«Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников посредством IT-технологий»
статья (старшая, подготовительная группа)

Любодеева Ирина Викторовна

Современные дети живут и обучаются в эпоху цифровых технологий. Краеведческие игры интересны для детей дошкольного влзраста, но еще интересней когда этот материал преподносится в виде интерактивных игр, доступных и понятных ребенку. Играя в такие игры дети получают целостное представление о родном крае, городе, о своей Родине. Созданное мной методическое пособие для интерактивной доски "Тропинками Кузбасса" не только формирует у ребенка определенный запас представлений о своей малой Родине, но и дает возможность почувствовать себя участником происходящих в нем событий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование нравственно-патриотических качеств дошкольников посредством IT-технологий»

На современных педагогов, работающих в дошкольных образовательных организациях, возлагается ответственная задача – воспитание настоящих патриотов своей страны. Именно в детском саду дети учатся уважительно относиться к традициям предков, гордости за малую Родину. Региональный компонент в образовательной программе по ФГОС ДОУ позволяет педагогам так организовать деятельность дошкольников, чтобы они лучше изучили свой край, познакомились с природой, культурой, историей, что способствует формированию у детей интереса и привязанности к родному краю, развитию патриотических чувств.

Главная цель дошкольного краеведения - воспитание гражданина, любящего и знающего свой край.

Знакомство детей с краеведческим материалом происходит постепенно, от близких и понятных детей, к далекому: семья и город, а далее регион и страна. Одновременно дошкольники узнают историю своего города, истоки его возникновения. Так постепенно у детей закладывается основа целостной картины окружающего мира.

Игра, в дошкольном возрасте – это ведущий вид детской деятельности, и поэтому игра, является одним из способов познания окружающего мира, особенно тогда, когда дети используют игру как отражение действительности. Краеведческие игры актуальны и интересны для детей дошкольного возраста. Играя в такие игры, дети получают целостное представление о родном крае, городе, о своей Родине.

Современные дети живут и обучаются в эпоху цифровых технологий. Эти новинки пришли в систему образования не по заказу педагогов, а из других сфер общественной жизни. Возьмем, к примеру, интерактивную доску. Изначально интерактивная доска использовалась в бизнес-организациях и на разных выставках и форумах. И педагоги нашли ей применение в процессе обучения.

         В настоящее время нет готовых интерактивных ресурсов, созданных непосредственно в программном обеспечении интерактивной доски СМАРТ для работы с дошкольниками по изучению родного края. Для того чтобы полученные знания о родном городе и крае стали значимыми для детей – мы разработали электронное методическое пособие для старших дошкольников на интерактивной доске «Тропинками Кузбасса», для закрепления и демонстрации своих знаний и навыков в интерактивных играх, знакомящих детей с Кузбассом.

              В состав пособия входят игры краеведческой тематики, созданных в программе SMART Notebook. Электронные материалы используются на групповых и индивидуальных занятиях, для закрепления компетенций детей старшего дошкольного возраста по истории, географии и архитектуре города Кемерово и Кемеровской области, растений и животных Кузбасса.  Дошкольникам предоставляется возможность разгадать графические загадки - ребусы, в которых зашифровано слово или фраза, связанная с Кемеровской областью. Яркие картинки, звук, анимация помогают детям приблизиться к многообразию животного и растительного мира, познакомиться с основами географии, решить головоломки, и многое другое. Разгадывание ребусов развивает мышление, память, внимание, логику и усидчивость.

         В отсутствии интерактивной доски электронные материалы легко можно использовать на ноутбуке. Главное условие – наличие приложения Notebook. Решая поставленные перед ним проблемные задачи, дошкольник сам, без участия взрослого, а при помощи интерактивных действий самой программы может проверить правильность их выполнения. Это является мотивацией повышения познавательной активности детей. Интерактивная доска очень "терпелива", она никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, когда он сам их исправит, ведь функции позволяют выполнить проверку несколькими способами (показывает правильный ответ, мигает или крутится, если ответ не верен, даёт подсказку). В зависимости от поставленных целей и задач педагог регулирует темп и количество игровых обучающих заданий. Один и тот же программный материал можно повторять много раз, и огромное значение имеют разные формы его подачи. Знакомясь с символикой Кузбасса, дети выполняют разнообразные задания: исправляют ошибки, собирают герб и флаг в виде 3D пазлов и разрезной мозаики. При изучении городов Кузбасса, при помощи волшебной лупы, можно найти их на карте области, разгадать кроссворд, составленный из названий городов, познакомиться с памятниками и достопримечательностями.

 Интерактивные игры краеведческого характера не только сформируют у ребенка определенный запас представлений о родном городе, профессиях людей, культуры, истории, но и дают возможность почувствовать себя участником, происходящих в нем событий, ощутить ответственность и гордость за свою малую Родину и его жителей.

Ещё одно преимущество использования IT-технологий в детском саду – возможность совершать виртуальные путешествия, экскурсии «здесь» и «сейчас», так как не все имеют возможность воочию увидеть и насладиться красотами Кузбасса, значимыми местами, музеями, памятниками. А расширить границы посещения интересных, заслуживающих внимания и необычайно красивых мест нашего края можно через виртуальные экскурсии посредством интерактивной доски.

Современные дети требуют нового, современного подхода к образовательному процессу. И наша задача, используя современные информационные технологии, органично вплетая их в педагогические технологии обучения, создать высокий уровень качества образования.

Список литературы:

  1. Воронкова, О.Б. Информационные технологии в образовании. Интерактивные методы / О.Б. Воронкова. – М.: Феникс, 2010. - 315 с.
  2. Кондрыкинская, Л.А. С чего начинается Родина? Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ / Л.А. Кондрыкинская. – М.: Сфера, 2005г. - 192с.
  3. Куприянов, А.Н. Природа Кузбасса, или Приключения зелёного кузнечика Кузи / А.Н. Куприянов. – К.: Кузбасс, 2004.- 72с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет «Формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Программа дополнительного образования «Формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности» имеет нравственно-патриотическое направление....

Программа дополнительного образования для детей 6-7 лет «Формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности»

Пояснительная запискаПрограмма дополнительного образования «Формирование нравственно-патриотических ценностей у дошкольников посредством театрализованной деятельности» имеет нравственно-патриотическое...

«Основы формирования нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством знакомства с малой Родиной»

Для того, чтобы подготовить ребёнка к жизни, научить его быть честным, справедливым и успешным во всех делах, необходимо помочь ему с самого раннего детства полюбить свою Родину. В связи с этим огромн...

Педагогический проект "Использование современной технологии "Проектная деятельность" для формирования нравственно-патриотических ценностей у дошкольников

В последнее время широко используются современные технологии. Реализуя метод проектов, мы воспитываем самостоятельную и ответственную личность, развиваем умственные и творческие способности детей. Сем...

Педагогический опыт работы на тему: "Воспитание нравственно - патриотических чувств старших дошкольников посредством формирования любви к родному краю"

В докладе описан опыт работы воспитателя по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников, посредством ознакомления с родным краем....

Формирование нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников посредством дополнительного образования на примере программы дополнительного образования « Растим патриотов»

Программа дополнительного образования «Растим патриотов» по формированию у детей 4-5 лет начальных нравственно- патриотиче...