План по самообразованию по теме: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» в средней группе на 2017 – 2018 учебный год
материал (средняя группа) на тему

Радионова Наталья Алексеевна

Цель работы:  объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №42»

План по самообразованию по теме:

«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» в средней группе

на 2017 – 2018 учебный год

                                                                                                 Подготовила:

                                                                                               воспитатель

Радионова Н.А.

Воронеж 2017 г.

Актуальность выбранной темы:

      «Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

В наше время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

Изначально, в российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

 Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка.

Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

Цель работы:  объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Задачи:

- ознакомиться с методическими новинками по теме;

- применить современные педагогические приемы на практике;

- организовать воспитательный процесс с учетом современных требований и использованием инновационных технологий;

-совершенствовать и повышать уровень профессионального мастерства.

 Предполагаемые результаты:

- повышение профессионального мастерства и компетентности;

- объединение усилий педагога и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. спб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / сост. В. Аникин. М., 1985.

Работа с детьми

Октябрь

Разучивание с детьми потешек: «Ножки, ножки, где вы были?», «Стучит, бренчит по улице».

Консультация для родителей «Роль потешки в воспитании ребёнка».

Ноябрь

Дидактическая игра с   детьми «Узнай потешку»; Знакомство с потешкой «Иди весна, иди красна!».

Изучение статьи на тему «Роль фольклора в развитии речи детей».

Декабрь

Настольно-печатные игры по мотивам потешек   (разрезные картинки, лото).

Конкурс для родителей на лучшую папку-раскладушку «Песенки-потешки».

Январь

Знакомство и обыгрывание сказки «Зимовье».

Показ родителям презентации «Роль народного творчества в жизни детей».

Февраль

Показ кукольного театра по сказке «Лисичка-сестричка и волк».

Работа с семьёй

Март

Разучивание колыбельных песенок.        Выявление знаний у родителей. Анкетирование родителей.

Конкурс чтецов на тему «Весна пришла». Консультация для воспитателей на тему «Фольклор в работе с детьми».

Анкетирование родителей: «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка».

Апрель

Игра-драматизация по сказке «Кот, петух и лиса».

Игра-викторина «Овощи и фрукты».

Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей»;

Литературная викторина для родителей и детей «По тропинкам сказки».

Консультация для воспитателей:

«Устное народное творчество – как средство воспитания дошкольников».

Самореализация

Май

Отчет о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязыч...

консультация для родителей по теме "Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития ребенка"

Консультация для родителей по теме "Устное народное творчесвто как средство духовно-нравственного развития ребенка"...

Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной с...

План работы по самообразованию на тему: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

В данном материале представлен план по самообразованию на тему: "Устное народное творчество как срество духовно-нравственного воспитания дошкольников"...

План самообразования на тему: «Экологическое воспитание дошкольников посредством театрализованной деятельности» на 2017-2018 учебный год

Самообразование дает возможность продолжать повышать свой педагогический уровень, профессиональную компетентность, внедрять в работу новые методы и направления в воспитании и обучении детей на выбранн...

Доклад по теме: "Устное народное творчество как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников"

воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей....