Методика ИКТ, как средство повышения уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
методическая разработка по информатике (старшая группа) на тему

Сатанова Евгения Геннадьевна

Методика ИКТ, как средство повышения уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методика ИКТ, как средство повышения уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

   В век информатизации от дошкольника требуются умения подстраи- ваться под изменяющиеся условия современного мира. В связи с этим ста- новится актуальным развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста. Данная проблема - одна из самых актуальных в дошкольной педагогики и детской психологии, поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и дея- тельности, а ещё и потому, что активность является непременной предпо- сылкой формирования интеллектуальных умений, самостоятельности и инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусмат- ривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «об- легчённых» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений.

Один из ведущих специалистов в области познавательного развития дошкольников, Н.Н. Поддьяков так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Отличительной особенностью дошкольного образования в двадцать первом веке является внедрение информационно – коммуникативных тех- нологий, главная цель которых развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста. ИКТ выполняют определенную образова- тельную функцию, помогая воспитаннику разобраться в потоке информа-


ции, воспринимать ее, запомнить. И одним из требований к выпускнику, включающимся в ФГОС ДО, является наличие устойчивого познаватель- ного интереса, проявление познавательно-исследовательской деятельно- сти.

Нынешнее поколение, или «цифровые» дети, все больше и больше углубляются в электронный ресурс и не могут уже представить мир без те- лефона, планшета или смартфона, а также ПК. Дети используют различные гаджеты в основном для того, чтобы поиграть в приложения, скачать кар- тинки, музыку или видео. Чаще всего взрослые пытаются ограничить сво- их детей от возможности использования данных технологий, аргументируя тем, что это негативно влияет на здоровье, нервную деятельность и ум- ственную активность ребенка, но в современном мире это сделать очень трудно и практически невозможно.

Мы предлагаем альтернативное решение данной проблемы – исполь- зование информационно-коммуникативных технологий (компьютеры, планшеты, телефоны и другие гаджеты) для развития познавательной ак- тивности у детей старшего дошкольного возраста. И тогда дети станут ис- пользовать свои телефоны, не только для игр и приложений, но и для са- мостоятельного изучения окружающего их мира, для повышения уровня развития познавательной активности у детей старшего дошкольного воз- раста посредством ИКТ.

Была определена проблема: как по- средством ИКТ повысить уровень познавательной активности детей стар- шего дошкольного возраста?

Определены задачи:

  1. Изучить литературу по проблеме развития познавательной ак- тивности; проанализировать работу ДО на предмет использования ИКТ; рассмотреть современные программы, на подборку наиболее оптимальных программ.


  1. Выявить уровень развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Разработать и апробировать комплекс мероприятий с примене- нием ИКТ по развитию познавательной активности у детей старшего до- школьного возраста.
  3. Выявить эффективность работы по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ.

Для развития познавательной активности у детей старшего дошколь- ного возраста посредством ИКТ были реализованы следующие этапы: тео- ретический, практический, продуктивный и аналитический. Остановимся подробно на характеристике каждого этапа.

Первый этап (ноябрь 2017 г. – январь 2018г.) – теоретический, направлен на изучение литературы по данной проблеме; на изучение прак- тического опыта, на мониторинг ДО на предмет использования ИКТ; на анализ современных программ, на подборку наиболее оптимальных про- грамм. С этой целью нами организованы и проведены следующие меро- приятия: проведение диагностики по выявлению уровня познавательной активности; мониторинг компьютерных программ, используемых в ДО: отбор наиболее оптимальных средств и программ ИКТ, направленных на развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возрас- та; анализ предметно-развивающей среды ДОО в рамках использования ИКТ; изучение планов узких специалистов и воспитателей; встреча с представителями детского сада с целью изучения КИК (компьютерно- игровой комплекс).

Второй этап (январь 2018 – февраль 2018 г.) проектировочный, направлен на разработку комплекса мероприятий по развитию познава- тельной активности: конспекты по каждой образовательной области; со- держания консультаций для педагогов и родителей.


Третий этап (март – май 2018 г.) – продуктивный, направлен на апробацию комплекса мероприятий. С этой целью нами организованы и проведены следующие мероприятия: ознакомление педагогов и родителей с возможностями использования ИКТ для развития познавательной актив- ности детей старшего дошкольного возраста, проведение комплекса меро- приятий (организованной образовательной деятельности, проектной дея- тельности и т.д.) с детьми старшего дошкольного возраста с применением информационно-коммуникативных средств.

Четвертый этап (на этапе реализации) аналитический, направ- лен на выявление эффективности работы по развитию познавательной ак- тивности у детей старшего дошкольного возраста посредством ИКТ; обобщение полученных результатов; представление полученного опыта на научных конференциях.

Ниже представлен план мероприятий, реализованных в структурном подразделении « Детский сад» НОУ «ООЦ «Школа» :


Таблица 1. План мероприятий :

Этап

Задачи

Мероприятия

Названия мероприятий

Теоретиче- ский

1.Изучить        литературу        по        проблеме развития познавательной активности; 2.проанализировать        работу                ДО                на предмет использования ИКТ; рассмот- реть современные программы, на под- борку        наиболее        оптимальных        про- грамм.

3.Выявить уровень развития познава- тельной активности у детей старшего дошкольного возраста.

- Проведение диагностики по вы- явлению уровня развития познава- тельной активности

-Диагностическое задание «Найди дом для животного»;

-Диагностическое задание «О ком я гово- рю?»;

-Диагностическое задание . «Зашифрован- ное послание».

Проекти- ровочный

1.разработать комплекс мероприятий по развитию познавательной активно- сти: конспекты по каждой образова- тельной области;

2. разработать содержание консульта- ций для педагогов и родителей.

- организация работы творческих групп, состоящих из студентов, преподавателей кафедры ТГУ, специалистов структурного под- разделения «Детский сад» НОУ

«ООЦ «Школа» с целью разработ- ки конспектов ООД по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного;

-Работа творческих групп

Продук- тивный

апробировать комплекс мероприятий с применением ИКТ по развитию позна- вательной активности у детей старше- го дошкольного возраста.

- ознакомление педагогов и роди- телей с возможностями использо- вания ИКТ для развития познава- тельной активности детей старше- го дошкольного возраста;

-консультация-беседа с педагогами на тему

«Использование ИКТ в образовательной де- ятельности с детьми старшего дошкольного возраста»: Learningapps.org, Smart, Quiver Vision;

-консультация для родителей на тему «Иг- раем с пользой» (использование программы “Quiver Vision” дома).

Темы мероприятий:


- проведение комплекса организо- ванной образовательной деятель- ности с детьми старшего до- школьного возраста с применени- ем        информационно- коммуникативных средств

-Образовательная        деятельность        «В        мире красок»;

-Выставка рисунков «Такие разные краски;

-Образовательная деятельность «Наши пер- натые друзья»;

-Проект «Весна в лесу»;

-Образовательная деятельность «Как живут растения и животные»;

-Образовательная деятельность «Разнообра- зие весенних цветов»;

-Игра – Первые цветы

-Выставка «Мой домашний цветок»

-Проект «Цветы в группе»

-Образовательная деятельность по физиче- скому развитию «Тренировка с Крошем»;

-Образовательная деятельность по речевому развитию «Непохожий на меня»

-Образовательная деятельность по художе- ственно-эстетическому развитию «Весна пришла»

-Образовательная деятельность по социаль- но-коммуникативному развитию «Все про- фессии важны, все профессии нужны»

-Образовательная деятельность по познава- тельному развитию

«Растение – наш тихий друг»

Аналити- ческий

выявить эффективность работы по развитию познавательной активности у детей старшего дошкольного возрас-

та посредством ИКТ.

обобщение полученных результа- тов; представление полученного опыта на научных конференциях.

Участие в конференциях «Дни науки ТГУ»,

«Дошкольник на современном этапе».


Полученные результаты

Результат-эффект

В результате у детей повышен уровень развития познавательной ак- тивности по ряду показателей:

  • позитивное отношение к процессу познания;
  • умение рассуждать, делать умозаключения и выводы, задавать во- просы познавательного характера;
  • способность работать сосредоточенно и продолжительно, прояв- лять настойчивость.

Развиты умения применять ИКТ для решения познавательных задач самостоятельно, умение использовать разные способы познания: обследо- вание объектов, установление связей между способом обследования и по- знаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочива- ние, классификация; умение отражать результаты познания в речи, рас- суждать, пояснять, приводить примеры и аналогии.

Результат-продукт: методическая копилка, включающая в себя конспекты мероприятий по развитию познавательной активности, содер- жание консультаций для родителей и педагогов.

Список литературы:

  1. Аверина, Л.И. Интернет-среда и не только / Л.И. Авенина, Пани- фидникова, Н. Сапожникова // Дошкольное воспитание. – 2007. –№7. – с. 97-102.
  2. Королева, Н. Использование новых информационных технологий в образовательном процессе детского сада / Н. Королева, С. Петрова // До- школьное воспитание. – 2010. – №6. – с. 93-100.
  3. Маленькие граждане большого города: Коллективная монография

/ А.Г. Гогоберидзе [и др.]. Под ред. А.Г. Гогоберидзе. – Спб.: СОЮЗ, 2007.

– 400с.: ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста средствами экспериментирования"

В деятельности экспериментирования ребёноквыступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие предметы и явления с целью более полного их по...

«Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста».

laquo;Опытно-экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста». Дошкольники прирожденные исследователи. Тому подтвержден...

Презентация Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Сегодня большое внимание и важная роль в образовании  в целом и в дошкольном образовании в частности уделяется методам активного обучения. Технологии активного обучения в большей степени способст...

Опыт работы по теме «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Сегодня, в условиях развития средств массовой информации и сети Интернет ребенок все чаще получает готовые решения и готовую информацию. В настоящее время у детей наблюдается снижение уровня развития ...

«Компьютерная игра как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста"

Компьютерные игры – совершенно новый вид деятельности для дошкольников. Их специфика заключается в том, что ребенок должен самостоятельно найти способы решения какого-либо задания. Но компьютерн...

«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»

Сегодня большое внимание и важная роль в образовании  в целом и в дошкольном образовании в частности уделяется методам активного обучения. Технологии активного обучения в большей степени способст...