Использование интерактивной доски в ДОУ при работе с дошкольниками
статья по информатике

          В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому информатизация детского сада стала необходимой реальностью современного общества. Компьютеризация школьного образования имеет довольно длительную историю (около 20 лет), но в детском саду такого распространения компьютера еще не наблюдается. При этом невозможно представить работу педагога (педагога ДОУ в том числе) без использования информационных ресурсов. Использование ИКТ дает возможность обогатить, качественно обновить воспитательно - образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_interaktivnoy_doski_v_dou.docx32.71 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 14 «ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» Г. БЕЛГОРОДА

                                   

Использование интерактивной доски в ДОУ

при  работе с дошкольниками

                                                                                                                                                        Воспитатель

                                                                                                    Абасова Р.В

                                                                                                   

                                                                                                               

Белгород

2018

  Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) прочно входят во все сферы нашей жизни. Соответственно, система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.

       Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникационными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.           Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях идет активная практика внедрения интерактивного оборудования в образовательный процесс, которое специально адаптировано под занятия с детьми. 

        Такое оборудование помогает детям раскрепоститься, снять мышечное напряжение и эмоционально разгрузиться.  Лучшее, что существует из технических средств наглядности, помогающих эффективному взаимодействию воспитателя с воспитанниками - интерактивная доска. Увлекательно, оригинально, необычно, неповторимо - именно так можно организовать образовательный процесс и проводить время, свободное от занятий, когда у вас есть интерактивные игры для детей.

      Использование интерактивной доски  в образовательном процессе ДОУ  позволяет модернизировать учебно-воспитательный процесс, повысить эффективность, мотивировать детей на поисковую деятельность, дифференцировать обучение с учетом индивидуальных особенностей детей. 

     Сегодня многие дошкольные образовательные учреждения оснащаются интерактивными досками, не стал исключением и наш детский сад. В нашем детском саду появился мультимедийный комплекс, состоящий из интерактивной доски, проектора и ноутбука. Интерактивная доска - это сенсорный экран, работающий, как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. Компьютер передает сигнал на проектор. Проектор высвечивает изображение на интерактивной доске.   

        Интерактивная доска работает одновременно и как обычный экран, и как устройство управления компьютером. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Управлять доской на расстоянии позволяет беспроводная мышь или графический планшет. Используя доску, можно открывать любые файлы (графические, видео, аудио), работать с интернетом, писать поверх любых приложений, вебсайтов и видеоизображений с помощью специальных маркеров. Окончив работу, можно сохранить все записи для последующего использования.

        Смотрим презентации и видеофайлы, играем в компьютерные игры, рисуем и пишем, как на обычной доске, только теперь в нашем распоряжении миллионы цветов. И это все? Оказалось, что нет. В программе создаются слайды по тематике занятия, в которых наглядно, ярко и интересно отображается теоретическая и практическая часть занятия. Например: для интерактивной доски Smart Board – программа Smart Notebook. Notebook - главный инструмент для работы с интерактивной доской, сочетающий в себе свойства инструментальной среды для разработки собственных учебных материалов. Эта программа открывает педагогу практически безграничные возможности.

        В нашем дошкольном учреждении,  для работы с интерактивной доской сейчас доступен самый простой способ работы с ней - использование ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера. 

Мы  используем интерактивную доску в нескольких направлениях - в непосредственно - образовательной деятельности, как готовые программные продукты, так и авторские программы, на педсоветах, семинарах, родительских собраниях, методических объединениях, досуговых мероприятиях. Нами создана и постоянно пополняется медиатека, куда вошли презентации по образовательным областям: «Такие волшебные куклы -  мотанки», «Родная моя Белгородчина», «Правила дорожные детям знать положено», «Дикие и домашние животные»,  дидактические игры «Четвертый лишний», «Мы - пожарные», «Найди звук». Подборки наглядного материала по изучаемым темам (изображения предметов народного промысла, картины художников, иллюстраторов, виртуальные экскурсии). В совместной деятельности с детьми и в работе с родителями мы используем презентации для родительских собраний, фото и видео отчеты, создали и ведем информационно - образовательный сайт группы.

         Интерактивная доска значительно расширяет возможности предоставления учебной информации, позволяет усилить мотивацию ребенка.  Например, при изучении  лексической темы «Домашние животные» на занятии по ознакомлению с окружающим дети с удовольствием составляли на доске семьи домашних животных, играли в интерактивную игру «Четвёртый лишний»,  обобщали знания о внешнем виде домашних животных  в игре «Собери картинку» -  составляли на доске из отдельных частей тела домашнего животного. На занятии по развитию речи с успехом прошла интерактивная игра «Подбери маму и детёныша». В интерактивной игре  «Назови ласково» дети упражнялись в словообразовании. При развитии связной речи составляли  описательный рассказ о домашних животных, предварительно посмотрев мультимедийную презентацию. На занятиях по математике соотносили число с количеством домашних животных, учились находить место числа в числовом ряду,  «соседей» числа и домашних животных, считали домашних животных в прямом и обратном порядке. 

       Образовательная деятельность организуется таким образом, что дети сами работают у доски, выполняя задания. Это позволяет педагогу достичь наибольшего эффекта, а также формирует у воспитанников дополнительную мотивацию - им очень нравится работать у доски.

Ещё одно преимущество использования  в детском саду – возможность совершать виртуальные путешествия, проведение интегрированных занятий. Известно, что у старших дошкольников лучше развито непроизвольное внимание, которое становится особенно концентрированным, когда детям интересно. У них повышается скорость приёма и переработки информации, дети  лучше её запоминают.

        Использование интерактивной доски на занятиях позволяет перейти от объяснительно - иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом, а не пассивным объектом педагогического воздействия. Это способствует осознанному усвоению знаний дошкольниками.   

          Интерактивная доска - ценный инструмент для обучения. Это визуальный ресурс, который помогает воспитателям излагать новый материал очень живо и увлекательно. Она предоставляет информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов.

        Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет педагогу  выделять важные области и привлекать внимание к ней, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления. Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы и идеи к тексту, диаграммам или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, еще раз просмотреть или распечатать. Значительно усиливают подачу материала. На интерактивной доске также можно захватывать видеоизображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи.    Тест, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет воспитателям и детям фокусироваться на отдельных аспектах темы. Часть экрана можно скрыть и показать его, когда будет нужно. Программное обеспечение для интерактивной доски включает фигуры, которые могут помочь дошкольникам сконцентрироваться на определенной области экрана. Используя инструмент «прожектор» можно выделить определенные участки экрана и сфокусировать внимание на них. Объекты можно вырезать и стирать с экрана, копировать и вставлять, действия - отменять или возвращать. Эти придает детям больше уверенности - они знают, что всегда могут вернуться на шаг назад или изменить что-нибудь.

       Страницы можно листать вперед и назад, демонстрируя определенные темы занятия или повторяя то, что некоторые из воспитанников не очень поняли. Их также можно просматривать в любом порядке, а рисунки и тексты перетаскивать с одной страницы на другую.

        Ведение образовательной деятельности с помощью интерактивной доски  имеет свои преимущества: материалы к образовательной деятельности можно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.

      В  логопедической работе интерактивная доска занимает особое место. Большую пользу приносят задания, сопряженные с рисованием по клеточкам. Задача ребенка – увидеть будущий рисунок, имея перед глазами только его половинку, и закончить его самостоятельно. Такие упражнения развивают у ребенка произвольное внимание, пространственное воображение, мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, усидчивость. Рисовать можно как маркерами, так и линиями (чем удобнее ребенку). 

        Детям безумно нравятся интерактивные развивающие игры. Будь то мозаика, головоломка, пазлы, тетрис, шашки или шахматы, азбука - ребятам всегда будет интересно добраться до сути, когда все так наглядно, ярко и необычно, ведь все происходит благодаря малейшему движению руки. А с каким восторгом ребенок примется изучать, например, животных жарких стран или животных севера, когда географическая карта начнет в буквальном смысле оживать перед глазами: интерактивная поверхность легко может перенести в джунгли, пустыню, на самые высокие горы мира или в Антарктиду. А подвижные детские интерактивные игры!  Сколько восторга вызовет игра в классики, футбол или бадминтон. Возможность самостоятельно управлять изображением позволяет ребенку полностью погрузиться в процесс обучения (игры).

        При работе с интерактивной доской необходимо придерживаться требований СанПиН: при использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить равномерное ее освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. Таким образом, местное освещение для интерактивной доски не используется. Следует обратить внимание, что интерактивная доска возможна к применению лишь в качестве дополнительного технического оборудования для кратковременного использования на занятиях и для демонстрации отдельных учебных материалов и заданий. Поэтому в середине занятия необходимо проводить гимнастику для глаз.

       Подводя итоги, можно сказать, что нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационных технологий. Работа с интерактивной доской позволила по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование интерактивной доски в совместной и самостоятельной деятельности ребенка является одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей, и создания благоприятного эмоционального фона. Таким образом, интерактивная доска является универсальным средством для использования её в образовательном процессе и для повышения уровня педагога в области овладения ИКТ.

Литература:

1. Бороненко Т. А. Использование ЭОР в учебном процессе, Санкт-Петербург, Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2007

2. Интерактивные технологии в образовании // учебно-методический комплекс// Российский государственный гуманитарный университет. – Москва, 2005. – 21с.

3. Осин А. В. «Электронные образовательные ресурсы нового поколения», М, Агентство «Социальный проект», 2007

5. Развитие мышления учащихся средствами информационных технологий. М, Intel, «Обучение для будущего», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возможности использования интерактивной доски для ознакомления дошкольников с ОБЖ

Использование современных технологий в образовательном процессе...

Использование интерактивной доски в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи

  Комплекс игр адресован для логопедов и воспитателей. Предназначен для проведения работы по развитию навыков словообразования, словоизменения и связной речи у детей с общим недоразвитием ...

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками предшкольного возраста с использованием интерактивной доски. Знакомство с творчеством художника - иллюстратора Юрия Алексеевича Васнецова.

Во время образовательной деятельности дети знакомятся с краткой автобиографией Ю.А.Васнецова. Дети знакомятся с иллюстрациями к знакомым потешкам, выделяют средства выразительности - цвет....

Использование интерактивной доски в художественно-эстетическом развитии дошкольников.

Статья посвящена использованию интерактивной доски в художественно - эстетическом развитии дошкольников...

"НОД С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ МНЕМОТЕХНИКИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Тема: «Здравствуй, Новый год»"

Цель: развитие связной речи детейЗадачи:- закрепление и расширение словаря по теме;- совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительным в ж., ср., м. роде...

Консультация для педагогов "Использование интерактивной доски в работе с дошкольниками"

В данном материале описываются возможности работы с интерактивной доской в ДОУ....

Консультация для педагогов " Использование интерактивной доски в познавательном развитии дошкольников"

Данный материал в помощь педагогам при освоении интерактивной доски , использование её на практике....