«ИКТ-компетентность-требование профессионального стандарта педагога»
консультация по информатике

Герасимова Елена Федоровна

Выступление на семинаре-практикуме для воспитателей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_kompetentnost.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

«ИКТ-компетентность-требование

профессионального стандарта педагога»

                               Старший воспитатель Е.Ф. Герасимова

1 слайд. «Человек образованный – тот, кто знает, где найти то, чего он не знает»

                                                                                                         Георге Зиммель

2 слайд. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, педагогические работники, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей.

3 слайд. Согласно профессиональному стандарту педагога утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н, также отмечается владение педагогом профессиональными компетенциями, в том числе и ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. ИКТ – компетентность – требование профессионального стандарта педагога.

4 слайд. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях реализации ФГОС ДО и реализации Стратегии развития информационного общества. Мы видим, какие значительные перемены происходят сейчас в системе дошкольного образования. И во многом это связано с обновлением научной, методической и материальной базы обучения и воспитания. Одним из важных условий обновления является использование новых информационных технологий.

ИКТ – информационные и телекоммуникационные технологии – это обобщающее понятие, описывающее различные методы, способы и алгоритмы сбора, хранения, обработки, представления и передачи информации, а также средства сбора, хранения и передачи.

Современный педагог должен не только знать технические возможности, уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в педагогической деятельности.

Конечно, некоторые педагоги испытывают затруднения в использовании компьютера в воспитательно-образовательном процессе вследствие того, что имеют разный уровень сформированности ИКТ. Для выявления уровня сформированности  ИКТ  проведено анкетирование. 

Результаты анкетирования воспитателей. 5, 6, 7 слайды

9,10 слайды.

Сайтов для педагогов много и все они призваны помочь в организации образовательных отношений. С помощью их мы можем разнообразить свою деятельность, повысить свою компетентность, сделать жизнь детей в детском саду более яркой и запоминающейся.

11 слайд. ПЛЮСЫ использования ИКТ:

• Позволяют увеличить на занятии количество иллюстративного материала

  • Сейчас практически любую иллюстрацию, даже самую редкую, можно найти в интернете, причем времени с современными поисковиками это занимает совсем немного.
  • К тому же, бумажные и другие носители имеют способность устаревать физически, а вероятность порчи информационных файлов ничтожно мала, к тому же они могут быть легко восстановлены.

• Использование мультимедийных презентации обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста

• Одновременно используется графическая, текстовая, аудиовизуальная информация

• При использовании анимации и вставки видеофрагментов возможен показ динамических процессов

• С помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных, работу транспорта и т. д.)

12 слайд. Видеофайлы позволяют более образно преподнести многие явления природы.

Например, раньше снежную лавину педагогу приходилось расписывать своими словами, причем это далеко не всегда было убедительным и понятным для маленьких детей. Сейчас это явление можно показать полностью, от самого начала до полного схода лавины.

Такие видеоуроки оставляют неизгладимый след в памяти дошкольника, дарят ему новые эмоции и способствуют наглядно-образному мышлению ребенка.

Одновременное воспроизведение картинки и звука делает воспроизведение более понятным для ребенка.

Интерактивные экскурсии, например, в Эрмитаж, позволяют очутиться в другом месте, не выходя из игрового зала. Дети с радостью воспринимают такие виртуальные туры, а информация, которая при этом им преподносится, воспринимается гораздо лучше, чем просто рассказ о музее с вывешенными фотографиями на доске.

В последнее время проблемы внедрения ИКТ в системе образования, в том числе дошкольного, широко обсуждаются в обществе. «Влияние информационных технологий на психику и здоровье детей», «Интернет, компьютерные игры, мобильный телефон – их влияние на развитие ребенка», «Как относятся родители к компьютерным играм» и т. д. - тематика лишь некоторых дискуссий, в которых активно участвуют педагоги, родители (законные представители) детей, представители науки и средств массовой информации.

13 слайд. МИНУСЫ использования ИКТ:

1. При внедрении ИКТ как «игрушки» встают следующие вопросы:

? Сколько времени ребёнок находится за компьютером?

? Влияние игры на состояние психического и физического здоровья?

? Искусственная «аутизация» и отказ от коммуникативных отношений.

2. Нередко происходит перенасыщение занятия анимацией, слайдами, перегруженность рисунками.

3. При внедрении компьютерных технологий обучения в детских садах возникают трудности экономического характера: не хватает средств на технического оснащение помещений, создание локальной сети внутри помещения, осуществление необходимой технической поддержки, приобретение лицензионного программного обеспечения и прикладных программных средств.

4. Остаётся актуальной проблема профессиональной компетенции педагогов: необходимо уметь не только пользоваться современной техникой, но и создавать собственные образовательные ресурсы, быть грамотным пользователе сети Интернет.

14 слайд. В ходе поиска рациональных путей решения перечисленных проблем разрабатываются рекомендации, выпускаются соответствующие пособия, проводятся исследования. По данным некоторых исследований отечественных специалистов, дети в возрасте до пяти лет с невероятной скоростью постигают основы пользования современными высокотехнологичными устройствами. Более 60% детей в возрасте до трёх лет ежедневно смотрят видео в режиме онлайн. При этом 36-40 % детей в возрасте от 2 до 11 лет одновременно пользуются Интернетом и смотрят телевизор.

15 слайд. И как бы мы ни относились к обсуждаемой проблематике, информатизация общества ставит перед педагогами дошкольного образования следующие задачи: 

Идти в ногу со временем;

Стать для ребенка проводником в мир новых информационных технологий;

Быть наставником в выборе компьютерных игр для детей и их родителей;

Сформировать основы информационной культуры личности ребенка.

Современный уровень развития дошкольной ступени образования предполагает активное использование информационных технологий во всех направлениях работы ДОО: в управлении, воспитании и образовании, во взаимодействии с родителями воспитанников. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к современному педагогу и его профессиональной компетентности.

16 слайд. На сегодняшний день в детских садах формируется новая образовательная среда, появляются высокотехнологические информационные средства развития дошкольников (компьютеры, проекторы, интерактивные доски, расширяется использование в работе с детьми мультимедийных продуктов: компьютерных игр, мультфильмов, учебных видеофильмов, программ, сайтов.

В настоящее время компьютер имеет большое значение для организации работы педагога. Он выступает в качестве источника педагогической информации, средства оформления рабочей документации, сбора и хранения методического материала, подготовки презентаций и докладов. Ни одно из выступлений педагогов не обходится сегодня без мультимедийной презентации.

При включении компьютера в образовательный процесс с детьми дошкольного возраста повышается роль и ответственность педагогов. В частности, в этом случае необходимо создавать определённую среду, единое информационно-развивающее пространство. Причем взаимодействие участников образовательных отношений в этой среде должно строиться по модели «взрослый (педагог или родитель) – ребенок-дошкольник - ИКТ». Исключение взрослого из этой цепочки недопустимо.

17 слайд. Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.

18 слайд. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях.

Требования к зданию, помещениям, оборудованию и их содержанию.

Для занятия детей с использованием компьютерной техники выделяют отдельное помещение.

После занятия с дошкольниками проводят специальную гимнастику для глаз.

Именно компетентность педагога в вопросах организации образовательной деятельности с использованием компьютера позволит избежать зацикливания на примитивных компьютерных играх, негативного влияния компьютера на психическое и физическое здоровье детей, возникновения ранней компьютерной зависимости и искусственной «аутизации».

19 слайд. Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании даёт возможность расширить творческие способности педагога и оказывает положительное влияние на воспитание, обучение и развитие дошкольников.

Практическая  часть

На этом теоретическая часть нашей встречи окончена. Предлагаю немного поработать,  применить свои знания и умения.

Предлагаю вам прочитать конспект НОД для детей дошкольного возраста. Ваша задача - за 15 минут придумать, какие ИКТ возможно применить при проведении данного мероприятия, а так же продумать содержание презентации к данному конспекту. Желаю удачи!

Немного о работе с родителями.

Использование ИКТ позволяет по-новому организовывать и осуществлять взаимодействие с родителями воспитанников.

Главная задача в работе с семьей — повышение педагогической компетентности родителей, их активности.

- Для родителей, впервые пришедших в детский сад, предлагается просмотр визитной карточки, где они знакомятся с образовательными программами, внедряемыми в структурном подразделении, организацией работы в возрастных группах.

Использование на родительских собраниях мультимедийного оборудования позволяет представить вниманию собравшихся видеоролики о жизни детей в детском саду, презентации по организации питания, работе, проводимой педагогами с целью подготовки воспитанников к обучению в школе.

На сегодняшний день ДОУ имеет сайт, который постоянно обновляется и пополняется разнообразным материалом.

Какую пользу получают родители от сайта?

Во-первых, они могут следить за жизнью детского сада,

 во-вторых, получать интересующую их информацию,

в-третьих, сайт позволяет лучше узнать воспитателей (их увлечения, интересы, педагогические взгляды).

Это очень актуально в настоящее время: не всегда родители могут сами приводить ребенка в детский сад, часто торопятся, нет времени поговорить с воспитателем. А дома вместе с ребенком интересно заглянуть на сайт детского сада, посмотреть новые фотографии, получить консультацию, быть в курсе происходящих событий.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что применение ИКТ в детском саду способствует:

- росту профессионального уровня педагогов, побуждает их искать новые нетрадиционные формы и методы воспитания и развития дошкольников, проявлять творческие способности;

- повышению интереса детей к различным видам деятельности, улучшает качество реализации образовательной программы;

- повышению уровня педагогической компетентности родителей,

- информированности о направлениях деятельности детского сада сотрудничеству родителей и педагогов.

Домашнее задание:

Сделать презентацию к родительскому собранию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональный стандарт педагога как основа оценки педагогической деятельности и профессионального развития педагога

В данной презентации рассказывается о документе,который содержит характеристику квалификации, необходимой педагогу для осуществления определенного вида профессиональной деятельности....

Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога.

С 1 января 2014 года все дошкольные образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО).Что...

«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ПЕДАГОГА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГОВ И ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГООБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Быть воспитателем в современном обществе очень сложно.  Для этого  нужны не только новые знания, но и  огромное терпение и положительный настрой, умение преодолевать труднос...

Круглый стол для педагогов МДОУ «Готовность педагога к профессиональной деятельности в контексте ФГОС ДО. Профессиональный стандарт педагога», доклад на тему «Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ» 23 апреля 2019 года

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна п...