Опыт работы воспитателя по теме "Нравственно-патриотического воспитание старших дошкольников посредством культурно – досуговой деятельности"
учебно-методический материал (подготовительная группа)

Опыт работы с детьми подготовительной группы по нравственно-потреатическому воспитанию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_vospitatelya.docx33.4 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 63 комбинированного вида Кировского района

г. Санкт-Петербурга

Опыт работы

Воспитателя Рысевой Юлии Юрьевны

по теме:

«Нравственно-патриотического воспитание старших дошкольников посредством культурно – досуговой деятельности»

2021 – 2022

Актуальность темы

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом»

С. Михалков

Проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста является одной из первостепенных для современного общества. В настоящее время воспитание патриотизма, гражданственности – достаточно трудная задача, решение которой требует терпения и такта. Всё более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Наши подрастающие мальчишки не хотят идти в армию, находят множество предлогов, чтобы не выполнять свой долг по защите Отчизны, падает престиж нашей армии. Подчас в современных семьях подобные вопросы не считаются важными и заслуживающими должного внимания. Наши дети уже не мечтают стать доблестными воинами и не считают защиту своей Родины священным долгом. Они не знают наши исторические корни и доблестных героев, защищавших нашу Родину в годы Великой Отечественной войны. 

 Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. Воспитание патриотизма, гражданственности у подрастающего поколения в непростых современных социально-исторических условиях, является гарантом позитивного развития нашего государства в целом. Воспитывая сегодня юного патриота своей страны, мы тем самым закладываем фундамент стабильности и процветания его будущего и будущего России.

Первостепенная задача педагогов – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; воспитывать чувство гордости за страну, уважение к Армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.

Культурно-досуговая деятельность в дошкольном учреждении традиционно является одной из важнейших сфер жизнедеятельности детей, эффективной формой воспитания у них чувства патриотизма. Значение праздника в жизни ребенка велико. Он создает яркое, красочное мироощущение, наделяет положительной энергетикой, являются источником новых впечатлений для ребенка, дает эмоциональный стимул, позволяет расширить рамки событийных представлений. В процессе проведения праздников каждый ребенок имеет возможность показывают свои достижения, умения, творческую инициативу, открыть в себе новые способности и таланты, развить уже имеющиеся навыки.

Праздники и развлечения в детском саду с организацией разных видов музыкальной деятельности помогают ребёнку знакомиться с культурным и историческим наследием нашей страны и народа, а значит, способствуют патриотическому воспитанию дошкольников. Поэтому одним из важнейших направлений работы по воспитанию чувства патриотизма, является привлечение детей к активному участию в культурно – досуговых мероприятиях.

Цель исследования: расширить и систематизировать свой профессиональный опыт в вопросах нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста посредством культурно – досуговой деятельности.

Задачи:

- повысить собственный уровень знаний путем изучения литературы, электронных источников, работы с банком педагогической информации по теме, участия в семинарах, конференциях, творческих группах, практикумах.

- повысить психолого-педагогическую культуру родителей по формированию у детей моральных и нравственно – патриотических качеств.

- разработать систему работы с детьми по теме,

- обобщить свой педагогический опыт, распространить его посредством

проведения открытых мероприятия для детей, педагогов ДОУ и родителей воспитанников,

- обогатить развивающую предметно- пространственную среду группы необходимыми материалами, пособиями, играми, оборудованием.

Предполагаемый результат:

- овладение инновационными педагогическими технологиями вопросах нравственно – патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста,

- повышение собственных теоретических и практических знаний, умений и навыков, профессионализма и творчества по теме,

- формирование у детей чувства любви к Родине, к родному краю; уважения к символам государства – Герба, Флага, Гимна Российской Федерации.

- формирование у детей чувства гордости за свою страну, уважительного отношения к славному военно-историческому прошлому России;

- побуждение желания соответствовать высокому званию гражданина, положительно относиться к таким высоконравственным понятиям, как Родина, патриотизм, подвиг;

- развитие у детей творческих способностей, коммуникативных навыков, умение синтезировать полученные знания.

Предполагается использовать следующие методы исследования:

- наблюдение за процессом проведения культурно - досуговых мероприятий;

- сотрудничество с педагогами других групп и специалистами;

- изучение и анализ материалов видеотеки ГБДОУ №63.

Форма самообразования: индивидуальная

Мероприятия проводились согласно перспективному плану.

Система работы по формированию состояла в организации совместной деятельности педагогов группы, детей и родителей, рассчитана на один учебный год. Образовательные ситуации организовывались со всей группой, подгруппой детей или индивидуально. Мероприятия проводились в групповом помещении, в музыкальном или спортивном залах в зависимости от целей и необходимого оборудования.

Ресурсное обеспечение:

- мини-музей, краеведческий уголок, уголок русской культуры, стенды с информационными материалами, символикой государства и др.

- игровые центры: мебель, оборудование и атрибуты к ролевым играм;

- наглядно-иллюстративный материал,

- картотеки подвижных, пальчиковых игр, загадок, стихов, пословиц по теме;

- дидактические игры,

- художественная литература,

- мультимедийное оборудование,

- видеотека:

- материалы для продуктивной деятельности, бросовый и природный материалы.

Формами работы с родителями стали:

- консультации,

- разработка памяток для родителей,

- родительские собрания,

- рекомендации по организации семейного досуга,

- привлечение к сбору материалов для фотовыставок,

- привлечение родителей к изготовлению пособий и игр патриотического содержания,

- привлечение родителей к совместному с детьми творчеству,

- рекомендации по домашнему чтению,

- оформление тематических папкок-передвижек,

- организация экскурсий,

- участие родителей в днях благоустройства города,

- участие родителей в экологических акциях,

- участие родителей в мероприятиях группы.

Самоанализ:

Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна.

Основная задача, которая стоит перед каждым воспитателем – разъяснить детям суть патриотизма, патриотических чувств и поведения, удержать детей от конфликтов и ненависти ко всякой другой народной культуре. Необходимо воспитывать из детей патриотов, на примерах из истории нашей Родины, подвести их к пониманию, что мы победили врагов, потому что любим свою Отчизну.

Единого подхода к определению «нравственно – патриотического воспитания» не существует.

Патриотизм (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.

Сегодня патриотическое воспитание детей дошкольного возраста это систематическая деятельность в образовательном учреждении по формированию у подрастающего поколения патриотического сознания, нравственных ценностей, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга; формированию духовно и физически здорового человека, неразрывно связывающего свою судьбу с будущим родного края и страны, способного встать на защиту государственных интересов, развитие потребности в деятельности на общую пользу.

Задачи нравственно-патриотического воспитания:

● воспитание любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, Родине;

● формирование бережного отношения к природе и всему живому;

● знакомство с культурой своего народа, символами государства (герб, флаг, гимн);

● формирование элементарных знаний о правах человека;

● развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

● формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, традициям;

● воспитание уважения к труду;

● воспитание гуманного отношения (доброжелательности, уважения, внимательности, отзывчивости) к окружающим;

● воспитание коллективизма и дружеских взаимоотношений;

● становление творческого начала, развитие воображения ребенка посредством вовлечения его в активный процесс познания.

Воспитание чувства патриотизма у дошкольников процесс сложный и длительный. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически и планомерно, во всех возрастных группах, в разных видах деятельности и по разным направлениям.

Средства нравственно-патриотического воспитания:

● Художественные средства: художественная литература, поэзия, изобразительное искусство, музыка, кино.

● Собственная деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая коммуникация.

● Окружающая обстановка (социум): эмоциональное благополучие, любовь окружающих взрослых и сверстников,

● Живая и неживая природа.

Методы:

● Формирование нравственного поведения: упражнения, поручения, требование, воспитывающие ситуации, положительный пример взрослого.

● Формирование нравственного сознания: объяснение, внушение, просьба, этическая беседа, пример.

● Методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение, награждение.

Условия реализации:

● создание предметно-развивающей среды,

● опора на личный опыт, ближайшее окружение,

● эмоциональная окрашенность, воздействие на чувства ребенка,

● взаимодействие трех компонентов: интеллектуального, чувственно- эмоционального и действенно-практического,

● организация творческой деятельности как средства выражения чувств и эмоций (изодеятельность, драматизация, концерты и выступления перед публикой и др.);

● сотрудничество с семьей.

Культурно-досуговая деятельность в группе включала в себя следующие формы работы с детьми:

- беседы,

- тематические экскурсии,

- целевые прогулки,

- открытое мероприятие по итогам освоения программы (праздники, развлечения, викторины, конкурсы),

- знакомство с фольклором,

- театрализованные игры,

- решение проблемных ситуаций, логических задач, кроссвордов, отгадывание загадок,

- сюжетно-ролевые игры, моделирующие жизненные ситуации,

- дидактические игры,

- чтение художественной литературы,

- игровые упражнения для активизации воображения, внимания, восприятия (анализ, классификация предметов, обобщение по заданному признаку, сравнение и выделение главного, простые умозаключения, действия по предложенной схеме-алгоритму),

- подвижные игры,

- пальчиковые упражнения,

- речевые игры,

- проектная деятельность,

- продуктивная деятельность (оформление тематических выставок, изготовление подарков и сувениров для взрослых и сверстников),

- трудовая деятельность.

Праздник имеет большой потенциал в патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста, так как представляет собой особый тип социального единения людей, утверждающий мировоззрение данного общества, его политические, нравственные и эстетические идеалы. В ходе многочисленных народных, православных праздников развивается уважительное отношение к обычаям и традициям предков, доброжелательность к окружающим, национальное единение, взаимное понимание и поддержка. Участники получают необходимые знания об окружающем мире, истории родного края, о социальных явлениях жизни, знакомятся с культурой и декоративно-прикладным искусством, приобщаются к ним.

Для педагога праздник является итоговым событием, обобщающим работу над определенной темой. Например, тематическая неделя «Моя семья», завершилась в группе итоговым мероприятием - праздником День матери. С большой ответственностью педагоги группы подходили к подготовке и проведению этого праздника. Мероприятие способствовало сближению семьи с детским садом, повышая роль матери в воспитании дошкольников.

Участвуя в концертной программе, ребята не только порадовали мам своими талантами, но закрепили представления о семье, как о самом святом и надежном, что есть в жизни человека, о роли мамы в их жизни. Трогательные стихи и песни способствовали формированию привязанности и заботливого отношения к матери.

Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет знакомство с русским народным творчеством, с историей русского народа, традициями, культурой, обычаями, бытом, прикладным искусством России. С этой целью в детском саду проводятся праздники и развлечения основой которых является фольклор. Помимо традиционных календарных праздников Новый год, Масленица, Пасха, в группе проводилось тематическое развлечение «Осенины». Цель данного мероприятия - знакомить детей русскими народными традициями, играми и забавами, с народным календарем и приметами, показать детям красоту русского языка через устное народное творчество (песни, потешки,). Традиции народной культуры имеют огромный воспитательный потенциал, способный оказать значительное влияние на приобщение подрастающего поколения к патриотическим, гражданским и эстетическим ценностям.

Важную роль в воспитании патриотизма у дошкольников играет ознакомление детей с государственной символикой Российского государства, его историей, государственными и международными праздниками. К государственным праздникам относятся такие праздники, как День защитника Отечества, День Победы. Невозможно недооценивать влияние данных праздников на формирование и развитие патриотических чувств у дошкольников, ведь одной из задач патриотического воспитания детей является формирование у них активного положительного отношения к защитникам нашей Родины – Российской Армии. Мужество, стойкость, героизм, готовность к самопожертвованию - эти черты русского воина понятны старшим дошкольника, вызывают уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми.

Отдельно надо сказать о таком государственном празднике, как День защитника Отечества. На этом мероприятии воспитанники познакомились с военной формой различных родов войск, военными наградами, важными для нашей страны историческими событиями, прониклись уважением к защитникам Родины.

Один из вариантов работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников, которые используются в нашей группе как наиболее эффективная форма обучения - это экскурсии. Они позволяют разнообразить и сделать интересным, а значит и более эффективным образовательный процесс, помогают реализовать принципы наглядности и научности обучения, способствуют развитию наблюдательности, навыков самостоятельной работы у дошкольников, дают возможность в естественной обстановке знакомить детей с природными, культурными объектами, воспитывают чувство гордости за свой народ, любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю.

Так посещение Музея почвоведения, позволило совершить увлекательное путешествие в подземное царство, дети узнали о его обитателях (млекопитающих. насекомых, беспозвоночных, микроорганизмах), их жизни, привычках, особенностях и о той роли, которую они играют в экологии нашего региона.

Экскурсия в Музей Этнографии познакомила детей с подлинными памятниками материальной и духовной культуры нашего народа: с жизнью и обрядами своих далёких предков, с предметами быта, одежды, древними орудиями труда, историей и развитием страны.

Огромным потенциалом в нравственно – патриотическом воспитании дошкольников обладают сказки А.С. Пушкина, преимущество которых заключается в том, что они знакомят детей с творчеством, историей и традициями русского народа, способствуют формированию нравственных эталонов: трудолюбия, доброты, смелости, негативного отношения к жестокости, жадности; обогащают знания детей об окружающей природе и жизни; прививают интерес к русскому слову и чувство прекрасного: «…Там русский дух… там Русью пахнет!». В рамках проекта по художественно-эстетическому развитию «У Лукоморья дуб зеленый…» была проведена литературная викторина по сказкам А. С. Пушкина. Дети приобщились к богатству русского языка, его выразительным формам, расширили свои познания о быте и культуре своего народа.

Воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, входят как составляющие компоненты патриотического воспитания маленького гражданина, поэтому знакомство дошкольников с профессиональным трудом взрослых является важнейшим средством формирования нравственных основ личности ребенка, ее гуманистической направленности, волевых качеств. В группе было организовано досуговое мероприятие «Юные пожарные», целью которого было сформировать представления о труде пожарных, об их профессиональных качествах, их роли в обществе, побуждать быть похожими на смелых и отважных спасателей, повысить престиж данной профессии и воспитать чувство уважения, благодарности к людям этой мужественной профессии.

Лучшим другом педагога в воспитательном процессе может стать театр. Привить интерес к театральной культуре Санкт-Петербурга, ощутить яркие

эмоциональные переживания позволило посещение «Театра сказки у Московских ворот». Ребята закрепили правила театрального этикета, понятия о соблюдении общепринятых норм, традиции празднования Нового года и Рождества, вспомнили героев русских народных сказок.

Подготовка и проведение праздников и развлечений способствовала также и нравственному воспитанию детей: они объединяются общими переживаниями, у них воспитывались основы коллективизма, доброжелательное отношение друг к другу, формировались дисциплинированность, культура поведения.

Хлопоты по подготовке праздника для детей были не менее важны, чем сам праздник: ребята ждали веселья, похвалы, хотели показать свои достижения, Участие в досуговых мероприятиях - хороший повод для демонстрации своих успехов: у воспитанников развивается чувство собственного достоинства, уверенность в своих силах.

При организации досуговых мероприятий я руководствовалась следующими методическими рекомендациями:

В основе каждого праздника, развлечения должна быть определенная идея, которую нужно донесена до каждого ребенка. Например, 1 сентября — это День Знаний, праздник 1 Мая — день международной солидарности трудящихся и т. д. Идея проходит через все содержание праздника, раскрытию ее служат песни, стихи, музыка, пляски, хороводы, инсценировки.

Необходимо тщательно продумать оснащение праздника, оформление зала или группы.

Нельзя обойти вниманием подбор музыкальных произведений, музыкальное сопровождение.

Особое внимание стоит уделить выбору ведущего. Кроме хорошего знания последовательности программы, он должен уметь свободно общаться с детьми и гостями праздника, проявлять находчивость и умение адекватно реагировать на непредвиденные ситуации в ходе праздника. В связи с этим роль ведущего отдаётся педагогу, обладающему музыкальностью, артистичностью, умением держаться на сцене, находчивостью, коммуникабельностью.

Никто из детей не должен остаться вне праздника. А чтобы все дети чувствовали себя комфортно, обязательно нужно учесть возможности каждого ребенка.

В сценарий лучше включать не только новый материал, но и уже известный, накопленный в игровых импровизациях. Это создаст непринуждённую атмосферу праздника.

Совместное обсуждение с коллегами деталей праздника позволит улучшить качество предстоящего мероприятия, обогатить материал новыми идеями. Лучше заранее распределить поручения между сотрудниками и определить сроки их выполнения. Это поможет лучшей организации работы по оформлению зала, подготовки костюмов для детей и взрослых, сюрпризных моментов и т.д.

Программа праздника не должна быть знакома детям в полном объёме. Необходимо исключить проведение общих репетиционных занятий, на которых дети многократно повторяют свои роли. Это поможет сохранить свежесть восприятия праздника. Можно рекомендовать выделить отдельные фрагменты, а затем вовлечь детей в их проигрывание. В это время желательно чаще работать с подгруппами детей и с каждым ребёнком индивидуально, нежели со всей группой одновременно.

Необходимо продумать темп, динамику развлечения. Обилие стихов, многословие ведущих делает праздник неинтересным, нединамичным, утомляет детей. Пусть словесного материала будет меньше, но он будет живым, интересным, ярким, понятным детям по содержанию и выразительным по исполнению. Важно продумать не только выбор стихов, но и качество их исполнения детьми на утреннике. Задача воспитателей – научить ребят читать стихи эмоционально, без подражания взрослым.

Программу утренника следует строить так, чтобы дети имели возможность видеть весь праздник, участвовать в общем веселье.

Желательно после праздника ещё некоторое время оставить оформление, атрибуты для игр. Дети смогут повторить полюбившиеся им песни, танцы, хороводы, игры, тем самым ещё раз получить удовольствие от выступления, Продолжительность досуговых мероприятий может быть от 20 минут до часа, в зависимости от возраста детей.

После проведения мероприятия педагогам необходимо проанализировать его, выяснить причины негативных моментов и отметить удачные педагогические находки.

Роль родителей в организации досуговых мероприятий

Досуги в детском саду - мероприятия не только для малышей, родители также принимают в нем непосредственное участие.

Совместная культурно-досуговая деятельность положительно влияла на взаимопонимание и психо - эмоциональное состояние родителей и детей, способствовала развитию у них навыков сотрудничества (ведь прямое участие родителей не всегда возможно в непосредственно образовательной деятельности). В течение всего года родители воспитанников оказали значительную помощь в подготовке и организации мероприятий детского сада и группы: принимали активное участие в изготовлении костюмов, декораций, праздничных атрибутов, поделок, заучивали с детьми стихи и сценки, были задействованы в конкурсах, экологических, социальных патриотических акциях.

Вывод:

Практика работы по данной теме показала, что культурно - досуговая деятельность является действенной формой нравственно - патриотического воспитания старших дошкольников. Данный вид деятельности позволяет органично совместить образовательный и воспитательный процессы, так как воспитание детей облекается в творческую форму, оно проходит интересно, не назидательно, открывает возможности для формирования внутреннего мира ребенка, повышения его культурного уровня и всестороннего развития. Работа по данному направлению требует от педагогов больших нравственных и физических сил. Но когда видишь результаты своего труда, получаешь огромное моральное удовлетворение.

В результате реализации задач духовно-нравственного развития и патриотического воспитания дошкольников через проведение досуговых мероприятий я добились следующих результатов:

1. У детей сформировались первоначальные представления о Родине и семье, профессиях, добре, зле, любви, доброжелательности, послушании, зависти, верности и предательстве, осуждении и прощении, милосердии, чуткости, совести, благодарности, трудолюбии.

2. Дошкольники стали:

- активнее проявлять чувства любви и уважения к родным и близким, стали более благодарными и доброжелательными к окружающим (приветливы, готовы быть полезными, оказывать помощь, проявляют заботу), выражают сочувствие при огорчении, радость за удачи других, стараются не говорить о товарищах плохо;

- проявлять чувство симпатии к людям независимо от их национальности, стараются понять другого человека, принять его таким, какой он ест,

- проявлять интерес к истории, традициям и культуре своей страны, города, района.

3. Расширился кругозор и словарный запас воспитанников, вырос их интеллектуальный уровень.

Запланированные мероприятия по нравственно - патриотическому воспитанию оказали положительное влияние и на взаимодействие родителей воспитанников с учреждением. Родители стали более компетентными в вопросах нравственно – патриотического воспитания дошкольников, дружелюбными, более терпимыми друг к другу, к своим детям и сотрудникам ДОУ. Одобряя опыт детского сада по приобщению детей к истокам народной культуры, патриотизма, родители стали активнее принимать участие в подготовке и проведении мероприятий для дошкольников.

Таким образом, совместными усилиями коллектива детского сада и родителей осуществляется приобщение детей к народной праздничной культуре, национальным традициям, утверждаются в их сознании фундаментальные патриотические, духовно - нравственные и эстетические ценности.

Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что культурно-досуговая деятельность является эффективной   формой нравственно -  патриотического воспитания старших дошкольников.

Список используемых источников:

1. Журнал «Дошкольная педагогика» №9 ноябрь 2020 г., статья А.С. Захаровой «Роль театра в формировании патриотических чувств у старших дошкольников».

2. Журнал «Дошкольная педагогика» №10 декабрь 2019 г., статья В.А. Желевой

«Организация взаимодействия педагогов с родителями воспитанников по духовно – нравственному воспитанию дошкольников».

3. Журнал «Дошкольная педагогика» №10 декабрь 2019 г. статья С.В. Солодянкиной «Патриотическое, духовно – нравственное воспитание и приобщение к культурному наследию старших дошкольников».

4. Журнал «Дошкольная педагогика» №5 май 2019 г. статья Э.Ф. Сивко

«Воспитательный потенциал народных культурных ценностей».

5. Журнал «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» №4 апрель 2020 г. статья В. Коноваловой «Как за месяц рассказать детям о войне».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ТЕМЕ: «Формирование навыков письма старших дошкольников посредством использования нетрадиционных техник в изобразительной деятельности»

Успешное овладение графическими навыками рисования облегчает усвоение письма в школе, так как обе графические деятельности имеют много общего....

Отчет по самообразованию за 2018-2019 гг. по теме: «Гендерное воспитание старших дошкольников посредством различных видов деятельности».

Подводя итоги работы, могу с уверенностью сказать, что работа по гендерному воспитанию принесла положительные результаты. У детей выработались навыки доброжелательного отношения друг к другу, проявили...

Перспективный план углубленной работы по теме:«Экологическое воспитание старших дошкольников посредством детской исследовательской деятельности и речевых игр»

Перспективный план углубленной работы по теме:«Экологическое воспитание старших дошкольников посредством детской исследовательской деятельности и речевых   игр»...

Отчёт по самообразованию «Гендерное воспитание старших дошкольников посредством различных видов деятельности» за 2019-2020 уч.гг.

Подводя итоги работы, могу с уверенностью сказать, что работа по гендерному воспитанию принесла положительные результаты....

Опыт работы на тему: "«Формирование экологических представлений старших дошкольников посредством ознакомления с животным миром Прибайкалья»

Цель: формирование экологических представлений о природе Прибайкалья для повышения экологической культуры старших дошкольников...

Опыт работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через реализацию проекта "Россия - Родина моя""

Презентация "Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через реализацию проекта "россия - Родина моя"...