Главные вкладки

    методическое пособие "Играя, познаем" с подбором игр по формированию нравственных качеств дошкольников
    методическая разработка (старшая группа) по теме

    Богдашина Людмила Васильевна

     

            Ребенок никогда не будет существовать сам по себе: его всегда будут окружать близкие люди, друзья, знакомые. В первые годы жизни мир ребенка замыкается  в основном на родителях . После трех лет ему нужно уже общение со сверстниками.  И   отношения его с окружающими будет складываться определенным образом не только в зависимости от того насколько он будет уметь общаться, но и как он будет относиться к другим людям.  Сумеет ли он ответить добротой на доброту; сможет ли посочувствовать другому человеку?                                             Какими  средствами можно развивать нравственные качества ребенка? Их много.  Это и детская литература; это и познавательные мультфильмы; и, конечно, важным средством нравственности являются игры, ведь многие из них-это моделирование реальных жизненных ситуаций, на которых наши дети учатся доброте, чуткости, желанию протянуть руку помощи другому.                                                                                           Игра является источником познания мира, который позволяет ребенку одновременно развивать внимание и наблюдательность, тренировать память, вырабатывать навыки логического мышления, обогащать внутренний мир новыми впечатлениями и эмоциями. Игры могут быть предложены как родителям для «домашнего использования», так и педагогом для развития  нравственных качеств.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskoe_posobie.docx24.11 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное                         образовательное  учреждение  детский сад № 15                                муниципального образование                                                        Каневской район

    Методическое пособие

    «Играя, познаем»

    Подготовила  воспитатель  МБДОУ № 15

            Богдашина  Людмила  Васильевна        

    ст. Придорожная        

       2013г.        

            Ребенок никогда не будет существовать сам по себе: его всегда будут окружать близкие люди, друзья, знакомые. В первые годы жизни мир ребенка замыкается  в основном на родителях . После трех лет ему нужно уже общение со сверстниками.  И   отношения его с окружающими будет складываться определенным образом не только в зависимости от того насколько он будет уметь общаться, но и как он будет относиться к другим людям.  Сумеет ли он ответить добротой на доброту; сможет ли посочувствовать другому человеку?                                             Какими  средствами можно развивать нравственные качества ребенка? Их много.  Это и детская литература; это и познавательные мультфильмы; и, конечно, важным средством нравственности являются игры, ведь многие из них-это моделирование реальных жизненных ситуаций, на которых наши дети учатся доброте, чуткости, желанию протянуть руку помощи другому.                                                                Игра является источником познания мира, который позволяет ребенку одновременно развивать внимание и наблюдательность, тренировать память, вырабатывать навыки логического мышления, обогащать внутренний мир новыми впечатлениями и эмоциями. Игры могут быть предложены как родителям для «домашнего использования», так и педагогом для развития  нравственных качеств.

    Путешествие мяча

    Цель: научить детей взаимодействовать, играть в команде.

    Необходимые оборудование: мячи.

    Ход игры:  Игроки делятся на две команды и располагаются в две колонны. Первый игрок  каждой команды получает мяч. Далее ведущий говорит: «Сейчас наш мяч отправится в путешествие, а вы, ребята, поможете ему. По моему сигналу вы будете передавать мяч друг другу. Если я скажу «на самолете» то вы передаете мяч над головами друг другу;  если  я скажу «на самолете» вы начинаете передавать мяч друг другу между расставленными ногами. А когда я скажу «на поезде»- мяч пойдет через «боковые ворота»(между согнутой в локте рукой и телом).

    Бездомный заяц

    Цель: развивать в детях чувство сопереживания, научить их взаимовыручке.

    Ход игры:  Ведущий выбирает среди игроков «охотника» и «бездомного зайца». Остальные игроки образуют группу по 4-5 человек:  трое или четверо дети, взявшись за руки, образуют домик, а один игрок располагается внутри домика. По сигналу ведущего  начинается игра.  «Бездомный заяц» убегает от «охотника», а охотник старается его догнать. «Заяц»  может  спастись от преследователя , забежав в  любой домик. Но тогда, находящийся в домике игрок вынужден его покинуть и сам стать «зайцем». Если  «охотник» догоняет «зайца», то игроки меняются ролями.  Ведущий через некоторое время может прервать игру и поменять  игроков: детей, образующих домики, «охотников» и «зайцев».

    Путешествие

    Цель: Развивать у детей желание играть вместе, тренировать внимание, сосредоточенность, учить детей терпеливости, способствовать преодолению детской застенчивости.

    Необходимые оборудование: фотографии или картинки с изображением лошади, машины, парохода, самолета, бубенчики и ленты на дуге, руль с гудком, капитанская фуражка, штурвал.

    Примерный ход: Воспитатель предлагает детям поиграть – отправиться в путешествие. Все вместе вспоминают, какие виды транспорта люди используют в дальних поездках. Затем педегог показывает картинку, один из детей действиями её иллюстрирует, остальные повторяют его движения. Воспитатель показывает следующую картинку, ребёнок меняется, и игра продолжается.

    Ласковые имена.

    Цель: Воспитывать доброжелательное отношение одного ребенка к другому.

    Примерный ход: Игроки должны встать в круг. Один из участников бросает мяч другому, называя его ласково по имени. Например: Серёженька, Богданчик, Олечка и т.д. Второй игрок бросает следующему. Выигрывает тот , кто назвал больше ласковых имён.

    Подарок.

    Цель игры: Научить детей проявлять внимание и щедрость по отношению к окружающим.

    Ход игры: В группе детей выбирается водящий – предполагаемый именинник. Воспитатель предлагает детям немного пофантазировать и подобрать подарок имениннику. Подарок может быть любым, даже необычным, фантастическим. Водящий внимательно выслушивает участников и затем говорит, какой подарок ему действительно хотелось бы получить.

    Мостик.

    Цель игры: развивать взаимное доверие в детях, привить им чувство взаимовыручки.

    Необходимое оборудование: любой плотный платок или шарф.

    Ход игры: игра проводится в парах. В каждой паре одному из участников завязывают глаза.  Задача другого участника – провести партнера по тонкому мостику (сделанному из полосок бумаги) над воображаемой глубокой пропастью. Для усложнения задания можно создать различные препятствия на пути игроков. Например, в мостике может не хватать звеньев, и тогда нужно либо делать широкий шаг, либо прыгать. Или путь низко свисают лианы- тогда, проходя под ними, вы будите прогибаться к земле или проползать. Затем пары меняются  так, чтобы все участники побывали и в роли ведущего, и в роли ведомого.

    Доктор вежливых наук

    Цель игры: научить отзывчивости и вежливости.

    Необходимое оборудование: набор призовых фишек, диплом доктора вежливых наук, головной убор профессора. 

    Ход игры: воспитатель предлагает детям поиграть в вежливую игру. Самому вежливому игроку присудят звание профессора вежливых наук. Дети по очереди называют по одному слову, которое должно быть либо вежливым ( спасибо, пожалуйста, извините), либо дающим положительную оценку кому-либо или чему-либо( красивый, добрый, бескорыстный). За каждое названное слово игрок получает одну игровую фишку. Если ребенку не удается сразу найти вежливое слово, то он уступает очередь следующему участнику игры.  Игра заканчивается, когда все слова исчерпаны, а фишки розданы  участникам игры. После этого ведущий подсчитывает баллы ( по одному баллу за каждую игровую фишку) и подводятся итоги: игрок, который «нашел» больше вежливых слов, объявляется доктором вежливых наук, награждается дипломом, в котором вписывается его имя, и профессорская шапочка.

     Поступаем правильно

    Цель игры:  дать детям понять о хороших и плохих поступках и уметь анализировать их. Развивать вежливость, умение вежливо обращаться к товарищам.

    Необходимое оборудование:  парные картинки по одной теме, одна из картинок изображает плохой поступок, а второй – хороший.

    Ход игры:  Воспитатель разъясняет детям, какие  поступки можно называть хорошими, а какие- плохими. Затем предлагает детям привести примеры плохих и хороших поступков. После этого игра начинается.  Воспитатель раздает каждому игроку по две карточки: одна изображает хороший поступок, а вторая – плохой.  Карточки должны  быть распределены таким образом, чтобы пары к обеим картинкам находились в руках другого игрока. Задача каждого игрока – найти пару к обеим картинкам. Детям придется пообщаться с другими игроками, сравнить рисунки на своих карточках с другими. Воспитатель следит за тем, чтобы все дети вежливо обращались друг к другу. После того как все пары найдены, игроки описывают сюжет картинок, почему они пришли  к тому или иному мнению. После игры воспитатель подводит итог всему сказанному детьми.

    А что сказали бы вы?

    Цель игры:  дать детям понять о хороших и плохих поступках, воспитывать чувство дружбы, умение делиться.

    Ход игры:   Воспитатель предлагает детям поиграть. В ходе игры он предлагает детям ситуацию и дает три варианта ответа того, как на нее следует отвечать. Задача детей-выбрать из трех вариантов ответов верный.  Например, воспитатель обыгрывает следующие ситуации:

    1.  «Мама дала тебе конфетку. Что вы  на это скажите?
    • дай мне еще одну;
    • я такие не люблю , дай мне другую;
    • спасибо.

    1. Твой друг  просит у тебя игрушку. Что ты ему ответишь?
    •  мне нужна она самому;
    • бери, пожалуйста;
    • я дам тебе, если только ты дашь мне свою.
    1. Бабушка  просит тебя помочь ей помыть посуду. Что ты ей скажешь?
    •  не хочу;
    • конечно;
    • я устал, сама помою.

    Задача игроков -  выбрать правильный  вариант. Если игроки, по какой то причине ошибаются, воспитатель не оставляет эту ошибку без внимания: важно объяснить, почему именно этот, а не другой варианты ответа является верным. Воспитатель должен сказать, что хорошие, вежливые слова должны подтверждаться действиями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Организация работы по формированию нравственных качеств у старших дошкольников с применением и использованием сказок (Методическое пособие для воспитателей «Любим сказки»)

    Данный методический комплекс направлен на воспитание нравственных качеств у старших дошкольников, а так же будет полезен для работы воспитателям....

    Дидактическая игра по формированию нравственных качеств у детей раннего возраста «В гостях у трех медведей»

    Цель: создать игровые ситуации, способствующие формированию у детей доброжелательности, дружелюбия, доброты. Приучать вежливо здороваться, благодарить....

    Методическое пособие: «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»

    Методическое пособие: «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»...

    конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию нравственных качеств дошкольников посредством народной сказки в младшей группе "Путешествие в сказку"

    Цель: Воспитание нравственных качеств детей.Задачи:1.    Формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки других.2.    Развитие эмоциональной отзывчивости...

    Картотека игр по формированию нравственных качеств у дошкольников

    Картотека игр по формированию нравственных качеств у дошкольников 3-4 лет...