«Понижение стрессогенности в период адаптации дошкольников посредством дополнительного образования, как фактора здоровьесбережения»
статья на тему

Губанова Ирина Махсутовна

В современное время по статистическим показателям все большее количество детей обладают различными аспектами стрессогенности при адаптации к условиям детских дошкольных учреждений, что сопровождается отклонением от норм здоровья.

Подобные проблемы возникают не только перед родителями и их детьми, но и перед воспитателями, которые принимают новых детей в свои группы. Данная проблема является актуальной, так как смена социальной среды отражается на психическом и физическом здоровье ребенка. Особого внимания требуют дети двухлетнего возраста, поскольку в данный период адаптация проходит сложнее, сопровождаясь образованием стрессогенности и болезней, что подтверждает необходимость использования дополнительного образования в качестве фактора здоровьесбережения.

Дополнительное образование направлено на формирование определённых условий для развития личности дошкольников, укрепления их здоровья, а также творческой деятельности. Дополнительное образование оказывает благотворное влияние на адаптацию детей к дошкольным учреждениям, а также к общественной жизни, созданию общей культуры, организации досуга. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnoe_obrazovanie_esse.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

ЭССЕ

на тему:

«Понижение стрессогенности в период адаптации дошкольников посредством дополнительного образования, как фактора здоровьесбережения»

Выполнила магистрантка 2-ого курса, Губанова Ирина Махсутовна

Москва, 2017

В современное время по статистическим показателям все большее количество детей обладают различными аспектами стрессогенности при адаптации к условиям детских дошкольных учреждений, что сопровождается отклонением от норм здоровья.

Подобные проблемы возникают не только перед родителями и их детьми, но и перед воспитателями, которые принимают новых детей в свои группы. Данная проблема является актуальной, так как смена социальной среды отражается на психическом и физическом здоровье ребенка. Особого внимания требуют дети двухлетнего возраста, поскольку в данный период адаптация проходит сложнее, сопровождаясь образованием стрессогенности и болезней, что подтверждает необходимость использования дополнительного образования в качестве фактора здоровьесбережения.

Дополнительное образование направлено на формирование определённых условий для развития личности дошкольников, укрепления их здоровья, а также творческой деятельности. Дополнительное образование оказывает благотворное влияние на адаптацию детей к дошкольным учреждениям, а также к общественной жизни, созданию общей культуры, организации досуга.

Стоит отметить, что важность дополнительного образования является неоспоримой, поскольку оно обеспечивает эмоциональное благополучие дошкольников, укрепляет их физическое и психическое здоровье, позволяет осуществлять профилактику асоциального поведения. Возможность здоровьесбережения и понижения стрессогенности в период адаптации дошкольников в учреждениях дополнительного образования продиктованы спецификой данного образовательного типа.

Дополнительное образование имеет большой потенциал в педагогической профилактике стрессогенности. Как полагает Колесникова М.Г., возможность создания посредством учреждений дополнительного образования личностных ресурсов, которые обеспечивают дошкольникам развитие социального и нормативного стиля жизни с преобладанием в нем здорового образа жизни, что позволяет детям достаточно быстро адаптироваться к новым условиям, избегая излишнего стресса, а также возникновения агрессивного поведения. По этой причине приоритетным значением обладает повышение квалификации педагогов дополнительного образования, которое направлено на получение ими знаний по здоровьесберегающим технологиям.

Далее необходимо раскрыть приоритетные направления обучения здоровьесберегающей психолого-педагогической деятельности, которая обладает важным значением для педагогов дополнительного образования при понижении стрессогенности дошкольников в период адаптации.

Формирование личных достижений дошкольников.

Дошкольники склонны к трудной адаптации при поступлении в детские дошкольные учреждения, у них не имеется должного представления о жизни, нередко бывает неадекватная самооценка, они неприспособлены к обществу, поскольку долгое время проводили в кругу семьи. Подобные дошкольники не способны получать удовольствие от созидательной деятельности, у многих не имеется опыта достижений в жизни, у иных – данный опыт вытесняется многочисленными неудачами, а другие не способны ставить себе достижимые цели. Данные проблемы личностного развития дошкольников провоцирует нарушения целостности духовной и душевной области, искажением развития внутреннего мира, проблемами в социальной адаптации, подавлении способности к самоконтролю.

Приоритетным направлением при здоровьесбережении дошкольников в период адаптации к детскому саду является поддержание личностного развития ребенка.

Дополнительное образование имеет огромные ресурсы данного развития, к числу которых относится формирование личных достижений в творчестве, спорте. Формирование личных достижений позволяет создать ценностные ориентации, прояснить цели жизни, нормализовать самооценку, развивать мотивационную область дошкольников, а также облегчать прохождение адаптационного периода.

Обучение воспитателей и педагогов дополнительного образование, которое предоставляет возможность им формировать условия для эффективного создания дошкольниками личных достижений, нацелено на увеличение их компетентности в сфере педагогического проектирования. Осуществление главных принципов образования позволяет сводить содержательные основы данного обучения к следующему:

- научно-методическим основам педагогического проектирования (педагогическое проектирование в детских садах, социальное проектирование, обучение дошкольников формирования личных достижений);

- психологические основы педагогического проектирования (мотивация проектной деятельности, развитие коммуникативных навыков);

- практикум педагогического проектирования (личные цели, ресурсы проектной деятельности, методы решения поставленной задачи, планирование деятельности по достижению целей дополнительного образования).

Внимание акцентируется на выявлении методов работы с дошкольниками в период адаптации к детскому саду, которые не демонстрируют одаренность в выбранных направлениях дополнительного образования, а также с детьми, которые обладают признаками стрессогенности (агрессией, подавленным состоянием, эмоциональными проявлениями).

Увеличение эмоциональной компетентности воспитателей.

Целесообразность направления образования продиктовано важностью стабильности позитивного психологического и эмоционального состояния воспитателей и формирования ими в детском саду безопасной среды, которая требуется для реализации потенциальных возможностей дошкольников, понижения стрессогенности в период адаптации детей к детскому саду. Базой данного обучения является актуализация знаний воспитателей о специфике возраста детей, а также эмоциональном развитии, улучшении навыков в сфере педагогической диагностики эмоциональных состояний дошкольников и развития их способностей к самопознанию и эмоциональному самоконтролю в период адаптации к дошкольному учреждению.

Наивысшая рефлексия достигается в процессе психологических занятий и личных консультаций, в которых воспитатели принимают обдуманные решения выведения сознания на уровень глубинных переживаний, заложенных в основе их эмоциональной реакции в профессиональной деятельности.

Применение возможностей массовых мероприятий для создания ценностей здоровьесбережения.

Массовые мероприятия в системе дополнительного образования (проведение праздников, соревнований, фестивалей) имеют немаловажный потенциал оказания воздействия на убеждения дошкольников. Позитивная эмоциональная атмосфера, праздник, успех воспитатели связывают в сознании дошкольника с осознанием ценности своего здоровья, а также роли, которую играют люди в его сбережении. Можно сделать вывод, что у дошкольников создаются убеждения, что здоровье нуждается в укреплении, таким образом, необходимо контролировать проявление негативных эмоций, образование страха, боязни при взаимодействии с другими детьми.

Здоровьесберегающая работа воспитателей нацелена на создание культуры здоровья, поскольку здоровый стиль жизни должен стать нормой, потребностью для ребенка. Основываясь на осознании ответственности за собственное здоровье, дети усваивают правила, которые позволяют им формировать личную программу укрепления здоровья при дополнительном образовании. Подобная стратегия направлена на:

- самоизучение и самоанализ;

- акцентирование внимания на генетических факторах риска;

- самодисциплину;

- профилактику внешних факторов риска;

- улучшение адаптивности к социальной среде.

Обучение воспитателей здоровьесберегающей технологии обладает практическим характером и опирается на анализ и коррекцию педагогами личного образа жизни в условиях образовательного процесса, осознании сути создания здорового образа жизни дошкольников. Сущность обучения содержит те данные, которые являются пригодными для педагога в профессиональном и личном плане.

Сущность дополнительного образования для понижения стрессогенности в период адаптации детей к дошкольному учреждения содержит также методики взаимодействия с родителями, вовлечения их в учебные процессы, а также контакта с городскими социальными и психологическими службами помощи детям. Использование технологий дополнительного образования, направленного на здоровьесбережение детей, основывается на установлении доверия между педагогами и родителями.

Можно сделать вывод, что дополнительное образование является актуальным и целесообразным для понижения стрессогенности детей в период адаптации к детскому саду, оно благотворно влияет на скорость адаптации, а также является фактором для здоровьесбережения ребенка.

Список литературы

  1. Абраухова В. В. Развитие творческой направленности личности воспитанников учреждений дополнительного образования: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Пятигорск, 2012. 42 с.
  2. Баранов А. А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации // Педиатрия, 2014. Т. 91. № 3. С. 9-14
  3. Каргина З. А. Дополнительное образование детей: история, теория, методология: Монография. М.: Экон-Информ, 2012. 232 с
  4. Печора К.Л. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. - М.: Просвещение, 2006. - 214 с.
  5. Практикум по возрастной психологии: Учеб. пособие. / Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко, - СПб.: Речь, 2013. — 365 с.
  6. Талля М. Г. Формирование художественно-творческих способностей у дошкольников на занятиях по изобразительному искусству с применением компьютерных технологий в системе дополнительного образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. Саранск, 2009. - 16 с.
  7. Эйдельман Л. Н. Методика применения танцевально-хореографических упражнений для формирования осанки детей дошкольного возраста: Дис. канд. пед. наук. СПб., 2009. - 184 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Использование ИКТ в дополнительном образовании как фактор успешной реализации ФГОС "

В данной работе рассматривается использование информационно-коммуникационных технологий во время занятий с детьми дошкольного возраста в учреждениях дополнительного образования....

Доклад «Дополнительное образование, как фактор развития личности». «Организация кружковой деятельности «Здравствуй, малыш!»

Доклад «Дополнительное образование, как  фактор развития личности».«Организация кружковой деятельности «Здравствуй, малыш!»Выступила: воспитатель Корбут О.В.Ран...

Дополнительное образование , как фактор развития способностей

Дополнительное образование , как фактор развития способностей...

«Профориентация дошкольников в дополнительном образовании посредством STEAM-технологий».

laquo;Профориентация дошкольников         в  дополнительном образовании посредством ...

Социализации детей дошкольного возрасти с тяжелыми нарушениями речи посредством дополнительного образования в ДОО.

В связи с увеличением количества дошкольников, имеющих нарушения в развитии и законодательными  изменениями в системе дошкольного образования всё более актуальными становятся вопросы, связанные с...

Формирование нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников посредством дополнительного образования на примере программы дополнительного образования « Растим патриотов»

Программа дополнительного образования «Растим патриотов» по формированию у детей 4-5 лет начальных нравственно- патриотиче...