методическое пособие "Играя, познаем" с подбором игр по формированию нравственных качеств дошкольников
методическая разработка (старшая группа) по теме

Богдашина Людмила Васильевна

 

        Ребенок никогда не будет существовать сам по себе: его всегда будут окружать близкие люди, друзья, знакомые. В первые годы жизни мир ребенка замыкается  в основном на родителях . После трех лет ему нужно уже общение со сверстниками.  И   отношения его с окружающими будет складываться определенным образом не только в зависимости от того насколько он будет уметь общаться, но и как он будет относиться к другим людям.  Сумеет ли он ответить добротой на доброту; сможет ли посочувствовать другому человеку?                                             Какими  средствами можно развивать нравственные качества ребенка? Их много.  Это и детская литература; это и познавательные мультфильмы; и, конечно, важным средством нравственности являются игры, ведь многие из них-это моделирование реальных жизненных ситуаций, на которых наши дети учатся доброте, чуткости, желанию протянуть руку помощи другому.                                                                                           Игра является источником познания мира, который позволяет ребенку одновременно развивать внимание и наблюдательность, тренировать память, вырабатывать навыки логического мышления, обогащать внутренний мир новыми впечатлениями и эмоциями. Игры могут быть предложены как родителям для «домашнего использования», так и педагогом для развития  нравственных качеств.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskoe_posobie.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное                         образовательное  учреждение  детский сад № 15                                муниципального образование                                                        Каневской район

Методическое пособие

«Играя, познаем»

Подготовила  воспитатель  МБДОУ № 15

        Богдашина  Людмила  Васильевна        

ст. Придорожная        

   2013г.        

        Ребенок никогда не будет существовать сам по себе: его всегда будут окружать близкие люди, друзья, знакомые. В первые годы жизни мир ребенка замыкается  в основном на родителях . После трех лет ему нужно уже общение со сверстниками.  И   отношения его с окружающими будет складываться определенным образом не только в зависимости от того насколько он будет уметь общаться, но и как он будет относиться к другим людям.  Сумеет ли он ответить добротой на доброту; сможет ли посочувствовать другому человеку?                                             Какими  средствами можно развивать нравственные качества ребенка? Их много.  Это и детская литература; это и познавательные мультфильмы; и, конечно, важным средством нравственности являются игры, ведь многие из них-это моделирование реальных жизненных ситуаций, на которых наши дети учатся доброте, чуткости, желанию протянуть руку помощи другому.                                                                Игра является источником познания мира, который позволяет ребенку одновременно развивать внимание и наблюдательность, тренировать память, вырабатывать навыки логического мышления, обогащать внутренний мир новыми впечатлениями и эмоциями. Игры могут быть предложены как родителям для «домашнего использования», так и педагогом для развития  нравственных качеств.

Путешествие мяча

Цель: научить детей взаимодействовать, играть в команде.

Необходимые оборудование: мячи.

Ход игры:  Игроки делятся на две команды и располагаются в две колонны. Первый игрок  каждой команды получает мяч. Далее ведущий говорит: «Сейчас наш мяч отправится в путешествие, а вы, ребята, поможете ему. По моему сигналу вы будете передавать мяч друг другу. Если я скажу «на самолете» то вы передаете мяч над головами друг другу;  если  я скажу «на самолете» вы начинаете передавать мяч друг другу между расставленными ногами. А когда я скажу «на поезде»- мяч пойдет через «боковые ворота»(между согнутой в локте рукой и телом).

Бездомный заяц

Цель: развивать в детях чувство сопереживания, научить их взаимовыручке.

Ход игры:  Ведущий выбирает среди игроков «охотника» и «бездомного зайца». Остальные игроки образуют группу по 4-5 человек:  трое или четверо дети, взявшись за руки, образуют домик, а один игрок располагается внутри домика. По сигналу ведущего  начинается игра.  «Бездомный заяц» убегает от «охотника», а охотник старается его догнать. «Заяц»  может  спастись от преследователя , забежав в  любой домик. Но тогда, находящийся в домике игрок вынужден его покинуть и сам стать «зайцем». Если  «охотник» догоняет «зайца», то игроки меняются ролями.  Ведущий через некоторое время может прервать игру и поменять  игроков: детей, образующих домики, «охотников» и «зайцев».

Путешествие

Цель: Развивать у детей желание играть вместе, тренировать внимание, сосредоточенность, учить детей терпеливости, способствовать преодолению детской застенчивости.

Необходимые оборудование: фотографии или картинки с изображением лошади, машины, парохода, самолета, бубенчики и ленты на дуге, руль с гудком, капитанская фуражка, штурвал.

Примерный ход: Воспитатель предлагает детям поиграть – отправиться в путешествие. Все вместе вспоминают, какие виды транспорта люди используют в дальних поездках. Затем педегог показывает картинку, один из детей действиями её иллюстрирует, остальные повторяют его движения. Воспитатель показывает следующую картинку, ребёнок меняется, и игра продолжается.

Ласковые имена.

Цель: Воспитывать доброжелательное отношение одного ребенка к другому.

Примерный ход: Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Серёженька, Богданчик, Олечка и т.д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот , кто назвал больше ласковых имён.

Подарок.

Цель игры: Научить детей проявлять внимание и щедрость по отношению к окружающим.

Ход игры: В группе детей выбирается водящий – предполагаемый именинник. Воспитатель предлагает детям немного пофантазировать и подобрать подарок имениннику. Подарок может быть любым, даже необычным, фантастическим. Водящий внимательно выслушивает участников и затем говорит, какой подарок ему действительно хотелось бы получить.

Мостик.

Цель игры: развивать взаимное доверие в детях, привить им чувство взаимовыручки.

Необходимое оборудование: любой плотный платок или шарф.

Ход игры: игра проводится в парах. В каждой паре одному из участников завязывают глаза.  Задача другого участника – провести партнера по тонкому мостику (сделанному из полосок бумаги) над воображаемой глубокой пропастью. Для усложнения задания можно создать различные препятствия на пути игроков. Например, в мостике может не хватать звеньев, и тогда нужно либо делать широкий шаг, либо прыгать. Или путь низко свисают лианы- тогда, проходя под ними, вы будите прогибаться к земле или проползать. Затем пары меняются  так, чтобы все участники побывали и в роли ведущего, и в роли ведомого.

Доктор вежливых наук

Цель игры: научить отзывчивости и вежливости.

Необходимое оборудование: набор призовых фишек, диплом доктора вежливых наук, головной убор профессора. 

Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в вежливую игру. Самому вежливому игроку присудят звание профессора вежливых наук. Дети по очереди называют по одному слову, которое должно быть либо вежливым ( спасибо, пожалуйста, извините), либо дающим положительную оценку кому-либо или чему-либо( красивый, добрый, бескорыстный). За каждое названное слово игрок получает одну игровую фишку. Если ребенку не удается сразу найти вежливое слово, то он уступает очередь следующему участнику игры.  Игра заканчивается, когда все слова исчерпаны, а фишки розданы  участникам игры. После этого ведущий подсчитывает баллы ( по одному баллу за каждую игровую фишку) и подводятся итоги: игрок, который «нашел» больше вежливых слов, объявляется доктором вежливых наук, награждается дипломом, в котором вписывается его имя, и профессорская шапочка.

 Поступаем правильно

Цель игры:  дать детям понять о хороших и плохих поступках и уметь анализировать их. Развивать вежливость, умение вежливо обращаться к товарищам.

Необходимое оборудование:  парные картинки по одной теме, одна из картинок изображает плохой поступок, а второй – хороший.

Ход игры:  Воспитатель разъясняет детям, какие  поступки можно называть хорошими, а какие- плохими. Затем предлагает детям привести примеры плохих и хороших поступков. После этого игра начинается.  Воспитатель раздает каждому игроку по две карточки: одна изображает хороший поступок, а вторая – плохой.  Карточки должны  быть распределены таким образом, чтобы пары к обеим картинкам находились в руках другого игрока. Задача каждого игрока – найти пару к обеим картинкам. Детям придется пообщаться с другими игроками, сравнить рисунки на своих карточках с другими. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети вежливо обращались друг к другу. После того как все пары найдены, игроки описывают сюжет картинок, почему они пришли  к тому или иному мнению. После игры воспитатель подводит итог всему сказанному детьми.

А что сказали бы вы?

Цель игры:  дать детям понять о хороших и плохих поступках, воспитывать чувство дружбы, умение делиться.

Ход игры:   Воспитатель предлагает детям поиграть. В ходе игры он предлагает детям ситуацию и дает три варианта ответа того, как на нее следует отвечать. Задача детей-выбрать из трех вариантов ответов верный.  Например, воспитатель обыгрывает следующие ситуации:

  1.  «Мама дала тебе конфетку. Что вы  на это скажите?
  • дай мне еще одну;
  • я такие не люблю , дай мне другую;
  • спасибо.

  1. Твой друг  просит у тебя игрушку. Что ты ему ответишь?
  •  мне нужна она самому;
  • бери, пожалуйста;
  • я дам тебе, если только ты дашь мне свою.
  1. Бабушка  просит тебя помочь ей помыть посуду. Что ты ей скажешь?
  •  не хочу;
  • конечно;
  • я устал, сама помою.

Задача игроков -  выбрать правильный  вариант. Если игроки, по какой то причине ошибаются, воспитатель не оставляет эту ошибку без внимания: важно объяснить, почему именно этот, а не другой варианты ответа является верным. Воспитатель должен сказать, что хорошие, вежливые слова должны подтверждаться действиями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственных качеств дошкольников на основе этнокультурного материала

В статье описана работа детского сада над проблемой воспитания у дошкольников духовно-нравственных качеств...

Театрализованная деятельность, как средство формирования нравственных качеств дошкольников

какие сказки используют при театрализации, для формирования нравственных качест дошкольника....

Формирование нравственных качеств дошкольников средствами музыки

Данные материал позволяет определить значение и роль музыки в жизни, воспитании, созданиии ценностных категорий дошкольников, позволяет определить взаимосвязь воспитания моральных качест  в стано...

Произведения детской художественной литературы, способствующие формированию нравственных качеств дошкольников/

Консультация для родителей.«Произведения детской художественной литературы, способствующие формированию нравственных качеств дошкольников»....

Выступление на педагогическом совете: Опыт работы по творческой теме «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»

Опыт работы по творческой теме: «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»...

Методическое пособие: «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»

Методическое пособие: «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»...