Возможности использования интерактивной доски для ознакомления дошкольников с ОБЖ
консультация по окружающему миру по теме

Рыпаева Светлана Николаевна

Использование современных технологий в образовательном процессе

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Возможность использования интерактивной доски для ознакомления детей с основами безопасности»

Инструктор по физической культуре Рыпаева Светлана Николаевна ГБОУ СОШ №14 СПДС №18 «Радуга» г.о. Жигулевск

Введение.   

    В процессе воспитания безопасного поведения у детей необходимо дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила основанием для выбора данной темы.

   Но в тоже время работа по данной теме представляет определенные трудности, т. к. сложно смоделировать различные жизненные ситуации так, чтобы дети смогли осознать важность общепринятых норм поведения.     Особенности психического развития детей требуют от педагога использования наглядности, помогающей освоить абстрагированную информацию, присвоить социально значимый опыт.

   На современном этапе развития информационных технологий каждый педагог имеет возможность повысить эффективность передачи знаний детям, используя интерактивные средства. Такая доска позволяет сочетать в себе наглядный материал, звуковые файлы, групповое и индивидуальное выполнение заданий и другие  способы повышения познавательной и эмоциональной активности.

   Таким образом целью работы является создание условий, делающих процесс приобретения знаний ребенком мотивированным.

   Основные задачи:

  1. Учить детей взаимодействовать друг с другом, решать совместно проблемы в малых и больших группах, при ознакомлении с основами безопасности.
  2. Приобщать детей к информационно-коммуникативным технологиям
  3. Научить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения;
  4. Помочь ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

Основная часть.

При использовании интерактивной доски при ознакомлении детей с основами безопасности формируется следующие среды:

Духовная среда — это отношение среди людей, основанное на доверии друг к другу и уважении.

Пространственно — предметное окружение — это организация среды, стимулирующей познавательную активность детей.

Воспитательная среда — это комфортный, благоприятный микроклимат, способствующий развитию уверенной в себе личности. 

   Интерактивная доска elite Panaboard может использоватьсят как для объяснения нового материала, так и для обобщения, закрепления и систематизации ранее полученных знаний,

    К преимуществам использования в работе интерактивной доски можно отнести

    1. Стимулирование когнитивных аспектов, таких как восприятие и осознание информации за счет яркости и привлекательности объектов для детей дошкольного возраста;

    2. Развитие навыков совместной работы и коллективного познания у обучаемых;
   3. Одновременное использование нескольких каналов восприятия детей в процессе обучения, за счет чего достигается интеграция информации, доставляемой несколькими различными органами чувств (зрительные, слуховые, тактильно-двигательные анализаторы);

  1. Визуализация абстрактной информации за счет динамического представления процессов.
  2. Использование интернет-ресурсов при ознакомлении с материалом по ОБЖ.
  3. Сочетание иллюстративного, звукового материала, используя одно техническое приспособление.

  При явных преимуществах, есть и некоторые недостатки:

  1. Маленький рост ребенка не позволяет ему использовать всю поверхность доски. Но это легко изменить, если составляя задания учитывать индивидуальные особенности детей и планировать кто из детей будет выполнять данное задание. В соответствии с этим задания располагаются на листе выше или ниже.
  2. Процесс подготовки к представлению материала более трудоёмок, чем без использования интерактивной доски. Но при этом более широкие возможности использования интернета, творчество педагога и качество представляемых заданий гораздо лучше, а значит интереснее для детей.

   Использование в работе интерактивной доски позволяет учитывать следующие принципы:

Принцип полноты. Содержание программы должно быть реализовано по всем разделам. При составлении материала могут использоваться как новые знания, так и закрепляться ранее полученные по всем разделам в рамках одного занятия.

Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Так, у городских детей особые проблемы возникают именно в условиях сельской местности (как обращаться с печкой, как ориентироваться в лесу, как вести себя с домашними животными). И наоборот, сельские дети, попадая в город, часто оказываются не подготовленными к правильному поведению на улице, в общественном транспорте, с незнакомыми взрослыми. Иными словами, у каждого ребенка существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием. Компенсировать его неосведомленность в правилах поведения в непривычных для него условиях возможно используя видео- и иллюстративный материал и работу на интерактивной доске.

Принцип системности. Использование интерактивной доски позволяет представлять знания последовательно усложняя их путем введения новых заданий, предварительно подготовленных на базе используемых файлов.

Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно: одни разделы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие — для среднего, третьи — для старших дошкольников. Второй путь — одно и то же содержание программы по разделам используется для работы в разных возрастных группах. (В обоих случаях должны использоваться методы, соответствующие возрастным особенностям детей.)

Принцип интеграции.  Задания по основам безопасности могут использоваться как самостоятельно, так и являться частью других видов деятельности. Например элементом театрализованной, игровой деятельности, развлечения и т.п.

Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Особенности работы с использованием интерактивной доски презентуются родителям. В данном случае они могут выступать не только как наблюдатели, но и активные участники образовательного процесса. Проводятся родительские собрания, круглые столы, развлечения на которых родители могут показать свои знания по безопасности, научиться работать на новом оборудовании, понять особенности усвоения детьми знаний и умений.

   Кроме того, использование интерактивного оборудования в работе позволяет повысить педагогу собственный уровень владения современными технологиями, стать активным пользователем интернет, развить творческий потенциал, разнообразить и сделать более эмоциональным процесс передачи знаний. Всё это позволяет повысить самооценку,стимулирует дальнейшее саморазвитие и профессиональное совершенствование.  

Вывод.

   Таким образом мы понимаем, что нашу повседневную жизнь уже больше невозможно представить себе без информационных технологий. Использование их в дошкольном образовании, безусловно, позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Использование мультимедийных установок позволяет освоить детям даже абстрагированные знание, активно использовать их в различных жизненноважных ситуациях. Также использование интерактивной доски позволяет реализовать «золотые правила деятельностного подхода»:

  1. Подари ребенку радость творчества, осознания авторского голоса;
  2. Веди ребенка от собственного опыта к общественному;
  3. Будь не «НАД», а «РЯДОМ»;
  4. Учи анализировать каждый этап работы.

Список литературы:

1.Иванова И. И. Методические рекомендации по использованию интерактивной доски в учебном процессе / И. И. Иванова ; [под ред. Ганичевой Е. М.] ; Департамент образования Вологод. обл., Вологод.ин-т развития образования. – Вологда: ВИРО, 2012

2."Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения" №4, 2012 год.

3. Интернет-рессурс "yandex"

       

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Возможности использования интерактивной доски с детьми дошкольного возраста» (выступление на пед.совете)

Консультация для воспитателей «Возможности использования интерактивной доски с детьми дошкольного возраста»...

Коучинг-сессия для педагогов "Возможности использования интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста"

laquo;Возможности использования интерактивной доски в работе с детьми дошкольного возраста»Цель Коучинг–сессии: опробовать новые формы работы с педагогами, позволяющие повысить эффективно...

«Возможности использования интерактивной доски в воспитательно-образовательном процессе»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17062386","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"364","width":"480"}}]]...

Мастер-класс“Возможности использования интерактивной доски в образовательном процессе”

ldquo;Возможности использования    интерактивной  доски в   образовательном  процессе&rdquo...

Конспект образовательной деятельности с использованием интерактивной доски по ознакомлению с природным и социальным окружением с детьми старшего дошкольного возраста: «Пришла весна».

Использование ИКТ позволяет  проводить занятия в интересной и разнообразной форме, поддерживать мотивацию и активность детей во время организации образовательной деятельности....

Консультация для родителей «Возможности использования интерактивной доски с детьми дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Возможности использования интерактивной доски с детьми дошкольного возраста»...

Возможности использования интерактивной доски в ДОУ

Нашу повседневную жизнь уже невозможно представить без информационно-коммуникационных  технологий.  Интерактивные  и  мультимедийные  средства призваны  вдохновить  ...


 

Комментарии

Рыпаева Светлана Николаевна

Да. Интерактивная доска используется в основном в школе. Но наш коллектив использует её в детском саду. Дети с удовольствием занимаются на ней, быстро осваивают все приемы работы. Педагоги освоили навыки создания заданий и сами теперь полностью создают занятия и проводят их.