Родительское собрание на тему "Современные информационные компьютерные технологии.Плюсы и минусы".
методическая разработка по информатике (старшая группа)

Золотухина Надежда Валерьевна

Современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) уже давно и прочно проникли во все сферы деятельности человека. Они используются и на работе, и дома, и в школе, и даже в детском саду. Во многих семьях, как только ребенок научится сидеть, его устраивают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом. Экран становится главным воспитателем ребенка. С одной стороны, это очень облегчают нашу жизнь В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. А с другой – мы вынуждены платить за это физическим и психическим здоровьем наших детей. Так что же приносят компьютеры нашим детям – больше пользы или вреда? И как правильно организовать общение   ребёнка с компьютером, чтобы он не попал в  зависимость от него? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_ikt.docx30.47 КБ
Файл rod_sobr_ikt1.pptx2.77 МБ
Файл buklet_ikt.docx62.78 КБ
Файл anketirovanie_roditeley.pptx190.33 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в средней  группе на тему  «Современные ИКТ. Плюсы и минусы»

ЦЕЛЬ: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровьесбережения при организации взаимодействия ребенка с ИКТ в домашних условиях.

Задачи родительского собрания:

Образовательные: формировать у родителей представления о роли, возможностях и способах использования ИКТ в обучении детей дошкольного возраста.

Воспитательные: формировать понимание важности поддержания эмоционального контакта с ребёнком во избежание развития у него компьютерной зависимости.

Организационные: выработать согласованные действия ДОУ и семьи по правильной организации  работы детей с ИКТ.

Информационные: предложить практические советы по организации  безопасного взаимодействия ребенка с компьютером.

Подготовка к родительскому собранию

  1. Подбор и анализ литературы по данной теме.
  1. Анкетирование родителей, анализ и обобщение полученных результатов.
  1. Подготовка памяток по теме собрания.

План родительского собрания

  1. Эмоциональный настрой. Вступительное слово воспитателя. Результаты анкетирования. Распределение родителей по группам. (5 мин.)
  2. Работа родителей в группах, обмен мнениями (8мин.)
  3. Классификация компьютерных игр, требования к игре дошкольника (3 мин)
  1.      Подведение итогов собрания. (2 мин).

Вступительное слово воспитателя.

    Современные информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) уже давно и прочно проникли во все сферы деятельности человека. Они используются и на работе, и дома, и в школе, и даже в детском саду. Во многих семьях, как только ребенок научится сидеть, его устраивают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные, разговоры с отцом. Экран становится главным воспитателем ребенка. С одной стороны, это очень облегчают нашу жизнь В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. А с другой – мы вынуждены платить за это физическим и психическим здоровьем наших детей. Так что же приносят компьютеры нашим детям – больше пользы или вреда? И как правильно организовать общение   ребёнка с компьютером, чтобы он не попал в  зависимость от него? Сегодня на родительском собрании мы попытаемся

 ответить на  эти проблемные вопросы и  постараемся совместно выработать правила организации работы детей на компьютере.

    Вначале давайте познакомимся с результатами анкетирования родителей по  вопросу пользования  ИКТ  в их семье.

Подведение итогов анкетирования.

Итак мы видим, что отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий в нашу жизни.

В нынешнее время дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но способствует ли это развитию ребенка дошкольного возраста или напротив, сдерживает его?

Психологи и логопеды бьют тревогу. В последние годы у детей часто наблюдается задержка речевого развития: поздно начинают говорить, мало и плохо разговаривают, речь бедна и примитивна. Сидя у экранов телевизора, ребенок не учится говорить, а учится лишь подражанию звуков. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда ребенок не только слушает чужие слова, но и является участником диалога: задает вопросы, отвечает.

Все чаще отмечается у детей неспособность к фантазии и творческой активности. У них нарушается внимание и способность к концентрации на каком-либо занятии, нет заинтересованности в делах. Многим трудно воспринимать информацию на слух, они не могут удержать в памяти цепочку

 из нескольких предложений, связать их одним смыслом. Поэтому детям не интересны и скучны книги

Становление внутреннего мира ребенка, формирование его личности происходит именно в детском возрасте и только в совместной жизнедеятельности со взрослыми. Отсутствие внутреннего мира, душевная пустота порождают детскую агрессию и жестокость.

Все сказанное, конечно, не означает полностью исключить современные ИКТ из жизни ребенка. При рациональном использовании они могут стать средствами, которые способны развить творческие способности ребенка, его интеллектуальную сферу, моторику, зрительно-моторную координацию.

Для нас самое главное, чтобы дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а ценили живое, эмоциональное человеческое общение и стремились к нему.

    Давайте попробуем выявить все «+» и «-» влияния ИКТ на развитие ребенка дошкольного возраста:

Одна группа доказывает, что компьютер положительно влияет на ребенка, другая –  называет отрицательные моменты   влияния компьютера на ребенка.

Положительное влияние компьютера

Отрицательное влияние компьютера

 

Развитие мелкой мускулатуры руки, моторики

Большая нагрузка на глаза

Познавательная мотивация

Стеснённая поза

Выработка усидчивости

Развитие остеохондроза Заболевания суставов кистей рук

 

Улучшение памяти, внимания

 

Психическая нагрузка

Ориентирование в современных технологиях

Компьютерная зависимость

 

Быстрое нахождение нужной информации, следовательно увеличение свободного време

Нервно-эмоциональное напряжен 

 

Исследования ученых показывают, что компьютер становится доступен пониманию ребенка примерно с 5 лет. Если вы решили, что ваш ребенок уже в три года может пользоваться компьютером, необходимо знать временные ограничения.

По мере утомления в процессе общения с компьютером психическое состояние и поведение детей изменяются тоже по-разному: у одних появляется неуверенность, тревожность, ухудшается настроение, появляются негативные мысли, страх отказ от других занятий, уход в себя. Если телевизор или компьютер не мешают ребенку нормально развиваться, общаться со взрослыми и сверстниками, бывать на прогулке, заниматься

физической культурой, то причин для беспокойства нет. А если наоборот, стоит задуматься

Очень важно, что находится внутри вашего компьютера, в какие игры играет ваш ребенок.

Условно все многообразие компьютерных игр можно классифицировать следующим образом:

    Адвентурные – иначе (приключенческие) главным подспорьем в данных играх служат находки – различные предметы, которые встречает персонаж, путешествуя в игровом пространстве внушительных размеров.

     Ролевые – целью этих игр может быть отыскание, человека или заклинания, здесь проявляется главный принцип ролевой игры – использование нужного персонажа в нужное время и в нужном месте.

     Стратегии – цель этих игр управление ресурсами, полезными ископаемыми, войсками. Эти игры развивают у ребенка усидчивость к планированию своих действий, тренируют многофакторное мышление.

     Игры типа «Убей их всех» - сугубо развлекательные. Они развивают моторные функции, но плохо познавательные, при этом сомнительные в плане развития мышления и тем более нравственного воспитания. В них особенно необходимо чувство меры.

    Развивающие игры, – которые способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают к самостоятельным творческим играм. 

     Логические игры – развивают навыки логического мышления, это головоломки, задачи на перестановку фигур или составление рисунка.

    Игры симуляторы – т.е. имеется какая-нибудь приставка: авто- авиа – спортивная. В этих играх большое значение придается реализму

ответственных реакций окружающей виртуальной среды, вплоть до мельчайшего соблюдения технических показателей.

    Графические игры – связанные с рисованием, конструированием.

    На самом деле очень трудно выбрать компьютерную игру для ребенка: их так много, и каждый производитель говорит, что его игра лучшая!

Специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного возраста.

Если соблюдать эти требования и правила, то компьютер не нанесет вреда ребенку, а польза его очевидна.

-в игре не должно быть текстовой информации

-шрифт символов должен быть больше по размеру, чем традиционный

-изображение на экране должно быть крупным, без мелких отвлекающих деталей

-темп движений на экране не быстрый

-нежелательно применение системы оценок в баллах

-программа должна иметь логическое завершение – построен дом, нарисован рисунок

А так же разработаны гигиенические требования, которые необходимо соблюдать при организации игровой деятельности.

 * ребенок может играть за компьютером не более 15 минут в день

 * лучше играть в первой половине дня

 * в течение недели ребенок может работать с компьютером не более 3 раз

 * комната, в которой он работает должна быть хорошо освещена

 * мебель соответствовать росту ребенка

 *расстояние от глаз ребенка до монитора 60 см;

 *после игры нужно обязательно сделать зарядку для глаз

 * игровую деятельность сменить физическими упражнениями

 Хочется ещё раз отметить, что, несомненно, компьютер - эффективное средство развития ребенка.  Но во всём необходимо соблюдать чувство меры. Многие родители не видят ничего плохого в том, что дети проводят много времени у компьютера. Считая этот вид досуга интеллектуальным и полезным, они беспокоятся лишь о нарушении их осанки или зрения. Однако чрезмерное увлечение компьютерными играми сказывается не только на физическом здоровье ребенка, но и на его психике.

У ребёнка появляется компьютерная зависимость.  Этого можно избежать, если соблюдать определённые правила.

Я хочу вам раздать памятки «Профилактика компьютерной зависимости», «Зрительная гимнастика».

 

 


ПАМЯТКА

Для профилактики компьютерной зависимости психологи советуют следующее:

  1. Показывать личный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И, если отец разрешает играть сыну не более часа в день, то сам не должен играть по три-четыре.

 

  1. Ограничьте время работы с компьютером, объяснив, что компьютер – не право, а привилегия, поэтому общение с ним подлежит контролю со стороны родителей. Резко запрещать работать на компьютере нельзя.

Если ребёнок уже склонен к компьютерной зависимости, он может проводить за компьютером два часа в будний день и три – в выходной, но обязательно с перерывами.

 

  1.    Предложить  другие возможности времяпрепровождения. Можно составить список дел, которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке были совместные занятия (походы в кино, на природу, игра в шахматы и т.д.)

 

  1. Использовать компьютер как элемент эффективного воспитания, в качестве поощрения (например, за правильно и вовремя сделанное домашнее задание, уборку квартиры).

 

  1. Обращать внимание на игры, в которые играют дети, т.к. некоторые из них могут стать причиной бессонницы, раздражительности, агрессивности, специфических страхов.

 

  1. Обсуждать игры вместе с ребёнком. Отдавать предпочтение развивающим  играм. Крайне важно научить ребёнка критически относиться к компьютерным играм, показывать, что это очень малая часть доступных развлечений, что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.

 

  1. Если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой, необходимо обращаться к психологам.

ЗРИТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

ДНИ НЕДЕЛИ.

«Весёлая неделька».

- Всю неделю по - порядку,

Глазки делают зарядку.

- В понедельник, как проснутся,

Глазки солнцу улыбнутся,

Вниз посмотрят на траву

И обратно в высоту.

Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- Во вторник часики глаза,

Водят взгляд туда – сюда,

Ходят влево, ходят вправо

Не устанут никогда.

Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

- В среду в жмурки мы играем,

Крепко глазки закрываем.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем глазки открывать.

Жмуримся и открываем

Так игру мы продолжаем.

Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

- По четвергам мы смотрим вдаль,

На это времени не жаль,

Что вблизи и что вдали

Глазки рассмотреть должны.

Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

- В пятницу мы не зевали

Глаза по кругу побежали.

Остановка, и опять

В другую сторону бежать.

Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

- Хоть в субботу выходной,

Мы не ленимся с тобой.

Ищем взглядом уголки,

Чтобы бегали зрачки.

Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

- В воскресенье будем спать,

А потом пойдём гулять,

Чтобы глазки закалялись

Нужно воздухом дышать.

Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

- Без гимнастики, друзья,

Нашим глазкам жить нельзя!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Современные информационные компьютерные технологии Плюсы и минусы .

Слайд 2

При правильном подходе к занятиям на компьютере можно извлечь максимум пользы для развития ребенка. Б.Шлимович

Слайд 3

Современные ИКТ прочно вошли в нашу жизнь

Слайд 4

Результаты анкетирования родителей МДОУ «Детский сад «Искорка»

Слайд 5

Развиваем или губим?

Слайд 6

Положительное влияние компьютера Отрицательное влияние компьютера Развитие мелкой моторики Большая нагрузка на глаза Познавательная мотивация Стесненная поза Выработка усидчивости Развитие остеохондроза, заболевания суставов кистей рук Улучшение памяти, внимания Психическая нагрузка, нервно-эмоциональное напряжение Ориентирование в современных технологиях Компьютерная зависимость Быстрое нахождение нужной информации, следовательно, увеличение свободного времени Ребенок забывает о реальном мире Замена общения со взрослыми, сверстниками

Слайд 7

Классификация компьютерных игр: АДВЕНТУРНЫЕ РОЛЕВЫЕ СТРАТЕГИИ ИГРЫ ТИПА «УБЕЙ ВСЕХ» РАЗВИВАЮЩИЕ ЛОГИЧЕСКИЕ СИМУЛЯТОРЫ

Слайд 8

Требования к компьютерной игре дошкольника: В игре не должно быть текстовой информации Шрифт символов должен быть больше, чем традиционный Изображение на экране должно быть крупным, без мелких отвлекающих деталей Темп движений на экране не быстрый Нежелательно применение системы оценок в баллах Программа должна иметь логическое завершение- построен дом, нарисован рисунок

Слайд 9

Гигиенические требования при организации игры Игра не должна превышать 15 минут в день Лучше играть в первой половине дня В течение недели ребенок может работать с компьютером не более 3 раз Комната, в которой он работает должна быть хорошо освещена Мебель должна соответствовать росту ребенка Расстояние от глаз ребенка до монитора не менее 60 см После игры обязательна зарядка для глаз Игровую деятельность сменить физическими упражнениями

Слайд 11

Поможем с выбором !



Предварительный просмотр:

Нормативные документы, регламентирующие применение ИКТ в дошкольном образовании:

  • Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации"  от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ  

Статья 16.Реализация  образовательных  программ  с  применением  электронного обучения и  дистанционных  образова-тельных  технологий

     «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением  

информационных  технологий,  технических  средств,  а  также информационно-телекоммуникационных сетей…»

Статья 18.   Печатные и электронные образовательные и информационные  ресурсы

   «В организациях, осуществляющих образовательную  деятельность,   в целях  обеспечения  реализации  образовательных  программ  формируются библиотеки, в том числе цифровые (электронные) библиотеки…»

Статья 29. Информационная откры-тость образовательной организации

  Образовательные организации формируют открытые  и   общедоступные инфор-мационные ресурсы, содержащие  информацию  об  их    деятельности, и обеспечивают  доступ  к  таким  ресурсам  посредством     размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в  том  числе  на   официальном сайте образовательной организации в сети "Интернет".

  • «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования»  от 17 октября 2013 г. № 1155
  • "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций" "СанПиН 2.4.1.3049-13  от 15 мая 2013 г. N 26

C:\Users\Городецкая\Desktop\ИКТ\проект 1.jpg

_________________________________________

Буклет разработан Золотухиной Н.В. воспитателем МДОУ «Детский сад «Искорка»

C:\Users\Городецкая\Desktop\ИКТ\images (1).jpg

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИКТ В УСЛОВИЯХ ДОУ

C:\Users\Городецкая\Desktop\ИКТ\images.jpg

Что такое информационно – коммуникативные технологии (ИКТ)?

Информация – совокупность каких – либо данных, знаний.

Коммуникация – путь сообщения, форма связи, акт общения, сообщение информации одним лицом другому. Технология – совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата, метод преобразования данного в необходимое.

ИКТ – это технология доступа к различным информационным источникам и инструментам совместной деятельности, направленной на получение конкретного результата.

Требования к использованию технических средств в организации обучения дошкольников.

"СанПиН 2.4.1.3049-13

от 15 мая 2013 г. N 26

4.20. При проведении занятий детей с использованием компьютерной техники, организация и режим занятий должны соответствовать требованиям к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы. 

« Гигиенические требования к персональным электронно- вычислительным машинам и организации работы»

4.12. Максимальная одноразовая длительность работы не должна быть более указанной ниже:

Возраст детей

1-2 группа здоровья Длительность работы

3 группа здоровья Длительность работы

Группа риска по зрению Длительность работы

6 лет

15 минут

10 минут

10 минут

5 лет

10 минут

7 минут

7 минут

  • В течение одного дня допускается проведение не более одного занятия с использованием компьютера.
  • Обязательно проветривание помещения до и после занятия.
  • СанПиН определяет размер экрана 28 дюймов или от 69 см (для всей группы).
  • Для снижения утомляемости под воздействием компьютерных занятий чрезвычайно важна гигиенически рациональная организация рабочего места за компьютером:

-  соответствие мебели росту ребенка; - оптимальное освещение;

- соблюдение электромагнитной безопасности.

  • Компьютерная техника, которая используется в ДОУ, обязательно должна иметь гигиеническое заключение (сертификат), подтверждающее ее безопасность для детей.
  • Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см.

4.13. Игровые занятия с использованием ИКТ в ДОУ рекомендуется проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей: во вторник, в среду и в четверг.

- После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз.

4.14. Не допускается проводить занятия с ИКТ в ДОУ за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РЕЗУЛЬТАТЫ анкетирования родителей по информационным компьютерным технологиям

Слайд 2

В анкетировании приняли участие

Слайд 3

1. «Ваше отношение к использованию информационных компьютерных технологий в детском саду?»

Слайд 4

2.«Для чего из перечисленного ребенок в Вашей семье обычно использует компьютер дома?»

Слайд 5

3. «Следите ли вы за тем, чем ребёнок занимается за компьютером?»

Слайд 6

4. «С какими моментами использования ИКТ Вы согласны?»

Слайд 7

5.«Что Вы про себя могли сказать...»

Слайд 8

6. «Посещаете ли вы сайт нашего учреждения?»

Слайд 9

Адрес сайта ДОУ: http ://iskorka-pangody.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему "Влияние компьютерных игр на физическое и психическое здоровье детей"

Материал знакомит родителей с негативными и позитивными сторонами компьютерных игр....

Презентация к родительскому собранию: Дети и компьютер. Компьютерные технологии в жизни дошкольников.

Развивающие компьютерные игры для детей – это отличный способ самообразования, а умение пользоваться Интернетом, может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.Положи...

Сообщение к родительскому собранию: Дети и компьютер. Компьютерные технологии в жизни дошкольников.

Развивающие компьютерные игры для детей – это отличный способ самообразования, а умение пользоваться Интернетом, может стать хорошей школой общения и навыков по поиску и отбору информации.Положи...

Конспект для родительского собрания "Влияние компьютера и компьютерных игр на психику ребёнка"

Цель родительского собрания: - профилактика заболеваний, связанных с работой на компьютере. Задачи:- формирование потребности здорового образа жизни и понимание значения...

Общее родительское собрание на тему «Информационная безопасность детей-дошкольников»

В связи с нарастающим глобальным процессом активного формирования и широкомасштабного использования информационных ресурсов особое значение приобретает информационная безопасность детей...

«Как рационально организовать родительское собрание в режиме онлайн общения. Его «плюсы» и «минусы».

   Участие родителей во всевозможных социальных сетях и мессенджерах привело к тому, что нам пришлось искать новые пути налаживания партнерских взаимоотношений. Поэтому предлагаю заду...

Мастер-класс нетрадиционного проведения родительского собрания с использованием информационных компьютерных технологий.

На данный момент одной из наиболее важных проблем коррекционной работы является работа с семьями детей имеющих нарушения речи. Пункт 3.2.5 Федерального государственного образовательного стандарта дошк...