Формирование нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников посредством дополнительного образования на примере программы дополнительного образования « Растим патриотов»
учебно-методический материал (средняя группа)

Илькевич Наталья Юрьевна

 Программа дополнительного образования «Растим патриотов» по формированию у детей 4-5 лет начальных нравственно- патриотических представлений имеет познавательную направленность.

Содержание программы представляет одно из направлений образования в области «Познавательное развитие», включающее не только первичное формирование знаний о семье и родном крае, но и предполагающее развитие познавательных интересов ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема выступления

Формирование нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников посредством дополнительного образования на примере программы дополнительного образования « Растим патриотов»

Направленность программы

Программа дополнительного образования «Растим патриотов» по формированию у детей 4-5 лет начальных нравственно- патриотических представлений имеет познавательную направленность.

Содержание программы представляет одно из направлений образования в области «Познавательное развитие», включающее не только первичное формирование знаний о семье и родном крае, но и предполагающее развитие познавательных интересов ребенка.

Новизна программы

Заключается в том, что патриотический подход в образовании дает возможность гуманизировать воспитательный процесс, выбрать образовательный маршрут для детей не только в информационно-просветительском, но и в эмоциональном плане. Знакомясь с родным городом, с его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях и в то же время приобщатся к богатству национальной и мировой культуры.

Актуальность программы

Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости.

Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

Современное Российское общество столкнулось с острейшей проблемой - отсутствием патриотизма у подрастающего поколения. Формирование гражданина, патриота своей Родины, начинается в детском возрасте с чувства любви к близким людям, родному дому, родному краю, городу, природе, традициям. На основе этих общих для всех чувств формируется и укрепляется высокое чувство любви к Родине. Каждый человек приходит в свою взрослую жизнь из детства, и от того, каким оно было, зависит наше будущее.

В настоящее время усилено внимание к решению задач патриотического воспитания со стороны Правительства РФ и Министерства образования РФ. Многие современные вариативные программы воспитания, развития и обучения дошкольников содержат задачи ознакомления с государственными символами: флагом и гербом страны, мелодией гимна.

Отличительные особенности программы.

Отличительной особенностью данной программы является то, что знания о истории родного города и его современной жизни дети приобретают на раннем этапе дошкольного образования, посредством развивающих игр, а также, выполняя различного рода практические и творческие задания, виртуально «путешествуя» по страницам истории.

Формы и режим занятий.

Образовательная деятельность во вторую половину дня, 1 раз в неделю по 20 минут.

Программа рассчитана на 28 занятий.

Формы организации детей:

  • групповая;
  • подгрупповая;
  • индивидуальная.

Формы занятий:

  • фронтальная;
  • игровая;
  • интегрированная.

Как уже говорилось ранее кружок начал проводиться с октября месяца этого года. Провели несколько занятий по темам:

- Моя семья;

-Символы России и нашей Республики;

-Флаг России;

Учитывая актуальность моей темы и необходимость в создании новых методических продуктов для увлекательных и познавательных занятий с детьми в нашей группе, мы с моей коллегой разработали и внедрили новое методическое пособие «Мордовия мой край родной». Данное пособие направлено на формирование представлений и систематизации знание о нашей малой Родине- Республики Мордовия , именно эти знания и данная направленность запланирована в плане моего кружка.

И одним из самых продуктивных пособий в этой связи является лэпбук- это красочный и информационный материал для работы по патриотическому воспитанию дошкольников.

В состав лэпбука входят: лист обложка, фоновые страницы, мини книжки, дидактические игры на липучках и картинки для детей дошкольного возраста.

На первой странице лепбука представленны:

Карточки на липучках, флаг, герб, гимн республики Мордовии.

Цель: формирование знаний о флаге гербе, развитие слухового восприятия, внимания и патриотизма.
Книжка -малышка «Мордовские сказки»

Цель: развивать внимание, память, учить внимательно слушать литературные произведения.
Книжка-малышка « Города республики Мордовия»

Цель: Формировать знания о городах республики Мордовия.

На второй странице лепбука представленны:

Ирга «Одень Мордовскую Куклу» с описанием названий одежды.

Цель: формирование знаний о видах мордовского народного костюма.

Карман с вложениями «Мордовские народные игры»

Цель: Знакомить детей с подвижными играми, вызывать интерес к древней игре.

На третьей странице лепбука представленны:

«Пословицы и поговорки Мордовского народа»

Цель:Формировать знания о старинных выражений, их значений, умение применять в современной речи детей.

Иллюстрации «Народные промыслы Мордовского народа»

Цель: формировать знания о народных промыслах, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Книжка-малышка « Достопримечательности Мордовии»

Цель: познакомить детей с достопримечательностями (памятники, архитектурные здания) родного города, формирование и закрепление знаний о достопримечательностях.

На четвертой странице лепбука представленны:

Игра на липучках «Животные Мордовского Государственного заповедника имени П.Г. Смидовича»

Цель: закрепление знаний о разнообразии животного мира Мордовии.

Данное пособие рекомендуется к использованию в любой форме образовательной общеразвивающей деятельноси по приобщению к родной культуре и развитию патриотического воспитания детей дошкольного возраста.

Кубики «СОБЕРИ КАРТИНКУ»

Методическое пособие для детей дошкольного возраста

Разработано: воспитателями Арютиной И.Е Илькевич Н.Ю.

Цель: формирование представлений и систематизация знаний о символах России и Республике Мордовия.

Задачи:

Способствовать закреплению знаний символах своей страны и малой родины.

Закрепление знаний о цвете, последовательности цветов в Российском флаге, и флаге Республики Мордовия, о значении каждого из них.

Вызвать эмоциональный отклик, интерес к родному краю в результате игровой деятельности.

Развивать зрительную память, сенсорные способности дошкольников.

В игровой комплект входят кубики, на гранях которых нанесены флаг, герб и животное-символ:лиса и медведь.

Данное пособие рекомендуется к использованию детей дошкольного возраста в свободной деятельности и на образовательной общеразвивающей деятельности по приобщению к родной культуре и развитию патриотического воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование «Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством художественного творчества»

В данном материале обозначены цели и задачи выбранной темы по самообразованию и составлен перспективный план на учебный год...

Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников к Родине, как к многонациональному государству"

проект посвящен актуальной проблеме профилактики конфликтных ситуаций в многонациональном государстве....

Отчет по самообразованию " Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством художественного творчества"

Отчет по самообразованию«Развитие нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников посредством художественного творчества»...

Нравственно патриотическое воспитание младших дошкольников посредством взаимодействия с семьёй в соответствии с ФГОС

Нравственно патриотическое воспитание младших дошкольников посредством взаимодействия с семьёй в соответствии с ФГОС...

«Понижение стрессогенности в период адаптации дошкольников посредством дополнительного образования, как фактора здоровьесбережения»

В современное время по статистическим показателям все большее количество детей обладают различными аспектами стрессогенности при адаптации к условиям детских дошкольных учреждений, что сопровождается ...

Статья: Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством взаимодействия с семьёй.

Чувство патриотизма очень многогранно по своему содержанию. Это, прежде всего, любовь к близким людям, к своей семье, к родным местам, гордость за свою страну, за свой народ и привязанность к те...

Консультация для родителей "Нравственно-патриотическое воспитание младших дошкольников посредством русских народных сказок"

Сказки -  это самый доступный пример для детей.  Дети учатся различать добро и зло, правильные и неправильные поступки, положительных и отрицательных героев. И как следствие, делают выводы, ...