Статья "Использование ИТ в ДОУ как средство коррекции зрительной функции у детей с нарушением зрения"
статья по информатике на тему

Зайкина Елена Павловна

Предварительный просмотр:

 

Ф.И.О. Зайкина Елена Павловна

Должность: педагог дополнительного образования КИК

«Использование ИТ в ДОУ  как средство коррекции зрительной функции

 у детей с нарушением зрения».

          В последние годы наблюдается массовое внедрение компьютерных технологий не только в школьное, но и в дошкольное образование. Процесс информатизации в дошкольных учреждениях обусловлен требованиями современного развивающегося общества, где педагог должен идти в ногу со временем, использовать новые технологии в воспитании и образовании.

Главная проблема современного обучения дошкольников – это падение мотивации к обучению. А для нашего специализированного образовательного учреждения эта проблема связана еще и с тем, что у детей медицинские показания по зрению. Что ведет к ограниченности знаний и представлений об окружающем мире с преобладанием неконкретных знаний; слабости абстрактно-логического мышления; малому объему чувственного опыта; недостаточно точной предметной соотнесенности слов и формальному словарному запасу; слабому развитию двигательных навыков и умений, моторной активности, пространственной ориентировки; общей медлительности ребенка.

Каждый человек воспринимает и изучает окружающий мир с помощью пяти чувств или сенсорных систем: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.

Глаза считаются из всех органов чувств самым драгоценным даром природы. 90% информации человек воспринимает из внешнего мира благодаря зрению. Для любой деятельности: учеба, отдых, повседневная жизнь, необходимо хорошее зрение.

Использование информационных технологий в работе с детьми, имеющими нарушения зрения, помогает более интенсивно и результативно организовывать образовательный процесс.

Коррекционные занятия с дошкольниками с нарушением зрения имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Все это может обеспечить нам компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. При этом компьютер должен только дополнять педагога, а не заменять его.

В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.

        Обучение и воспитание слабовидящих детей имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций глаза, организацию дифференцированного воспитания и обучения.

                 Для успешности воспитания и обучения детей с ОВЗ необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. Организация воспитания и обучения детей с ОВЗ ставит вопросы изучения и выявления особенностей познавательной деятельности, установление характера нарушений, потенциальных возможностей ребенка и дает возможность прогнозировать его развитие.

        В МБСОУ №37 для коррекционной работы с детьми с нарушением зрения используются ПК, кабинет оснащён компьютерно-игровым комплексом. Создаётся медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов. Для дошкольников разработан курс по ознакомлению с ИТ, его ведущими целями являются:

- создание условий для развития интеллектуальных и творческих способностей;

- расширение знаний об окружающем мире;

-ознакомление с основными понятиями информатики.

По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции ИТ обладают рядом преимуществ:

- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

  • несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
  • движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
  • проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • предоставляет возможность индивидуализации обучения;
  • ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
  • компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки.

        В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием ИТ, длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся. Занятия по информатике проводятся со старшими дошкольниками 1 раз в неделю по подгруппам 3-4 человека. Темы соответствуют календарно-тематическому планированию сада. Теоретические занятия проводятся в сопровождении проектора, компьютерно-игрового комплекса, соответствующего теме занятия. Каждое занятие структурно разделено на три части: вводная (повторение пройденного материала, объяснение),   основная (непосредственно тема урока с использованием компьютерно-игрового комплекса) - перед переходом к основной части обязательно проводится двигательная гимнастика для снятия мышечного напряжения и повышения концентрации внимания на данном этапе, заключительная (проведение анализа игры, подведение итогов занятия), в конце занятия обязательно проводится гимнастика для глаз.

        Специальные упражнения проводятся в период ортоптического лечения в целях подготовки к лечению на синоптофоре и других аппаратах. Это упражнения на совмещение, слияние, накладывание одного изображения на другое; подборка цветного изображения контурному или силуэтному и точное совмещение их; выполнение действий по словесным описаниям в определенной последовательности. Использование в коррекционном процессе компьютерной технологии способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия (тактильного и слухового).

        На занятиях информатики используются тренажеры для зрения предназначенные для укрепления глазных мышц и лечения близорукости или предупреждения ее появления при зрительных нагрузках.

Программа ЦВЕТОК - интерактивная тренировочная программа, имеющая игровой характер.

Назначение программы: Лечение амблиопии и близорукости у детей, оценка скорости зрительного поиска, развитие внимания.

Достоинствами программы ЦВЕТОК можно считать стимулирующее цветовое решение, а также упрощение двигательной задачи в связи с отказом от точного совмещения указателя с искомым объектом. По замыслу, такое упрощение должно увеличивать процент времени, приходящийся на чисто зрительную работу. А использование меняющихся цветных изображений (вместо часто применяемых черно-белых) должно замедлять развитие утомления.

В программе «Крестики» игровое поле выглядит как шахматная доска, клетки которой периодически инвертируются (меняют цвета на оппонентные). По полю с помощью «мыши» можно перемещать кружок: внутри него цвета также заменяются оппонентными.

Компьютерная программа Крестики в игровой форме активизирует разнообразные нейроны, отвечающие за контраст, движение, ориентацию, тренирует конвергенцию и аккомодацию глаза. Тот факт, что размер игровых клеток изменяется, позволяет воздействовать на рецептивные поля разной величины. Комбинации цветов в компьютерной программе Крестики подобраны так, чтобы также тренировать и цветовую чувствительность. Рекомендуемое расстояние 60-100 сантиметров от монитора. Лечение амблиопии проводится в основном монокулярно, т.е. на одном больном глазу. Но в случае снижения световой или цветовой чувствительности здорового глаза, можно стимулировать оба глаза одновременно или по очереди.

Один из удобных и эффективных способов представления информации с помощью компьютерных программ – мультимедийные презентации. Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.

        Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по разным лексическим темам обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.

Самая важная задача, которая перед нами стоит - это чтобы занятия не оказали неблагоприятного воздействия на здоровье. Непосредственный контакт ребенка с компьютером должен быть продолжительностью не более 5-7 минут, после чего обязательно проводится зрительная гимнастика.

        С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа. Упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране это анимационные коррекционные физминутки.

Также выполняются и другие упражнения на расслабление глазных мышц:

- с предметами;

- по зрительным тренажерам - из простейших игр дети должны усвоить понятия: “направление движения”, “следить взглядом за предметом”, “передвигать предметы по направлению стрелок”, “поворот”, “разворот”, “обратное направление”, “возвращение на исходную точку” (использование лабиринтов, передвижения по стрелкам).

- комплексы по словесным инструкциям.         

Также эффективным является упражнение на фиксации взора то на точке, то на дальнем объекте нарабатывая остроту зрения.

        Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.

          На современном этапе концепция инклюзивного обучения и воспитания является ведущим направлением в развитии специального образования в нашей стране. Это означает равноправное включение личности, развивающейся в условиях недостаточности (психической, физической, интеллектуальной), во все возможные и необходимые сферы жизни социума, достойный социальный статус и самореализацию в обществе.

           Предполагаемый  результат:  сформированность познавательных процессов и способов умственной деятельности, упорядоченные знания о природе и обществе, достаточный  уровень развития познавательных процессов, навыков самообслуживания, игровых действий, предметной деятельности и социально – бытовой ориентации.

Список литературы:

  1. Апатова Н.В. Информационные технологии в дошкольном образовании. — М., 1994. — 127 с.
  2. Интернет в профессиональной деятельности. Научно-методический сборник / Под редакцией Д.Т. Рудаковой. — М.: ИОСО РАО, 2003. — 160 с.
  3. Морев И.А. Образовательные информационные технологии. Часть 3. Дистанционное обучение: Учеб. пособие. / И.А. Морев — Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004. — 150 с.
  4. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии / Под ред. И.М. Маркова — М.: Наука, 1999. — 191 с.
  5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант)/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М., МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2014. – 352с.
  6. Роберт И.В., Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. Информационные и коммуникационные технологии в образовании: Учебно-методическое пособие для педагогических вузов / Под редакцией И.В. Роберт. — М.: ИИО РАО, 2006. — 374 с.
  7. Христочевский С.А. Информатизация образования / С.А. Христочевский // Информатика и образование. — 1994. — № 1. — С. 13—19.
  8. Горвиц М.Ю., Чайнова Л.Д.,  Поддъяков Н.Н.,  Зворыгина Е.В. и др. Новые информационные технологии в дошкольном образовании. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1988.
  9. Демирчоглян А.Г., Демирчоглян А.Г. Улучшаем зрение. Книга-тренажер для  сохранения  детского  зрения.  Строение  и  работа  глаза.  Оздоровительный    комплекс    упражнений    «Зрительная    гимнастика».  -  М.: ЭКС МО, 2003.
  10. Дошколенок + компьютер: перспективно – тематическое планирование. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет/ автор – составитель Л.А. Коч, Ю.А. Бревнова.  – Волгоград: Учитель, 2011.
  11. Компьютерные игры в обучении детей 4-7 лет: программа, развернутое планирование, модели занятий/автор – составитель Л.К. Балабанова. – Волгоград: Учитель, 2012.
  12. Развитие навыков работы с компьютером у детей 4-7 лет. Планирование занятий, рекомендации, дидактический материал, консультации для родителей/ автор – составитель З.М. Габдулина. – Волгоград: Учитель, 2010.
  13. Фомичева Л.В, Клинико-педагогические основы обучения и воспитания

детей с нарушением зрения. СПб: КАРО, 2007.



Предварительный просмотр:

Гимнастики для глаз и упражнения для расслабления глазных мышц во время и после работы за компьютером.

Зрительная гимнастика имеет огромное значение в работе с детьми с нарушениями зрения, т.к. она снимает зрительное напряжение. Т.е., зрительная гимнастика является профилактикой зрительного утомления и снижения остроты зрения. Гимнастика для глаз обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, обменные процессы в глазу; повышает силу, эластичность, тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата.

В течение первых двенадцати лет жизни ребенка идет интенсивное развитие его органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышенные нагрузки (компьютер, чтение, телевизор), травмы, инфекции, неблагоприятная экология, и многих других. Как же можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у малыша? Любая двигательная активность помогает глазкам малыша лучше работать. Поэтому для  ребенка полезно больше бегать, прыгать, играть в подвижные игры. Занятия спортом тоже пойдут ему на пользу.

Особое внимание  следует уделять  осанке ребенка. Ведь если ребенок сидит с "кривой" спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением.

Нельзя допускать, чтобы ребенок подолгу, не отрываясь, сидел перед телевизором или компьютером. Поэтому на занятиях по информатике большое внимание уделяется формированию правильного отношения к зрительным гимнастикам и упражнениям на расслабление глазных мышц.

Регулярное проведение с ребенком гимнастики для глаз способствует выработке привычки и затем в домашних условиях ребенок будет применять комплексы на расслабление глазных мышц.

Через 10-15 минут интенсивной зрительной нагрузки, а также в конце занятия обязательно  проводятся  гимнастики для глаз в игровой форме.

Ребята знают наизусть забавные стихотворения, помогающие запомнить упражнения, и с удовольствием выполняют гимнастику вместе с зайчиком, стрекозой и другими персонажами!

Длительность проведения зрительной гимнастики –  4-5 минут в старших группах.

У детей дошкольного возраста мышление наглядно-образное, детям сложно выполнять некоторые виды зрительной гимнастики, такие как  «вращение глаз», « повороты глаз», не имея перед глазами зрительной опоры.

Для облегчения выполнения упражнений зрительной гимнастики, используется, указку для зрительной гимнастики, на конце которой прикрепляется картинка.

           Для упражнений, где необходимо следить за пальцем руки, можно использовать пальчиковый кукольный театр, или специально сделанные, изображения героев сказок, которые можно надеть на палец. Эти приёмы помогают детям с интересом выполнять однообразные упражнения направленные на развитие зрительного анализатора.  

Условия проведения зрительной гимнастики.

1.    Фиксированное положение головы (дети стоят стараясь не поворачивать головы, дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони,  дети лежат на ковре руки за головой)- это необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы , если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

2.    Длительность проведения зрительной гимнастики – 2-3 минут в младшей и средней группе, 4-5 минут в старших группах. Упражнения рекомендуется проводить дважды в день.

3.    Выбор зрительных упражнений для занятий определяется характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы, а так же видом занятия.

4.    Возможно сочетание зрительной гимнастики и физкультурными упражнениями, при этом допустимы повороты головы в соответствии с упражнениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция зрительного восприятия у детей с нарушением зрения с использованием музыки

Актуальность проблемы коррекции зрительного восприятия у детей с нарушением зрение посредством музыки....

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ ТИФЛОПЕДАГОГА ПО КОРРЕКЦИИ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ С ДОШКОЛЬНИКАМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ В ОУ

В статье представлен опыт работы учите5ля-дефектолога с детьми, имеющими нарушения зрения...

Мастер-класс - «Использование мнемотаблиц как один из способов развития зрительно-вербальных функций у детей с нарушением зрения при подготовке к школе»

Данный материал направлен на ознакомление педагогов с системой методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники....