Выступление на педагогическом совете: Опыт работы по творческой теме «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»
материал по теме

Ксения Анатольевна Прокопцова

Опыт работы по творческой теме: «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников» 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Алёнка» г. Советский»

Выступление

 по творческой теме:

«Коллективное изобразительное творчество,

как средство формирования нравственных качеств дошкольников»

Автор: Прокопцова Ксения Анатольевна,

воспитатель

г. Советский, март 2016

Проблема формирования нравственных качеств личности дошкольников, привычек нравственного поведения стояла перед педагогами всегда. Как показывают социологические исследования, проведенные среди родителей и воспитателей, самыми ценными качествами детей, несмотря на увлечение ранним интеллектуальным развитием, и те и другие считают доброту и отзывчивость. Практически все образовательные программы для детей дошкольного возраста содержат раздел, который специально посвящен воспитанию нравственных качеств личности.

Важность этой задачи очевидна. Именно в дошкольном возрасте складываются основные этические инстанции, оформляются и укрепляются основы личности и отношение к другим людям. Вместе с тем методы такого воспитания далеко не столь очевидны и представляют серьезную педагогическую проблему. При всем многообразии программ педагоги отмечают нарастание детской агрессивности, жестокости, эмоциональной глухоты, замкнутости на себе и собственных интересах.

Разработка методов и средств воспитания нравственных качеств личности и привычек нравственного поведения является в настоящее время одной из главных задач, которая ставится обществом и родителями перед педагогами и психологами.

Нравственное воспитание может достигаться при помощи разных средств. Одно из важных - изобразительная деятельность детей, включающая рисование, лепку, аппликацию, которая может осуществляться индивидуально, в парах, а может объединяться в общую композицию. Такие работы называются коллективными.

В процессе коллективного выполнения задания создаются условия для развития умений договариваться, уступать, вносить собственный вклад в общее дело, проявлять инициативу, выдвигать предположения, отстаивать собственное пространство, идею.

По завершении происходит процесс совместного любования общим продуктом. Положительные переживания объединяют детей. Значение имеет окончательный внешний вид коллективной работы - зримый образ. Коллективное изображение всегда богаче по содержанию, производит более яркое впечатление, чем индивидуально выполненная работа.

Передо мной  возникла необходимость в разработке и внедрении коллективного творчества в свою работу с дошкольниками.

Анализ изученной литературы, программно-методических материалов, наблюдения за детьми в группе по развитию социально- коммутативной компетентности позволил установить причины низкой сформированности нравственных качеств дошкольников.

  • Низкий уровень знаний  нравственных норм, правил и ценностей у дошкольников
  • Дошкольники имеют ограниченный словарь словесной вежливости.
  • Не все дошкольники  имеют привычку  нравственно поступать в соответствии с нравственными правилами, договариваться, помогать друг другу, уступать. 
  • Имеются частичные знания основных правил и норм поведения, но не всегда понимаются  и соблюдаются ими  в совместной деятельности.
  • Снижена активность детей в участии в коллективных делах.

Результаты анкетирования и опроса  родителей подтвердили потребность совместной работы в направлении по формированию нравственных качеств дошкольников.

  • Вопросами нравственного  воспитания, в должном понимании этих слов, родители практически не занимаются.  
  • Наблюдается снижение количества времени, уделяемого личностному общению родителей с ребёнком.

Появилась необходимость в совершенствовании способов обогащения нравственного опыта ребенка,  создание естественной ситуации общения и практического взаимодействия детей.

Мною была выбрана тема по самообразованию: «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»

Цель: Формирование нравственных качеств дошкольников посредством организации коллективного изобразительного творчества 

Задачи: 

  • Систематизировать знания детей в усвоение норм и ценностей, принятых в обществе
  • Формировать готовности детей к совместной деятельности
  • Развивать умения договариваться, помогать друг другу, уступать.

Ожидаемый результат

  • У детей повысится уровень знаний  нравственных норм, правил и ценностей.
  • Дети приобретут позитивные навыки общения друг с другом, смогут самостоятельно договариваются о совместной работе, ее содержании.
  • Научаться правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников.
  • Дошкольники расширят  словарь словесной вежливости, смогут активно употреблять его в речи.
  • Активизируется участие детей и взрослых в выставках, конкурсах, мероприятиях различного уровня.
  • В результате проведённых совместных мероприятий родители повысят свой уровень знаний по проблеме нравственного воспитания дошкольников.

Новизна: 

Разработанная система работы по коллективному изобразительному творчеству , способствует формированию нравственных качеств дошкольников.

Адресат: дошкольники в возрасте от 3- до 7лет

Формы работы с родителями

  • Анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса нравственного воспитания в семье
  • Родительские собрания, открытые занятия для родителей и с родителями
  • Наглядные виды работы: информационные стенды, выставки детских работ, педагогической и психологической литературы, дидактических игр
  • Экскурсии; совместные праздники, спортивные мероприятия, мастер-классы
  • Помощь родителей в изготовлении наглядного и дидактического материала

Содержание работы по формированию нравственных качеств дошкольников через коллективное изобразительное творчество

На занятиях использую, все три формы совместной деятельности детей. Выбор зависит от задач, которые ставятся на занятии перед детьми.

Для проведения этих занятий требуется определенная подготовка и определенный настрой ребенка. Для систематического проведения занятий по коллективному творчеству создала перспективный план, отобрала темы, материалы, продумала формы организации.

Работая на средней группе, детского сада я большое значение уделяю коллективному творчеству детей. В этом возрасте можно говорить о возникающей способности детей к совместной деятельности. В нашей группе работа по коллективной деятельности детей проводиться как в непосредственной организованной образовательной деятельности с воспитателем, так и в утренние и вечерние часы.

Я распределяю работу по созданию изображений между детьми так, чтобы каждому было интересно, чтобы ребенку было по силам, создать свою часть в общей композиции и чтобы он мог проявить себя, лучшим образом используя свои возможности, и достигнуть высокого результата.

Созданную коллективную работу, мы оставляем на некоторое время в группе, это обращает ребенка к готовой работе, он может дополнить ее, побеседовать со сверстниками о содержание рисунка. И это вызывает желание создавать новые коллективные композиции.

Во время коллективного выполнения работы интересно наблюдать, как дети находят выход из сложившихся ситуаций, одни исправляют огрехи партнера (подклеивают, другие договариваются делать то,  что у них лучше получается, а у кого-то портится настроение и пропадает интерес к работе. В такие моменты я стараюсь вовремя заметить напряженность и найти правильные приемы для изменения сложившейся ситуации. Наряду с этим с ребятами стараемся поддержать друг друга. На занятиях использую разные виды искусства: изобразительное и декоративное, музыку, танец, литературу.

Планирование работы

по коллективной изобразительной деятельности у дошкольников

Для того чтобы обеспечить эффективное целенаправленное и систематическое формирование нравственных качеств дошкольников, необходимо работу по коллективному творчеству правильно спланировать.

Планирование любой работы с дошкольниками всегда осуществляется в соответствии с возрастными особенностями. Содержание, методы, приёмы и формы организации детской деятельности отбираются в соответствии с задачами нравственного воспитания. Так же в плане нужно предусмотреть постепенное усложнение содержания и методов с учётом их достижений.

Традиционно формирование нравственных черт личности осуществляется в процессе всей воспитательно -образовательной работы с детьми: на занятии, в повседневном общении, в играх, труде и.т.д. Поэтому как самостоятельный раздел нравственное воспитание не планируется.

Традиционно формирование нравственных черт личности осуществляется в процессе всей воспитательно-образовательной работы с детьми: на занятии, в повседневном общении, в играх, труде и.т.д. Поэтому как самостоятельный раздел - нравственное воспитание не планируется. Однако формирование навыков поведения (вежливого и заботливого отношения к окружающим людям) требует, чтобы дети овладели этими навыками, соответственно требует их планирования, т.к. формирование навыков – процесс очень длительный, требующий многократности и последовательности выполнения каких-либо упражнений, действий.

Для родителей организуются совместные занятия с детьми, в которых родители совместно со своими детьми создают работы. В таких занятиях ребенок чувствует родительскую поддержку и ребенок горд тем, что может чему-то научить их. Также предлагаю домашние задания, в которых родитель – ребенок изготавливают заготовки для будущей совместной работы, а на праздничном мероприятии создаем одну большую коллективную работу. И это вызывает у всех море радости и восторга.

С помощью бесед, игровых тренингов, моделирований ситуаций, чтения художественных произведений, показа мультфильмов и дидактических игр воспитывала у детей доброжелательные взаимоотношения, учила сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу.

Для  систематического проведения занятий по коллективному творчеству мною был создан перспективный план на 3 возрастные группы: средняя группа (4 – 5 лет); старшая группа (5 – 6 лет); подготовительная к школе группа (6-7)

Данный перспективный план рассчитан на 3 года, имеет удобную структуру по блокам: занятия (коллективное творчество), беседы, задачи и  материал. Это позволяет проследить системность и последовательность целей и задач.

На начало учебного года в средней группе была проведена диагностика нравственных качеств дошкольников 4-5 лет.  В работе были использованы следующие методика И.Б. Дермановой «Сюжетные картинки», наблюдения «Собери картинку». Диагностическая методика "Сюжетные картинки"
(модифицированный вариант Р.М. Калининой)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованная деятельность, как средство формирования нравственных качеств дошкольников

какие сказки используют при театрализации, для формирования нравственных качест дошкольника....

Педагогический проект на тему «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»

Педагогический проект на тему: «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»...

Методическое пособие: «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»

Методическое пособие: «Коллективное изобразительное творчество, как средство формирования нравственных качеств дошкольников»...

План работы по самообразованию на тему: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

В данном материале представлен план по самообразованию на тему: "Устное народное творчество как срество духовно-нравственного воспитания дошкольников"...

План по самообразованию по теме: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» в средней группе на 2017 – 2018 учебный год

Цель работы:  объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основ...