КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАНЦЫ И ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ
консультация по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Климова Татьяна Николаевна

КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАНЦЫ И ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

«КОММУНИКАТИВНЫЕ ТАНЦЫ И ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель: 

- развитие динамической стороны общения: легкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению;

- развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

- развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

- обеспечить успешную социализацию каждого ребенка в детском коллективе.

Задачи:

- создать условия для знакомства детей, доверительного общения с другими; - формированию у детей интереса друг к другу, способствовать запоминанию имен, внешности других детей (в новом коллективе);

- создать комфортную психологическую атмосферу, обстановку, в которой дети легко вступают в контакт друг с другом;

- развивать коммуникационные умения детей; - воспитывать доброжелательные отношения к другим детям, положительное отношение к дружбе; - способствовать развитию музыкальности детей.

Актуальность проблемы. В настоящее время огромное внимание уделяется проблеме социально – личностного развития и воспитания дошкольников, являющегося одним из компонентов проекта Государственного стандарта дошкольного образования. Формирование отношения ребёнка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, становление его самопознания - процесс сложный и требует от педагога немалых профессиональных усилий и эмоциональных затрат. Процесс социализации начинается у человека в детстве и продолжается всю жизнь. Положительное формирование социально-личностных качеств во многом зависит от того, в какой мере ребенком осваивается культура общения и отношений со сверстниками и окружающими взрослыми.

Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор

формирования личности, один из главных видов деятельности человека,

устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других

людей.

Общение дошкольника со сверстниками и взрослыми формируется

посредством различных методов и приемов. Одним из таких приемов

являются коммуникативные танцы и игры.

Основная цель использования коммуникативных игр – помочь детям войти в

современный мир, такой сложный, динамичный, характеризующийся

множеством негативных явлений. Для социального развития детей,

несомненно, необходимо использовать игру.

Во-первых, игра – ведущая деятельность дошкольника. Во-вторых, она

является коллективной деятельностью, предполагающей необходимость

общаться со сверстниками или взрослыми.

Коммуникативная игра – это совместная деятельность детей, способ

самовыражения, взаимного сотрудничества, где партнеры находятся в

позиции «на равных», стараются учитывать особенности и интересы друг

друга.

Значение коммуникативных игр:

Детское переживание радости со сверстниками в дальнейшем превращается в

жизнерадостность, оптимистическое отношение к жизни, умение ладить с

людьми, успешно решать жизненные проблемы, добиваться поставленных

целей.

Напротив, отсутствие или недоразвитие коммуникативных способностей

играет дезорганизующую роль, приводит к задержке общего психического

развития ребенка, а в дальнейшем – к формированию негативной жизненной

позиции.

Музыка тесно связана с моторно - мышечными и интонационно –речевыми

ощущениями, и этим она особенно близка к игре. Следовательно,

музыкально- игровая деятельность может быть педагогически направлена на

развитие социальных качеств детей. Педагог может использовать игровой

потенциал музыкальной деятельности для развития навыков общения между

детьми, воспитания у детей доброго отношения друг к другу.

Музыкальные коммуникативные игры – это синтез музыки с речью,

движением, пространственными, тактильными и зрительными ощущениями,

основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в

межличностные отношения, создание условий для свободного и

естественного проявления индивидуальных качеств ребенка. Музыка в этих

играх используется как фактор, организующий игру во времени, ритме,

эмоциональном настрое.

Коммуникативный танец – это несколько несложных танцевальных

движений, включающих элементы невербального общения и импровизации,

направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и

группой. Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной

хореографической подготовки, и, следовательно, он доступен любому

ребенку при введении его в процесс музыкально-ритмической деятельности.

Ценность коммуникативных танцев также и в том, что они способствуют

повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в

детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на

жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение людей

друг к другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные

эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, ещё более

способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем

самым, нормализации социального микроклимата в детской группе.

В этих танцах развивается динамическая сторона общения- легкость

вступления в контакт, инициативность, готовность к общению. Они также

развивают эмпатию и сочувствие к партнеру, способствуют эмоциональности

и выразительности невербальных средств общения. Компоненты

коммуникативного танца просты: шаг, бег, скольжение, подпрыгивание,

кружение. Танцуя, дети внимательно прислушиваются к различным

элементам музыкальной структуры. Поскольку музыка повторяется много

раз, дети легко осознают ее форму и могут предвидеть каждую новую или

повторяющуюся часть. Танец способствует визуальному развитию чувства

формы: различные части иллюстрируют различное движение.

Взаимодействие с другими детьми помогают ребенку ориентироваться в

пространстве и выстраивать интересные геометрические образования:

движения по кругу вперед или боком, параллельные линии, «мельницу»,

квадраты, «змейки».

В процессе музыкально-ритмического обучения дети могут научиться

понимать намерения другого ребенка, узнавать по жестам о его готовности

вступить в контакт, по позе – об эмоциональном настрое. Формируется

динамическая сторона общения – легкость вступления в контакт,

инициативность, готовность к общению, развитие эмпатии и сочувствия к

партнеру. Коммуникативные танцы и игры способствуют развитию

эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.

С ростом опыта взаимодействия со сверстниками у детей происходит

накопление знаний о формах поведения, осознаются причины действий,

возможность видеть поведение других детей со стороны. Это приводит к

тому, что содержание формирующихся у дошкольников понятий о чертах и

качествах личности существенно изменяется, и позволяет более глубоко и

правильно оценивать личность в целом.

На занятиях и вне занятий необходимо создать условия для художественного

освоения ребенком окружающей действительности. Ребенок самостоятельно

делает выбор в выполнении задания, использование соответствующих

выразительно-изобразительных средств для воплощения образов, но

одновременно соподчиняет свои желания законам “игрового сообщества”.

В коммуникативных, интонационных, речевых, ритмических играх, этюдах

дети, проявляя свое собственное, личное отношение к окружающим,

превращаются в различных героев, которые могут находиться в различных

настроениях, эмоциональных состояниях. Предлагаются ситуации, выход из

которых должны найти сами дети, широко используются приемы

фантазирования.

Танцы с участием родителей.

Чтобы родители не были пассивными слушателями и гостями на праздниках и досугах, привлекаем их к исполнению общих танцев с детьми. Все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот момент является весьма существенным, поскольку он снимает механизм оценивания, раскрепощает ребенка и наделяет смыслом сам процесс при участии в танце-игре.

Использование коммуникативных игр и танцев открывает у ребенка

возможность видеть и понимать себя, своих друзей и окружающих взрослых,

помогает ребенку сделать первые шаги на пути познания законов

человеческого общения. Умение любить и принимать себя, доброжелательно

относиться к окружающим – факторы, определяющие судьбу ребенка,

дающие ему возможность в будущем стать достойным членом общества,

полнее реализоваться как личность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство в социально-личностного развития.

Игра как средство в социально-личностного развития....

Народная сказка как средство формирования социально-личностных ценностей у одаренных детей.

Чем большее количество сказок знает ребенок, тем больше у педагогов возможностей для формирования социально-личностных качеств у детей.Педагогический процесс может быть построен на системе народных ск...

Практико - значимый проект "Формирование социально- личностных навыков у дошкольников через народные игры"

Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки...

«В гостях у Дружбы» ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО - ЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УЧАСТИЕМ СКАЗОЧНОГО ПЕРСОНАЖА.

Проблема межличностных отношений старших дошкольников является одной из актуальнейших в современной педагогике. Ведь для полноценного развития детей дошкольного возраста большое значение имеет их обще...

Обобщение опыта работы музыкального руководителя Шапкиной Анастасии Сергеевны Тема: «Исследование роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личностном развитии детей старшего дошкольного возраста.»

Обобщение опыта работы музыкального руководителя Шапкиной Анастасии Сергеевны   Тема: «Исследование роли коммуникативных танцев – игр в музыкальном воспитании и социально-личност...

Статья «Коммуникативные танцы и игры, как средство формирования социально-личностных качеств дошкольников»

Коммуникативные танцы-игры, очень хороший способ для совместной деятельности детей и родителей!...