икт в дошкольном воспитании
консультация по информатике

Рыжкова Евгения Викторовна

Выступление на педагогическом чтении для музыкальных руководителей ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_pedchtenie_2017.docx30.97 КБ

Предварительный просмотр:

  • «Использование интерактивных технологий в музыкальном развитии дошкольников»
  • Меняется мир – меняются и дети.  Меняющийся ребенок требует иных путей передачи знаний. Процесс обучения наиболее эффективен в том случае, если ребенок при этом внимателен и активен, а не тогда, когда его заваливают холодными и неинтересными фактами. Самый лучший опыт для ребенка тот, который по своей природе доставляет ему радость. Чтобы этот опыт принес ребёнку пользу, он должен иметь для  него  смысл.

Поэтому образование, в том числе и музыкальное,  может быть продуктивным, если в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей.

  • В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры всех сфер дошкольного образования. Это нашло отражение в новых образовательных стандартах. Именно требования Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, их введение и стало стимулом к внедрению интерактивного обучения и интерактивных технологий в работу дошкольных учреждений.
  • Помочь музыкальному руководителю в решении этой задачи может сочетание традиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе и компьютерных. Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса перед музыкальным руководителем должна стоять задача: сделать образовательную музыкальную деятельность интересной, насыщенной и занимательной, т. е. материал должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывать у детей интерес к учебному процессу.
  • Предлагаю, для начала,  разобраться, что же это такое  технология?

     «Технология»  происходит от греческого «техно» -  «мастерство, искусство» и «логос» - «закон, наука». Получается, что технология -  это наука о мастерстве.

В чем основное существенное отличие технологий обучения от методики обучения?

- технология отвечает на вопрос: «Как учить? »,

методика - на вопросы: «Чему учить? », «Зачем учить? »

 в рамках конкретной учебной дисциплины;- технологии в отличие от методики предполагают разработку содержания и способов организации деятельности самих воспитанников.

Таким образом, технология  - это инструмент профессиональной деятельности педагога.

А что такое интерактивные технологии?

Интерактивность (от англ. interact - взаимодействовать) означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога, действия.

Термин «интерактивные технологии» может рассматриваться в двух значениях: технологии, построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера и организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера

Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ предполагает наличие интерактивного оборудования. Это компьютеры, интерактивные доски, мультимедийное оборудование и многое другое. Помимо оснащенности учреждения данным оборудованием необходимы также подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные интерактивные технологии.

Рассмотрим первое значение термина «Интерактивная технология», построенное на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера.

На сегодняшний день широко используется «Информационно-компьютерная технология в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста»

         Использование ИКТ является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. А также позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Это способствует осознанному усвоению новых знаний.

      Обучение для детей становится более привлекательным и захватывающим. В работе с интерактивной доской у детей развиваются все психические процессы: внимание, мышление, память, речь, а также мелкая моторика. У старших дошкольников лучше развивается непроизвольное внимание, которое становится более концентрированным, изучаемый материал отличается наглядностью, яркостью, вызывает у ребенка положительные эмоции.

На музыкальных занятиях  использовать ИКТ можно в разных видах:

  • Презентации: «Биографии композиторов»,  «Детский альбом П.И. Чайковского», «Музыкальные профессии», «Мир театра», « Какие бывают оркестры», «Музыкальные загадки», «Сказка в музыке»;
  • Дидактические  и интерактивные игры: «Звучащие картинки», «Маленький оркестр», «Угадай, на чем играю?», «Где живут ноты?»,  «Жанры музыки»;
  • Видеоролики: « Музыкальный календарь природы», «Родные просторы», «Танцуй со мной», тематические к праздникам:  «День Матери», «День защитника отечества», «Мамин день -  8 Марта»,  «День Победы», «Выпуск в школу», так же они  замечательно подходят для мелодекламации.
  • Микро-фильмы: «Посмотри, послушай» (игра на разных музыкальных инструментах»,  «Мир танца» (виды  и жанры танцев), нарезки из телепередач и детских фильмов для использования на праздниках и развлечениях.
  • Мультфильмы: «Петя и Волк», «Как нельзя петь!», «Сольфеджио для малышей», «Веселые нотки. Распевки», «Мульт-концерт», «Песни-считалочки».

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

  • При работе над презентацией педагог должен тщательно произвести отбор картинок – они должны быть понятны детям, в хорошем качестве, подходящего размера (на что нужно сразу обратить внимание при копировании, у каждого изображения есть размер).  (Слайд)
  • Создавая видеоролики, нужно заранее продумать последовательность кадров, какая будет озвучка и заставки. Если вы решили работать в форме фото-сладов, то они должны меняться на сильную долю в музыке, которая должна совпасть с переходом изображений.  ( видео на экране)
  • При нарезке мультфильмов или фильмов, нужные кадры не всегда подходят по оригинальному тексту. В этом случает вам нужно освоить запись звука и наложение его на соответствующее  видео. В онлайн можно не только записать голос с нужным  текстом, но и при желании изменить  тембр, тональность. (видео на экране).
  • Любой праздник или музыкальный досуг будет интереснее, если включить в него новостной материал. Такой сюжет можно  использовать в сюрпризных моментах и в сюжете детского праздника.  
  • С помощью определенных программ, которые просты в использовании, каждый может сделать определенную музыкальную нарезку, создать музыкальный микс для флешмоба, сократить музыку, вырезать определенный фрагмент.
  •  Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Для поддержания устойчивого уровня работоспособности и сохранения здоровья большое значение имеют условия, в которых проходят занятия. 

Технология «Портфолио педагога в условиях реализации ФГОС ДОУ.»

  • Современные компьютерные технологии дают широкую возможность педагогу обмениваться опытом своей работы. В этом ему  может помочь технология электронного портфолио.

Портфолио педагога – это  накопление материалов, демонстрирующих уровень профессионализма педагога и его умение решать задачи своей профессиональной деятельности,  которое можно создать как на персональном сайте, так и на сайте ДОО

  • Можно выделить четыре вида портфолио воспитателя:

Бумажное портфолио - представляет собой папку-накопитель

Портфолио-презентация, своего рода - визитка педагога.

Электронное портфолио – набор документов, сформированных на компьютере (текстовые файлы, таблицы, диаграммы, фотографии, отсканированные документы и пр.)

Веб-портфолио – электронное портфолио, размещенное в сети Интернет на педагогических сайтах или собственном сайте.

Основным следует считать электронный вид, т. к. сформировав его, можно получить остальные три:

  • На сайте Социальная сеть работников образования nsportal.ru., у меня создан мини-сайт, где  можно  увидеть мое  Веб-портфолио.  В сети, я обмениваюсь своим опытом  и наработками с коллегами из других городов, соответственно они в свою очередь стараются поделиться своим опытом, аудио записями, видео материалом. Это огромный и нескончаемый ресурс, который помогает в работе.
  • Рассмотрим второе направление интерактивного обучения — это организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера. Таких технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый педагог может самостоятельно придумать новые формы работы с детьми.

Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

  • Часто используемые  технологии в работе музыкального руководителя:
  • « Развитие процессов восприятия по программе «Музыкальные шедевры» О.П. Радыновой»
  • «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста»
  • «Развитие музыкально-ритмических  движений в дошкольном возрасте»
  • «Художественно-эстетическое воспитание дошкольников по программе Л.Л. Куприяновой «Русский фольклор»»
  • «Технология  обучения певческих навыков»
  • « Технология элементарного музицирования по программе  Т.Э. Тютюнниковой»
  • Так же можно разработать технологию « Здоровьесбережения в музыкальном развитии дошкольного возраста по внедрении ФГОС».  Каждое занятие по музыкальному воспитанию содержит здоровье сберегающие приемы: психогимнастику,   а так  же дыхательную, артикуляционную и пальчиковую  гимнастику, логоритмику, ритмопластику.
  • Большое количество  и разнообразие игр, используемых музыкальным руководителем,  которые можно собрать в «Педагогическую технологию  организации игр в музыкальном воспитании дошкольников». Сюда можно включить и подвижные игры, игры с пением, театрализованные, сюжетно-ролевые, дидактические игры.
  • « Технология  проектирования». Она ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: совместная деятельность педагога и ребенка над проектом, совместная деятельность детей, совместная деятельность детей с родителями. Проектная деятельность  позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала, целеустремленность, настойчивость, учит преодолевать трудности.
  • В копилке каждого музыкального руководителя наберется более сотни замечательных сценариев  праздников, которые проводятся не только в зале, а так же на открытом воздухе. Все эти разработки можно собрать в «Технологию организации художественно-эстетической деятельности в дошкольном возрасте».
  •  Данную технологию  можно разделить на 3 этапа.

1 - разработка сценария, подбор музыкального материала;

2 - подбор  и изготовление костюмов, атрибутов, технических средств;

3- оформление зала или площадки,  расположение посадочных мест, «обращение к залу», т.е. работа со зрителем.

  • В заключение  хочу сказать, что интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивных технологий дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физическое воспитание - есть основа основ дошкольного воспитания

Если хочешь быть умелым, Сильным, стройным, умным, смелым,Научись любить скакалки,Мячи, обручи и палки.Никогда не унывай, В цель снежками попадай.В санках с горки быстро мчисьИ на лыжи стано...

Проблема патриотического воспитания в современных программах и пособиях дошкольного воспитания

Проблема патриотического воспитания в современных программах и пособиях дошкольного воспитания.Актуальность проблемы . Проблема патриотического воспитания одна из сложнейших в педагогике вообще ...

"Значение дошкольного воспитания в развитии личности". "Воспитание дошкольников". г. Чебоксары, 2014г.

Дошкольное воспитание-это основа для развития личности ребенка....

Консультация для родителей. Дошкольное воспитание: методы и программы воспитания детей дошкольного возраста.

Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков.Личность ребенка начинает форми...

План по самообразованию педагога дошкольного воспитания на тему«Трудовое воспитание детей в природе».

Мой план по самообразованию надеюсь поможет педагогам для составления своего плана и облегчит работу в этом направлении....

«Значение игровой деятельности в воспитаний детей дошкольного воспитания в контексте в ФГОС ДО.»

У ребенка есть страсть к игре и ее надо удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но и пропитать этой игрой всю его жизнь. (А.С.Макаренко) Игра – это не только имитация жизни, это ещ...