«Есть проблема? Поиграй!»
консультация (средняя группа)

 «Есть проблема? Поиграй!»

Неважно, малыш у вас или подросток, игра — это азартная радость, раскрепощение, счастливый смех  это естественное состояние человеческой души. Поиграйте — и вы почувствуете, чем дышит ваше сокровище, и поймете, чего ему не хватает и почему он так, а не иначе, ведет себя. Вы оцените его мир — мир, где любовь и радость идут сначала, а все остальное — потом.

Дети живут в настоящем

Внутри каждого ребенка есть пружинка под названием «инициатива», которая раскручивает его с утра до вечера. Попробуйте посчитать, что успел ваш малыш придумать и реализовать за каких-нибудь несколько часов. Порисовал, поел и покормил кукол, поиграл с собакой в мячик, упал-поплакал, сделал зарядку, помыл с мамой пол, половил рыбок в тазике с водой и там же растворил пачку мела, снова помыл всем этим пол и удивился, какой он разноцветный... Сколько времени прошло? Правильно, всего два часа.

И в каждое занятие ребенок погружается с головой. Раньше его легко можно было отвлечь, «переключить» на новое занятие. Теперь же он жаждет осуществить то, что сам замыслил, причем, действует упорно и целенаправленно.

Родители, конечно, могут притормозить свое чадо, но, если его действительно что-то интересует и ему хочется это сделать, он будет повторять попытки снова и снова.

Если ребенок задумал научиться зашнуровывать свои ботинки или укладывать мамины бигуди в длинный «паровоз», мешать ему бесполезно. Дети прекрасно чувствуют, какие новые действия надо им освоить и какие новые способности приобрести. Повторяя одно и то же снова и снова, они оттачивают свое умение, а заодно учатся намеренно и целенаправленно добиваться результата. Дети живут в настоящем. И то, чем занят ребенок сейчас, сию минуту, для него — самое главное дело. И нам надо с этим считаться.

Малыш имеет полное право протестовать, если вы вдруг, по непонятным ему причинам, прерываете его занятие. А что, разве не так? Только представьте: вы делаете очень важную работу, и вдруг кто-то подходит и ни с того ни сего заявляет: «Хватит, идем со мной».

Относитесь с уважением к занятиям вашего малыша, тогда вы сможете тактично подойти, культурно позвать и, если он занимается действительно «не тем», эффективно переключить его внимание — перестроить его с одного занятия на другое.

Увлечь за собою и не поссориться

Иногда, правда, это легче сказать, чем сделать. Вам пора отправляться в детский сад, а сынишке захотелось отремонтировать разобранную вчера машинку. Самый лучший способ настоять на своем — не спорить.

Игры для переключения внимания

«Жужжалка». С жужжанием «подлетаете» к малышу, говорите: «Ж-Ж-здравствуй, друг-пчелка... ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж...». Когда ребенок присоединится, увлекайте его за собой одеваться. Пусть жужжит, когда будет одеваться, и т. п.

Веселая песенка. Начинайте негромко напевать веселую песенку, где есть движения, и показывайте их: «Мишка с куклой громко топают, громко топают, раз, два, три. И в ладоши звонко хлопают, звонко хлопают, посмотри».

Игра «Я — кукла» (робот, машинка, паровоз...). Вы сейчас не мама/не папа, а то, чем ребенок может поиграть. Вас можно куда-то увести, просто нажав на кнопку. Такое счастье — покомандовать родителем — они никогда не упустят.

 

Как переключить ребенка с одного вида деятельности на другую

Детям, особенно очень маленьким, трудно оставить одно занятие, особенно если оно интересное, и переключиться на другое. Делайте это в игровой форме — и никаких капризов и протестов не будет. И вы спасены!

Переход от одного занятия к другому становится увлекательным и интересным, если вы используете забавные приговорки. Например, вот такие:

Трали-вали, трали-вали, мы уже порисовали, а теперь...
И называете то, что будете делать дальше. Таких «трали-вали» вы можете придумывать несчетное количество — и они малышу не наскучат.
Трали-вали, трали-вали, мы с тобою поиграли...
Трали-вали, трали-вали, мы игрушки все собрали...
Трали-вали, трали-вали, долго ручки отмывали... Мы сапожки обували... Мы с тобою погуляли...

Зверек. Когда вам надо, чтобы ребенок оставил одно занятие и приступил к другому, возьмите в руки какую-нибудь игрушку, например теленка, и скажите: «Му-у-у... му-у-у... Сашенька, я хочу кушать (купаться, гулять), покорми меня (искупай меня, пойдем гулять, одень меня...). И малыш охотно отправится исполнять телячью просьбу.

Звонок. Предупредите малыша, что, как только зазвонит будильник (заиграет музыка), он заканчивает «это» и начинает «то». С первого раза, может, и не получится, но — повторяйте, и вскоре он привыкнет к такому сигналу. Ведь звучит он не как приказ или руководство, а просто как напоминание: «пора, время пришло!» Будильник заранее заводите вместе. Еще лучше для детей постарше использовать с этой целью песочные часы.

 

Секрет хорошего поведения

Любой ребенок с удовольствием делает две вещи: он либо сотрудничает с родителями, либо сопротивляется им. И то и другое позволяет ребенку оставаться в центре внимания, а это для него очень важно. Так что вопрос дисциплины решается очень просто: с раннего возраста надо поступать так, чтоб ребенок понял: ему выгодно сотрудничать с вами.

Ваш малыш явно не в духе, и вы не понимаете почему. Понять причину плохого настроения — это главный шаг к устранению «сердитой» проблемы. Но в том-то и беда, что дети не любят, а чаще всего не могут выявить, а уж тем более объяснить нам, «что случилось», «что с тобой», «почему ты...». Это только кажется, что причина детской вредности и капризов лежит на поверхности (не купили игрушку, получил двойку, хотел шоколадку, а накормили супом и т. п.). На самом деле за внешней причиной стоит другая, и она куда глубже и важнее. Возможно, ребенок рассуждает так: «не купили игрушку, а у младшей сестры новая кукла», «получил двойку, а так старался хорошо написать» и т. п. Но, оказывается, что этот уровень, опять-таки, не истинная причина. Как в луковице: снимаешь один слой и видишь следующий. «Сестре купили, мне нет — ее любят больше», «получил двойку, теперь скажут, что лентяй», и т.п.

Противное, то есть против правил поведение ребенка чаще всего является ответной реакцией на какую-то ситуацию, в которой или его личные ожидания не оправдались, или сам он не оправдал чьих-то ожиданий... Какое уж тут хорошее настроение, если «они делают так... меня не любят... следовательно, я плохой... ну и пусть...» — примерно таков внутренний монолог ребенка. Ваше дитя «закрылось», и все ваши воспитательные меры и душеспасительные беседы до такого обиженного ежика просто-напросто не дойдут.

Потому лучше всего оставить его в покое. И никаких мер принимать не надо. Кроме одной… Играть! В игре вы не просто родитель, вы еще и друг, союзник, единомышленник, тот, кому можно доверять.

Просто поиграйте с ребенком

Не важно, малыш у вас или подросток, игра — это азартная радость, раскрепощение, счастливый смех—это естественное состояние человеческой души.

Для этих игр не надо выбирать специально время и место. Вы можете заниматься своими делами, а между делом играть. Вполне вероятно, что ребенок категорически откажется от игры, тогда скажите: «Ну и не надо» — и... начинайте играть «в одни ворота». Проверено: ребенок к вам обязательно присоединится. Малыши — раньше, дети более старшего возраста продержатся дольше, но, в конце концов, тоже подключатся. Чем больше участников в игре, тем веселее. Пробуйте, выбирайте. Что для вас окажется самым забавным — то и подойдет.

Эти игры-шутки помогут и вам, и ребенку восстановить порядок и взаимодействие, когда малыш вышел из себя и никак не желает «возвращаться» обратно.

«Упрямый бычок». Когда ребенок вредничает или просто сопротивляется, подойдите к нему и легонько бодните его. Потом еще и еще... Он обязательно ответит вам тем же. Теперь два бычка могут не просто пободаться, а еще и покувыркаться «в траве» и поскакать.

 

Дети любят, когда к ним прикасаются, хотя те, кто постарше, упрямо не сознаются в этом. Ну и пусть. Зато они почувствуют, как с вами хорошо.

«Зеркальное отражение». Повторяйте все жесты вашего ребенка. Он смотрит исподлобья—вы тоже, он почесал ухо — вы тоже, он топнул ногой — топайте и вы. Копируйте его выражение лица, его сердитое сопенье и т. п. Как только он начнет пародировать вас, удвойте старания.

 

Нам легче идти на контакт, когда у нас есть что-то общее. Даже если это всего лишь забавные жесты.

«Два сердитых козленка». «Встретились на лугу два сердитых козленка и стали разговаривать...». Как? Конечно, говорить «ме-е-е» да «ме-е-е». С помощью «меканья», оказывается, вы можете выразить массу эмоций. Вот и выражайте. Поругайтесь, поспорьте, помиритесь, поговорите...

 

Да и пободаться тоже неплохо. Непременно захочется потом порезвиться и поскакать.

«Ремонт». Время от времени любой дом нуждается в ремонте. Вы говорите ребенку, что сегодня «ремонтируете» его. А он, если захочет, будет «ремонтировать» вас. Приступайте — и все свои эмоции выражайте звуками. Прикиньте, как будет звучать гнев (например «ба-бах!»), недовольство («пф-ф-ф-ф-ф»), замечание («бум-бум-бум») и т. п.
Побольше грохота и шума! И отрицательные эмоции быстро «выветрятся» из вас.

«Под водой». Под водой говорить нелепо: все равно ничего не услышишь. Объясняйтесь при помощи жестов и мимики. Ну, как вы скажете, например: «Пора, рыбка моя, делать уроки»?
Возможно, вы оба поймете, что и без слов можно слышать друг друга. Если, конечно, захотеть.

 

Ему на радость, себе на перемирие

Игра — это, фактически, детский образ жизни. И играя со своими детьми, у взрослых появляется удивительная возможность снова окунуться в детство. И даже если мы не хотим туда, они все равно нас зовут за собой. Как знать, может быть, им хочется, чтобы мы снова почувствовали себя беспечными и юными? Играйте с детьми. Нет способа проще и легче разрешить сложные воспитательные проблемы. Поиграйте — и вы почувствуете, чем дышит ваше сокровище, и поймете, чего ему не хватает и почему он так, а не иначе ведет себя. Вы оцените его мир — мир, где любовь и радость идут сначала, а все остальное — потом.

«Да не умею я играть...», «скучно...», «ну сколько можно загонять в гараж эти машинки?!» — сетуют некоторые родители. Но ведь игра — это не только куклы, мячи и конструкторы.

Можно мыть пол, а можно драить палубу корабля, можно жевать геркулесовую кашу, а можно есть овсянку на завтрак перед дальним походом. И не важно, что поход до соседнего парка, удивительные приключения случаются везде — стоит лишь захотеть и дать волю своему воображению.

 

 

 

Дети — народец действия. Вот и действуйте: ему на радость, себе на перемирие. Возможно, вы сами, играя, ощутите, как груз прожитых лет скатывается с плеч, а проблемы, которые вас «достали», растворяются в заливистом смехе вашего малыша. А главное, вы начнете не просто слушать, а слышать и понимать друг друга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon est_problema-poigray.doc1.3 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: «Есть проблема? Поиграй!»

Консультация направлена на формирование детских интересов, которая заметно повлияла на отношение родителей к играм, к увлечению малышей подвижными играми и упражнениями....

Есть - что бы жить,а не жить, что бы есть!

Проблема питания, а  точнее режима питания наших чад, волнует чуть ли не каждого родителя. Нас заботит чем, как,  и ещё больше, кагда кормить малыша. Да, режим - это хорошо. Да, мы за режим!...

Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. Сказка «О Веселом Язычке»

Знаете ли вы …что  у нашего язычка есть тоже сказки.  Сказка «О Веселом Язычке»...

Знаете ли вы …что у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть.

Знаете ли вы …что  у нашего язычка есть тоже сказки. Можно весело и с пользой поиграть. ...

Есть проблема- поиграй

Дети — народец действия. Вот и действуйте: ему на радость, себе на перемирие. Возможно, вы сами, играя, ощутите, как груз прожитых лет скатывается с плеч, а проблемы, которые вас «достали...

Есть время и настроение поиграть. 30 идей.

Порой есть  время и настроение поиграть. Нл во что?...

Консультация для родителей "Есть проблема? Поиграй!"

Рекомендации для родителей по решению воспитательных вопросов в игровой форме...