Консультации для педагогов
консультация (старшая группа)

Зюмалина Гульнара Рагибовна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение  № 526

 г. Екатеринбург

Консультация для воспитателей

«Развитие речевого творчества дошкольников посредством составления

рифмованных текстов»

                 

 Воспитатель 1 квалификационной категории:

 Зюмалина Г.Р.

                                                         г. Екатеринбург, 2019 год

Проблема развития речевого творчества в системе образования подрастающего поколения в настоящее время все шире привлекает внимание философов, психологов, педагогов. Общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.

ФГОС ДО указывает на необходимость включения в содержание образовательной области «Речевое развитие» развитие речевого творчества дошкольников. 

Речевое творчество - самостоятельная деятельность детей по построению связных высказываний (потешек, небылиц, стихотворений, сказок, рассказов, а также в создании новых слов – новообразований).

Исследователями детской речи и особенностей ее развития, установлено, что дети 3-5 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве). Оно способствует:

 - обогащению словарного запаса и грамматического строя речи,

 - совершенствованию коммуникативных умений,
 - развитию интеллекта, творческого мышления, фантазии, воображения.

 - совершенствованию навыков культуры речи и речевого общения,

 - развитию эмоциональной выразительности речи,

 - воспитанию звуковой культуры речи.

Обучение дошкольников составлению рифмованных текстов – одна из важных задач формирования связной речи. У детей формируются навыки словоупотребления, усиливается языковое чутье, внимание и живой интерес к художественному слову. Развиваются творческие способности, что необходимо для успешного обучения в школе.

Рифма в работе с детьми раннего возраста – это самая лучшая  помощница! Стихи и рифмовки это текстовой материал, который очень любят малыши, он им интересен и положительно влияет на их эмоциональное состояние. Рифмованная речь в общении с детьми имеет  громадное преимущество в том, что оно действует на формирующуюся душу  силой и обаянием ритма. А особую радость детям доставляет сочинение собственных стихотворений. А как же научить дошкольников сочинять простейшие стихи? Сначала это просто рифмы. Потом рождаются двустишия. Далее учимся сочинять стихи «подлиннее»Детям нравится процесс творчества. И как у взрослых поэтов, он тоже сопровождается «муками творчества»: дети подбирают рифму, переставляют слова, добавляют что-то новое. И, наконец, юный поэт счастливстихи получились! Конечно же, в игре! Я предлагаю вашему вниманию игры, способствующие развитию навыков стиховторчества.

Игра «Доскажи чистоговорку». Воспитатель произносит чистоговорку, а дети ее заканчивают, подбирая рифмы к звукосочетаниям. Мы играем обычно с опорой на сюжетную или предметную картинку. Поиграем с картиной «Весна». Я начну, а вы продолжайте:

-На-на-на к нам пришла долгожданная….(весна).

-Чей-чей-чей весело журчит…. (ручей).

-Цы-цы-цы домой вернулись…(птицы).

Далее предлагаю детям сочинить чистоговорки к определенным словам, например к слову «Подснежник». Ник-ник-ник….(в лесу расцвел подснежник). К слову «почки». Ки-ки-ки (на деревьях набухли почки) и т.д. В ходе игры у нас получается описательный рассказ о весне.

Подобным образом составляем чистоговорки-рассказы о животных, цветах, посуде.

Например, о лисе.

-Са-са-са в лесу живет…лиса.

-Эх-эх-эх у лисы пушистый...мех.

-Ос-ос-ос у лисички черный…нос.

-Пы-пы-пы у лисы тонкие…лапы.

-Сы-сы-сы у лисы на мордочке…усы.

Сочиним сами про уши. Ши-ши-ши… (у лисы треугольные уши).

Придумать подобные чистоговорки под силу любому ребенку и взрослому.

Игра «Парные картинки», или «Мы в рифмы играли, слова подбирали». В эту игру можно играть с опорой на картинки и без.

-Мы в рифмы играли, слова подбирали, говорю я слово «лень», а в ответ я слышу «день».

Зайчик-трамвайчик

Птенец-ларец

Рыба-глыба и т.д

 Здесь можно прибегнуть к словотворчеству, придумать свои собственные слова например, рифмы к слову «воспитатель» (поручатель, научатель, похвалятель, рисователь..).

Игра «Что лишнее?»

Называем 4 слова, а дети определяют, какое слово не рифмуется с другими (например: пень, лень, день, лес)

Игра «Кто больше?». В процессе игры, поочередно с малышом, придумывайте к заданному слову рифмы. Для исходного слова можно использовать кубики или карточки из настольных игр с изображением предметов. Например: утка – шутка – куртка – минутка – будка – незабудка; скворец – борец – певец – удалец – молодец – кузнец и т. д. При игре в рифмы можно использовать не только картинки, но и предметы. Например, игра «Кузовок». В кузовок мы складывали все предметы на –ок. Можно складывать и другие предметы, например. На –на,-ка и т.д. Большой интерес детей вызывает игра «Коробочка-рифмовочка». Дети находят в коробочке предметы, названия которых рифмуются. Игра «Сочини дальше». Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети сочиняют дальше. В лесу живет лиса, (в поле пасется коза). В скворечнике живет скворец, (в огороде растет огурец). На полке стоит книжка, (в норке живет мышка).

Следующий этап работы заключается в создании коротких стихотворений с опорой на картинки и без них. Самые доступные стихотворения для дошкольников, это буримэ и лимерики.

Буриме — литературная игра (с французского), заключающаяся в сочетании стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда на заданную тему. Буриме, придуманное детьми средней группы.

Жила-была коза,

У нее была длинная коза.

Коза в поле убегала

И там весело скакала.

Лимерик-это короткое стихотворение, которое состоит из пяти строчек и пишется в жанре нонсенса (указанной нелепицы). Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль берёт воспитатель.

Лимерик  рифмуется таким образом:

          Первые две строчки рифмуются между собой;

          Третья и четвертая строчки рифмуются между собой;

          Пятая является выводом и может не рифмоваться.

По содержанию лимерик строится по следующей модели:

1 строчка

Жил – был (Кто?)

2 строчка

Сравнение или указание на свойство объекта

(Какой? Такой же, как..)

3 строчка

Действие или взаимодействие с другими объектами

(Что делал?)

4 строчка

5 строчка

Вывод (утверждение или мораль) Пятая является выводом и может не рифмоваться

Например: Жила-была рогатая коза,

                    Полосатая как оса.

                    Она дружила с лягушкой,

                    Мокрой зеленой квакушкой.

                    Вот какая необычная коза.

В результате работы по сочинению стихотворных текстов мной были выделены следующие этапы работы по обучению дошкольников составлению рифмованных текстов:

1.Знакомство с рифмой. Игры в рифмы.

2.Составление рифмованных строк.

3. Знакомство детей с алгоритмом создания буримэ и лимериков при помощи мнемоквадратов.

4. Коллективное составление текста по алгоритму.

5. Создание стихотворных текстов по подгруппам и малыми группами.

5. Индивидуальное составление детьми стихотворных текстов.

А задачи обучения рифмованию специалисты выделяют следующие.

Вторая младшая группа. Учить детей находить рифмующиеся между собой слова, например: птичка – синичка, кот – рот и т.д. Побуждать детей к созданию двух – трёх рифмованных строчек (полуактивный этап) по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения. Средняя группа. Продолжать учить детей находить рифмующиеся между собой слова и создавать две – три рифмованных строчки (активный этап) по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения. Побуждать детей создавать четырёхстрочные стишки. Старшая группа. Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой существительные (лень – пень), глаголы (бежал – лежал), прилагательные (красивый – милый), наречия (легко – глубоко). Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать причинно – следственные связи, обозначенные в тексте. Подготовительная группа. Учить детей самостоятельно находить рифмующиеся между собой слова и создавать четыре рифмованных строчки по объектам, изображенным на картине, описанным в сказках, или из ближайшего окружения. Формировать умение составлять рифмовки, используя разнообразные модели.

Каждый ребёнок по - своему талантлив и неповторим. У каждого есть свои способности, порой не видимые нами взрослыми. А то, каким вырастет ребёнок, в первую очередь зависит от взрослого и окружающей познавательной эстетической среды. Чтобы развитие маленького ребёнка проходило гармонично необходимо развивать его творческие способности, чтобы у ребёнка сложилось особое восприятие мира. Творчество - основа будущей успешной жизни. И тут на помощь приходят стихи.

Ритм стихотворений способствует активизации различных аналитических систем, становлению умственных способностей. Рифмованные сочетания слов вызывают в воображении ребёнка яркие красочные образы, учат смело и быстро мыслить, находить верные образные выражения и расширяют кругозор малыша. Именно поэтому, чем раньше научить его мыслить рифмами, тем ярче и яснее он будет выражать своё мнение.



Предварительный просмотр:

Консультация на тему: «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей дошкольного возраста»

Игровая деятельность – это ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Являясь таковой, именно игра в наибольшей степени способствует формированию новообразований ребенка, развитию его психических процессов.

Игровая деятельность, как доказано учеными (А.В.Запорожцем, В.В.Давыдовым и др.), не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т.п.). Всему этому ребенок обучается в младшем дошкольном возрасте.

Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок в дальнейшем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации. Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обуславливает ее развивающий эффект. Это происходит уже в среднем и старшем дошкольном возрасте.

Разрозненные действия, которые ребенок раньше воспроизводил в игре, он постепенно начинает объединять в определенную последовательность. Теперь он может составить сюжет какой-либо игры. Постепенно воспроизведение действий отходит на второй план, а на первый выдвигается воспроизведение общественных отношений и трудовых функций. Это и есть ролевая игра.

Отмечая исключительное значение игр для детей дошкольного возраста, Н.К.Крупская писала: «…игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего». Поэтому задача педагога – помогать детям в организации игр, объединять их в игре.

Рассмотрим вкратце структуру сюжетно-ролевой игры.

Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданной им самим игровой обстановке. Но самое главное – в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает.

Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль.

Сюжет игры – это та сфера деятельности, которая воспроизводится детьми (например, игра в семью, детский сад, больницу, магазин, парикмахерскую и т.д.).

Содержание игры – это то, что именно воспроизводится детьми в качестве центрального момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой или общественной деятельности.

Роль – это средство реализации сюжета и главный компонент сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Смысл игры для дошкольников заключается в отношениях между персонажами.

В процессе игры между детьми складывается два вида отношений:

- отношения, которые определяются содержанием и правилами игры (это те игры, которые мы разучиваем с детьми и потом периодически в них играем, например, «У медведя во бору», «Воробышки и автомобиль» и др.);

- реальные отношения, которые проявляются по поводу игры (сговор на игру, распределение ролей, установление правил, конфликты, возникшие между играющими, и выход из них).

Целью ролевой игры является осуществляемая деятельность – сама игра, то есть мотив лежит в содержании деятельности, а не вне ее. Учебный характер игры дошкольниками не осознается. С позиции же воспитателя ролевую игру можно рассматривать как форму организации учебного процесса. Для воспитателя цель игры – формирование речевых (и других) навыков и умений воспитанников.

Итак, как же именно в процессе игры происходит формирование речевых навыков и умений ребенка?

Как мы знаем, в ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т.д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей.

Кроме того, сюжетно-ролевая игра отличается тем, что действие ее происходит в некотором условном пространстве. Детская комната вдруг превращается в больницу, в магазин или в поле сражения. А играющие дети берут на себя соответствующие роли (врача, продавца, солдата) и действуют от имени этих ролей. В ролевой игре это всегда парные или дополнительные роли, поскольку всякая роль предполагает другого участника: ребенок может быть врачом, только если рядом есть больной, покупателем, только если есть продавец, и т.п. Поэтому ролевая игра – это деятельность коллективная: она обязательно предполагает других участников и прежде всего сверстников.

Именно называние предметов новыми именами, обозначение действий, совершаемых с этими предметами, дает новый смысл каждой отдельной вещи, действию, поступку. Когда дети играют, они не только действуют, жестикулируют и манипулируют с игрушками, они еще всегда объясняют, что именно они делают. Без таких объяснений, придающих новый смысл предметам и действиям, невозможно ни принятие роли, ни создание условного пространства игры. Причем речь ребенка, объясняющего игру, должна быть кому-то адресована. Игровое действие должно иметь партнера или зрителя, которому необходимо объяснить, что означает тот или иной предмет или действие. Например, играя в больницу, обязательно следует договориться, кто врач, а кто больной, где шприц, а где градусник, когда врач дает таблетки, а когда слушает пациента. Без такой договоренности и без взаимного понимания игровая ситуация перестает существовать и рассыпается.

Итак, ролевая игра способствует развитию речевых умений и навыков, позволяет моделировать общение детей в различных речевых ситуациях. Другими словами, ролевая игра представляет собой упражнение для овладения детьми навыками диалогической речи в условиях межличностного общения. В этом плане ролевая игра выполняет обучающую функцию.

Также сюжетно-ролевая игра имеет огромное воспитательное значение, оказывает всестороннее влияние на ребенка. Игра помогает сплотить детский коллектив, в активную деятельность вовлекаются застенчивые и робкие, и это способствует самоутверждению каждого в коллективе. В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность ребенка, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.

Как показывает практика и специальные исследования, детям нравятся положительные роли, через проигрывание которых у них и прививаются такие нравственные качества как доброта, сострадание, честность, справедливость, смелость, трудолюбие и др. Вместе с тем, дети с удовольствием играют и роли отрицательных персонажей с целью высмеять их отрицательные черты.

Таким образом, сюжетно-ролевая игра имеет огромную и незаменимую обучающую и воспитательную ценность в учебно-воспитательном процессе как дошкольников, так и детей более старшего возраста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....