Педагогический опыт работы на тему: "Воспитание нравственно - патриотических чувств старших дошкольников посредством формирования любви к родному краю"
материал

Курушина Людмила Владимировна

В докладе описан опыт работы воспитателя по нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников, посредством ознакомления с родным краем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt_na_temu.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический опыт на тему: «Воспитание нравственно – патриотических чувств старших дошкольников посредством формирования любви к родному краю».

             Воспитатель МДОУ «Радищевский детский сад №1»: Курушина Л. В.

Актуальность

Дошкольное детство – пора открытий. Задача взрослых помочь ребёнку делать открытия, наполнив их воспитывающим содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств.

 В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на её благо. Беречь и умножать богатства.   

Воспитывая ребёнка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и с самим собой.

Опора на красоту окружающего мира, культурные ценности и историю родного края – верный путь повышения качества воспитания и обучения.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными   представлениями  о том, что им близко и дорого.

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам ко всему, что окружает ребёнка с детства, - одна из главных задач педагога.

Культура родного края должна войти в сердце ребёнка и стать неотъемлемой частью его души.

Древние мыслители, размышляя о значении культуры для духовно-нравственного развития детей,  отмечали, что только через освоение культуры своего народа, лежит путь к нравственности.

Любить Родину – значит знать её, знать,  прежде всего,  свою малую Родину.

Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём посёлке, усвоение принятых в нём норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Социально-нравственное воспитание – значимое и необходимое направление в работе с детьми. Это значение трудно переоценить: воспитывая детей на событиях, тесно связанных с историей родного края, мы тем самым формируем глубокую привязанность к нему, чувство гордости. Знакомство с историей, культурой, природой, бытом людей, живущих рядом, позволяет лучше почувствовать родной посёлок, а значит, стать созидателем своей малой Родины.

В последние годы наблюдается отчуждение подрастающего поколения от отечественной культуры, исторического опыта своего народа. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Поэтому именно с дошкольного возраста следует воспитывать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскрыть им истинные ценности семьи, нации, Родины. 

Цель и задачи опыта

Начиная работу по теме, я поставила перед собой следующую цель:

Цель: выявление возможности ознакомления детей старшего дошкольного возраста с малой Родиной с целью решения задач нравственно – патриотического воспитания.

Задачи:

• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, посёлку;

• формирование бережного отношения к природе и всему живому;

• воспитание уважения к труду;

• развитие интереса к русским традициям и промыслам;

• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Предметно-пространственная развивающая среда

Немаловажное значение в развитии познавательного интереса имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.

Конечно, начинать работу по патриотическому  воспитанию необходимо с создания для детей тёплой, уютной атмосферы,  ведь каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми, положительными эмоциями. Потому что с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной  семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.

И моим первым шагом на пути решения этой задачи стала организация  создания центра патриотического воспитания,  где расставлен и разложен соответствующий материал по данной теме. Оформила альбомы: «Мой родной посёлок», «Папа, мама, я – наша дружная семья», «Русская народная игрушка – матрёшка», «Деревья родного края», «Животные родного края», «Птицы родного края», «Богатыри – защитники земли русской».

Подобраны тематические  картинки, иллюстрации, фотографии; систематизирована картотека стихов, дидактических игр о родном посёлке. Так же были сделаны дидактические игры: «Заселим реку Терешку», «Русский сувенир», «В русской избе», «Народные промыслы», «Кому, что нужно для работы», «Угадай профессию»  «Найди флаг», «Собери герб», «Наши соседи», «Наши вещи заблудились. Что лишнее на каждой полке?», «Папе, маме, малышу», «С кем бились богатыри?».

Разместила лепбуки: «Моя Родина Россия», «День победы».

В центре имеются книги: В. Селищев «Азбука цветов», «Большая и малая Родина», «Природа и климат», «Народы. Костюмы. Праздники», «На службе Отечеству. Выдающиеся личности».

Материалы (фотографии, иллюстрации, библиотеку книг, подборку дидактических игр) старалась разместить  так, чтобы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа самостоятельно пополнять  знания о своей большой и малой Родине.

Формы работы с детьми

Учет возрастных особенностей в работе с детьми над этой темой требует применения различных форм работы, чтобы достигнуть определенного результата в нравственно-патриотическом воспитании, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Одним из таких методов является проектная деятельность. Мною были реализованы проекты: «Полевые цветы родного края», «Пернатые друзья родного края», «Река Терешка», «Зелёная аптека под ногами человека».

Экскурсии

Одним из основных методов работы стали экскурсии и целевые прогулки, во время которых дети узнают больше о своем посёлке, учатся видеть изменения, происходящие вокруг, могут сравнить старое и новое в облике посёлка, видят, как люди заботятся о родном посёлке: улицы чистые, посажены деревья, цветы.

Считаю, что особенно важно познакомить детей с объектами ближайшего окружения, научить их свободно ориентироваться там, где находится детский сад, в который ребёнок ходит, и школа, в которой он будет учиться. При этом не забывала о задаче воспитания  чувства любви к малой родине, бережное и ответственное к ней отношение, знание  правил и норм жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных ситуациях.

Игровая деятельность

Показателем успешно проведенной экскурсии было  возникновение по инициативе детей сюжетно-ролевых игр:  «Семья», «Магазин», «Шофёры», «Больница», «Парикмахерская», «Строители», в которых ребята применяли свои знания и уже накопленный жизненный опыт. Я со своей стороны поддерживала интерес к игре, давала ей нужное направление.

Организованно – образовательная деятельность 

Разработала занятия: «Путешествие по сказкам народов Поволжья», «Времена года в картинах фотохудожника В. И. Селищева», «Пион тонколистный», «Солнечный орёл (могильник), «С чего начинается родина?», «Символы моего посёлка», «Юные знатоки природы», «Богатыри земли русской».

Трудовая деятельность

Большая работа проводилась по знакомству детей с трудовой деятельностью жителей родного края на современном этапе, чтобы показать детям общественную значимость труда, стремление людей сделать свой край еще краше и богаче. ( В детский сад были приглашены родители детей, которые познакомили детей с особенностями своей профессии: полицейский, парикмахер и др.)

В процессе трудовой деятельности у детей формировалось представление о труде, людях труда, желании трудиться, устанавливать взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Дети с удовольствием наводили порядок на игровой площадке: сгребали листья, занимались посадкой деревьев и уходом за цветами, подкармливали птиц.

Взаимодействие с участниками образовательного процесса

Сотрудничество с педагогами

Работая по данной теме мне, конечно же, приходилось тесно взаимодействовать с узкими специалистами, а именно с музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре. Ведь именно в тесном,  творческом и доброжелательном сотрудничестве в коллективе единомышленников можно дать детям хорошие знания, умения и навыки, научить их думать, мыслить, делать выводы, т.е. развиваться как личность.

Наиболее эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, массовые мероприятия, особенно если в них участвуют родители воспитанников. Совместно с музыкальным руководителем  разучивали с детьми потешки, поговорки, народные шуточные стишки, скороговорки, показываем богатство и красоту родного языка; проводили фольклорные и патриотические праздники, знакомили с народной музыкой.  Праздники всегда сопровождались хорошей музыкой, новым оформлением,  интересной сюжетной игрой, различными сюрпризами.  

С инструктором  по физической  культуре знакомили детей и проводили подвижные игры разных народов нашей страны, спортивные развлечения «Мама, папа, я – спортивная семья», «Веселые старты».

Также была проведена работа с воспитателями других групп. При работе с педагогами использовались такие формы работы как:  консультация  «Нравственно – патриотическое воспитание посредством игры», игра – викторина «Знатоки родного края».

Мы и дальше будем искать новые формы и методы совместной работы, будем стараться, чтобы каждый день приносил детям радость от общения со взрослыми.

9 мая

В нашем детском саду существует традиция: накануне Дня Победы мы приглашаем ветерана ВОВ Волкова С. М., где дети поздравляют ветерана –исполняют песни, читают стихи. После праздника дети с воспитателями идут к памятнику и возлагают цветы, как дань памяти и уважения погибшим воинам.

Взаимодействие с семьями воспитанников

Семья является основными источником знаний об окружающем мире для детей дошкольного возраста. Именно через семью идет восприятие основных моральных норм и нравственных ценностей, именно в семье ребенок учиться правилам поведения в обществе. Поэтому роль семьи в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста очень велика.

Ребята совместно с родителями изготавливали генеалогические древа и гербы своих семей, которые они потом презентовали и защищали. Каждый из ребят старался как можно интереснее и подробнее рассказать историю своей семьи, ее отличия от других.

Привлекала родителей к подготовке и участию в различных  совместных мероприятиях: родительском собрании «Нравственно-патриотическое воспитание в семье», семейном клубе «Семейное воспитание».

Оформила консультации в информационном уголке для родителей, такие как: «Воспитание чувства любви к своей малой Родине», «Нравственно – патриотическое воспитание детей средствами художественной литературы», «Приобщение к истории, традициям и культуре России», «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников».

Многие родители с радостью участвуют в жизни группы: проводят с детьми самостоятельную работу, принимают участие в заранее объявленных мероприятиях. Такая совместная работа создает благоприятные условия для успешного развития ребенка и способствует полноценной, гармонично развитой личности.

Таким образом, в знакомстве с родным краем, с его достопримечательностями заложены возможности для патриотического воспитания, при этом процесс познания происходит в предметно-наглядной, активной форме, когда ребенок непосредственно видит, слышит, осязает, окружающий мир. Это создает у него более яркие, эмоционально насыщенные запоминающиеся образы. Так приходит любовь к Родине, ее природе, истории, культуре, людям. А детский сад выступает той социокультурной средой, которая создает оптимальные условия для формирования у детей целостной «картины мира», воспитывает патриотизм, основы гражданственности, а также формирует интерес к своей малой родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Формирование нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе знакомства с родным городом через проектную деятельность"

Большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств важно начинать еще с детского сада. Уже в дошкольном возрасте ребенок может и должен знать, в какой стране он живет, чем она отличается от др...

Воспитание патриотических чувств у старших дошкольников посредством формирования представлений о родном крае в рамках реализации инвариативной части ООП.

Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую ду...

Консультация для воспитателей «Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом»

laquo;Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом»...

Консультация "Воспитание патриотических чувств у дошкольников,через привитие любви к родному краю"

Что такое Родина? …Это наша Отчизна, это то, что мы произносим с гордостью, это наша страна, это наша Россия! Но на огромной карте нашей страны есть одна небольшая точечка, Новосибирская о...