Рекомендация для музыкальных руководителей на тему: «Освоение русского языка как второго в ДОУ с полиэтническим составом воспитанников посредством музыкального театра
материал по информатике на тему

Зинова Наталья Анатольевна

В последние годы, в связи с изменением демографической ситуации и появлением в дошкольных учреждениях большого числа детей – мигрантов, в центре внимания оказались проблемы, связанные с освоением русского языка как второго (неродного) и адаптации этой категории воспитанников в российский культурный контекст. Маленький человек, входящий в жизнь, застает естественное и культурное пространство в его настоящем целостном виде: окружающий пейзаж, обстановка жилища, характерные цвета, звуки, люди, говорящие на родном языке и т. д. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osvoenie_russkogo_yazyka_kak_vtorogo_v_dou.docx18.36 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Рекомендация для музыкальных руководителей на тему: «Освоение русского языка как второго в ДОУ с полиэтническим составом воспитанников посредством музыкального театра»

В последние годы, в связи с изменением демографической ситуации и появлением в дошкольных учреждениях большого числа детей – мигрантов, в центре внимания оказались проблемы, связанные с освоением русского языка как второго (неродного) и адаптации этой категории воспитанников в российский культурный контекст. Маленький человек, входящий в жизнь, застает естественное и культурное пространство в его настоящем целостном виде: окружающий пейзаж, обстановка жилища, характерные цвета, звуки, люди, говорящие на родном языке и т. д. Однако, на занятиях искусства в детском саду, он знакомится с различными способами художественной деятельности в отрыве друг от друга, более того, развитие речи на этих занятиях является второстепенной задачейЯзык выступает только средством коммуникации для достижения результатов творческой деятельности. Отсюда вытекает главное противоречие в работе педагогов художественно-эстетического цикла: все виды художественной деятельности у ребенка связаны, связаны они и с процессом речевого развития, но технологически это осваивается в отдельности на различных занятиях. На наш взгляд, интегрированное преподавание искусства, включающее целенаправленную систему языкового развития, эффективнее, чем изолированная работа по каждому из направлений, тем более, что в современных условиях возможности художественно-эстетического образования и дополнительного развития речи детей, предоставляемые учебным планом и программой, ограничены. Наша инновационная интегрированная экспресс – программа «Радуга» направлена на решение проблем развития, обучения и воспитания творческой личности в ДОУ с полиэтническим составом детей в едином интегрированном пространстве, в котором системообразующим элементом является музыкальный театр. Сегодня вряд ли нужно кому-то доказывать необходимость наличия в детском саду театрального коллектива: его воспитательное и обучающее влияние на каждого ребенка трудно переоценить. Это и развитие воображения, памяти, внимания, осознание необходимости участия каждого и всех в общем деле; игра как естественная форма существования ребенка, и возможность примеривания на себя различных ролей. Театр, а особенно такой его вид, как музыкальный театр, является средоточием интеграции предметов гуманитарного цикламузыки, литературы, танца, изобразительного искусства, истории.

Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок любой этнической принадлежности, даже с низким уровнем владения языком, учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик персонажам, работа над ролью и т. д., а также координировать свои функции.

Речевая деятельность как совокупность процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. Педагогическая целесообразность использования коллективных театрально – игровых постановок в обучении и воспитании в полиэтническом детском коллективе объясняется тем, что это позволяет на деле повысить темп развития речи в целом, за счет включения ребенка в творческую деятельность.

Задачи программы:

1. Повышение эффективности речевого развития детей в ДОУ с полиэтническим составом дошкольников.

2. Развитие креативной творческой личности.

Основная идея экспресс - программы «Радуга» – объединить вокруг театральной деятельности все виды искусства, с которыми ребенок знакомится в совместной деятельности художественно-эстетического направления для эффективного решения проблем языкового развития и адаптации воспитанников в полиэтнической среде ДОУ.

В этой связи разработка интегрированной программы по развитию речи у детей средствами искусства является чрезвычайно актуальной. Если ранее продукт был рассчитан на несколько лет, то данная программа позволяет развить речь детей старшего дошкольного возраста средствами искусства за один год.

Присутствие в русскоязычных группах детских садов детей мигрантов создает большие сложности для воспитателей, и для русскоязычных детей, и для самих маленьких иностранцев. Опыт работы показывает, что состав воспитанников-мигрантов неоднороден по уровню владения языком. Среди них можно выделить 2 основные группы: это дети-инофоны и дети-билингвы.

Дети-инофоны – это дети, которые говорят только на родном языке и не могут без специальной подготовки обучаться в школе с преподаванием на русском языке. Обычно это дети из семей мигрантов, воспитанных в иноязычной среде.

Дети–билингвы – это дети, растущие в условиях двуязычия в семье. (Би – два). Русский язык является для них вторым языком. Они могут обучаться в школе с преподаванием на русском языке, но имеют ограниченный запас слов, в речи путают слова и звуки русского и родного языка, общаются в основном короткими фразами.

Щерба Л. В. выделил также «чистое» двуязычие, когда оба языка употребляются всегда независимо, например, только в детском саду или дома. «Смешанное» двуязычие наблюдается в тех случаях, когда ребенок легко переходит с одного языка на другой, не замечая этого и не испытывая никаких затруднений.

Программа предполагает погружение иноязычных детей в русскоязычную среду. Обучение на русском языке в типовых ситуациях (посредством музыкального театра) и коррекцию речевого недоразвития.

Педагогами используются следующие средства обучения: учебная литература, хрестоматии, специальная литература, видеофильмы, демонстрирующие диалоги с детьми-инофонами, электронные презентации, музыкальные инструментымузыкальные произведения, различные средства изобразительной, театральной, декоративно-прикладной деятельности.

Тематическое планирование данной экспресс - программы соответствует комплексно-тематическому планированию образовательной программы ДОУ.

Основные формы организации образовательной деятельности: индивидуальная работа, комплексный и интегрированный подход, предполагающий учет сочетания фонетического, лексического, грамматического аспектов при выделении эстетического аспекта (например, при изготовлении афиши, пригласительных билетов, при разучивании движений и танцев).

Особенности взаимодействия деятельности специалистов ДОУ по программе: изобразительная деятельность и ручной труд: при изготовлении пригласительных билетов, открыток, рисовании дорожных знаков, афиш с детьми обсуждается проект задуманного мероприятия, что должен содержать каждый, как выглядеть, в каких цветовых решениях, как может выглядеть тот или иной герой или декорация сказки. В обсуждении участвует каждый ребенок, проговаривается каждое новое слово по несколько раз.

Музыкальная и театральная деятельность: разучивание песен и текста сказок, отработка движений происходит после чтения художественной литературы и беседы по теме, в которой также уделяется внимание абсолютно каждому ребенку. Т. е. происходит предподготовка детей, что позволяет каждому ребенку понять, запомнить материал и поучаствовать в инсценировке. В итоге в течение года зрителям предоставляется четыре театрализованных постановки с участием всех детей подготовительной к школе группы, где каждый принимает посильное участие. В дальнейшем происходит выравнивание стартовых возможностей ребенка при подготовке его к школе и его позитивная социализация в будущем.

Участие родителей в образовательной деятельности: для родителей разработаны памятки и консультации, в которых раскрыты темы развития дикции, интонационной выразительности артикуляционной гимнастики, способы заучивания стихотворных форм.

Таким образом, участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребенок любой этнической принадлежности, даже с низким уровнем владения языком, учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно творческой деятельности.

Список литературы:

1. Ващук М. И., Малькова Л. А. Развитие речи детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами искусства: ч. 2, ДПИ/ и др. - СПб: НППЛ «Родные просторы», 2009, - 76 с.

2. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. - 44 с.

3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). Учебное пособие для логопедов и воспитателей детских садов с нарушениями речи. - М.: МГОПИ, 1993. - 72 с.

Консультацию подготовила Музыкальный руководитель Зинова Наталья Анатольевна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыка отбасына қалай келеді. Как музыка приходит в дом. Консультация музыкального руководителя для родителей на русском и казахском языках.

Консультация музыкального руководителя детского сада для родителей на русском и казахском языках....

Образовательная технология "Говорим, понимаем, общаемся" по освоению детьми-инофонами русского языка в условиях образовательной организации с полиэтническим составом воспитанников

Образовательная технология "Говорим, понимаем, общаемся" по освоению детьми-инофонами русского языка в условиях образовательной организации с полиэтническим составом воспитанников: разработч...

Опыт работы музыкального руководителя по теме "Русские народные праздники как форма сотворчества педагогов, детей и родителей воспитанников детского сада"

Опыт работы музыкального руководителя по теме "Русские народные праздники как форма сотворчества педагогов, детей и родителей воспитанников детского сада"...