Применение ИКТ в образовательном процессе
статья по коррекционной педагогике

Посохова Марина Николаевна

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационные технологии необходимы современному человеку практически во всех сферах его деятельности. Даже в детском саду представить себе работу без них невозможно. Мы, педагоги детского сада, должны идти в ногу со временем, определить и выбрать максимально эффективные пути и средства развития ребенка.

Информационно-коммуникационные технологии

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:

  • компьютеры;
  • интерактивные доски;
  • магнитофоны;
  • телевизоры;
  • фотоаппаратура и т. п.

Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Так, для младших дошкольников на занятии «На ферме» полезно использовать презентацию с изображениями изучаемых животных в начале совместной деятельности, а затем продолжить ее рисованием, играми. В средней группе можно немного усложнить подачу материала: в занятие «Зимняя сказка» включить презентацию «Признаки зимы», а также добавить видеоматериалы «Уроки Снеговика» и видеозагадки. В старших группах на занятии по изучению правил дорожного движения можно показать ребятам обучающий мультфильм, а затем провести беседу на эту тему.

Интерактивная доска — это сенсорный экран, который работает в системе вместе с проектором и компьютером. Использование интерактивной доски на занятиях помогает перейти от объяснительной формы обучения к деятельной — дети сами проявляют познавательную активность, что способствует осознанному усвоению материала. Работа с интерактивной доской включает в себя:

  • проведение различных развивающих игр;
  • просмотр иллюстраций и видеоматериалов;
  • разбор проблемных ситуаций;
  • совместное творчество и др.

Информационные технологии вносят значительные изменения в содержание образования, способствуют повышению его качества, оптимизации методов обучения. В связи с этим информационно-коммуникационные технологии стали активно применяться  в ДОУ. 
В рамках данного вопроса специалистами ДОУ используются не только традиционные формы и методы коррекционной работы с детьми, но и необходимые на современном этапе информационно-коммуникационные технологии с целью приобщения детей к современным техническим средствам передачи и хранения информации. А компьютерное сопровождение процесса развития дошкольников становится мощным техническим средством обучения и коммуникации, необходимым для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.
Информационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.  Ценность данной технологии заключается в том, что в процессе проектно-ориентированного обучения у детей вырабатываются специфические умения и навыки:


• постановка конкретных целей и планирование деятельности;
• самоанализ и рефлексия;
• выделение проблемных вопросов;
• поиск нужной информации в разных источниках;
• проведение исследования;
• презентации результатов своей деятельности;
• практическое применение знаний, умений и навыков в дальнейшем.


           Нам показался интересным опыт использования детских проектов в воспитательно-образовательном процессе, т.к. в основе метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной деятельности педагога, детей и родителей над определенной практической проблемой и на социализацию дошкольников, приобретение социального опыта, традиций, истории, культуры народа. Следует также отметить и влияние деятельностного подхода на развитие детей дошкольного возраста, который обеспечивает проект, т.к. ребенок не может отвлеченно рассуждать, а познает действительность в практической деятельности.

Проектные технологии

Проектная деятельность в детском саду предполагает ведение совместных групповых проектов. В процессе их реализации у дошкольников активно развиваются познавательные и исследовательские способности. Это помогает развитию самостоятельной творческой личности, способной решать сложные задачи. Если в традиционной образовательной деятельности процесс обучения предполагает предоставление воспитанникам уже готовой информации, то проектная деятельность позволяет детям самим прийти к результату.

Практика современной работы дошкольного учреждения выделяет следующие виды проектной деятельности:

  • Исследовательская — дети проводят эксперименты, а затем оформляют результаты, например, в форме газеты, рисунка.
  • Игровая — предполагает вхождение в роль какого-либо персонажа рассказа, сказки.
  • Информационная — сбор детьми информации по определённой тематике, а потом реализация проделанной работы в виде рисунков, выставок, коллажа, рассказа.
  • Творческая — обычно не имеет чётко проработанной структуры, предполагает совместную работу детей и воспитателя. Результатом её могут стать выставки, альбомы, газеты и т. п.

Для каждого дошкольного возраста в ходе проекта решаются разные задачи в зависимости от умений и интересов детей. Начиная с младшего дошкольного возраста, используются творческие и игровые проекты («Любимые игрушки», «Школа здоровья»). Полезными для дошкольников любого возраста будут социально-семейные («Герб семьи») и познавательные проекты («Животные и птицы», «Мои друзья», «Огород на окне»).

В детском саду проводятся различные мини-проекты спортивной и интеллектуальной развивающей направленности с участием родителей (законных представителей).

По итогам каждого проекта проводятся заключительные мероприятия в форме выставок-галерей, передвижных экспозиций, презентаций, на которых очень ярко видны все результаты работы.

Реализованные проекты показали, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, информационно-коммуникационные технологии обладают рядом преимуществ:
• предъявление информации на экране компьютера, мультимедийной установки вызывает у детей огромный интерес;
• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• обладает стимулом познавательной активности детей;
• позволяет моделировать жизненные ситуации.
Значимость работы по созданию проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий, направленных на социализацию дошкольников, формированию у них нравственно-патриотических чувств и норм безопасного поведения в том, что существует возможность  опираться на данные проекты в дальнейшей работе, как к вопросу безопасности, социализации. Разработанные проекты имеют практикоориентированный характер, а использование проектных и компьютерных технологий, основанных на детской активности в экспериментировании, носит развивающий характер обучения. Таким образом,  сочетание технологии проектирования и информационных технологий, на наш взгляд, является, возможно, наиболее эффективной формой организации познавательной и воспитательной деятельности детей, т.к. повышает заинтересованность детей в обучении, что является важной задачей современной педагогики, ориентированной на качество образования.
Литература:
1. Веракса Н. Е. Организация проектной деятельности в детском саду // Современное дошкольное образование : теория и практика. - 2008. - № 2. - C. 16-20.
2. Гладкова Ю. А. Метод проектов и познавательное развитие дошкольника // Ребенок в детском саду. - 2008. - N 1. - С. 2-4.
4. Н.Королёва, С.Петрова. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада. Ж. «Дошкольное воспитание». 2010,№ 6, № 12.



Предварительный просмотр:

Применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

 Информационные технологии необходимы современному человеку практически во всех сферах его деятельности. Даже в детском саду представить себе работу без них невозможно. Мы, педагоги детского сада, должны идти в ногу со временем, определить и выбрать максимально эффективные пути и средства развития ребенка.

Компьютеры стали уже привычным атрибутом современности. ФГОС отмечает широкое использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном учреждении как одно из условий успешного образовательного процесса. К ИКТ в ДОУ относятся:

• компьютеры;

• интерактивные доски;

• магнитофоны;

• телевизоры;

• фотоаппаратура и т. п.

Применение ИКТ на занятиях в детском саду привлекает внимание дошкольников, помогает решать образовательные задачи педагогу. Новые информационные технологии позволяют строить процесс обучения на основе зрительного (презентация, анимация), слухового (звуковые и видеоматериалы) и осязательного (интерактивная доска, клавиатура) восприятия. Так, для младших дошкольников на занятии «На ферме» полезно использовать презентацию с изображениями изучаемых животных в начале совместной деятельности, а затем продолжить ее рисованием, играми. В средней группе можно немного усложнить подачу материала: в занятие «Зимняя сказка» включить презентацию «Признаки зимы», а также добавить видеоматериалы «Уроки Снеговика» и видеозагадки. В старших группах на занятии по изучению правил дорожного движения можно показать ребятам обучающий мультфильм, а затем провести беседу на эту тему.

Информационно-коммуникационные технологии стали активно применяться в ДОУ для совместной деятельности специалистов и родителей дошкольников. Очень важно сделать родителей активными участниками педагогического процесса. Дети приходят в группу из разных детских садов и родители не сразу понимают значение коррекционно – воспитательной работы в группе ЗПР. Необходимо родителей учить адекватно, оценивать успехи и возможности своего ребенка. Формировать у них потребность развивать своего ребенка не только в детском саду, но и дома. Объединение усилий специалистов и родителей помогут создать благоприятные условия для успешной коррекции задержки психического развития и полноценного личностного развития детей. Обязательным условием успешности коррекционно-развивающего воздействия является способность дефектолога организовать отношения с родителями воспитанников в форме активного взаимодействия и в процессе совместной деятельности максимально помочь ребенку. В рамках данного вопроса дефектологом используются не только традиционные формы и методы работы с родителями, но и необходимые на современном этапе информационно-коммуникационные технологии с целью приобщения к совместной деятельности через  современные технические средства. Выбор тех или иных форм работы с родителями объясняется, прежде всего, уверенностью в их эффективности. Традиционные формы при всех своих положительных характеристиках, имеют объективные трудности это: ограниченное количество времени у родителей (как для посещения родительских собраний, так и посещения консультаций в детском саду).

И здесь в процесс взаимодействия учителя - дефектолога ДОУ с родителями воспитанников на помощь приходят компьютерные технологии

Средства ИКТ в  работы с родителями:

 - проведение практических занятий с участием родителей;

- использование информации на флэш-носителе;

 - использование информационных и коммуникационных технологий (ИКТ),

 в том числе, мультимедийных презентаций;

- обмен информацией через электронную почту;

- консультации, занятия с помощью программы «Skype».

Средства ИКТ дают возможность учителю-дефектологу представить и раскрыть теоретические и практические аспекты работы для родителей. А так же могут послужить инструментом родителям, не имеющим возможности посещать консультации, собрания, всегда быть проинформированными в вопросах, рассматривающихся на них.

Применение ИКТ в коррекционной работе учителя-дефектолога позволяет сделать следующие выводы:

 – компьютер стал необходимым средством обучения детей с нарушениями познавательной сферы;

 – использование ИКТ в большинстве случаев повышает мотивацию ребенка к занятиям, способствует повышению речевой и познавательной активности;

- способствует повышению самооценки ребенка (система поощрений);

–повышает компетентность родителей в коррекционно-воспитательной работе, что является необходимым условием успешного воздействия на ребенка.

Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, которое позволяет повысить качество обучения и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сертификат участника III Всероссийского конкурса педагогическое мастерство по применению ЭОР в образовательном процессе "Формула будущего - 2013"

Сертификат участника III Всероссийского конкурса педагогическое мастерство по применению ЭОР в образовательном процессе "Формула будущего - 2013"...

Педагогический совет "Применение ИКТ в образовательном процессе"

Педагогический совет "Применение ИКТ в образовательном процессе"...

МАСТЕР-КЛАСС Тема: «Квест-игра как образовательная технология и применение ее в образовательном процессе ДОУ».

Цель: оказание практической помощи педагогам в использовании Квест-технологии в образовательном процессе ДОУ.Задачи:1.Сформировать у участников мастер- класса представления о Квест- технологии в дошко...

«Квест-игра как образовательная технология и применение ее в образовательном процессе ДОУ».

В  связи с реализацией федерального государственного образовательного стандарта в дошкольном образовании произошли существенные изменения. Образовательная деятельность в формате квест замечательн...

Тема: «Квест-игра как образовательная технология и применение ее в образовательном процессе ДОУ».

Оказание практической помощи педагогам в использовании Квест-технологии в образовательном процессе ДОУ....

Чать опыта работы - мастер класс на тему «Квест-игра  как образовательная технология и применение ее в образовательном процессе ДОУ».

Цель: оказать практическую помощь педагогам в использовании Квест технологии в условиях реализации ФГОС ДО Задачи: 1. Формирование представления о Квест - технологии в детском саду. 2. Практич...