Доклад - «Педагогические технологии в ДОУ»
статья по теме

Новикова Наталья Сергеевна

«Использование современных информационных и коммуникативных технологий (компьютер, интерактивная доска, проектор и др.) в педагогическом процессе в ДОУ»

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Педагогические технологии в ДОУ46.02 КБ

Предварительный просмотр:

     

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад   № 27 «Садко»

        

 ДОКЛАД

«Педагогические технологии в ДОУ»

«Использование современных информационных и коммуникативных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.) в педагогическом процессе в ДОУ»

Руководитель: воспитатель  Новикова Н.С.

                                                                                                       

Смоленск  2018

                                       Содержание

Введение………………………………………………………....стр.3.

  1. Что такое ИКТ?.....................................................................стр.5.
  2. Информационно-коммуникативные технологии

в помощь педагогу……………………………………......стр.8.

  1. Грамотное использование современных технологий

 в обучении детей………………………………………...стр.12.

  1. Рекомендации по использованию информационно- коммуникационных технологий.…………………..…….стр.15.

Заключение……………………………………………………...стр.17.

Список используемой литературы…………………………….стр.19.

                           

Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими.

Педагогика должна дать направление этим случайностям.

В. Ф. Одоевский.

Введение.

Обновление содержания образования требует от педагогов развития таких компетенций, которые помогли бы ему строить весь образовательный процесс в соответствии с требованиями. А значит, использовать в своей работе современные методы, формы обучения и воспитания, современные педагогические технологии обучения.

Научно-технический прогресс диктует новые требования к содержанию и организации образовательного процесса. Появляются новые технологии и средства информации, которые благодаря приоритетному национальному проекту «Образование» активно поступают в российские образовательные учреждения.

Внедрение новых информационных и коммуникационных технологий на базе сети Интернет сегодня является одним из важнейших резервов повышения эффективности непрерывного образования и самообразования педагогических работников.

С точки зрения И.С. Кона, самообразование представляет собой творческую работу «по развитию своей личности, расширению эрудиции, углублению миропонимания.

Особая ценность самообразования - в самостоятельном поисковом размышлении, в свободном усвоении свободно избранной области знания. Источниками этих знаний, согласно мнению И.С. Кона, могут являться телевидение, газеты, журналы, литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.), видео, аудио информация на различных носителях, платные курсы, семинары и конференции, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом, экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, курсы повышения квалификации, путешествия, интернет.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Вносить что-то новое в жизнь детей дошкольного возраста всегда следует с особой осторожностью. «Помоги, но не навреди!» - принцип, которому нужно следовать, внедряя ИКТ в обучение детей.

Что такое ИКТ?

Современное образование невозможно себе представить без информационных   ресурсов,   не   менее   значимых,   чем   материальные, энергетические и трудовые.

ИКТ - информационно-коммуникативные технологии.

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.

Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое информационные технологии? Сочетание информационных технологий связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.
       В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности,
информационные технологии имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. В отношении образования детей, и в частности дошкольников, это определение необходимо скорректировать:

 «Информационные технологии в образовании есть комплекс учебных и учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники учебного назначения, а также система научных знаний о роли и месте средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования методов и форм работы специалистов учреждений образования (администрации, педагогов, методистов, воспитателей), а также для образования (развития, обучения,

диагностики, коррекции) детей».

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.

Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая состоит перед их внедрением, является адаптация

человека  к  жизни  в  информационном  обществе.

Средства информационно- коммуникативных технологий: 

  • компьютер;
  • мультимедийный оборудование;
  • интерактивная доска;
  • интернет-ресурсы;
  • принтер;
  • видеомагнитофон;
  • DVD плейер;
  • телевизор;
  • магнитофон;
  • фотоаппарат;
  • видеокамера.

Виды интерактивных материалов: 

  • фотографии;
  • видеоролики;
  • видеофрагменты (фильмов, сказок, мультфильмов);
  • презентации (электронные книги, электронные выставки);
  • детские развивающие компьютерные игры;
  •  возможно создание коллекций цифровых фотографий и мультфильмов.

Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это одна из самых новых и актуальных проблем в дошкольной педагогике. И чаще всего из-за нехватки средств, медленно и болезненно эти новшества приживаются в детских садах. Но прочно и основательно.

Внедрение ИКТ в образовательный процесс ДОУ позволяет:

  • делать занятия по-настоящему привлекательными, современными благодаря дизайну представляемой информации;
  • вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
  • информация, представленная детям несет в себе образный тип информации, понятный детям, которые пока в совершенстве не владеют техникой чтения и письма - движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;
  • постановка проблемных задач, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером, является стимулом познавательной активности детей;

Взаимодействие ребенка с компьютером, интерактивным оборудованием должно быть обеспечено дошкольным образованием. Чем раньше мы это начнем, тем быстрее будет развиваться наше общество, так как современное общество требует знаний работы с компьютером.

                                                          Человек образованный тот,

                                                                    кто знает, где найти то, чего он не знает.

                    Георг Зиммель.

Информационно-коммуникативные технологии в помощь педагогу.

Надо помнить, что применение информационно - коммуникационных технологий, должно быть лишь частью образовательной деятельности, они должны дополнять, а не заменять эмоционального человеческого общения, так необходимого в дошкольном возрасте. Нельзя бездумно идти на поводу бурно развивающегося прогресса, принося в жертву здоровье будущего поколения, но вместе с тем нельзя забывать, что компьютеры - это наше будущее. Только при обязательном соблюдении норм и правил работы с использованием компьютерной техники будет, достигнута «золотая середина».

В результате работы педагогов ДОУ по внедрению информационных технологий отмечен ряд преимуществ перед традиционными средствами обучения:

  • Подбор иллюстративного материала к занятиям, оформлению родительских уголков группы, информационного материала для оформления стендов, папок-передвижек;
  • Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (энциклопедии), знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
  • Оформление групповой документации (списки детей, сведения о родителях, диагностику развития детей, планирование, мониторинг выполнения программы и т.п.), отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
  • Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний;
  • С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.)
  • Организация интерактивных панорамных фильмов для совершения виртуальных экскурсий в музеи или заповедники;
  • Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их;
  • Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса в программе Movie Marker).
  • Использование Интернета в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении;
  • Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов. Многие журналы имеют электронную версию в сети Интернет, скачав их, можно создать медиатеку статей по направлениям образовательной работы;
  • Оформление буклетов, электронного портфолио группы, материалов по различным направлениям деятельности;
  • Создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей;
  • Создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы. Особенно важно такое общение с родителями детей, находящихся дома по причине болезни. Им необходимо быть в курсе садовской жизни, образовательной деятельности;
  • Использование компьютера в делопроизводстве ДОУ, создании различных баз данных.

Следует также отметить и то, что использование ИКТ требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки воспитателя к занятию. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.

Дидактические возможности с использованием технических средств обучения в учебно-воспитательной работе с дошкольниками:

  • являются источником информации;
  • рационализируют формы преподнесения информации;
  • повышают степень наглядности, конкретизируют понятия, явления, события;
  • организуют и направляют восприятие;
  • обогащают круг представлений, удовлетворяют их любознательность;
  • наиболее полно отвечают научным и культурным интересам и запросам;
  • создают эмоциональное отношение к изучаемому материалу;
  • делают доступным такой материал, который без технических средств недоступен;
  • активизируют познавательную деятельность, способствуют сознательному усвоению материала, развитию мышления, пространственного воображения, наблюдательности;
  • являются средством повторения, обобщения, систематизации и контроля знаний;
  • создают условия для использования наиболее эффективных форм и методов обучения, реализации основных принципов целостного педагогического процесса и правил обучения (от простого к сложному, от близкого к далекому, от конкретного к абстрактному);
  • экономят время, энергию воспитателя за счет уплотнения познавательной информации и ускорения темпа. Сокращение времени, затрачиваемого на усвоение материала, идет за счет переложения на технику тех функций, которые она выполняет качественнее, чем взрослый.

                                                                    «Дети - это наше будущее,

                                                                    и сегодня во многом от нас зависит,

                                                                    какое оно будет».

Грамотное использование современных технологий в обучении детей.

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Развивающие занятия с её использованием становятся намного ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду - это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т.к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта. А английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».

Многие изучаемые географические объекты, такие, как горы и равнины, моря и океаны, не могут быть показаны детям непосредственно. Поэтому можно использовать на уроке демонстрационные средства: слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира, наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение атмосферных явлений (ветер, дождь, молния), воспроизведение звуков природы; использование интерактивных панорамных фильмов для совершения виртуальных экскурсий в музеи или заповедники) - что способствует формированию у дошкольников образных представлений.

Ни для кого не секрет, что хорошо усваивается тот материал, который интересен ребенку. Компьютер несет в себе образный тип информации, наиболее близкий и понятный дошкольникам. Движение, звук, мультипликация надолго привлекают внимание детей. Дети получают эмоциональный и познавательный заряд, вызывающий у них желание рассмотреть, действовать, играть, вернуться к этому занятию вновь.

В настоящее время разрабатывается огромное количество развивающих программ и игр для детей с 3 лет. Вопрос о целесообразности их использования на занятиях связан, прежде всего, с целью этих занятий. Более эффективно будет использовано на занятии с малышами знакомство с сигналами светофора в компьютерном изображении, чем сухой традиционный подход. На этих занятиях можно использовать компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения, где дети не только знакомятся с новыми знаниями, но и осваивают работу с компьютером.

В ходе игровой деятельности дошкольника, с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.  Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Наглядность,  способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

Уже созданы несколько серий программ для дошкольников, которые условно, в зависимости от педагогической направленности, можно разделить на следующие группы:

  • обучающие - имеют предметный характер: к ним относятся элементарные программы, обучающие определенным видам учебных дисциплин (математике, родному и иностранному языку, музыке и т.д.), содержание и ход представленных в них игр четко очерчены;
  • развивающие - побуждают детей к творческим самостоятельным играм и общению со сверстниками: дети сами ищут способы решения игровых задач, свободны в выборе сюжетов и средств для их передачи;
  • диагностические - позволяют выявить уровень тех или иных умений, способностей, интересов ребенка.

Примерные игры, использующиеся на занятиях учебного плана:

  • « Потерялась буква» (обучение грамоте). Также успешно применяется на занятиях обучения грамоте работа по слоговым таблицам, песням-плакатам, схемам.
  • Компьютерная среда «Азбука» представляет собой красочную и увлекательную игру-анимацию, рассчитанную на детей 5-7 лет.
  • Игры серий «Математика» помогают детям лучше усваивать знания, полученные на занятиях, стимулируют приобретение новых знаний.
  • На занятиях по ФЭМП используются игры «Восстанови цепочку» «Фантазеры».
  • С этой целью разработаны конспекты занятий-игр, занятий-сказок, позволяющих повысить интерес детей (игры «Построй домик», «Шарики», «Садик», «Дом») и т. д.

Рекомендации по использованию информационно- коммуникационных технологий.

При использовании данных технологий воспитатель, прежде всего, должен руководствоваться Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и режиму работы дошкольных учреждений.

Компьютерные программам ДОУ должны носить:

  • исследовательский характер;
  • легкость для самостоятельных занятий детей;
  • развитие широкого спектра навыков и представлений;
  • возрастное соответствие;
  • занимательность.

Классификация программ:

  • развитие воображения, мышления, памяти;
  • говорящие словари иностранных языков;
  • простейшие графические редакторы;
  • игры-путешествия;
  • обучение чтению, математике;
  • использование мультимедийных презентаций.

Говоря об использовании компьютера детьми раннего возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени, но непроизвольное внимание у детей данного возраста очень мало (10-15 минут, поэтому, как правило, дети не могут долго находиться за компьютером. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте двигается 70-80% времени бодрствования, поэтому пока вопрос о "засиживании" за компьютером не актуален.

Занятия могут проводиться лишь в присутствии педагога или воспитателя, который несёт ответственность за безопасность ребенка. Для таких занятий нужен специальный кабинет.

Для снижения утомляемости детей в процессе осуществления непосредственно образовательной деятельности с использованием компьютерной техники необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них.

Для уменьшения зрительного напряжения, важно, чтобы изображение на экране компьютера было четким и контрастным. Для защиты от света могут использованы: легкие шторы или жалюзи. При работе компьютеров в помещении создаются специфические условия: уменьшается влажность воздуха, повышается температура воздуха, поэтому пол должен иметь антистатическое покрытие, не допускается использование ковровых покрытий. Для поддержания оптимального микроклимата необходимо: проветривание и влажная уборка кабинета до и после занятий. Общая продолжительность занятий с детьми старшего дошкольного возраста должна составлять 25-30 минут. Из них 5-7 минут дети могут находиться непосредственно за компьютером, другие мультимедийные средства (презентация, слайд-шоу, фотоальбомы) ещё 5-10 минут. После работы с компьютером с детьми проводят гимнастику для глаз.

Нельзя использовать мультимедийные технологии на каждом занятии, так как при подготовке и организации таких занятий от педагога, а также от детей  требуется  больше  интеллектуальных  и  эмоциональных  усилий,  чем при обычной подготовке.

Соответственно при грамотном использовании технических средств, правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться на практике без риска для здоровья детей.

                                                        «Если сегодня мы будем учить так, как учили вчера,                          

                                                          мы украдем у наших детей завтра».

                                                                                                                             Джон Дьюи.

Заключение

Достаточно часто можно услышать скептические высказывания на применение информационно-коммуникационных технологий и в частности компьютера в детских садах для работы с детьми и от родителей и от коллег по работе. Но практика показывает, что за этой технологией будущее. Главное не забывать, что мы работаем с маленькими детьми и при этом необходимо соблюдать некоторую специфику. В целом информационно-коммуникационные технологии - это удобство, эффективность, увлекательность. Технические средства обучения - это совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемые в учебно-воспитательном процессе с целью его оптимизации для предъявления и обработки информации. Без соответствующей технической поддержки образовательных стандартов невозможно достичь необходимого уровня современного образования, создать условия для разностороннего развития личности.

Преимущества использования интерактивных материалов в обучение позволяют:

  • увеличить восприятие материала за счет увеличения количества иллюстративного материала;
  • использование мультимедийных презентаций обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста;
  • использование новых приёмов объяснения и закрепления, особенно в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное;

Хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать информационно-коммуникационные технологии в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

То, что дети могут с завидной легкостью овладевать способами работы с различными электронными, компьютерными новинками, не вызывает сомнений. При этом важно, чтобы они не попали в зависимость от компьютера, а ценили и стремились к живому, эмоциональному человеческому общению.

Поддерживая мысль С.Л. Новоселовой об использовании современных информационных технологий в обучении и развитии дошкольников и  о необходимости включения компьютера в предметно-развивающую среду детей, а также мнение Е.И. Бондарчук и Ю.М. Горвиц об эффективности использования в образовательном процессе ДОУ компьютерных программ и игровых средств, мы стоим на позиции не замены классических и традиционных методов обучения и развития детей старшего дошкольного возраста, а дополнения и расширения их возможностей посредством разумного применения современных технологических средств.

Список используемой литературы.

  1. Белая К.Ю. «Использование современных информационных технологий в ДОУ и роль воспитателя в освоении детьми начальной компьютерной грамотности».  Современное дошкольное образование, 2011г.
  2. Вербенец А.М. «Использование компьютерных технологий в развитии старших дошкольников: проблемы, этапы, методы». Детский сад: теория и практика, 2011г.
  3. Горбунова Л.И. «Использование информационных технологий в процессе обучения». Молодой ученый, 2013.
  4. Горвиц Ю.М., Чайнова Л.Д., Поддьяков Н.Н., Зворыгина Е.В. и др. «Новые информационные технологии в дошкольном образовании». ЛИНКА-IIPЕСС, 1998г.
  5. Горвиц Ю., Поздняк Л. «Кому работать с компьютером в детском саду». Дошкольное воспитание, 1991г.
  6. Комарова Т.С., Комарова И.И. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании». 2011г.
  7. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». Дошкольное воспитание, 2000г.
  8. Новоселова С. Л., Петку Г. П. «Компьютерный мир дошкольника». Новая школа, 1997г.
  9. Петрова Е. «Развивающие компьютерные игры». Дошкольное воспитание, 2000г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: "Современные педагогические технологии в креативном развитии детей"

Проблема человеческих способностей вызывает огромный  интерес во все времена....

Доклад Тема: «Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» Воспитатель Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР д/с №14 г. Кропоткин

Доклад Тема: «Использование современных педагогических технологий для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»Воспитатель Лялюшкина А.П. МАДОУ ЦРР д/с №14 г. Кропоткин...

ДОКЛАД: Использование современных педагогических технологий по ФГОС при обучении детей плаванию в ДОУ

Выступление на РМО с презентацией! Использование современнных технологий по ФГОС при обучении детей плаванию в ДОУ....

Доклад "Опыт работы ДОУ по обеспечению преемственности на уровнях дошкольного и начального общего образования посредством использования педагогических технологий"

Выступление на семинаре "Основы преемственности дошкольного и начального образования в рамках ФГОС как эффективное условие реализации образовательного кластера"...

Доклад "Педагогические технологии обучения дошкольников в обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования в условиях реализации ФГОС."

Опыт применения информационно-коммуникативной технологии (ИКТ) в образовательной деятельности при формировании интегративных качеств и компетенций (Умений и навыков) дошкольника....

Доклад на тему : «Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации».

Доклад на тему :«Использование современных педагогических технологий обучения: технология модерации»....