Опыт работы воспитателя на тему:«Формирование графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Клыкова Ольга Александровна
Недостаточный уровень сформированности графомоторных навыков приводит к ошибкам на письме в школе, что в свою очередь приведёт к снижению общей успеваемости и к школьной дезадаптации. Сдесь представлены упражнения для формирование графомоторных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_grafomotornyh_navykov_.docx31.43 КБ
Файл prilozhenie.docx2.53 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №26 «Реченька»

 Городского округа Ступино Московской области

Московская обл., г. Ступино, улица Андропова, вл. 95, тел. 64-2-30-60

Опыт работы

«Формирование графомоторных навыков у дошкольников

с общим недоразвитием речи»

                               

                                                             

                                            Воспитатель  :    Клыкова О.А.                                                                                                                                 

Ступино 2018

Анализ структуры письма как двигательного акта позволяет выделить наиболее важные компоненты, которые обеспечивают движение руки в процессе создания линий и изображений - это зрительно-моторные координации, достаточное развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук, пространственно-кинестетические, оптико-пространственные, графические навыки. В педагогике и психологии для обозначения этих компонентов был введен термин «графомоторные навыки», который используется для обозначения совокупности графических и моторных умений и навыков, обеспечивающих движение руки при письме и рисовании.

Процесс формирования необходимых двигательных, зрительно-моторных, пространственных предпосылок письменной речи  в отечественной педагогике и психологии принято обозначать как «формирование графомоторных навыков». Это направление пока недостаточно разработано в системе работы по подготовке дошкольников с ОНР к обучению в школе.

В настоящее время наблюдается значительный рост детей с общем недоразвитием речи с несформированными графомоторными навыками. Детям с ОНР присуще отставание в развитии двигательной сферы. У значительной части детей двигательная недостаточность выражается в виде плохой координации сложных движений, неуверенности в выполнении точно дозированных движений, снижении скорости и ловкости выполнения. У детей данной категории наблюдаются особенности мелкой моторики пальцев рук, появляющиеся в недостаточной координации пальцев, кисти руки. Недостаточный уровень сформированности графомоторных навыков приводит к ошибкам на письме в школе, что в свою очередь приведёт к снижению общей успеваемости и к школьной дезадаптации.

Основные задачи работы:

1.Формирование навыка по захвату, удержанию и перекладыванию предметов, сначала мелких, затем – крупных двумя-тремя пальцами.

2. Развитие координированных движения глаза и ведущей руки. Для этого ребенку предлагается нанизывание мелких предметов, раскладывание мелких предметов в различные емкости.

3. Обучение удержанию позу пальчиками и руками, переключаться с одного  движения на другое.

4. Обучение подражанию движениям рук взрослого. Для этого используем теневой театр и игры на подражание.

5. Развитие движений пальцев, для чего используем пальчиковую гимнастику и различные игры с мелкими предметами.

6. Обучение ручному труду.

7. Формирование графические навыки в процессе изобразительной деятельности.

8. Формирование пространственных представлений и навыков ориентировки на плоскости.

Работу по формированию тонких движений пальцев рук необходимо осуществлять систематически по 2-3 минуты на каждом логопедическом занятии. При этом использовать игры и упражнения. В случаях затруднения сначала они проводятся пассивно с помощью взрослого, а в дальнейшем, в результате тренировок движения дети выполняют их самостоятельно.

Система работы по развитию мелкой моторики у детей с различными нарушениями речи осуществляется по трем основным направлениям:

  1. Игры с пальчиками (гимнастика, пальчиковый театр, нейропсихологические приемы коррекции).
  2. Игры с мелкими предметами.
  3. Ручной труд, самообслуживание.
  4. Формирование графических навыков
  5. Формирование пространственных представлений.

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА

Пальчиковая гимнастика. Это может быть:

      -теневой театр      

- кукольный театр (перчатки, рукавички, самодельные куклы)

      - игры с пальчиками, сопровождающиеся чтением ритмических стишков-потешек.

Игры с пальчиками создавали особую атмосферу, способствовали благоприятному, эмоциональному настрою, также у детей формировалось умение слушать и понимать, улавливать ритм речи.

При первом знакомстве с упражнением мы читали текст самостоятельно, а дети слушали и выполняли движения пальцами.

Цель: сформировать мелкую моторику пальцев рук, при выполнении движений привлечь внимание детей к возникшим ощущениям, развивать силу, точность движений пальцев рук, учить выполнять в полном объеме.                     Особую роль в развитии мелкой моторики руки играет пальчиковая гимнастика – своеобразные упражнения для развития мелкой мускулатуры.

Для осуществления двигательного акта необходимо наличие двух составных компонентов: его кинестетической основы, обеспечивающей дифференцированный состав сложных движений, и его кинетической структуры, лежащей в основе образования плавных, протекающих во времени двигательных навыков (А.Р. Лурия). Кинетическая программа обеспечивается участием своего мозгового механизма, отличного от механизма создания кинестетической схемы произвольного движения. Работа по формированию кинестетической и кинетической основ ручных и артикуляторных движений проводится параллельно. Развитие ручной и артикуляторной моторики осуществляется по двум направлениям.

1.Формирование кинестетической основы движения. Основными задачами этого направления логопедической работы являются:

- организация двигательных импульсов, направляемых к определенным группам мышц, и уточнение состава двигательного акта;

- развитие кинестетического анализа и синтеза кинестетических афферентаций ручных и артикуляторных движений.

В процессе формирования кинестетической основы движений руки кистями и пальцами рук придаются различные позиции, которые ребенок воспроизводит с закрытыми глазами (или за экраном).

2.Формирование кинетической основы движения. Основными задачами второго направления логопедической работы являются:

- объединение, обобщение последовательных импульсов в единый, организованный во времени двигательный стереотип, превращение отдельных двигательных навыков в плавные, серийно организованные двигательные навыки;

- развитие статической и динамической координации движений.

В процессе формирования кинетической основы движений руки проводятся упражнения, направленные на развитие системы движений, включающей в свой состав «основные» и «фоновые» компоненты (по А.Н. Бернштейну), или серии однотипных движений, составляющих единый двигательный навык.

Развитие динамической координации движений руки осуществляется в процессе выполнения как последовательно, так и одновременно организованных движений.

Все упражнения разделены на три группы.

Ι группа. Упражнения для кистей рук:

  • развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
  • учат напрягать и расслаблять мышцы;
  • развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
  • учат переключаться с одного движения на другое.

ΙΙ группа. Упражнения для пальцев условно статические.

  • совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.

ΙΙΙ группа. Упражнения для пальцев динамические:

- развивают точную координацию движений;

- учат сгибать и разгибать пальцы рук;

- учат противопоставлять большой палец остальным

При выполнении упражнений нужно помнить, что:

1.Сначала все упражнения выполняются медленно. Следите, чтобы ребенок правильно воспроизводил и удерживал положение кисти или пальцев и правильно переключался с одного движения на другое.

2.Упражнения отрабатываются сначала одной рукой (правой, если не предусмотрено участие обеих рук), затем – другой, после этого – двумя одновременно.

3. Переход от простого к сложному – постепенно, по нарастающей сложности, не пропуская ни одного упражнения, – это очень важно для поддержания у ребенка интереса к упражнениям.

4. Каждому упражнению соответствует свой рисунок для создания зрительного образа. Сначала показать ребенку цветной рисунок и объяснить, как должно выполняться упражнение. Постепенно надобность в объяснениях отпадает: показать картинку, назвать упражнение, а ребенок вспоминает, какое положение кистей рук или пальцев он должен воспроизвести.

Когда все упражнения будут хорошо знакомы, можно выполнять следующие игровые задания:

1. Запоминать и повторять серию движений по словесной инструкции, начиная с двух движений и заканчивая тремя, четырьмя, и больше.

Например: «Коза» – «Улитка». Ребенок переключается с позиции «Коза» на позицию «Улитка» (3-4 раза). Сначала упражнение выполняется по словесной инструкции, затем на счет «раз – два».

2. «Рассказывать руками» маленькие истории, сказки и стихи, теневой театр, кукольный театр (перчатки, рукавички, самодельные куклы). Сначала Вы сами придумываете рассказ, затем предлагаете сочинить свою историю малышу. Например: В одном чудесном месте протекала речка (изображаем «речку»). В ней жила маленькая рыбка (изображаем «рыбку») и т. д.

Рассказать с помощью рук помогут карточки. Эти карточки можно использовать в самом начале занятий. Например, Вы кладете перед ребенком 3 картинки и предлагаете запомнить последовательность упражнений. Затем картинки убирают, а малыш выполняет упражнение в нужном порядке. Когда ребенок уже без труда выполняет все упражнения, можно приступить к более сложному заданию: разложить на столе несколько карточек и попросите ребенка придумать новую историю, используя вместо плана картинки. Затем историю надо рассказать с помощью рук.

При проведении этих игр нужно учитывать речевые возможности детей. При первом знакомстве логопед читает текст полностью сам, дети слушают и выполняют движения пальцами. Если встречается затруднение при понимании слов, логопед объясняет их значение. При повторении игры, дети с 1 уровнем речевого развития только заканчивают фразу. С детьми 2-4 уровня текст заучивается целиком, а дети произносят его, сопровождая движениями пальцев.

Таким образом, регулярные занятия по предложенной системе будут способствовать еще и поддержанию хорошего тонуса. Дело в том, что на пальцах и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

Работа по развитию кистей рук и пальцев рук проводится систематически по 3-5 минут (3-4 раза в день) ежедневно в детском саду и дома:

а) упражнения включаются в занятия логопеда и воспитателей;

б) игры с пальцами – в режимные моменты и прогулки (утром, как часть физкультурной разминки; на утренней прогулке; перед обедом (до или после мытья рук); перед вечерней прогулкой);

в) на занятиях в качестве физминуток (по 2 – 3 минуты)

г) пальчиковая гимнастика проводится в комплексе с артикуляционной гимнастикой воспитателями (логопедами) в специально отведенное в режиме дня время, а также дома с родителями (Приложения 3).

ИГРЫ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ

Цель: сформировать более тонкие  дифференцированные движения пальцев, научить брать сначала мелкие предметы, а потом крупные 2-3 пальцами и удерживать их. Перекладывать предметы с места на место. Заниматься этими упражнениями можно в свободное от занятий и в вечернее время. В данном комплексе упражнений можно использовать следующий материал:

1. Различной величины мозаики;

2. Различные шнуровки;

3. Застежки различной величины;

4. Наборы колец различной величины для нанизывания на стержень;

5. Цветные клубочки ниток для перематывания (в клубок, на палочку);

6. Наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков;

7. Наборы игрушек для игры «Чудесный мешочек» для узнавания предметов на ощупь. Узнавание предметов на ощупь в дальнейшем дает возможность правильно держать кисть, регулировать силу ее захвата и улучшает тонус мышц, что делает движения более точными.

8. Пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров.

        Прежде чем приступить к работе, проводится специальная работа по организации восприятия объекта, который предстоит выкладывать. Задание при повторении каждый раз надо усложнять;

а) выкладывать на образце (методика накладывания);

б) выкладывать под образцом;

в) выкладывать по памяти;

г) выкладывать со сменой материала – от крупного к мелкому     (счетные палочки → спички).

1. Бусы и леска для нанизывания.

2. Различные конструкторы.

3. Материал для сортировки мелких и крупных предметов в различные емкости.

РУЧНОЙ ТРУД

Цель: развивать точную ручную координацию.

Необходимо, чтобы ребенок систематически занимался различными видами ручной деятельности. Это могут быть:

1. Лепка из пластилина, глины, теста;

2. Различные поделки из природного материала;

3. Выкладывание узоров из крупы, бусинок, камешков;

4. Аппликация из различных материалов.

Этот список можно продолжить. Развитие ручной умелости невозможно без своевременного овладения навыками самообслуживания. Важно и участие ребенка в обслуживающем труде: уборке помещения, сервировке стола и т. д. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической тренировкой для пальцев рук.

Дети с дизартрией могут испытывать на первых порах трудности в самообслуживании (не могут самостоятельно одеться). Необходимо помочь ребенку овладеть навыками самообслуживания, в особенности научиться застегивать пуговицы, кнопки, пряжки, зашнуровывать ботинки и пр.

Полезны следующие упражнения:

1. захват тремя, а потом двумя пальцами пуговиц разной величины, формы. Пуговицы можно прикрепить с помощью резинки к щитку или рамке, расположить их в несколько рядов. По указанию взрослого ребенок захватывает нужную пуговицу и тянет на себя, затем отпускает. Так можно упражняться многократно, начав с более крупных пуговиц;

2. застегивание, расстегивание пуговиц  на специальном образце ткани с пуговицами и петлями разной величины, который укреплен на рамке. Затем эти действия отрабатываются на одежде куклы, на одежде самого ребенка

ГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ предлагались в определенной последовательности.

На первом этапе работа осуществляется по разукрашиванию готовых рисунков и дорисовыванию изображений по пунктирным линиям. Образцы заданий представлены в Приложении 4.

Затем предлагалось дорисовать какой-либо элемент у изображенного предмета. В качестве основы мы использовали графические задания, разработанные Моисеевой Л.Г. (Приложение 5).

Например, поставить точки – пшено для птички, песок на дне реки, снег из тучи, и др. (рисунок 1)

Или, нарисовать из кружочков гусеницу, банку с помидорами, бусы на нитке, колеса у поезда и др. (рисунок 2), либо с помощью палочек и штрихов нарисовать дождик, лучики солнца, иголки у ежа или елки (рисунок 3).

Затем, переход к более сложным элементам: завиткам и спиралям (рисунки 4 и 5).

Затем детям предлагалется задания на штриховку (рисунок 6).

На следующем этапе необходимо приступить к выполнению упражнений на листе бумаги в клетку. Первые задания давать на расчерченном альбомном листе. Образцы заданий (рисунки 7 и 8).

На завершающем этапе работы обучать детей графическим диктантам различной сложности (рисунок 9).

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ  осуществляеться по методике, предложенной Титовой О.В.

В Выбранной методике, обозначено 4 направления работы:

- обучение ориентировке в схеме собственного тела;

- обучение восприятию местоположения и удаленности предмета в пространстве

- обучение восприятию пространственных отношений между предметами

- обучение ориентировке на плоскости.

В качестве приемов использовать игровые упражнения, подвижные игры с использованием наглядности, подвижные игры с правилами.

Использование игровых приемов способствует смене видов деятельности на занятии, предупреждает переутомление детей и повышалет мотивацию к занятиям, улучшает эмоциональное состояние детей, за счет чего происходит активизация речевой и познавательной деятельности.

Описание игровых упражнений, подвижных игр представлено в Приложении 6.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности формирования коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Работа по формированию коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР...

Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи

Представлены основные направления работы по формированию  графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи...

Опыт работы по теме: "Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи"

Описание работы по теме самообразования "Развитие словесно-логического мышления у детей с общим недоразвитием речи"...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

У детей с ОНР снижена потребность в общении, коммуникативные навыки частично не сформированы. Они тянутся к сверстникам, стараются привлечь внимание, но диалог не получается. Они не слышат партнера и ...

Особенности формирования словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Особенности формирования словообразовательных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по формированию конструктивных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Одним из эффективных путей развития речи детей является использование конструирования. Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи проводится в течение года логопедом совместно с вос...

Формирование графомоторного навыка у дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья посвящена проблеме коррекции графо - моторных навыков у детей с ОНР. В работе раскрыт вопрос о природе графо - моторных навыков. Рассмотренны особенности развития....