Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя по формированию конструктивных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи.
статья по коррекционной педагогике

Одним из эффективных путей развития речи детей является использование конструирования. Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи проводится в течение года логопедом совместно с воспитателями, которые широко используют на практике конструирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruktivnaya_deyatelnost.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателя

по формированию конструктивных навыков у

дошкольников с общим недоразвитием речи.

Важность контакта, преемственности в работе логопеда и воспитателей объясняется тем, что устранение сложных речевых возможно только при комплексном подходе. Причем работа должна быть не формальной, а   вдумчивой, серьезной, кропотливой, систематической. 

Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи отличаются недостаточным развитием мелкой моторики, плохой координацией движений, неэффективным развитием познавательной сферы, недостаточностью самоконтроля и пространственно-временной ориентировки. Поэтому у таких детей в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения деятельностью, которая связана с графомоторными навыками. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению в дальнейшем негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребёнка в школе.

Одним из эффективных путей развития речи детей является использование конструирования. Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Через соприкосновение предмета с рукой, ребенок учится чувствовать разницу в предметах, развивая кинестетическую чувствительность.

Логопед в течение года обязан периодически присутствовать на занятиях воспитателя, наблюдать режимные процессы с последующим анализом. На любом занятии должна планироваться коррекционная работа.

Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи проводится в течении года логопедом совместно с воспитателями, которые широко используют на практике конструирование.

Конструирование, или элементы конструирования, могут быть использованы в самых различных направлениях коррекционной работы: в развитии зрительного и слухового внимания, мелкой моторики, в совершенствовании пространственных представлений, в развитии грамматического строя речи, а значит и увеличении словарного запаса детей.

Можно использовать элементы конструирования для решения логопедических задач:

-употребление существительных единственного и множественного числа;

-сочетание существительных с предлогами;

-изменение по временам, лицам, числам и родам;

-согласование существительного с прилагательным в роде, числа, падеже;

-количественные и порядковые числительные;

-местоимения (мой, моя, мое, мои, наш, ваш);

-предложения с предлогами;

-временные формы глагола (я построил, я строю, я буду строить);

-спряжение глагола (Что делаешь? Что делают?);

-навыки связной речи (Как будешь делать?);

-глаголы прошедшего, будущего времени;

-падежные формы местоимений.

Может быть, эта коррекционная работа не планируется, но она проводится. Эффективность речевого развития дошкольников во многом зависит оттого, какими средствами пользуется взрослый. Игровая деятельность является ведущей деятельностью, которая сопровождает ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Используя различные конструкторы, педагог может с успехом использовать игры с ребенком для постановки и реализации многих обучающих задач, особенно для развития его речи.

Одним из важных вопросов взаимосвязи в работе педагогического коллектива является распределение задач. Важно, чтобы каждый участник образовательного процесса решал, как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи в процессе формирования конструктивных навыков.

Задачи, стоящие перед учителем-логопедом

 Задачи, стоящие перед воспитателем

 Создание условий для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма

Создание обстановки эмоционального благополучия детей в группе

Развитие слухового внимания детей и сознательного восприятия речи

Воспитание общего и речевого поведения детей, включая работу по развитию слухового внимания (использование многоступенчатой инструкции)

Активизация словарного запаса, формирование обобщающих понятий (важно для развития мышления, внимания, памяти, расширения лексического запаса)

Уточнение имеющегося словаря детей, расширение пассивного словарного запаса, его активизация по лексико-тематическим циклам; развитие умения сравнивать, обобщать, классифицировать предметы

Обучение детей процессам анализа, синтеза, сравнения предметов по их составным частям, признакам, действиям

Развитие представлений детей о пространстве (право, лево, верх, низ), форме, величине (понимать количества и величины (счет необходим для звукового анализа слов, различать величины – для подготовки детей к чтению)  , умений выявлять различные соотношения (больше – меньше, толще - тоньше, длиннее – короче, тяжелее – легче и др.), цвете предметов

Формирование навыков словообразования и словоизменения

Закрепление навыков словообразования и словоизменения в играх с элементами конструирования

Формирование предложений разных типов в речи детей по моделям, демонстрации действий, вопросам, по ситуации

Контроль речи детей по рекомендации логопеда, тактичное исправление ошибок; помощь в усвоении в практической деятельности значение предлогов: в, на, под, над, из, около, за, у, с, из, перед, между (важно для формирования грамматического строя)

Подготовка к овладению, а затем и овладение диалогической формой общения

Развитие диалогической речи детей через  конструктивную деятельность в соответствии с уровнем речевого развития детей

Развитие умения объединять предложения в короткий рассказ

Закрепление навыка составления короткого рассказа (использование описательного элемента, например, сравнение двух построек)

Значение конструктивной деятельности велико, т.к. оно приобретает практическую направленность, а проблемные ситуации способствуют речевой активности. Ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что положительно влияет на речь.

В процессе конструктивно - игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.

Включение в любые виды деятельности элементов конструирования с применением разнообразных конструкторов и материалов оказывает неспецифическое тонизирующее влияние на функциональное состояние мозга и развитие речи детей, неизменно вызывая у них эмоциональный подъем и разрядку нервно-психического напряжения.

Конструирование, как вид детской деятельности, включающий в себя физиологическое стимулирование функции пальцев рук, развивающий пространственные представления о предмете, способствующий анализированию и синтезированию объектов окружающего мира, обогащаемый словарь ребенка и сенсорное восприятие – это неоспоримое средство развития речи дошкольника.

Специфика работы воспитателя при взаимодействии с логопедом заключается в том, что воспитатель организует и проводит во второй половине дня индивидуальные и подгрупповые занятия по заданию учителя-логопеда. Для этой цели в группе оформляется тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя. Содержание тетради включает в себя: игровые приемы, направленные на развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания, координации общих моторных движений и мелкой моторики пальцев рук; рекомендации по автоматизации звуков у детей; перечень заданий и упражнений, направленный на развитие познавательных процессов, лексико-грамматического строя и связной речи в соответствии с лексической темой.Воспитатель обеспечивает необходимое закрепление материала в разных видах деятельности, в том числе и в конструктивной.

Таким образом, тесная взаимосвязь в работе учителя-логопеда и воспитателей по развитию речи с применением конструирования позволяет добиваться положительных результатов в коррекции речи дошкольников и является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Использование конструирования в образовательном процессе направлено не только на развитие речевой функции, но и на развитие личности ребенка в целом.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник домашних заданий учителя логопеда в средней группе детей (4-5 лет) с общим недоразвитием речи

Домашнее задание учителя логопеда разработано для детей 4-5лет (средняя группа) с общим недоразвитием речи. Направлено на закрепление в домашних условиях формирования высших психических функций,...

Конспект проведения совместной непосредственно образовательной деятельности учителя-логопеда Ворошиловой Генриетты Владимировны с детьми среднего возраста с общим недоразвитием речи (II-III уровень речевого развития) по теме: «В гостях у яблоньки»

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 68 компенсирующего вида Калининского района г. Санкт-Петербурга. Конспект проведениясовместной непосредственноо...

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по теме «Дикие животные»

Конспект совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя с детьми среднего дошкольного возраста с общим  недоразвитием речи по теме «Дикие животные» предназначен для закрепления знания дет...

Нетрадиционные методы воздействия в работе учителя - логопеда как средство коррекционно-развивающей деятельности с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

На современном этапе можно констатировать изменение социального заказа общества к дошкольным учреждениям. ДОУ должны подготовить детей с нормальным и нарушенным психоречевым развитием, к получению обр...