глядят!
Что за  чудная картина?- 
Это дерево - рябина! (Н. Меркушова)

Воспитатель предлагает рассмотреть и сравнить иллюстрации рябины осенью и зимой.

Воспитатель: Все деревья осенью одеваются в разноцветные одежды: желтые, красные, фиолетовые.

- Изменился ли наряд нашей рябинки на первой картинке?

Да, листья постепенно покраснели и стали пурпурными

- А что мы видим на рябине кроме листьев?

Верно. На тонких веточках, которые прогибаются от тяжести, висят оранжево-красные ягодки. Ягод много. Они мелкие, сочные с маленькими семечками внутри.

- Какие изменения произошли с рябиной на второй картинке?

Правильно, листья почти совсем облетели. А вот кисти ягод остались висеть на голых ветках. Оставаясь на дереве всю зиму, кисти рябины в снежные морозные дни спасают от голода зимующих в наших краях птиц.

Воспитатель читает стихотворение:

В красном платьице девица,

Вышла с осенью проститься.

Осень проводила,

Платье снять забыла.

И на красные узоры

Первый снег ложится.

Физминутка

Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.

Воспитатель: Ребята, какое время года у нас за окошком? На прогулке мы с вами наблюдали за нашей рябинкой. Пока еще не все листочки опали, и я успела сорвать веточку. Сегодня мы с вами нарисуем веточки рябины и потом соберем их на нашем дереве. Которое будет нас радовать в группе своей красотой до поздней осени.

Последовательность выполнения рисунка: Нарисуем веточку простым карандашом. Затем нарисуем листья симметрично друг другу. После нарисуем гроздь, на которой держатся ягодки. Нарисуем ягодки и приступим к разукрашиванию красками.

Воспитатель: Веточки наши получились очень красивые, осенние. Очень яркие получились грозди рябины. Возьмем ножницы и вырежем по контуру. Теперь нанесем клей и вместе решим, как разместить ветки на дереве. Договаривайтесь друг с другом и приступайте к работе.

 Итог: Полюбуйтесь на наше дерево! Все хорошо постарались! Молодцы!

Совет воспитателям: если работа кажется сложной для одного занятия, ее можно разделить на два занятия: рисование и аппликацию. Аппликацию можно провести в вечерний отрезок времени.



Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку стать общительным

и заслужить признание друзей

        Вот какие первые шаги родителей помогут ребенку жить в обществе и быть признанным им: не суетиться вокруг малыша в первые годы; с годовалого возраста давать ему возможность побыть с другими детьми; предоставить ему свободу, необходимую для развития независимости; делать как можно меньше перемен в доме и детском саду; позволять ему, если это возможно, одеваться, разговаривать и играть, как другие дети по соседству, давать ему столько же карманных денег и разрешать все остальное, что разрешают им, даже если вы не одобряете, как они растут. (Конечно, я не имею в виду разрешение нести себя, как отъявленные хулиганы.)

        Как складываются отношения человека на работе, в семье и в обществе, во многом зависит от того, как он ужинался с другими детьми в ранние годы. Если родители сформировали у ребенка высокие запросы и идеалы, те, став частью его характера, в конечном счете, скажутся, даже если в детстве он тоже проходил период грубой речи и дурных манер.

        Но если родители недовольны соседями и их детьми, если они внушают ребенку, что он не такой, как другие, не разрешают ему дружить с детьми соседей, ребенок может так и не научиться объединяться с людьми и никогда не будет чувствовать себя счастливым. Таким образом, его высокие запросы не принесут пользы ни миру, пи ему самому.

        Если ребенку трудно завести друзей, поможет детский сад и школа с гибкой программой. Педагог должен так организовать занятие, чтобы каждый ребенок мог участвовать в общем деле. Так дети учатся видеть хорошие качества в других и ценить их. Хороший педагог, которую уважают дети, может повысить популярность ребенка, показав остальным, что она его ценит.

        Помогает также, если его посадят с популярным учеником (ребенком) или дадут поручение, которое они будут выполнять вместе.

Кое-что родители могут сделать и дома

  • Будьте гостеприимны и дружелюбны, когда ваш ребенок приводит домой поиграть друзей.
  • Подскажите ему, чтобы он пригласил их на обед, и накормите тем, что они считают особенно вкусным.
  • Когда собираетесь в выходные предпринять поездки, пикники, экскурсии, сходить в кино или на какое-нибудь развлечение, пригласите ребенка, с которым ваш хочет подружиться (не обязательно того, с кем вы бы хотели, чтобы он подружился).

        

        У детей, как и у взрослых, есть своя корысть, и они склонны больше ценить тех, кто доставляет им удовольствие. Естественно, вы не хотите, чтобы ваш ребенок «покупал» популярность: такая популярность непрочна.

        Ваша цель — дать ему толчок, помочь войти в группу, которая, может быть, сторонится его из-за свойственной этому возрасту групповой обособленности. И если у него найдутся необходимые качества, он сможет продолжать сам и добьется подлинной дружбы.

Консультацию подготовила:

Прокопцова К.А., воспитатель

Источник: www.babyboo.ru



Предварительный просмотр:

Этапы развития коллективного взаимодействия
в дошкольном детстве

Вы, конечно же, не раз наблюдали за тем, как знакомятся друг с другом дети, как они общаются в процессе игры, из-за чего ссорятся и каким образом разрешают свои конфликты. Контакты со сверстниками обычно сопровождаются яркими эмоциональными реакциями, резкими интонациями, криком, смехом или кривлянием. В общении со сверстниками дети более раскованы, используя принятые в детской среде выражения и способы поведения, дети говорят неожиданные вещи, передразнивают друг друга, чаще проявляют творчество и фантазию.

В контактах со сверстником маленькому ребенку гораздо важнее высказаться самому, чем выслушать собеседника. Именно поэтому самостоятельное общение между детьми чаще всего распадается или становится конфликтным. На протяжении дошкольного детства характер общения детей и способность согласованно взаимодействовать друг с другом постепенно изменяется.

       Социальный интерес детей друг к другу проявляется довольно рано. У детей 2-3 лет можно наблюдать желание вместе шалить, активно подражая сверстнику в беготне, веселых криках, смешных словах и движениях.

На протяжении 3-го года жизни основным мотивом в общении остается мотив самовыражения. Взрослым необходимо помнить, что дети 3-4 лет еще не способны к полноценному взаимодействию друг с другом. Они чаще всего играют не вместе, а рядом друг с другом, образ другого ребенка, его интересы, характер, поведение воспринимаются очень условно и поверхностно. Ребенку тяжело бывает понять игровой замысел партнера, поделиться игрушкой, а уступить в игре чаще всего не по силам.

Только с 4-х летнего возраста можно говорить о возникающей способности детей к совместной деятельности. Именно с этого возраста потребность общаться со сверстником выступает на первое место. Кроме того, именно к 4-м годам основным средством общения ребенка становиться речь, а ведущей деятельностью - игра.

Для игры ребенку нужен партнер. Именно этот возраст может стать первым этапом в обучении детей согласованно действовать в паре. Взрослый должен ставить перед собой задачу - научить договариваться двоим, чтобы позже научить договариваться группу. Дети сначала неловко пытаются наладить деловые отношения друг с другом, возникающие в процессе игры. Стремление действовать вместе и согласованно в этом возрасте так велико, что дети, как правило, готовы идти на компромисс и уступить лучшую игрушку и интересную роль товарищу. Задача родителя или педагога - поддержать и направить это желание, сделать его обоюдным.

В этом возрасте дети становятся пристрастными в отношении поведения и успешности друг друга. Они впервые начинают оценивать действия сверстника, критиковать их, сопоставлять свои и чужие результаты.

Ребенок 4-5 лет склонен конкурировать и соревноваться с товарищем, но не способен еще его похвалить, поддержать, оказать помощь. Детям по-прежнему трудно понять интересы друг друга, они стремятся привлечь внимание прежде всего к себе. Без руководства взрослого 5-тилетки не способны выполнить вместе какое-либо даже несложное задание, например, построить втроем гараж для одной машины.

Их деятельность переводиться в одиночное индивидуальное выполнение, дублирование действий друг друга, или приводит к распаду общей игры из-за споров и неумения договаривать и планировать совместную работу. Дети этого возраста самостоятельно объединяются в небольшие группы для совместной игры, пытаются самостоятельно распределять роли, договориться о сюжете и внутренних правилах. Такие игровые коллективы существуют пока действует общий игровой интерес и регулируются обычно активностью одного ребенка, так называемого игрового лидера.

С 5-ти лет разворачивается принципиально новый этап в развитии дошкольников - формируется способность к коллективной деятельности.

Происходит это на основе усложнения игры, которая требует участия большего числа партнеров и более высокого уровня организации их отношений. Предшествующий опыт общения позволяет ребенку точнее представлять характер и поведение друзей. Эти знания и растущая потребность в признании и уважении друг друга становятся основанием для привязанности и дружбы. Дети выстраивают свои отношения со сверстниками на основании субъективных оценок, как к равной личности.

Совместная деятельность детей 6-7 лет уже выходит за рамки игровой. При правильной организации со стороны взрослого и высоком уровне социального развития детей выполнение совместных трудовых поручений или решение познавательных и творческих задач может быть очень успешным. В возрасте 6-7 лет дети стремятся как можно лучше узнать друг друга, они много беседуют на личные и познавательные темы и стремятся к общению с теми сверстниками, которые отвечают их интересам и социальным запросам. Взрослый начинает замечать, какой объективностью и принципиальностью веет от рассуждений ребенка по поводу личности товарища. Опыт социальных взаимоотношений детей, безусловно, помогает им выстраивать и поддерживать совместную деятельность. Однако, это не единственное условие для продолжительного и результативного взаимодействия. За счет чего коллективная деятельность дошкольников становиться организованной? Прежде всего, за счет растущей способности к произвольности. Ведь дети 6-7 лет способны к планированию действий, управлению своим поведением, сдерживанию эмоциональных реакций.

Они уже в достаточной мере обладают навыками общения и знаниями нравственных норм, действующих при взаимоотношениях людей друг с другом. Кроме того, в этом возрасте дети начинают испытывать потребность помогать, поддерживать товарища. Для старшего дошкольника, если его социальное развитие было успешным, характерны приоритеты коллективного общения. Это является показателем зрелости дошкольника. Если взрослый, предлагая ребенку 6-7 лет выбор между индивидуальной или коллективной деятельностью, чаще всего встречает отказ, следует задуматься о личностном благополучии этого человечка.

Конечно, детям легче организоваться для совместной игры на интересующую их тему, чем для уборки группы, участка или общей работы по рисованию. Совместные действия в рамках неигровой деятельности требуют дополнительной мотивации, эмоциональной заинтересованности и технической поддержки отношений в процессе выполнения. Некоторые дети к концу дошкольного детства способны в любой деятельности распределить действия внутри своей группы, дружно их выполнить, советуясь и помогая друг другу, вместе оценить личные и общие результаты.

Ценность таких качеств личности, как мобильность, контактность, конформизм в современном обществе остается неизменной. Именно поэтому взрослым не следует оставлять без внимания развитие способностей к коллективному общению и сотрудничеству. Развитие этих качеств не ограничивается только возрастными условиями. Необходимо постоянное и направленное руководство этим процессом со стороны родителей и воспитателей. Именно они из года в год помогают испытывать ребенку радость совместного общения и творчества, развивают навыки общественной жизни, учат вносить собственный уникальный вклад в общее дело.

Хочется пожелать всем нам, кого глубоко волнуют проблемы дошкольников, чтобы каждый ребенок достигал к 7-летнему возрасту такой высокой степени социального развития, когда его реализация себя как личности в детской группе была бы также естественна и совершенна, как его жизнь и общение в кругу самых близких людей.

Консультацию подготовила :

Прокопцова К.А., воспитатель



Предварительный просмотр:

Вежливые слова. Загадки для детей

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»

(Привет!)

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»

(Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»

(До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»

(Извини!)

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»

(Спасибо!)

Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»

(Браво!)

Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»

(Будь здорова!)

Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»                (Пожалуйста!)

Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…»

(после вас!)

Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…»

(Доброго пути!)

Дал Ивану царь Гундей
За спасенье пять гвоздей,
А Иванушка царю
Говорит: «…»

(Благодарю!)

Выгнал кукушонок Рома
Няню строгую из дома.
Всем, кто будет баловать,
В дом…

(Добро пожаловать!)

Мама с папою сидят,
Торт с конфетами едят.
Скажет вежливая дочь:
«Разрешите …»

(вам помочь!)

Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…»

(Прошу прощенья!)

Обнаружив на рассвете,
Что роса попалась в сети,
Паучиха Шудра-Вудра
Ей сказала: «…»

(С добрым утром!)

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»

(Добрый день!)

На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»

(Добрый вечер!)

Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»

(Спокойной ночи!)

Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте...»

(так добры!)

Увидали обезьяны,
Слон под пальмой ест бананы,
И кричат ему они:
«Вкусно? Ты хоть намекни!»
Вежлив слон, не сомневайтесь,
Он им скажет: «…»

(Угощайтесь!)

Повстречал кабан в лесу
Незнакомую лису.
Говорит красавице:
«Разреши …

(представиться!)

Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!
Очень желуди люблю!»
Ответит незнакомица
«Приятно …»

(познакомиться!)

Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»

(аппетита!)

Из болота крокодил
Дольше всех не выходил.
Члены жабьего совета
Дали приз ему за это –
Наградили попугаем
И кричали: «…»

(Поздравляем!)

Пословицы и поговорки о дружбе и вражде

Друзья познаются в беде.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Скажи мне кто твой друг, и я скажу, кто ты.

С кем поведешься, от того и наберешься.

Одинокое дерево ветер легче валит.

Старый друг, лучше новых двух.

Дружбу за деньги не купишь.

Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.

С иным водиться — что в крапиву садиться.

Связанного веника не переломишь, а по прутику весь веник переломаешь.

Друг спорит, а враг поддакивает.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Неверный друг опаснее врага.

Дружба как стекло: разобьешь не сложишь.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Человек без друзей, что дерево без корней.

Дерево держится корнями, а человек — друзьями.

Лучше жить в тесноте, чем в обиде.

Нет друга — ищи, а нашел — береги.

Чем желать смерти врагу, лучше пожелай долгой жизни себе.

Плохой друг — что тень: в солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь.

Постучит беда в окошко — подружится собака с кошкой.

Сперва узнай силу врага, а потом вступай с ним в борьбу.

Не хвались другом в три дня, а хвались в три года.

Лучше честный враг, чем коварный друг.

Не бойся врага умного, бойся друга глупого.

Один в поле не воин.

Мирилки

***

Чтобы солнце улыбалось,

Нас с тобой согреть старалось,

Нужно просто стать добрей

И мириться нам скорей!

***

Хватит нам уже сердиться,

Веселятся все вокруг!

Поскорей давай мириться:

-Ты мне друг!

-И ты мне друг!

Мы обиды все забудем

И дружить как прежде будем

Мирись, мирись

***

Мирись, мирись,

Больше не дерись.

Если будешь драться,

Я буду кусаться.

А кусаться – ни при чем,

Будем драться кирпичом.

Нам кирпич не нужен,

Давай с тобой подружим!

***

Чем ругаться и дразниться,

Лучше нам с тобой мириться!

Будем вместе улыбаться,

Песни петь и танцевать,

Летом в озере купаться

И клубнику собирать,

На коньках зимой кататься,

Баб лепить, в снежки играть,

На двоих делить конфеты,

Все проблемы и секреты.

Очень скучно в ссоре жить,

Потому давай дружить!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическое пособие "Играя, познаем" с подбором игр по формированию нравственных качеств дошкольников

      Ребенок никогда не будет существовать сам по себе: его всегда будут окружать близкие люди, друзья, знакомые. В первые годы жизни мир ребенка замыкается  в основн...

Театрализованная деятельность, как средство формирования нравственных качеств дошкольников

какие сказки используют при театрализации, для формирования нравственных качест дошкольника....

Формирование нравственных качеств дошкольников средствами музыки

Данные материал позволяет определить значение и роль музыки в жизни, воспитании, созданиии ценностных категорий дошкольников, позволяет определить взаимосвязь воспитания моральных качест  в стано...

Выступление на педагогическом совете: Опыт работы по творческой теме «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»

Опыт работы по творческой теме: «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»...

Педагогический проект на тему «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»

Педагогический проект на тему: «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»...