Формирование графомоторных навыков у дошкольников с ОВЗ
статья по информатике (старшая, подготовительная группа)

Шукалова Лариса Николаевна

Развитие моторики, графомоторных навыков у дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование графо-моторных навыков у дошкольников с ОВЗ

В последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Если в 50-х гг. XX в. Было около 17% детей с дефектами звукопроизношения (данные М.Е. Хватцева), то в конце XX – начале XI вв.их стало более 53%.
Научные исследования середины прошлого века доказали существование взаимосвязи между уровнем развития речи и степенью развития тонкой моторики кисти руки (Л.Ф. Фомина, 1971 г.; Е.М. Мастюкова, 1978 г.)
На основе исследований М.М. Кольцов в 1973 г. делает важнейший вывод о том «что есть основания рассматривать кисть руки как орган речи – такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга»(4).
Недостатки развития мелкой моторики у детей с ОНР проявляется:
-в нарушении точности, быстроты, переключаемости и координированности движений;
-затруднениях динамической и статической организации двигательного акта;
-невозможности быстрого и плавного воспроизведения предложенных движений;
-снижение двигательной памяти и самоконтроля;
-замедленности, застревании на одной позе.
Анализируя особенности мелкой моторики у детей с ОНР, Т.Б. Филичева замечает, что названные отклонения в двигательной сфере наиболее ярко проявляются у детей, в структуре общего недоразвития речи которых выраженным является дизартрический синдром.
Кроме того, при дизартрии часто нарушается четкость кинестетических ощущений. Ребенок не воспринимает состояние напряженности или, наоборот, расслабленности мышц. Поэтому у детей с этим синдромом отмечается напряженность мелкой мускулатуры и в связи с этим неловкость движений пальцев рук.
   
На современном этапе, в связи с проблемами ухудшения показателей речевого развития и  состояния здоровья детей дошкольного возраста в целом, остро встает вопрос о применении здоровьесберегающих, образовательных технологий в дошкольных учреждениях. Проблема воспитания и обучения детей с ОВЗ в дошкольном возрасте требует гибкого подхода, так как, не все дети, имеющие нарушения в развитии, могут успешно интегрироваться в среду здоровых сверстников. У многих детей наблюдаются разной степени отклонения в развитии сферы двигательной активности.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. Одним из ведущих признаков является более позднее начало речи. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. Нарушается развитие моторной сферы, как общей, так и мелкой моторики. Нарушение формирования моторной сферы оказывается неизбежным при общем недоразвитии речи, так как овладение звуковой системой языка происходит одновременно с развитием общей моторики и дифференцированных движений пальцев рук. Так при тренировке пальцев рук, речь развивается более интенсивно и становится более совершенной. Актуальность проблемы заключается в том, что полноценное моторное и речевое развитие (правильная речь — один из показателей готовности ребенка к обучению в школе) залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие общим недоразвитием речи и моторной недостаточностью, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.

Графика – совокупность всех средств письменности, систем

отношений между буквами и звуками речи, правила

начертания букв и других знаков.

Моторная готовность – умение произвольно изменять силу

нажима, размах движений, скорость и направление

движений, навык прекращения движения в нужной точке,

ритмичного повторения однообразного движения.

Графо-моторные навыки – совокупность графических умений

и моторной готовности

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ МОТОРНОЙ

ГОТОВНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Моторный компонент- базовый с точки зрения графических навыков, необходимых для

успешного овладения грамотой. Дошкольники с ОНР ещё не способны проводить

достаточно чёткие и прямые линии при срисовывании образцов геометрических фигур,

начертании печатных букв, тратят большое количество времени на копирование

образца. Графо-моторные навыки данной категории детей отличаются незрелостью

сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У детей отмечается

неправильная передача пространственного положения предмета, слабое развитие

навыков соизмерения, соотнесения и расчёта размеров, построения линий

прерывистыми, неровными движениями. Для владения письмом как графо моторным

навыком, кроме сформированных временных и оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, необходим достаточный уровень

развития двигательной сферы.

У детей с ОНР отмечаем несформированность

зрительного и зрительно-пространственного восприятия, при котором наблюдается:

Несформированность зрительно-моторной координации

Недоразвитие мелкой моторики руки (не закончено окостенение костей запястья и

фалангов пальцев)

Недоразвитие функций зрительного или двигательного контроля

Недостаточное развитие механизмов программирования сложно координированных

действий

Низкая выносливость детей к статическим нагрузкам.Можно выделить основные направления работы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму:

Нормализация мышечного тонуса.

При повышенном тонусе важно снять напряжение в кисти и напряжение мелких мышц. Используется расслабляющий массаж (поглаживание, пошлепывание, контрастные процедуры: холод-тепло, использование массажных щеток, мячей, игры с грецкими орехами, с тестом, в тесто хорошо добавлять гречку, крупную соль). Нужны релаксирующие упражнения.

При пониженном тонусе – тонизирующие упражнения (сжимать– разжимать резиновую игрушку, мяч, эспандер).

Развитие двигательных функций руки (способность к разным видам захвата, моторной ловкости, координации движений обеих рук, к выполнению серии движений, к переключению с одного движения на другое)

Важно:

– сначала даются упражнения для более крупных мышц;
– начинают со статических движений (удержание позы);
– динамические движения (кулак – ребро – ладонь);
– движения с помощью пальцев.

Разучивать упражнения лучше индивидуально:

– начинать с ведущей руки;
– затем подключается другая рука;
– обе руки одновременно;
– упражнения хорошо сопровождать речью, но если ребенок сбивается, тогда речь сопровождения убирается.

Формирование графо-моторных навыков.

В дошкольном возрасте важна именно подготовка, а не обучение письму, иначе техника письма может быть сформирована неправильно.
Т.е., овладение графо-моторным навыком представляет собой достаточно сложный процесс, который предполагает сформированность целого ряда предпосылок:
-зрительно-пространственных операций;
-зрительно-моторной координации;
-мелкой моторики.
Несформированность данного навыка может оказать негативное влияние на дальнейшее усвоение орфографических навыков и самостоятельную письменно-речевую деятельность в целом.
Основываясь на анализе методической литературы по формированию графо-моторного навыка дошкольников с ОНР можно выделить основные направления и приемы коррекционной работы: зрительно-пространственные отношения; серийную организацию движений; моторику; собственно графо-моторный компонент; зрительную память.
1.Для формирования и развития зрительно-пространственных отношений используются приемы, направленные на узнавание изображений и их контуров, на формирование зрительного слежения и зрительно-моторной координации.
2.Развитие мелкой моторики осуществляется с помощью «пальчиковых» игр, пальчиковой гимнастики, упражнений «для пальчиков», сопровождаемых речитативом;
Предметная деятельность (застегивание и расстегивание пуговиц, шнурование, игры с мозаикой и т.д.).
3.Для формирования и развития серийной организации движений могут использоваться такие упражнения:
-сжать и разжать кулаки;
-чередовать: палец – кулак;
-чередовать: «зайчик» - «пальчик» и др.
4.Формирование и развитие зрительной памяти может осуществляться с помощью упражнений:
-посмотри на игрушки, запомни и назови, что запомнил;
-запомнить предметы на картине ;
-посмотреть, запомнить – «чего не стало».
5.Формирование и развитие непосредственно графических навыков.
При формировании графо-моторных навыков нужен систематический контроль. Показав ребенку, как держать карандаш и работать с ним, нужно постоянно следить за выполнением требований. Переделать стереотип нелегко, и сначала ребенку неудобна новая поза пальцев или посадка за столом, поэтому взрослые должны быть настойчивыми и терпеливыми.

   
Причины неправильных графомоторных-навыков:
-неверное положение пальцев: ребенок держит ручку (карандаш) щепотью, собрав пальцы горсточкой; рука сжата в кулак; большой палец значительно ниже указательного; карандаш лежит не на фаланге среднего, а указательного пальца;
-ребенок держит ручку слишком близко к нижнему кончику или очень далеко;
-неправильное движение кисти: кисть жестко фиксирована на листе – двигаются только пальцы;
слишком слабый (чаще сильный) нажим;
-ребенок принимает неудобную позу; изгибается; подкладывает под себя ногу; приподнимается со стула.
Развитие элементарных графических навыков при подготовке руки к письму на листе.
-Графическая работа в альбомах и тетрадях способствует формированию и развитию графических навыков.
Для выполнения графических заданий необходим простой карандаш. Когда ребенок пишет карандашом, ему требуется приложить определенное усилие, которое со временем осознается как волевое. Тем самым формируется навык самоконтроля, который необходим детям с дефицитом внимания. При этом необходимо следить, чтобы при раскрашивании и штриховке ребенок не выходил за контур рисунка, линии должны быть при штриховке параллельны. 
Необходимо научить ребенка правильному захвату карандаша. Сначала нужно развить дифференцированные движения пальцев рук; умение складывать большой и указательный палец в щепотку и захватывать
различные предметы (перекладывать палочки в коробки, расстегивать и застегивать пуговицы, шнуровать, нанизывать бусы, сортировать крупу).
-Сначала ребенок учится проводить прямые, кривые, ломанные линии в разных направлениях. Затем учимся ставить точки. Тренировать точечные движения очень важно детям с ОНР. Сначала указательный палец взрослого ставиться на ладошку ребенка и совершает пальцем легкие вращательные движения по часовой стрелке, не отрывая палец от ладони. После этого ребенок проделывает это упражнение самостоятельно. Далее ребенок упражняется с карандашом. Установив кончик карандаша в заданное место рисунка, мы закрепляем усвоенное выше движение, когда кончик карандаша слегка покачивается, не отрываясь от листа бумаги.
-Многие дети с ОНР не умеют ориентироваться на листе бумаги, не замечают ориентиры на листе в виде клеточек или строчек. Основа ориентировки в пространстве – определение правой – левой стороны туловища, понятий «верх-низ», «спереди-сзади», которые необходимо тщательно отрабатывать. Самым сложным является понятие зеркального отражения.
   Штрихование – имеет свою последовательность.
1.Редкая штриховка карандашом одного цвета.
2.Разная штриховка двумя карандашами разного цвета.
3.Частая штриховка одним цветом.
4.Частая штриховка разными карандашами.
Здесь ребенок видит, что штриховка плавно переходит в раскрашивании

Задача педагога состоит в том, чтобы развить графо-моторные навыки с помощью разнообразных методов и приемов обучения, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости без которой невозможно всестороннее развитие личности.
Процесс овладения графо-моторными навыками является довольно трудоемким для ребенка, а для детей с ОНР он вдвойне сложен. Если не проводить коррекционную работу в дошкольном возрасте, в школе это может перерасти в ошибки на письме, что в свою очередь приведет к снижению успеваемости. коррекционно-развивающая работа в области формирования и развития графо-моторных навыков может вестись различными способами. Главное, чтобы она стала важнейшей задачей дошкольного воспитания детей с ОНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи

Представлены основные направления работы по формированию  графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи...

"Формирование графомоторных навыков у дошкольников"

В настоящее время все более актуальной становится проблема преемственности дошкольного и младшего школьного звеньев образовательной системы. Наиболее остро, на практике, она п...

"Формирование графомоторных навыков у дошкольников с ОНР"

консультация для воспитателей и логопедов...

«Формирование графомоторных навыков у дошкольников в условиях детского сада» март

laquo;Формирование графомоторных навыков у дошкольников в условиях детского сада» март...

Формирование графомоторных навыков у дошкольников.

Рекомендации по формированию графомоторных навыков у дошкольников....

Опыт работы воспитателя на тему:«Формирование графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи»

Недостаточный уровень сформированности графомоторных навыков приводит к ошибкам на письме в школе, что в свою очередь приведёт к снижению общей успеваемости и к школьной дезадаптации. Сдесь предс...