программа "Пешка"
рабочая программа по информатике (младшая группа) на тему

Сабирова Маргарита Михайловна

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Ханты-Мансийского автономного округа - Югра

ГОРОДСКОЙ ОКРУГ ГОРОД ПЫТЬ-ЯХ

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

(МДОАУ д/с «Белочка»)

Принято на заседании

Педагогического  совета

МДОАУ д/с «Белочка»

Приказ №348-од

от 01.09.2016 г.

Протокол № 1

от 01.09.2016 г.

       УТВЕРЖДАЮ

И.о. директора МДОАУ

       д/с «Белочка»

       ____________ И.В.Шевченко

       «___» _____________ 2016 г

Рабочая программа

По обучению игре в шахматы и шашки  в рамках реализации дополнительного образования, кружковой деятельности для детей 5-7лет «Пешка»

Срок реализации дополнительной образовательной программы – 2 года

Разработчик программы: воспитательСабирова Маргарита Михайловна

Программа разработана на основе методических рекомендаций В.Г.Гришина, Е.И. Ильина «Шахматная азбука или первые шаги по шахматной доске» для детей 5-7 лет, Просвещение//Москва, 1991

Пыть-Ях

2016

 

Содержание программы

  1. Пояснительная записка.
  1. Новизна программы.
  2. Актуальность.
  3. Педагогическая целесообразность.
  4. Цель и задачи программы.
  5. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих.
  6. Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы.
  7. Сроки реализации.
  8. Формы и режим занятий.
  9. Ожидаемые результаты.
  10. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
  1. Учебно-тематическое планирование.
  2. Содержание образовательной деятельности.
  3. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.
  4. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
  5. Педагогическая диагностика.
  6. Библиографический список.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывает  целеустремлённость, терпение и характер.

Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. 

Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».

В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

  1. Новизна программы

Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д. 

  1. Актуальность

Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

  1. Педагогическая целесообразность

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного  типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражение, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.

Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

  1. Цель программы:обучение детей дошкольного возраста в шахматы.

       Задачи программы:

  • Образовательная:
  • Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.
  • Воспитательная:
  • Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.
  • Общеразвивающая:
  • Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и                     фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций. Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы. Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости.
  1. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих

                В центре внимания находиться личность ребенка. Дети через игру в шахматы имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы.

  1. Возраст детей участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы

Дети от 5 до 7 лет.

  1. Сроки реализации

Рабочая программа рассчитана на два года обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением одного занятия в неделю во второй половине дня.

  1. Формы и режим занятий

Методы проведения занятий
-словесный: рассказ, беседа, объяснение;
-наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;
-практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.

Методы организации учебно-воспитательного процесса
- создание детских объединений внутри коллектива - групп консультирования, имеющих более высокий разряд над младшими;
- привлечение к работе, связанной с проведением соревнований внутри района, соревнований с выездом в другие детскими садами, родителей, спонсоров;
- связь с общественными организациями. 

1.9 Ожидаемые результаты

Воспитанники должны:

                 

- иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;

 - различать называть шахматные фигуры;

 - правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное   положение

 - иметь представление об элементарных правилах игры;

 - играть малым числом фигур;

 - иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;

 - владеть основными шахматными терминами;

  -правильно применять элементарные правила игры;

 - иметь представление о некоторых тактических приемах.

  1. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы

Формой подведения итогов реализации программы дополнительного образованияявляется:  

  • Организация ежемесячных мини-игры для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ о шахматах.
  • Участие в городских конкурсах в течение года.
  • Тематические праздники и развлечения.
  • Творческий отчет руководителя кружка.

  1. Учебно-тематическое планирование

Максимальная учебная нагрузка воспитанника составляет 72 часа, в том числе:

-в первом году обучения 36 часов;

-во втором году обучения 36 часов;

№ п/п

Тема

Количество часов

Всего

Теоретических занятий

Практических занятий

1

Вводное.

1

1

2

Формирование представлений о  игре в шахматы , как о спорет, науке и искусству. 

8

1

7

3

Знакомство с правилами  игры в шахматы, особенностями шахматной борьбы. 

4

1

4

4

Закрепить  названия:тактические удары и комбинации.

3

1

3

5

Формирование элементарных правил  игры

4

1

2

6

Формирование элементарных представлений о сеансах одновременной игры

4

1

3

7

Формирование элементарных представлений о поведении  на турнирах

4

1

3

8

Знакомство с основными фигурами

8

1

6

Итого часов

36

8

28

    

  1. Содержание образовательной деятельности

1 год обучения 2016–2017 гг.
(старшая группа)

Кружковые занятия

Сроки

Ответственный

1

История шашек.

 октябрь

 Воспитатели группы

2

Занятие. Сказка начинается… (общие понятия о шашках)

октябрь

 Воспитатели группы

3

Занятие. Шашечная доска и шашки. Шашечные дороги.

 ноябрь

 Воспитатели группы

4

Практическое закрепление материала

 ноябрь

 Воспитатели группы

5

Занятие. Шашечные поля.

 ноябрь

 Воспитатели группы

6

Практическое закрепление материала

 ноябрь

 Воспитатели группы

7

Занятие. Диагональ

 ноябрь

 Воспитатели группы

8

Практическое закрепление материала

 ноябрь

 Воспитатели группы

9

Занятие. Как ходят шашки

декабрь

 Воспитатели группы

10

Практическое закрепление материала

 декабрь

 Воспитатели группы

11

Занятие. Основные правила шашечной игры

 декабрь

 Воспитатели группы

12

Практическое закрепление материала

 декабрь

 Воспитатели группы

13

Занятие. Цели игры и определение результата партии

 декабрь

 Воспитатели группы

14

Практическое закрепление материала

 декабрь

 Воспитатели группы

15

Занятие. Разные виды ничьей партии

 декабрь

 Воспитатели группы

16

Практическое закрепление материала

 декабрь

 Воспитатели группы

17

Занятие. Как начинать партию?

январь

 Воспитатели группы

18

Практическое закрепление материала

 январь

 Воспитатели группы

19

Занятие. Знакомство с таблицей шашечного турнира.

февраль

 Воспитатели группы

20

Практическое закрепление материала

 

 Воспитатели группы

21

Занятие. Подготовка к соревнованиям

 февраль

 Воспитатели группы

22

Практическое закрепление материала

 февраль

 Воспитатели группы

23

Практическое закрепление материала

март

 Воспитатели группы

24

Практическое закрепление материала

апрель

 Воспитатели группы

25

Соревнование по шашкам в ДОУ между игроками.

май

 Воспитатели группы

26

Соревнования между игроками, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры

июнь-июль

 Воспитатели группы

 

Тематическое планирование. 2 год обучения, 2017–2018 гг.
(подготовительная к школе группа)

Кружковые занятия

сроки

ответственный

1

Занятие. Делаем наилучшие ходы.

октябрь

Воспитатели группы

2

Практическое закрепление материала

 октябрь

 Воспитатели группы

3

Занятие. Простые комбинации.

ноябрь

 Воспитатели группы

4

Практическое закрепление материала

 ноябрь

 Воспитатели группы

5

Занятие. Основы позиционной игры.

 ноябрь

 Воспитатели группы

6

Практическое закрепление материала

 ноябрь

 Воспитатели группы

7

Занятие. Комбинационные приемы

 ноябрь

 Воспитатели группы

8

Практическое закрепление материала

 ноябрь

 Воспитатели группы

9

Занятие. Связывание

декабрь

 Воспитатели группы

10

Практическое закрепление материала

 декабрь

 Воспитатели группы

11

Занятие. Использование дополнительного темпа.

 декабрь

 Воспитатели группы

12

Практическое закрепление материала

 декабрь

 Воспитатели группы

13

Занятие. Размен.

 декабрь

 Воспитатели группы

14

Практическое закрепление материала

 декабрь

 Воспитатели группы

15

Практическое закрепление материала

 декабрь

 Воспитатели группы

16

Занятие. Достижение выгодной оппозиции.

январь

 Воспитатели группы

17

Практическое закрепление материала

 январь

 Воспитатели группы

18

Занятие. Треугольник Петрова.

февраль

 Воспитатели группы

19

Практическое закрепление материала

 февраль

 Воспитатели группы

20

Занятие. Подготовка к соревнованиям

 февраль

 Воспитатели группы

21

Практическое закрепление материала

 февраль

 Воспитатели группы

22

Занятие. Растяжка и оттяжка.

март

 Воспитатели группы

23

Практическое закрепление материала

апрель

 Воспитатели группы

24

Эффективность и красота комбинаций.

май

 Воспитатели группы

25

Соревнования между игроками, шашечные встречи, досуги, шашечные турниры

июнь-июль

 Воспитатели группы

 

  1. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:
- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;
- игра;
- тренировочные игры;
- турниры.

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Оборудование, материалы.
Для кружка необходимы: учебный кабинет со столами и стульями. Кабинет должен отвечать требованиям санитарных норм и правил для полного состава группы: комплекты шашек и досок (7-8 комплектов);
шахматные часы (2-3 комплекта).

  1. Педагогическая диагностика

Для определения уровня способностей детей в начале и конце года проводится педагогическая диагностика.

Формы педагогической диагностики:

- педагогические наблюдения;

- открытые занятия с последующим обсуждением;

- итоговые занятия;

- выставки;

- конкурсы.

В режиме дня  педагог создает диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия. Каждый ответ оценивается по трех бальной системе:

1 балл – ребенок не может выполнить все параметры оценки, помощь взрослого не принимает;

2 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;

  1. балла - ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.

Педагогическая диагностика проводится для сравнительного анализа и решения следующих образовательных задач:

1)  индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории (индивидуальный маршрут развития ребенка) или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2)  оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги создают  диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

7. Библиографический список

1.    В.Б. Городецкий. Книга о шашках, М.: «Детская литература», 1984.
2. А.И. Куличихин. История развития русских шашек, М: «ФИС», 1982.
3. А. Сидлин. Как оценивать позицию в шашках, М: «ФИС», 1966.
4. Л.М. Рамм. Курс шашечных начал, М: ДРОФА, 1953.
5. В.С. Литвинович, Н.Н.Негра. Курс шашечных дебютов, Минск, «Полымя», 1985.
6. Г.И. Хацкевич. 25 уроков шашечной игры, Минск: «Полымя», 1979.
7. В.Б. Городецкий. Учись играть в шашки, М.: «Детская литература», 1956.
8. Ю. Барский, Б. Герцензон. Приключения на шашечной доске, СПб: «Лениздат», 1969.
9. П.А. Слезкин. Основы шашечной игры, ОГИЗ - Физкультура и туризм, 1936.
10. Шашечный кодекс, М.: «Советский спорт», 1986.
11. И.И. Куперман, В.М.Каплан. Начала и середина игры в шашки, М: «ФИС», 1957.
12. Н.В. Крогиус. Психология шахматного творчества, М: «ФИС», 1981.