Самообразование на тему "«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"
методическая разработка по художественной литературе (старшая группа)

Шаповал Ирина Анатольевна

Целью  выбранной мною темы по самообразованию является объединение усилий родителей и педагога по воспитанию детей посредством русского народного фольклора.

Актуальность выбранной темы по самообразованию является то, что материальные ценности в наше время доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Изначально ,в российской педагогике воспитание связывалось с развитием духовно-нравственной сферы, а одним из средств духовно-нравственного воспитания является устное народное творчество. Разрабатывая план по самообразованию, я опиралась на подбор и изучение методической литературы, тесную работу с родителями. В плане по самообразованию представлены темы, формы проведения ОД, самостоятельной, совместной и индивидуальной деятельности детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Центр развития ребёнка- Детский сад № 6» г. Владивостока приморского края.

План работы

по самообразованию на тему: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Разработала воспитатель:

Шаповал Ирина Анатольевна

2024-2025г

Цель работы: повышение профессионального мастерства и компетентности; объединение усилий педагога и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

Задачи:

-ознакомиться с методическими новинками по теме;

- применить современные педагогические приемы на практике;

- организовать воспитательный процесс с учетом современных требований и использованием инновационных технологий;

-совершенствовать и повышать уровень профессионального мастерства.

Актуальность выбранной темы

«Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш» (В.А.Сухомлинский).

В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности.

В наше время материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.

Формирование основ моральных качеств начинается еще в дошкольном детстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит духовно-нравственное развитие ребенка.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивые к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей – главные идеи воспитания духовно-нравственных качеств личности.

Изначально, в российской педагогике воспитание всегда связывалось с развитием духовно-нравственной сферы и ставило перед собой цель – воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей.

Одним из средств духовно-нравственного воспитания дошкольников является устное народное творчество. Неслучайно фольклор с давних времен должным образом оценивается в разных аспектах: как средство педагогического воздействия, как средство психолого-педагогического изучения ребенка, как средство формирования духовно-нравственной культуры, как средство обогащения словарного запаса детей и как средство передачи красоты и образности русского языка.

Только произведения устного народного творчества удивительным образом совмещают в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания, соответствующие психофизиологическим особенностям дошкольников.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Подбор и изучение методической литературы

Составление картотеки загадок и потешек для детей .

Сентябрь - май

1. ФОП ДО

2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985.

Подбор материала для работы с детьми по теме

Работа с детьми

Декабрь

Отгадывание детьми загадок.

Досуг «День загадок»

Январь

Театрализованная постановка.

Инсценирование русской народной сказки «Репка»

Февраль

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.

Развлечение «Широкая Масленица»

Март

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками»

Апрель

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись

Работа с семьёй

Январь

Выявление знаний у родителей. Анкетирование родителей.

«Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»

Февраль

Консультация для родителей

«Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

Апрель

Совместное творчество детей и родителей.

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Самореализация

Март

Консультация для воспитателей

«Устное народное творчество как средство воспитания дошкольников»

Май

Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете.

Выступление на педсовете.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

на 2024-2025 учебный год

Этапы работы по
самообразованию

Деятельность

1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач.

Цель работы по самообразованию: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

2. Планирование работы по самообразованию.

Планирование работы по следующим разделам:

-изучение методической литературы;

-работа с детьми;

-работа с семьёй;

-самореализация.

3. Теоретическое изучение проблемы.

Изучение литературы по теме:

1. ФОП ДО.

2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.

4. Практическая деятельность

Досуг «День загадок»;

Инсценирование русской народной сказки «Репка»;

Развлечение «Широкая Масленица»;

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками»;

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»;

Анкетирование родителей «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»;

Консультация для родителей « Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста»;

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»;

Консультация для воспитателей «Устное народное творчество как средство воспитания дошкольников».

Выступление на педсовете по изученной теме.

Отчёт по теме самообразования.

5. Подведение итогов самообразования.

В результате работы по теме самообразования

- повышение интереса у большинства детей к устному народному творчеству;

-обогащение устной речи;

-у родителей формирование представлений о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка;

-расширение представлений о влиянии устного народного творчества на развитие духовно-нравственного воспитания ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников"

Народная культура – одно из средств нравственного, познавательного и эстетического развития детей. Современный дошкольник живет во время, когда русская культура, родной язык испытывают влияние иноязыч...

консультация для родителей по теме "Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития ребенка"

Консультация для родителей по теме "Устное народное творчесвто как средство духовно-нравственного развития ребенка"...

Народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников.

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной с...

План работы по самообразованию на тему: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

В данном материале представлен план по самообразованию на тему: "Устное народное творчество как срество духовно-нравственного воспитания дошкольников"...

План по самообразованию по теме: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» в средней группе на 2017 – 2018 учебный год

Цель работы:  объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основ...

Доклад по теме: "Устное народное творчество как средство духовно – нравственного воспитания дошкольников"

воспитать ребенка мыслящим, добродетельным, милосердным, верящим в возможность совершенствования мира и людей....