АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
рабочая программа по информатике (подготовительная группа)

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«Информатика для дошкольника»

 

Срок реализации: 1 год

 

Возраст: 6-7 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adapt.progr_.po_informatiken.docx51.31 КБ

Предварительный просмотр:

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

«Информатика для дошкольника»

Срок реализации: 1 год

Возраст: 6-7 лет

                 

       

МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»

                                                                                      Разработчики программы: Волошина Е.А.

                                                                                                                                    Колос Л.А.

г.Надым

                                                                                   2020г.

                                                                   

Оглавление

  1. Целевой раздел

 

  1. Пояснительная записка
  2.  Актуальность разработки данной программы
  3. Новизна программы
  4.  Цель и задачи программы

1.5. Принципы, методы и средства обучения

1.6. Планируемые результаты к концу обучения в подготовительной группе

 II.  Содержательный  раздел        

1.7. Календарно-тематическое планирование

1.8. Перспективно-тематическое планирование

1.9. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы        

III. Материально – техническое обеспечение программы

IV. Список литературы

        

                                                                                                                                                                                                                     

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка.

        Мир компьютеров все больше и больше охватывает нашу жизнь. Использование новых информационных технологий требует хорошей компьютерной подготовки, причем проникновение в этот удивительный мир человек может начать, не только окончив школу, но и гораздо раньше. В сегодняшних условиях родители (законные представители) и педагоги должны быть готовы к тому, что при поступлении в школу ребенок столкнется с применением вычислительной техники.

         Данная программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
       Интеллектуальное развитие современного дошкольника сегодня невозможно представить без компьютера, который является для него самым современным игровым инструментом, вместе с тем служит мощным техническим средством обучения и играет роль незаменимого помощника в воспитании и развитии.

 Разработанная адаптированная рабочая учебная программа «Информатика для дошкольника» рассчитана на 1 год. Возраст детей 6–7 лет. Длительность одного занятия – 30 минут. Развивающие занятия построены таким образом, чтобы в доступной игровой форме сформировать у детей необходимые знания и навыки, раскрыть их творческие способности, научить их самостоятельно мыслить и рассуждать. Важно отметить, что на занятиях должны строго соблюдаться Санитарно-эпидемиологические нормы: требования к технике, освещению, продолжительности занятий; должны проводиться профилактические упражнения для глаз и физкультминутки. После каждого занятия проводится проветривание помещения и влажная уборка.

  1. Актуальность разработки данной программы.

         Актуальность программы обусловлена тем, что ребенок в сегодняшнем мире не может гармонично развиваться без овладения навыками работы с электронными средствами. Техника заняла прочные позиции во многих областях современной жизни, быстро проникла в школы и дома. Научно-техническая революция расширила понятие грамотности: теперь грамотным человеком считается тот человек, который не только пишет, читает, считает, но и умеет пользоваться персональным компьютером.

В процессе непосредственно-образовательной деятельности дошкольников на компьютерах улучшается их память и внимание, интеллект, моторика рук. Общение с компьютером вызывает живой интерес сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Именно интерес лежит в основе формирования важных структур: познавательной мотивации, произвольной памяти и внимания, и именно они обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

           Л. С. Выготский отмечает, что ребенок играет в то, что он хочет, но не может осуществить в реальной жизни в силу своего возраста (например, поехать на машине). Зная этапы развития игры, можно предлагать компьютерные игры на закрепление тех способов, которыми ребенок владеет, и, учитывая зону ближайшего развития, последовательно усложнять их, предлагая каждый раз что-либо новое. Компьютерные игры формируют у детей умение понимать, принимать и самостоятельно ставить игровые задачи, что является необходимым условием развертывания детской мыслительной деятельности.

          В ходе деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникает теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, которые ведут к повышению творческих способностей детей.

  1. Новизна программы.

 Новизна программы предполагает использование компьютера как самого совершенного информационного средства, наряду с использованием калькулятора, книги, авторучки, видеомагнитофона, телевизора и пр., совершенствует процесс обучения. Эволюция компьютеров и программного обеспечения привела к достаточной простоте их освоения для самых неподготовленных пользователей, в том числе дошкольников.

1.4.  Цель и задачи программы.

Цель: использование специально подобранной системы информационно-коммуникационных технологий как условие развития творческих способностей детей, развитие логического мышления, памяти и воображения.

            Задачи:

  • Получить информационно-технологические умения при работе с компьютером;
  • Обогащать словарь детей новыми терминами (клавиатура, дисплей, диск, дискета, мышка и др.);
  • Развивать психические процессы, творческое мышление, коммуникативные способности;
  • Развивать комбинаторные способности, мелкую моторику;
  • Способствовать раскрытию индивидуальных творческих способностей ребёнка;
  • Формировать умения конструкторской, художественно – декоративной, дизайнерской деятельностью;
  • Воспитание интереса к познанию нового материала;
  • Расширение коммуникативных способностей детей;
  • Формирование бережливого отношения к технике.

          1.5. Принципы, методы и средства обучения.

  • Принцип научности

Компьютер помогает выделить наиболее значимые явления, связи, представить их более выпукло, в динамике, показать то, что невозможно увидеть в естественных условиях. В старшем дошкольном возрасте детей начинают привлекать компьютерные игры, в которых учебный материал дан в более открытой форме, он как бы менее спрятан в игровые задачи. Такие игры, формируя познавательную направленность, способствуют плавному переходу к обучению в школе.

  • Принцип доступности

Многие компьютерные игры строятся по принципу постепенного усложнения игровой и дидактической задач, как бы поддерживая ребенка в «зоне ближайшего развития». Такая поэтапность, заложенная в программе, часто не позволяет перейти на следующий уровень без выполнения задания предыдущего уровня. Организация работы с детьми строится с учетом способностей, возраста и интересов детей, индивидуальных темпов их развития; в доступной для них форме.

 

  • Принцип последовательности и систематичности

Дети систематически упражняются в манипулировании мышкой, ориентировке на плоскости экрана, самостоятельном решении игровых задач, используя в своей речи необходимые термины (дискета, клавиатура, монитор и т. д.).

  • Принцип индивидуального и дифференцированного подхода

    Подбор компьютерных игр, методов и приёмов работы осуществлялся в зависимости от индивидуальных особенностей детей, темпа овладения новыми информационными технологиями. Также следует отметить, что детям, имеющим возможность поупражняться в играх на компьютере дома, задания предполагаются более сложные или с наименьшим количеством инструкций.

  • Принцип наглядности

   Для ознакомления детей с устройством компьютера используются соответствующий необходимый демонстрационный материал, а также где используются компьютер и средства мультимедиа, как наглядное сопровождение в игровых, тематических и других видах занятий.

  • Принцип гуманности

   Все компьютерные программы, используемые в работе с детьми, имеют положительную нравственную направленность, в них нет агрессивности, жестокости, насилия и других моментов, травмирующих детскую психику.

Методы бучения:

  • Наглядный.

 Для ознакомления детей с устройством компьютера используются соответствующие карточки – модели с изображением составных частей компьютера. Во время беседы с детьми на тему: «Где и как используется компьютер», применяется   необходимый демонстрационный материал.

  • Игровой.

Так как ведущим видом деятельности ребенка - дошкольника является игра, то вся деятельность детей с компьютером происходит с использованием игровой ситуации. В играх с мячом закрепляются названия составных частей компьютера, профессии, в которых применяется компьютер и т. д.

  • Практический.

Дети имеют возможность практически упражняться в манипулировании стилусом на компьютере, интерактивной доске, кнопками, печатать свое имя.

  • Словесный.

Во время знакомства детей с компьютером, компьютерными играми   используются такие приемы, как:

- объяснение (например, как нужно сидеть за компьютером),

-уточнения (например, что нажимать на кнопки нужно отрывисто, но не сильно),

- вопросы к детям («Как нужно включать компьютер?»),

- поощрения («Смелее, ты все делаешь верно»),

-обращение к прошлому опыту детей («Какие вы знаете геометрические фигуры?», «Давайте построим из них домик для мышки»),

-указания («Щелкните по значку и выслушайте задание»).

Также используется рассказывание детям сказки («Сказка о друзьях или о том, как появился компьютер»), беседы на такие темы, как: «Где и как используется компьютер»

Средства обучения: 

  • Дидактические игры
  • Электронные образовательные ресурсы
  • Аудиовизуальные средства (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы).
  • Учебная техника.

 1.6.   Планируемые результаты к концу обучения в подготовительной группе.

  • Освоение детьми умений при работе с компьютером, умение избегать опасные ситуации, связанные с миром ПК и Интернет
  • Обогащение и расширение словарного запаса у детей
  • Умение достигать результата в компьютерных играх, решение игровых задач творчески, самостоятельно.
  • Воспитанники проявляют себя как творческие, активно мыслящие и стремящиеся к познанию личности.
  • Использование детьми информации на мультимедийном экране для выполнения поставленных задач, а также, как средство самоконтроля и самоанализа.
  • Дети освоят алгоритм создания презентации в программе Microsoft Power Point, научатся делать простейшие заголовки к слайдам, сопровождать слайды звуковыми эффектами, а также эффектами перехода.

  1. Содержательный раздел

1.7. Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Тема занятия

Количество учебных часов

Сентябрь

1 Знакомство с компьютером, компьютерными устройствами, интерактивной доской

1

2 Правила работы за компьютером

1

3 Правила техники безопасности

1

4 Устройство компьютера

1

Итого:

4

Октябрь

1 Знакомство с мышью

1

2 Состав компьютера

1

3 Знакомство с клавиатурой

1

4 Путешествие по клавиатуре

1

                                                                                                                                                                                                             Итого:

4

Ноябрь

1 Знакомство с рабочим столом

1

2 Работа с рабочим столом

1

3. Работа в фигурах

1

4 Знакомство с программами

1

Итого:

4

Декабрь

1 Знакомство с программами

1

2 Знакомство с папками и файлами

1

3 Знакомство с папками и файлами

1

4 Создание и сохранение компьютерного рисунка

1

                                                                                                                                                                                                              Итого:

4

Январь

1 Создание и сохранение компьютерного рисунка

1

2 Редактирование компьютерного рисунка

1

3 Работа с фигурами и заливкой

1

4 Работа с фигурами и заливкой

1

                                                                                                                                                                                                             Итого:

4

Февраль

1 Работа с фигурами и заливкой

1

2 Работа с фигурами в программе Смарт - Board Word

1

3 Графический редактор Paint

1

4 Графический редактор Paint

1

                                                                                                                                                                                                             Итого:

4

Март

1 Компьютерная сеть интернет

1

2 Компьютерная сеть интернет

1

3. Компьютерная сеть интернет

1

4. Сделай сам (диагностика знаний и умений)

1

                                                                                                                                                                                                             Итого:

4

Апрель

 1 Работа в программе Microsoft Power Point                                                                                                                                                                                 

1

 2 Работа в программе Microsoft Power Point                                                                                                                                                                                 

1

 3 Работа в программе Microsoft Power Point                                                                                                                                                                                 

1

 4 Работа в программе Microsoft Power Point                                                                                                                                                                                 

1

                                                                                                                                                                                                              Итого:

4

Май

1Работа в сказку «Репка»

1

2 Играем в сказку «Теремок»

1

3 Работа с ПК

1

4. Путешествие в мир электроники. Викторина

1

                                                                                                                                                                                                             Итого:

4

                                                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                                                               Всего:

36ч.

Месяц

Тема занятия

Цель, программные задачи

Содержание

Сентябрь

1 Знакомство с компьютером, компьютерными устройствами, интерактивной доской

Дать общие сведения о компьютере, его свойствах, назначении.

Для чего нужен компьютер?

Где можно встретить компьютер?

Компьютерные гаджеты

2 Правила работы за компьютером

Познакомить с правилами работы за компьютером.

Как правильно вести себя за компьютером?

Инсценировка различных ситуаций

3 Правила техники безопасности

Познакомить с техникой безопасности работы с компьютером, с гимнастикой для глаз.

Знакомство со Смайликом. Рассказ Смайлика о запрещающих и разрешающих знаках компьютерного мира (в картинках). Составление Кодекса безопасности

4 Устройство компьютера

Познакомить с составными частями компьютера, с гаджетами: планшетом, смартфоном и другими современными устройствами

Рассмотреть составные части: монитор, системный блок, приборы ввода информации – мышь. Рассказ Смайлика о безопасном подключении и эксплуатации устройств, знаки – пиктограммы.

Октябрь

1 Знакомство с мышью

Познакомить с устройством ввода МЫШЬ

Рассказ о устройстве ввода - мышь, рассмотреть действующие кнопочки и колесико, нажатие на кнопки мыши – дид. задание «Повтори»

2 Состав компьютера

Дать понятия системный блок, центральный процессор, оперативная память, их назначение, в доступной форме дать сведения об устройствах – шпионах, используемых нечестными производителями

Системный блок

Игра «Соедини звёзды по цифрам»

Игра «Составь компьютер»

Знакомство со Смурфиком

3 Знакомство с клавиатурой

Познакомить с устройством ввода – клавиатурой, учит пользоваться некоторыми кнопками

Рассказ Смайлика об устройстве ввода информации клавиатуре, о ее свойствах, устройстве, о некоторых кнопочках: кнопки – буквы; кнопки  цифры; кнопки – стрелки; Enter; delete; пробел

4 Путешествие по клавиатуре

Совершенствование навыков работы с экранной клавиатурой как самостоятельно, так и в парах на интерактивной доске и «мышью», умения действовать по алгоритму

Игра «Составь слово», «Напиши имя», «Напиши отгадку»

Буквенный ряд

Дать понятие о пароле, общие сведения, безопасность и правила использования пароля.

Ноябрь

1 Знакомство с рабочим столом

Дать понятие «рабочий стол», научить украшать «рабочий стол»

Рассказ о Пиктограммах, ярлыках; Практическое задание: Укрась «рабочий стол»

2 Работа с рабочим столом

Продолжать знакомить с понятием «рабочий стол».

Практическое задание: Укрась «рабочий стол».

3. Работа в фигурах

Формировать начальные математические представления, учить работать с фигурами на интерактивной доске. Развивать фантазию

Повторение геометрических фигур

Игра «Нарисуй пару»

«Составь композицию»

4 Знакомство с программами

Дать понятие «программа», учить различать ярлычки программ

Рассказ о ярлычках знакомых программ: Paint; Tux Paint; Раскрась –ка. Дид игра: «Найди ярлычок»

Декабрь

1 Знакомство с программами

Продолжать давать знания о понятии «программа», учить различать ярлычки программ

Рассказ о ярлычках знакомых программ: Paint; Tux Paint; Раскрась –ка.

2 Знакомство с папками и файлами

Дать понятие «папка», «файл», учить различать их ярлыки

Рассказ о папках и файлах. Рассмотреть внешний вид, познакомить со свойства. Дид игра: «Найди и назови отличие»

3 Знакомство с папками и файлами (закрепление)

Закреплять понятие «папка», «файл».

Упражнять в понятиях папка и файл.

4 Создание и сохранение компьютерного рисунка

Совершенствование навыков работы в среде графического редактора

Рисование компьютерного рисунка «Снеговик»

Хранение информации: общие сведения, безопасность информации, доступность, архивация.

Январь

1 Создание и сохранение компьютерного рисунка

Совершенствование навыков работы в среде графического редактора

Рисование компьютерного рисунка на выбор.

Хранение информации: общие сведения, безопасность информации, доступность, архивация.

2 Редактирование компьютерного рисунка

Закрепление навыков работы с панелью команд

Работа с ПК

3 Редактирование компьютерного рисунка

Закрепление навыков работы с панелью команд

Работа с ПК

4 Работа с фигурами и заливкой

Формировать умения пользоваться заливкой предметов. Закреплять знания о геометрических фигурах, цвете. Развивать поисковую – деятельность: поиск способов, вариантов творчества

Упражнять детей в работе фигурами. Предложить составить узор

Февраль

1 Работа с фигурами и заливкой (повторение)

Формировать умения пользоваться заливкой предметов. Закреплять знания о геометрических фигурах, цвете. Развивать поисковую – деятельность: поиск способов, вариантов творчества

Упражнять детей в работе фигурами. Предложить составить узор

2 Работа с фигурами в программе  Смарт - Board Word

Составление узора. Закреплять умения пользоваться заливкой. Вызывать желание создавать узоры

Упражнять в работе с фигурами.

3Графический редактор Paint

Знакомство с графическим редактором. Инструменты рисования

Рассказ о программе. Рассматривание инструментов рисования

4 Графический редактор Paint (повторение)

Повторить знания о программе графический редактор Paint. Инструменты рисования

Рассматривание инструментов рисования

Март

1 Компьютерная сеть интернет

Дать сведения что такое интернет

Что такое Интернет? Для чего нужен Интернет

Безопасность в сети интернет. 10 правил от Компика в картинках-пиктограммах

2 Компьютерная сеть интернет

Продолжать знакомиться с Интернетом

Что такое Электронная почта?

Новости        

Правила работы с электронной почтой. Доступ, взлом, безопасность, резервное хранилище.

3. Компьютерная сеть интернет

Продолжать знакомиться с Интернетом

Работа с интернетом, безопасность в сети, правила общения в сети.

4. Сделай сам (диагностика знаний и умений)

Проверить знания инструментов рабочей панели программы «Смарт» интерактивной доски

Беседа по вопросам

Рассматривание рисунка

Самостоятельная работа

Работа в парах

Апрель

1 Работа в программе Microsoft Power Point

Знакомство с данной программой. Учить детей осваивать алгоритм создания презентации в программе Microsoft Power Point.

Рассмотреть с детьми алгоритм создания презентации.

2 Работа в программе Microsoft Power Point

Продолжать знакомство с программой. Учить делать простейшие заголовки к слайдам.

Рассматривание заголовков к слайдам.

3 Работа в программе Microsoft Power Point

Учить делать простейшие заголовки к слайдам, сопровождать слайды звуковыми эффектами, а также эффектами перехода.

Упражнять детей в создании небольших презентаций.

4 Работа в программе Microsoft Power Point

Учить делать простейшие заголовки к слайдам, сопровождать слайды звуковыми эффектами, а также эффектами перехода.

Упражнять детей в создании небольших презентаций.

Май

1Работа в сказку «Репка»

Отрабатывать пользовательские навыки и умения работать с персональным компьютером.

Работа с интерактивной доской

2 Играем в сказку «Теремок»

Воспитывать чувство коллективизма, умение сотрудничать, договариваться. Отрабатывать пользовательские навыки и умения работать с персональным компьютером

Работа с интерактивной доской

3 Работа с ПК

Формировать умения пользоваться инструментами на рабочем столе интерактивной доски, пользоваться всеми навыками приобретенными за год

Работа с интерактивной доской

4. Путешествие в мир электроники

Закрепить знания о пройденном

Викторина

1.9. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы.

Задача: определить уровень освоения ребёнком программы и влияние образовательного процесса, на его развитие. Форма проведения мониторинга представляет собой наблюдение за работой детей при посещении занятий. Оценка знаний ребёнка происходит в бальной системе. Высчитав «Общий уровень развития каждого ребенка» определяется средний показатель.

Высокий уровень – 3 балла (имеет высокий уровень знаний, самостоятельно планирует деятельность, действует планомерно, помнит о цели работы. Проявляет активный познавательный интерес.

Средний уровень – 2 балла (принимает активное участие при планировании деятельности совместно с педагогом, может формулировать выводы самостоятельно или по наводящим вопросам.

Низкий уровень – 1 балл (познавательный интерес не устойчив, не всегда понимает проблему. Затрудняется сделать правильный вывод даже с помощью педагога.

Группа №        Дата проведения (начало учебного года)        (конец учебного года)_______________

Ф. И. О. педагога

Ф.И. ребёнка.

Составные

части

компьютера

Техника

безопасности

Рабочий стол.

Фигуры и заливка

Папка и файл

Графический

Редактор

Компьютерная сеть интернет

Программа Microsoft Power Point

Работа с ПК

Итого

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

  1. Материально – техническое обеспечение программы
  • компьютер
  • проектор
  • интерактивная доска «Smart-BoArd»
  • программно-методический комплекс.

  1. Список литературы

  • Интернет – ресурсы www.botik.ru/~robot; kurs@robotland.botik.ru
  •  «Учимся работать на компьютере» М.К.Антошин. Москва 2004г.
  • Статьи Гурьева Сергея Владимировича «Компьютер в жизни ребенка» (кандидата педагогических наук, Российского государственного  университета)
  • Леонова Л.А., Макарова Л.В. Как подготовить ребенка к общению с компьютером (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 4 до 6) – М., Вента, Графт, 2004)
  • Макарова Н.В. Информатика, М., Наука, 2001
  • Саватеева С.С. Как помочь ребенку сохранить хорошее зрение (Ваш ребенок: азбука здоровья и развития от 6 до 10), М., Вента, Графт, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ на рабочую учебную программу по реализации адаптированной общеобразовательной программы МБДОУ ДСКВ № 46 «Кот в сапогах» группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи среднего дошкольного возраста на 2014 – 2015 уче

Данная рабочая учебная программа соответствует образовательным стандартам и  может быть рекомендована для использования в учреждении дошкольного образования компенсирующей направленности для дете...

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации адаптированной общеобразовательной программы МБДОУ ДСКВ №46 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи среднего дошкольного возраста

Рабочая программа педагога дошкольного учреждения является одним из основных нормативных документов, регламентирующих его профессиональную деятельность. Разработана на основе Адаптированной образовате...

педагогическая диагностика РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по реализации адаптированной общеобразовательной программы МБДОУ ДСКВ №46 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи среднего дошкольного возраста

Реализация программы предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей ...

Рабочая учебная программа по реализации адаптированной основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения в соответствии с ФГОС в группе комбинированной направленности для детей 6-7 лет с нарушениями речи на 2015-2016уч.г.

Рабочая программа по развитию детей подготовительной группы комбинированного вида (Далее - Программа) разработана в соответствии с примерной основной образовательной программой дошкольного образования...

Рабочая (учебная) программа группы компенсирующей направленности для детей с ТНР от 6 до 7 лет, разработанная в соответствии с ФГОС ДО и с учетом адаптированной образовательной программы ДОУ

Представленная рабочая программа предназначена для работы учителя-логопеда дошкольной организации, в которой воспитываются дети с ТНР (общим недоразвитием речи III уровня) от 6 до 7 лет. Про...

Рабочая учебная программа воспитателей по реализации адаптированной образовательной программы ДОУ

1. Разработана на основе Адаптированной образовательная программы МБДОУ №46 «Кот в сапогах», «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА«Информатика для дошкольника» Срок реализации: 1 год Возраст: 6-7 лет...