План работы по самообразованию « Формирование нравственно-патриотических представлений детей младшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности».
проект
Проекты состоят из цикла мероприятий, событий, рассказывающий детям о великой стране, о семейных ценностях, о важных событиях и великих людях, населяющих нашу малую Родину, наше Отечество
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 34.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование нравственно-патриотических представлений детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Актуальность. Изучение своей страны, своей Малой Родины, своей семьи. Знания традиций, уклада жизни, культуры народов, этноса - все это в настоящее время является основополагающим, актуальным в вопросах как изучения, развития, также в вопросах воспитания. Вопросы само идентичности, воспитания уважения к людям разных национальностей, толерантности, также имеют важную роль в формировании личности детей дошкольного возраста.
Цель: создание условий для формирования нравственно-патриотический представлений у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Задачи:
1. Создание РППС, методической базы, дидактического материала для эффективной работы по вопросам нравственно-патриотического воспитания;
2. расширение представлений воспитанников о малой Родине с точки зрения историко-географических понятий, о России
3. формирование представлений о народах, их культуре, быте, искусстве.
4. воспитание уважения к природе родной страны;
4. формирование патриотических чувств, гражданского самосознания.
В современном обществе на данном этапе развития нашей страны одной из важнейших задач является патриотическое воспитание граждан.
Дошкольные образовательные учреждения призваны формировать у детей представления об окружающем мире, прививать любовь и бережное отношение к родной природе, знакомить детей с такими понятиями как: «малая Родина», «Отчизна».
Правительством разработана Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р). В данном документе отмечена большая роль регионального содержания работы, которая предполагает «создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества. Популяризация научных знаний среди детей подразумевает : содействие повышению привлекательности науки для подрастающего поколения, поддержку научно-технического творчества детей, развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира».
Одной из важнейших задач в соответствие с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, является приобщение детей к истокам культуры той местности, на которой они сейчас проживают. Знание истории города позволит воспитанникам с интересом и уважением относиться к культуре и природе нашего города. Важно прививать детям чувство патриотизма, любви и уважения к природным и культурным ценностям края.
Значимым в работе является метод проектов. Проекты по нравственно-патриотическому позволяют не только сформировать представления о малой и большой Родине, но и способствуют развитию самостоятельности мышления, целеустремленности, настойчивости, креативности, помогают ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях, а главное развивают умение взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Этапы работы:
1. Психолого-педагогические исследования показали, что детям дошкольного возраста могут быть доступны знания о некоторых событиях истории, фактах географии, культуры и искусства, если они преподнесены в доступной форме, затрагивают чувства, вызывают интерес, т. е. детям дошкольного возраста доступны занятия по нравственно-патриотическому воспитанию.
По этому этапу у нас реализуется проекты:« Осень в моем городе», « Город, в котором я живу»
, цель которого создание условий для развития историко-географических представлений на основе познавательной, исследовательской деятельности в области представлений о родном городе.
2. Вопросы приобщения детей к культуре различных народов поднимались в трудах А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского. Выдвигая идеи воспитания детей в новых условиях, они призывали педагогов внедрять в практику воспитания прогрессивные народные традиции - пропаганду национального искусства, эстетику национальной одежды, игрушек, народных танцев, праздников; наполнять новым содержанием традиции народного воспитания.
По второму вопросу- вопросу приобщения детей к культуре народов России, у нас создан и реализуется проект «Мини-музей Русская изба»,Проект«Мы здоровыми растем» ,«Русские народные подвижные игры»,
« Потешки для малышей»
3. Воспитание патриотических чувств, любви к своей родине.
Этот этап реализуется через проект
«Маленьким детям о большой стране»,Проект «День Победы», «Семья на ладошке»
Проекты состоят из цикла мероприятий, событий, рассказывающий детям о великой стране, о семейных ценностях, о важных событиях и великих людях, населяющих нашу малую Родину, наше Отечество
Цель проекта : воспитание любви к Отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, установления устойчивой связи поколений.
Проект образовательно-исследовательский;
По времени реализации: долгосрочный – 1 год.
Мониторинг в начале проекта позволил определить сильные и слабые стороны образованности воспитанников, в результате чего были намечены пути взаимодействия с детьми, разработаны направления и план работы, коррекционная и индивидуальная деятельность.
Цикл мероприятий:
Проблемы и риски проекта : Существуют пробелы ценностных ориентаций на осознание у детей принадлежности к своей семье, своему народу, на понимание единства со своей страной, своим родным краем. Необходимо вести работу по воспитанию у ребёнка эмоционально-положительного отношения к местам, где он родился и живёт, развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях природы и истории родного края.
Предполагаемый результат: Дети будут иметь представления о геральдике родного региона, страны, о карте, о цветовых обозначениях на ней, о том, что существуют разные области в стране и в Республике Бурятия, которые отличаются друг от друга по своим природным условиям; об образе жизни людей.
У большинства детей будут сформированы представления о быте, основных занятиях людей, живущих в нашей стране: дети называют предметы утвари, одежды, а также имеют представления об укладе жизни русского народа.
Дошкольники будут иметь представления о геральдических понятиях – страна, флаг, герб.
Дети будут проявлять познавательный интерес, любознательность, все охотней обращаясь за помощью к детским энциклопедиям, познавательной литературе. Дети приобретут опыт исследовательской деятельности, включая умение ее планировать.
Итак, важно отметить, что занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ формируют у дошкольников стремление познавать окружающий мир, а познание – есть функция не только интеллекта, но и личности – самостоятельной, активной, свободной, ответственной.
В результате проведенной работы у детей появится интерес к географическим и историческим фактам. Дети станут устанавливать причинные и следственные связи, стремиться к родовидовым, пространственным и временным отношениям. Усвоение детьми такого рода знаний уже на дошкольной ступени способствует формированию представлений о целостной «картине мира», Новый подход к использованию исторического и географического материала даёт устойчивый положительный результат в формировании у детей интереса к прошлому и будущему Родины.
Итог.
Приобщая детей к родной культуре, традициям, природе мы развиваем личность каждого ребенка. Системная работа позволит получить большой запас знаний, который поможет развивать и воспитывать достойного гражданина нашей страны, патриота, гармонически развитую личность.
Задачи | Содержание. Взаимодействие с родителями | ||
СЕНТЯБРЬ | |||
Здравствуй, детский сад | Развивать интерес к жизни детского сада, к друзьям, интерес к совместной деятельности. Познакомить детей с ближайшим социальным окружением. Воспитывать дружеские взаимоотношения. Способствовать успешной адаптации детей в детском саду. | Совместная работа с родителями по адаптации детей 1.Экскурсия по детскому саду и продолжение знакомства с трудом сотрудников. 2.Беседы на тему: «Моя группа», «Как вести себя в детском саду». 3. С/р игра «Детский сад». Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей. Памятка для родителей: «Патриотическое воспитание дошкольников». | |
Чудесный сундучок | Развивать умение выполнять игровые действия с игрушками в игровых упражнениях. Формировать бережное отношение к игрушкам. Воспитывать чувство сопричастности к этнокультуре и жизни детского сада. | ||
ОКТЯБРЬ | |||
«Давайте знакомиться» Проект « Семья на ладошке» (1 неделя) | Дом, в котором я живу Изучение семейных традиций. Вызвать у детей положительные эмоции учить внимательно относиться к памяти прошлого. Познакомить с литературным материалом (малые фольклорные жанры). Развивать эмоциональную отзывчивость | Составление родословной. Фотографии семейные, фотоальбомы, Рассказы детей о членах своей семьи. 2. Рассматривание семейных фотоальбомов. 3. С/р игра «Семья». 4. Беседы на тему: «Дом, в котором я живу»; Выставка детских работ по теме «Моя семья». | |
«Во саду ли в огороде» Проект « Осень в моем городе» ( 1 неделя) | Все флаги в гости к нам Развивать интерес к временным изменениям природы, к овощам и фруктам, растущим в Сибири. Воспитывать уважение к традициям русского народа на основе устного народного творчества, к человеку – труженику, результатам его труда; | Выставка «Герб моей семьи» Выставка поделок «Дары осени» Театрализация р.н.с. « Репка». Изготовление атрибутов к сказке. Выставка рисунков « Что растет на огороде» | |
НОЯБРЬ | |||
«Сказочные странички» Проект фотоальбома « Мое домашнее животное» | Познакомить детей с природой нашего края. Развивать интерес к растительному и животному миру нашей области на основе сибирских сказок. | Изготовления наглядного материала «Животные нашего края» Изготовление фотоальбома « Мое домашнее животное» | |
«Уникальность реки Енисей Проект « Город, в котором я живу» (1 неделя) | Знакомить с природой Сибири и жителями тайги. Познакомить с рекой Енисей, его обитателями Дать некоторые общие знания о Енисее (мультимедиа). Воспитывать бережное отношение к природному наследию Сибири. | Фотовыставка « Любимые места моего города» Выставка «Мой город Красноярск» | |
ДЕКАБРЬ | |||
«Здравствуй, Зимушка- Зима» Проект «Мы здоровыми растем» | Развивать интерес к временным изменениям природы на основе устного народного творчества. Формировать бережное отношение к птицам. Воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим». | Изготовление новогодних игрушек. Изготовление кормушек для птиц. Изготовление дорожек для гимнастики после сна. | |
«Семейный праздник Новый год» | Формировать представления о собственной принадлежности к членам своей семьи, заботе членов семьи друг о друге, семейном празднике. Воспитывать у детей нравственные и эстетические ценности традиционной семейной культуры. | Фотовыставка «Новогодние праздники с семьей» Рассматривание генеалогического древа, рассказ о семье. Проведение игры-ситуации «Знакомство с членами семьи» | |
ЯНВАРЬ | |||
«Пришла Коляда, отворяй ворота» Проект «Русские народные подвижные игры». ( 1 неделя) | Формировать понятие того, что дружеские отношения сверстников зависят от поведения каждого ребенка, представления о народных играх, приобщать детей к народной культуре. Познакомить с Рождеством. Воспитывать чувство сопричастности к своему народу. | Изготовление картотеки р.н.игр. Фотоотчет о проекте « Русские народны игры» | |
«Ходит сон близ окон» | Формировать интерес к истории и культуре родного края, старинной мебели, познакомить с колыбелькой (люлькой, зыбкой) и колыбельными песнями. Воспитывать любовь к национальным традициям | экскурсия в мини-музей « Русская изба» | |
ФЕВРАЛЬ | |||
«Сорока – белобока, кашку варила..» Проект « Потешки для малышей! (1 месяц) | Познакомить детей с предметом обихода – глинным горшком, Формировать бережное отношение к национальным традициям, оказывать посильную помощь взрослым. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. | Экскурсия в мини-музей « Русская изба». Непосредственная образовательная деятельность "В гости к бабушке Арине" Составление папки «Потешки – помощники» | |
«Богатыри земли русской» | Формировать представление об элементарных проявлениях гендерных ролей (папа сильный и смелый). Развивать нравственно-ценный словарь о честности и ответственности. Познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как они защищали Родину. Воспитывать любовь к устному народному творчеству. | Изготовление газеты « Мой папа ( дедушка)». Беседа с детьми о папе, с рассматриванием фотографий. 2. Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря». 4. Изготовление подарков для пап 5. Рисование «Самолеты летят». 6. Заучивание песен и стихов об армии 7. С/р игра «Мы солдаты» Привлечение родителей к созданию альбома «Наша армия родная». Выставка детских работ на тему «Мы защитники». | |
МАРТ | |||
«Нет милее дружка, чем родная матушка» | Формировать представление о элементарных проявлениях гендерных ролей (мама нежная, заботливая). Формировать формулы словесной вежливости. | 1. Беседа с детьми о своих мамах 2. Изготовление подарков для мам. 3. Аппликация «Красивое платье для мамы». 4. Разучивание песен и стихов о мамах, бабушках. 5. С/р игра «Дочки – матери». Консультация для родителей: «Учитесь говорить со своими детьми», «Воспитываем патриота». | |
«Приди, весна с радостью» | Развивать интерес к временным изменениям природы. Формировать бережное отношение к диким животным и их детенышам. Воспитывать любовь к фольклору. | Привлечение родителей к проведению развлечения | |
«Дом, где я живу» | Формировать представление о доме, который находится в родном городе Красноярске, о родственных связях людей, живущих в общем доме. Развивать умение обозначать словом свои желания, потребности. Воспитывать навыки гостевого этикета. | 1. Целевая прогулка по улице. 2. Беседы на тему: «Мой адрес»; «Улица, на которой я живу»; «Что мы видели в нашем городе». 3. Рассматривание иллюстраций, фотографий: «Наш Красноярск». 4. Чтение с детьми: С. Михалков: «Моя улица». 5. познакомить с некоторыми профессиями – врач, воспитатель, водитель, полицейский, продавец. 6. изготовление атрибутов к ср играм | |
АПРЕЛЬ | |||
«На чем мы путешествуем по родному городу» | Формировать представление о транспорте нашего города. Развивать нравственно-ценный словарь «хорошо - плохо». Воспитывать любовь к родному городу. | ||
«Труд взрослых» | Формировать уважительное отношение к труду взрослых, дать представления о честности и ответственности. Воспитывать любовь к устному народному | ||
МАЙ | |||
Родная страна | Формировать представление о название нашего города и страны. Воспитывать любовь к родному городу, чувство сопричастности к жизни нашей страны. | 1. Беседы на темы: «Мы живем в России»; 2. Рассматривание иллюстраций, фотографий: «Москва – столица нашей Родины». 3. Конструирование: «Постройка города». 4. С/р игра «Путешествие». | |
День Победы Проект «День Победы» ( 1 неделя) | Формировать первичные представления о столице России и флаге государства, о Героях войны. Развивать нравственно-ценный словарь «помощь», «взаимопомощь». Воспитывать уважительное отношение к ветеранам. |
| |
Территориальный отдел главного управления образования
администрации города по Октябрьскому району города
муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №322 «Морозко»______________________
660130, г. Красноярск, ул. Гусарова, 31, тел.246-47-79, dou322@mailkrsk.ru
План работы
по самообразованию
« Формирование нравственно-патриотических представлений детей младшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности».
Воспитатель : Чепурнова И.В.
Красноярск 2023
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Описание проекта "Наша Родина - Россия", его реализация и влияние на патриотическое воспитание....

Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Проект "Наша Родина- Россия" и его реализация....
План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности»
Цель: способствовать развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста, используя метод проекта. Развивать творческие способности личности ребёнка, которые определяются задачами р...

Нравственно - патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является воспитание в подрастающем поколении любви к родному краю, к своей родине. Одним из споосбов работы в этом направлении является мет...
Перспективный план работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики
Перспективный план работы по формированию нравственно-патриотических чувств детей старшего дошкольного возраста посредством музейной педагогики...
План по самообразованию "«Формирование экологических знаний у детей дошкольного возраста посредством проектного метода»
САМООБРАЗОВАНИЕ...

Самообразование «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством игровой деятельности»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одной из актуальных проблем является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Быть патриотом – значит о...
