План работы по самообразованию « Формирование нравственно-патриотических представлений детей младшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности».
проект

Чепурнова Ирина Владимировна

Проекты состоят из цикла мероприятий, событий, рассказывающий детям о великой стране, о семейных ценностях, о важных событиях и великих людях, населяющих нашу малую Родину, наше Отечество

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_chepurnova_2023.docx34.88 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственно-патриотических представлений детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Актуальность. Изучение своей страны, своей Малой Родины, своей семьи. Знания традиций, уклада жизни, культуры народов, этноса - все это в настоящее время является основополагающим, актуальным в вопросах как изучения, развития, также в вопросах воспитания. Вопросы само идентичности, воспитания уважения к людям разных национальностей, толерантности, также имеют важную роль в формировании личности детей дошкольного возраста.

Цель: создание условий для формирования нравственно-патриотический представлений у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Задачи:

1. Создание РППС, методической базы, дидактического материала для эффективной работы по вопросам нравственно-патриотического воспитания;

2. расширение представлений воспитанников о малой Родине с точки зрения историко-географических понятий, о России

3. формирование представлений о народах, их культуре, быте, искусстве.

4. воспитание уважения к природе родной страны;

4. формирование патриотических чувств, гражданского самосознания.

В современном обществе на данном этапе развития нашей страны одной из важнейших задач является патриотическое воспитание граждан.

Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей представления об окружающем мире, прививать любовь и бережное отношение к родной природе, знакомить детей с такими понятиями как«малая Родина»«Отчизна».

Правительством разработана Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р). В данном документе отмечена большая роль регионального содержания работы, которая предполагает «создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает : содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей, развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира».

Одной из важнейших задач в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является приобщение детей к истокам культуры той местности, на которой они сейчас проживают. Знание истории города позволит воспитанникам с интересом и уважением относиться к культуре и природе нашего города. Важно прививать детям чувство патриотизма, любви и уважения к природным и культурным ценностям края.

Значимым в работе является метод проектов. Проекты по нравственно-патриотическому  позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Этапы работы:

1. Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т. е. детям дошкольного возраста доступны занятия по нравственно-патриотическому воспитанию.

По этому этапу у нас реализуется проекты:« Осень в моем городе», « Город, в котором я живу»

, цель которого создание условий для развития историко-географических представлений на основе познавательной, исследовательской деятельности в области представлений о родном городе.

2. Вопросы приобщения детей к культуре различных народов поднимались в трудах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Выдвигая идеи воспитания детей в новых условиях, они призывали педагогов внедрять в практику воспитания прогрессивные народные традиции - пропаганду национального искусства, эстетику национальной одежды, игрушек, народных танцев, праздников; наполнять новым содержанием традиции народного воспитания.

По второму вопросу- вопросу приобщения детей к культуре народов России, у нас создан и реализуется проект «Мини-музей Русская изба»,Проект«Мы здоровыми растем»  ,«Русские народные подвижные игры»,

« Потешки для малышей»

3. Воспитание патриотических чувств, любви к своей родине.

Этот этап реализуется через проект

«Маленьким детям о большой стране»,Проект «День Победы», «Семья на ладошке»

Проекты состоят из цикла мероприятий, событий, рассказывающий детям о великой стране, о семейных ценностях, о важных событиях и великих людях, населяющих нашу малую Родину, наше Отечество

Цель проекта : воспитание любви к Отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, установления устойчивой связи поколений.

Проект образовательно-исследовательский;

По времени реализации: долгосрочный – 1 год.

Мониторинг в начале проекта позволил определить сильные и слабые стороны образованности воспитанников, в результате чего были намечены пути взаимодействия с детьми, разработаны направления и план работы, коррекционная и индивидуальная деятельность.

Цикл мероприятий:

Проблемы и риски проекта : Существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем. Необходимо вести работу по воспитанию у ребёнка эмоционально-положительного отношения к местам, где он родился и живёт, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.

Предполагаемый результат: Дети будут иметь представления о геральдике родного региона, страны, о карте, о цветовых обозначениях на ней, о том, что существуют разные области в стране и в Республике Бурятия, которые отличаются друг от друга по своим природным условиям; об образе жизни людей.

У большинства детей будут сформированы представления о быте, основных занятиях людей, живущих в нашей стране: дети называют предметы утвари, одежды, а также имеют представления об укладе жизни русского народа.

Дошкольники будут иметь представления о геральдических понятиях – страна,  флаг, герб.

Дети будут проявлять познавательный интерес, любознательность, все охотней обращаясь за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Дети приобретут опыт исследовательской деятельности, включая умение ее планировать.

Итак, важно отметить, что занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ формируют у дошкольников стремление познавать окружающий мир, а познание – есть функция не только интеллекта, но и личности – самостоятельной, активной, свободной, ответственной.

В результате проведенной работы у детей появится интерес к географическим и историческим фактам. Дети станут устанавливать причинные и следственные связи, стремиться к родовидовым, пространственным и временным отношениям. Усвоение детьми такого рода знаний уже на дошкольной ступени способствует  формированию представлений о целостной «картине мира», Новый подход к использованию исторического и географического материала даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к прошлому и будущему Родины.

Итог.

Приобщая детей к родной культуре, традициям, природе мы развиваем личность каждого ребенка. Системная работа позволит получить большой запас знаний, который поможет развивать и воспитывать достойного гражданина нашей страны, патриота, гармонически развитую личность.

Задачи

Содержание.

Взаимодействие с родителями

СЕНТЯБРЬ

Здравствуй, детский сад

Развивать интерес к жизни детского сада, к друзьям, интерес к совместной деятельности.

Познакомить детей с ближайшим социальным окружением.

Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Способствовать успешной адаптации детей в детском саду.

Совместная работа с родителями по адаптации детей

1.Экскурсия по детскому саду и продолжение знакомства с трудом сотрудников.                                                                                         2.Беседы на тему: «Моя группа»,   «Как вести себя в детском саду».                                                                                                                            3. С/р игра «Детский сад».                                                                                 Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей.                                                              Памятка для родителей: «Патриотическое воспитание дошкольников».                                                                                                

Чудесный сундучок

Развивать умение выполнять игровые действия с игрушками в игровых упражнениях.

Формировать бережное отношение к игрушкам.

Воспитывать чувство сопричастности к этнокультуре и  жизни детского сада.

ОКТЯБРЬ

«Давайте знакомиться»

Проект « Семья на ладошке»

(1 неделя)

Дом, в котором я живу

Изучение семейных традиций. Вызвать у детей положительные эмоции учить внимательно относиться к памяти прошлого.

Познакомить с литературным материалом  (малые фольклорные жанры).

Развивать эмоциональную отзывчивость

Составление родословной. Фотографии семейные, фотоальбомы,

 Рассказы детей о членах своей семьи.

2. Рассматривание семейных фотоальбомов.

3. С/р игра «Семья».

4. Беседы на тему: «Дом, в котором я живу»;

  Выставка детских работ по теме «Моя семья».

«Во саду ли в огороде»

Проект « Осень в моем городе»

( 1 неделя)

Все флаги в гости к нам

Развивать интерес к временным изменениям природы, к овощам и фруктам, растущим в Сибири.

Воспитывать уважение к традициям русского народа на основе устного народного творчества, к человеку – труженику, результатам его труда;

Выставка «Герб моей семьи»

Выставка поделок  «Дары осени»

Театрализация р.н.с. « Репка».

Изготовление атрибутов к сказке.

Выставка рисунков « Что растет на огороде»

НОЯБРЬ

«Сказочные странички»

Проект фотоальбома « Мое домашнее животное»

Познакомить детей с природой нашего края.

Развивать интерес к растительному и животному миру нашей области на основе сибирских сказок.

Изготовления наглядного материала «Животные нашего края»

Изготовление фотоальбома « Мое домашнее животное»

«Уникальность реки Енисей

Проект « Город, в котором я живу»

 (1 неделя)

Знакомить с природой Сибири и жителями тайги.

Познакомить с рекой Енисей, его обитателями

Дать некоторые общие знания о Енисее (мультимедиа).

Воспитывать бережное отношение к природному  наследию Сибири.

Фотовыставка « Любимые места моего города»

 Выставка «Мой город Красноярск»

ДЕКАБРЬ

«Здравствуй, Зимушка- Зима» Проект «Мы здоровыми растем» 

Развивать интерес к временным изменениям природы на основе устного народного творчества.

Формировать бережное отношение к птицам.

Воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим».

Изготовление новогодних игрушек.

 Изготовление кормушек для птиц.

Изготовление дорожек для гимнастики после сна.

«Семейный праздник Новый год»

Формировать представления  о собственной принадлежности к членам своей семьи, заботе членов семьи друг о друге, семейном празднике.

Воспитывать у детей нравственные и эстетические ценности традиционной семейной культуры.        

Фотовыставка «Новогодние праздники с семьей»

Рассматривание генеалогического древа, рассказ о семье.

Проведение игры-ситуации «Знакомство с членами семьи»

ЯНВАРЬ

«Пришла Коляда, отворяй ворота»

Проект «Русские народные подвижные игры».

( 1 неделя)

Формировать понятие того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка, представления о народных играх, приобщать детей к народной культуре.

Познакомить  с Рождеством.

Воспитывать чувство сопричастности к своему народу.

Изготовление картотеки р.н.игр.

Фотоотчет о проекте « Русские народны игры»

«Ходит сон близ окон»

Формировать интерес к истории и культуре родного края, старинной мебели, познакомить с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями.

Воспитывать любовь к национальным традициям

экскурсия в мини-музей

« Русская изба»

ФЕВРАЛЬ

«Сорока – белобока, кашку варила..»

Проект « Потешки для малышей!

 (1 месяц)

Познакомить детей с предметом обихода – глинным горшком, Формировать бережное отношение к национальным традициям, оказывать посильную помощь взрослым.

Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

 Экскурсия в мини-музей  

« Русская изба».

Непосредственная образовательная деятельность "В гости к  бабушке Арине"

Составление папки «Потешки – помощники»

«Богатыри земли русской»

Формировать представление об элементарных проявлениях гендерных ролей (папа сильный и смелый).

 Развивать нравственно-ценный словарь о честности и ответственности.

Познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как они защищали Родину.

Воспитывать любовь к устному народному творчеству.

Изготовление газеты « Мой папа ( дедушка)». Беседа с детьми о папе, с рассматриванием фотографий.

2. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

4. Изготовление подарков для пап

5. Рисование «Самолеты летят».

6. Заучивание песен и стихов об армии

7. С/р игра «Мы солдаты»

 Привлечение родителей к созданию альбома «Наша армия родная».                                                                                                  Выставка детских работ на тему «Мы защитники».

 МАРТ

«Нет милее дружка, чем родная матушка»

Формировать представление о элементарных проявлениях гендерных ролей (мама нежная, заботливая).

Формировать формулы словесной вежливости.
Воспитывать любовь к ближним.

1. Беседа с детьми о своих мамах

2. Изготовление подарков для мам.

3. Аппликация «Красивое платье для мамы».

4. Разучивание песен и стихов о мамах, бабушках.

5. С/р игра «Дочки – матери».

Консультация для родителей: «Учитесь говорить со своими детьми», «Воспитываем патриота».

«Приди, весна с радостью»

Развивать интерес к временным изменениям природы.

Формировать бережное отношение к диким животным и их детенышам.

Воспитывать любовь к фольклору.

Привлечение родителей к проведению развлечения

«Дом, где я живу»

Формировать представление о доме, который находится в родном городе Красноярске, о родственных связях людей, живущих в общем доме.

Развивать умение обозначать  словом свои желания, потребности.

 Воспитывать навыки гостевого этикета.

1. Целевая прогулка по улице.

2. Беседы на тему: «Мой адрес»; «Улица, на которой я живу»; «Что мы видели в нашем городе».

3. Рассматривание иллюстраций, фотографий: «Наш Красноярск».

4. Чтение с детьми: С. Михалков: «Моя улица».

5. познакомить с некоторыми профессиями – врач, воспитатель, водитель, полицейский, продавец.

6. изготовление атрибутов к ср играм

АПРЕЛЬ

«На чем мы путешествуем по родному городу»

Формировать представление о транспорте нашего города.

Развивать нравственно-ценный словарь «хорошо - плохо».

Воспитывать любовь к родному городу.

«Труд взрослых»

Формировать  уважительное отношение к труду  взрослых, дать представления о честности и ответственности.

Воспитывать любовь к устному народному

МАЙ

Родная страна

Формировать представление о название нашего города и страны.

Воспитывать любовь к родному городу, чувство сопричастности к жизни нашей страны.

1. Беседы на темы: «Мы живем в России»;  

2. Рассматривание иллюстраций, фотографий: «Москва – столица нашей Родины».

3. Конструирование: «Постройка города».

4. С/р игра «Путешествие».

День Победы

Проект «День Победы» ( 1 неделя)

Формировать первичные представления о столице России и флаге государства, о Героях войны.

Развивать нравственно-ценный словарь «помощь», «взаимопомощь».

Воспитывать уважительное отношение к ветеранам.

  1. Беседы по темам: «День Победы – праздник дедов», «Впечатления о параде».
  2. Рассматривание иллюстраций: «Военная техника», «Военные профессии»,
  3.  Чтение стихотворений: А. Барто «Флажок», Т. Белозёрова «День Победы»,  Н. Иванова «Что за праздник?», Н. Томилина «День Победы».
  4. Лепка «Танк».
  5. Рисование в нетрадиционной форме на тему: «Салют Победы».
  6. Рисование с элементами дорисовывания «Танк».
  7. Проведение консультаций для родителей «Что рассказать детям о Великой отечественной войне», «Как воспитать маленького патриота».
  8. Проведение подвижных игр: «Самолёты», «Салют»,
  9. Проведение физминуток: «Как солдаты», «Победа».

Территориальный отдел главного управления образования

администрации города по Октябрьскому району города

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №322 «Морозко»______________________

660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31, тел.246-47-79, dou322@mailkrsk.ru

План работы

по самообразованию

« Формирование нравственно-патриотических представлений детей  младшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности».

Воспитатель : Чепурнова И.В.

Красноярск 2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Описание проекта "Наша Родина - Россия", его реализация и влияние на патриотическое воспитание....

План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»

Цель: способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя метод проекта. Развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами р...

Нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является воспитание в подрастающем поколении любви к родному краю, к своей родине. Одним из споосбов работы в этом направлении является мет...

Перспективный план работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики

Перспективный план работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики...

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит о...